Обратная связь
|
Психолого-педагогическая служба
Цель психологической работы:создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, гармонического развития их личности.
Задачи:
· создавать благоприятные психолого–педагогические условия для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода;
· помогать детям в адаптации к дошкольному учреждению;
· развивать эмоциональные и интеллектуальные ресурсы;
· в целях профилактики нарушений психологического здоровья создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
· обеспечивать сотрудничество с родителями в практике психолого-педагогического партнерства;
· изучить и проанализировать индивидуальные особенности развития ребенка, с целью создания условий для всестороннего, гармоничного развития его личности.
· способствовать повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей; расширять психолого-педагогические знания и умения по оптимизации детско-родительских отношений.
· содействовать повышению психолого–педагогической культуры всех участников воспитательно-образовательного процесса ОУ.
Основные направления работы:психодиагностическая работа; психопрофилактическая работа; психоразвивающая и психокоррекционная работа; психопросветительская работа; методическая работа.
Направление работы:Диагностическое
Цели:
| 1. Получение надежной информации об индивидуальных особенностях детей, о возможностях и перспективах развития личности ребенка для прогнозирования возможных результатов развития, обучения и воспитания.
2. Предоставление педагогам возможности понять свои сильные и слабые стороны.
3. Изучение индивидуально-личностных особенностей педагогов как средство профилактики профессионального выгорания.
4. Предоставление родителям дополнительной информации о ребенке, его личностных особенностях, особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи:
1. Помочь педагогам разобраться в собственных мотивах обучения детей.
2. Изучить особенности познавательной деятельности детей, определить уровень развития, факторы риска и на этой основе разработать оптимальную систему подготовки к школе.
3. Определить индивидуальные особенности психического развития детей (самооценка, уровень притязаний, личностные черты и качества, особенности эмоциональных проявлений; устойчивость, направленность и осознанность мотивов)
4. Выявление индивидуально-личностных особенностей педагогов.
№
| Содержание
| Форма проведения
| Контингент участников
| Сроки проведения
|
| Определения уровня адаптации к детскому саду
| Наблюдение, анкетирование, заполнение листов адаптации
| 2 младшие группы
| Сентябрь
|
| "Готов ли ваш ребенок к посещению детского сада"
| Анкетирование
| Родители 2 младших групп
| Сентябрь
|
| Сбор анамнестических сведений о детях ОУ.
| Изучение медицинских карт
| Дети всех возрастных групп
| Сентябрь
|
| Проведение наблюдений с целью выявления детей, имеющих проблемы в личностной сфере (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.)
| Наблюдение
| Дети всех возрастных групп
| Сентябрь
|
| Выявление семей «групп риска», сбор данных о детях и родителях, относящихся к этой категории.
| Наблюдение, анкетирование
| Все возрастные группы
| Сентябрь-октябрь
|
| Определение общей и специальной готовности к школе (развитие психических процессов; мотивационная готовность к школьному обучению, определение мотивов обучения, внутренняя позиция школьника, самооценка)
| Тестирование
| Подготовительные группы
| Сентябрь-октябрь
|
| Определение стиля внутрисемейных взаимоотношений
| Проективное тестирование "Моя семья"
| Подготовительные, старшие группы
| Октябрь-ноябрь
|
| Определение особенностей психического развития детей
| Тестирование, анкетирование, наблюдение
| По запросам воспитателей и родителей
| Сентябрь-май
|
| Изучение психологического климата в коллективе
| Экспресс- методика по изучению социально-психологического климата в коллективе
| Педагоги ОУ
| Октябрь
|
| Диагностика актуального уровня развития психических процессов и функций у детей
| Тестирование, анализ продуктов деятельности
| Группа кратковременного пребывания, коррекционная группа
| Октябрь-ноябрь
|
| Диагностика удовлетворенности адаптацией
| Анкетирование
| Родители 2 младших групп
| Декабрь
|
| Изучение межличностных отношений и внутригрупповых связей у детей старшего дошкольного возраста
| Наблюдение, социометрия
| Средние и старшие группы
| Январь - февраль
|
| Определение динамики развития детей за 1 полугодие
| Банк методик
| Дети коррекционно-развивающих групп
| Январь
|
| Диагностика страхов у детей, уровень тревожности
| Анкетирование, тестирование, наблюдение
| Группы детского сада
| По запросу
|
| Анкета «Ваш ребёнок скоро станет школьником».
| Анкетирование
| Родители подготовительных групп
| Март
|
| Диагностика профессионального эмоционального выгорания у педагогов
| Тестирование
| Педагоги ОУ
| Октябрь, март
|
| Изучение уровня готовности детей к школьному обучению. Итоговая диагностика.
| Тестирование
| Подготовительные группы
| Апрель, май
|
| Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО
| Тестирование
| Подготовительные группы
| Май
|
| Изучение удовлетворенности родителей организацией воспитательно-
| Анкетирование
| Подготовительные группы
| Май
| Направление работы: Коррекционно-развивающее
| Цели:
| 1. Создание оптимальных возможностей и условий для полноценного и своевременного раскрытия и реализации потенциальных возможностей развития ребенка.
2. Предотвращение вторичных отклонений, нервно-психических и психосоматических заболеваний.
1. Создать благоприятные эмоциональные условия для пребывания ребенка в дошкольном учреждении и его адаптации в нем.
2. Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество.
3. Развивать у детей положительное эмоциональное отношение ко взрослым и сверстникам, формировать умение слушать и слышать других людей, учить принимать самого себя и других людей.
4. Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями, учить адекватному проявлению их в коммуникативной сфере.
5. Обучать дифференциации и адекватной интерпретации эмоциональных состояний других людей.
6. Формировать положительные нравственные качества через проигрывание социальных ролей.
7. Развитие познавательной, эмоционально-личностной и двигательной сфер.
№
| Содержание
| Форма проведения
| Контингент участников
| Сроки проведения
| 1.
| «Психогимнастика для детей 5-7 лет»
Стабилизация эмоционального состояния, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
| Игровое занятия
| Подготовительная подгруппа №10
| Ноябрь-Апрель
| 2.
| «Психогимнастика»
Стабилизация эмоционального состояния, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
| Игровое занятие
| Средняя подготовительнаяподгруппа №11
| Ноябрь-Апрель
| 3.
| Психолого-педагогическое сопровождение ребенка, направленное на развитие познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер
| Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
| средняя
группа
| В течение года
| 5.
| «Давай познакомимся»
Коррекция эмоционального мира дошкольника. Обеспечить всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, эмоциональный комфорт, способствовать психическому и личностному росту детей
| Тренинговые занятия
| Старшая
| Ноябрь-Апрель
| 6.
| «Приключения будущих первоклассников»(психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению)
Профилактика возможных трудностей при адаптации к школе. Развитие личностной сферы, эмоциональной, волевой; формирование позитивной мотивации к обучению
| Мини-тренинг
| Подготовительная №10, №11
| Октябрь -Апрель
| 7.
| Коррекционная работа с застенчивыми и тревожными детьми
| Игровые занятия
| По результатам диагностики, по запросам
| По результатам
| 8.
| Работа по развитию и коррекции психических процессов
| Индивидуальные и подгрупповые занятия
| По результатам диагностики
| Октябрь – апрель
| 9.
| Индивидуальная песочная терапия (решение личностных проблем)
| Индивидуаль – ные занятия
| По результатам диагностики, по запросам
| По результатам
|
| «Сказочная подготовка к настоящей школе»
Коррекция низкой мотивации к школьному обучению
| Чтение и проигрывание сказок
| Подготовительные группы
| Апрель-май
|
| Индивидуальная работа с агрессивными детьми. Коррекция агрессивного поведения ребенка.
| Игровые упражнения
| По результатам диагностики, наблюдения и запросам родителей и педагогов.
| По результатам
|
| «Я учусь владеть собой»
Коррекция поведения, устранение импульсивных реакций, развитие психических процессов. Развитие произвольности и самоконтроля. Преодоление барьеров в общении, развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
| Мини - тренинг
| Подготовительная группа
| Ноябрь - апрель
|
| Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ОУ.
Работа по проблеме адаптации дошкольников к детскому саду
| Игровые упражнения
| 2 младшие группы (вновь пришедшие дети)
| Сентябрь-октябрь
|
Направление работы :Организационно-методическое
Цели:
| 1. Обеспечение психического здоровья детей и содействие их полноценному и своевременному развитию в условиях образовательного процесса ОУ.
2. Формирование психологической компетенции педагогов, развитие у них профессиональной рефлексии и эмоциональной устойчивости.
3. Содействие повышению психологической компетенции родителей в закономерностях развития ребенка, а также в вопросах обучения и воспитани
1. Формировать психологические требования к развивающей предметной, учебной среде.
2. Создание эмоционального и психологического комфорта в ОУ, как профилактики психосоматических заболеваний.
3. Познакомить педагогов с навыками психологической саморегуляции.
4. Развитие у педагогов устойчивой мотивации к самосовершенствованию, создание условий для самовыражения педагогов и преодоление барьеров в общении.
5. «Снимать» тревожность родителей по вопросам обучения детей, повышенные требования и запросы к раннему, школьного типа, обучению.
6. Повышать психологическую компетенцию родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей.
7. Внедрение психосберегающих и здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
№
| Содержание
| Форма проведения
| Контингент участников
| Сроки проведения
|
| Разработка диагностических материалов для детей младшего дошкольного возраста в период адаптации (оформление адаптационных карт)
|
| Родители младших групп
| Сентябрь
|
| Подготовка кабинета к новому учебному году.
|
|
| Сентябрь
|
| Подготовка диагностического инструментария для проведения обследований.
|
|
| Сентябрь
|
| Посещение родительских групповых собраний
| Сообщение
| Возрастные группы
| По графику
|
| Участие в методических объединениях и совещаниях
| Разное
| Психологи
| По плану м/о
|
| Выступление на общем родительском собрании: «Содержание, цели и задачи психологической службы в ОУ»
| Доклад
| Администрация и педагоги ОУ
| Октябрь
|
| Анализ психолого-педагогической литературы в соответствии ФГОС ДО
|
|
| Сентябрь-октябрь
|
| Подготовка и размещение информационного материала на интернет-сайт дошкольного учреждения.
|
|
| В течение года
|
| Подготовка материалов на информационные стенды.
|
|
| В течение года
|
| Разработка рекомендаций, памяток и буклетов.
|
| Все группы
| В течение года
|
| Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ
|
|
| Сентябрь
|
| Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ
|
| Дети "группы риска"
| Сентябрь-октябрь
|
| Заполнение отчетной документации
|
|
| Еженедельно
|
| Планирование и анализ деятельности
|
|
| Сентябрь, май
|
| Участие во Всероссийских конкурсах и конкурсах района.
|
|
| В течение года
|
| Формирование коррекционных групп.
|
|
| Октябрь-ноябрь
|
| Проследить процесс адаптации выпускников ОУ в школе
| Оперативное совещание
| Педагоги ОУ и школ
| Ноябрь
|
| Подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами.
|
|
| В течение года
|
| Обработка полученных результатов
|
|
| В течение года
|
| Подготовка психологических заключений по результатам диагностики
|
|
| В течение года
|
| Подготовка к индивидуально-групповой работе
|
|
| В течение года
|
| Посещение совещаний, семинаров, лекций
|
|
| В течение года
|
| Подготовка публикаций об опыте работы
|
|
| В течение года
|
| Посещение семинаров и курсов повышения квалификации
|
|
| В течение года
|
| Формирование и оптимизация банка методик и литературы по детской психологии.
|
|
| Постоянно в течение года
|
| Разработка методических рекомендаций по реализации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста
|
| Педагоги ОУ
| Ноябрь
|
| Разработка методических рекомендаций по развитию и воспитанию детей дошкольного возраста
|
| Педагоги ОУ
| Декабрь
|
| «Готов ли ребенок к школе»
| Анкетирование
| Родители ОУ
| Март
|
| Анализ уровня готовности выпускников ОУ к обучению в школе
| Анализ диагностики
| Педагоги ОУ
| Апрель
|
| Сообщение о результатах готовности выпускников ОУ к обучению в школе
| Доклад, анализ диагностики
| Педагоги ОУ
| Май
|
| Общее родительское собрание «Итоги сотрудничества ОУ и семьи в реализации задач воспитания, обучения и развития детей»
| Доклад
| Родители
| Май
|
| Составление годового отчета
|
|
| Май
| Направление работы :Консультативное, просветительское
Цель:
| 1.Предупреждение отклонений в развитии и поведении детей.
2.Развитие стремления к самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений у педагогов и родителей.
3.Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей в рамках обучения, воспитания и развития детей.
4.Психопросвещение педагогов в научно-практической области обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
1. Познакомить родителей с различными областями психологических знаний и тем самым активизировать и обогатить психологическими знаниями, умениями и навыками родителей.
2. Познакомить педагогов с психологической спецификой педагогических воздействий и возрастными особенностями развития детей в контексте возрастной, педагогической, детской психологии.
3. Разработать рекомендации коррекционно-профилактического и информационного характера для родителей и педагогов.
№
| Содержание
| Форма проведения
| Контингент участников
| Сроки проведения
|
| Консультирование воспитателей подготовительных групп по результатам диагностического обследования
| Консультация, раздача практического материала
| Воспитатели подготовительных групп
| Сентябрь-октябрь
|
| Общение педагога с родителями
| Семинар-практикум
| Педагоги ОУ
| Сентябрь
|
| Оформление стенда «Советы психолога» и групповые родительские уголки по темам:
«Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким?
Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?»
« Как правильно хвалить ребенка»
«Ребёнок у экрана»
«Как родителям помочь застенчивому ребенку»
«Агрессивный ребёнок»
«Возрастные кризисы 3-х и 7-ми лет»
«Скоро в школу»
"Отдавать ли 6-ти летнего ребенка в школу?"
|
|
2-я младшая
Все группы
Подготовительные группы
|
Сентябрь
Октябрь-май
В течение года
|
| Выступление на родительском собрание «На пути к школе»
| Доклад
| Подготовительные группы
| По плану воспитателей
|
| Выступление на родительских собраниях
| Доклад
| Все группы
| По плану воспитателей
|
| Консультации для родителей:
«Ребёнок поступает в д\с», «Период адаптации»,
«Как бороться с детской истерикой»,
«В садик с радостью»,
«Ваш малыш плохо кушает»,
· «Как научить ребёнка одеваться?»,
· «Кризис 3 лет или как использовать этот период для развития самостоятельности»;
| Консультации
| 2 младшие группы
| В течение года
|
| Консультации для родителей
«Если ваш малыш кусается»,
«Как научить ребёнка одеваться?»,
«Детские фантазии»,
«Десять заповедей для родителей»,
«Бранные слова»,
"Наказывая, подумай!"
| Консультации
| Средние группы
| В течение года
|
| Консультации для родителей:
«Беспокойный сон малыша»,
«Ваш лучший помощник-игра»,
«Как справиться с детской истерикой»,
«10 правил воспитания вашего ребёнка»,
«Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с миром»,
«Игры для детей»,
"Детские страхи"
| Консультации
| Старшие группы
| В течение года
|
| Консультации для родителей:
«Ритуалы, которые нравятся детям»,
«В школу – с удовольствием»,
«Возрастные особенности детей 6-7 лет»,
«Кризис 7 лет»,
«Дети, которых не понимают родители»,
«Наказание – за и против»,
«Изящные выражения в детском лексиконе»,
«Если осенью в школу».
| Консультации
| Подготовительные группы
| В течение года
|
| "Мы вместе!" (коррекция детско-родительских отношений)
Занятие №1
| Тренинг
| Старшие, подготовительные группы
| Сентябрь
|
| "Аттестация без стресса"
| Консультация в профсоюзном уголке
| Педагоги ОУ
| Октябрь
|
| «Готов ли мой ребенок к школе» (знакомство родителей с итогами диагностики детей)
| Беседа
| Родители подготовительных групп
| Октябрь-ноябрь
|
| Реализация эффективного психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного
| Доклад
| Педагоги ОУ
| Октябрь
|
| «Индивидуальные особенности психического развития детей»
(индивидуальное консультирование по результатам диагностики внутрисемейных отношений)
| Беседа
| Родители подготовительных групп
| Ноябрь-декабрь
|
| Индивидуальное консультирование педагогов ОУ
| Беседа
| Педагоги ОУ
| Постоянно по графику
|
| Индивидуальное консультирование родителей
| Беседа
| Родители всех возрастных групп
| Постоянно по графику
|
| Индивидуальное консультирование родителей по проблеме создание условий в семье для эмоционального благополучия ребенка
| Беседа
| Родители всех возрастных групп
| Постоянно по графику
|
| Обеспечению эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в образовательном процессе ОУ
| Индивидуальные консультации
Беседа
| Педагоги ОУ
| Постоянно по графику
|
| Осуществление индивидуального подхода и соблюдение прав ребенка.
| Индивидуальные консультации, беседы
| Педагоги ОУ
| Постоянно
|
| Консультация с педагогами "Профилактика синдрома эмоционального выгорания"
| Доклад
| Педагоги ОУ
| Октябрь
|
| Профилактика эмоционального выгорания у педагогов "Минутки отдыха"
Занятие №1
| Семинар-практикум
| Педагоги ОУ
| Октябрь
|
| "Мы вместе!" (коррекция детско-родительских отношений)
Занятие №2
| Тренинг
| Старшие и подготовительные группы
| Ноябрь
|
| "Один в поле не воин" (сплочение педагогического коллектива)
| Тренинг
| Педагоги ОУ
| Ноябрь
|
| Профилактика эмоционального выгорания у педагогов "Релаксационные упражнения"
Занятие №2
| Семинар-практикум
| Педагоги ОУ
| Декабрь
|
| "Как помочь непопулярному ребенку?"
| Оформление брошюры
| Педагоги ОУ
| Январь
|
| "Мы вместе!" (коррекция детско-родительских отношений)
Занятие №3
| Тренинг
| Старшие и подготовительные группы
| Февраль
|
| Коррекции детских страхов "Веселый страх"
Занятие №1
| Совместное занятие в форме тренинга
| Родители и дети старших и подготовительных групп
| Февраль
|
| «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов»
Занятие №3
| Семинар-практикум
| Педагоги ОУ
| Март
|
| Коррекции детских страхов с помощью куклотерапии"Веселый страх"
Занятие №2
| Совместное занятие в форме тренинга
| Родители и дети старших и подготовительных групп
| Май
|
| Организация игровой деятельности на летней прогулке с учетом полоролевой специфики
| Консультация
| Педагоги ОУ
| Июль-август
|
|
|