Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Диагностика готовности к школьному обучению проводилась с ребенком подготовительной группы Колесниковой Дашей 6 лет

Использовались следующие методики:

1.Ознакомительная беседа (методика А.Л.Венгер, С.А.Бугрименко)

Цель: определить уровень ориентировки ребенка в окружающем, запас знаний, уровень сформированности положительного отношения к школе.

2.Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»

Цель: оценка запаса имеющихся бытовых знаний, общая ориентация детей поступающих в школу.

3.Корректурная проба (детские варианты – тест Пьерона-Рузера) определяет уровень концентрации внимания, темпа психической деятельности.

4.Методика «Домик» (Н.И.Гуткина) (позволяет, выявить умение ребенка воспроизводить зрительно воспринимаемый образец, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики рук);

5.Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина предназначена для исследования ориентации в пространстве. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого

6.Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика позволяет выявить степень функциональной зрелости ребенка, т.е. соответствия степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиями и задачами школьного обучения.

 

Тест "Пиктограмма" А.Р.Лурия (исследование памяти) направлен на исследование опосредованной памяти (дает информацию и о развитии мышления).

В результате ознакомительной беседы и проведения методики «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» Даша набрала наибольшее количество баллов, что говорит о сформированности положительного отношения к школе, общая ориентация и запас бытовых знаний выше уровня нормы возрастной группы.



По результатам корректурной пробы выяснили, что у Даши высокий уровень концентрации внимания и темпа психической деятельности. В результате выполнения Методики «Домик» Даша была сосредоточена и старательно выполняла задание, рисунок выполнен левой рукой, значительных искажений не имеется, на рисунке присутствуют все детали, некоторые детали слегка увеличены, рисунок выполнен быстро, во время работы Даша не отвлекалась. Итоговый показатель 10 баллов, что соответствует среднему уровню выполнения задания.

По результатам теста школьной зрелости Керна-Йерасика, рисунок человека выполнен на 1 балл, что соответствует наилучшему результату, копирование слов и точек также соответствует высокому уроню – по 1 баллу.

«Графический диктант», имелись небольшие искажения в самостоятельной работе, общий балл-10, При выполнении теста «Пиктограмма» Даша вспомнила 8 предложенных слов из 10. У Даши высокий уровень объема опосредованной памяти. По результатам проведенного исследования Даша имеет высокий уровень готовности к обучению к школе.

 

Приложение 6

ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА С РЕБЕНКОМ

МЕТОДИКА «ДАВАЙ ПОЗНАКОМИМСЯ»

А. Как тебя зовут? _________________________________________________________

С кем ты живешь?__________________________________________________________

Как их зовут? ______________________________________________________________

Б.Сколько тебе лет? _____________________________________________________

Когда у тебя день рождения? (число, месяц, время года)

В. Ты возможно все про себя знаешь?_________________________________________

А где расположен у тебя нос? ______________________________________________

А ты можешь правой рукой дотянуться до своего левого уха? _____________________

А левой рукой до правого? ___________________________________________________

Оценка результатов:

· Группа «А» - учитывается контактность ребенка

· Группа «Б» - отражается особенность восприятия временных понятий

· Группа «В» - пространственные понятия (лево-право).

МЕТОДИКА «ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ, КРУГОЗОР»

1. Как тебя зовут? _____________________________________________________

2. Сколько тебе лет?__________________________________________________

3. Как зовут твоих родителей? ___________________________________________

4. Как называется город, где ты живешь?_________________________________

5. Каких ты знаешь домашних животных? ________________________________ Каких диких животных? ______________________________________________

6. В какое время года на деревьях появляются листья? ________________________

7. Что остается на земле после дождя? ______________________________________

8. Чем отличаются день от ночи? _______________________________________

9. Хочешь ли ты идти в школу? _________________________________________

10. Как ты думаешь, что хорошего интересного будет в школе? ________________

11. Как, по-твоему, лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей? _____________________________________________________________________

Оценка результатов.

После номера каждого вопроса ставится знак «+» или «-». Итоговый уровень ориентировки в окружающем, запаса знаний определяется на основе подсчета числа «+» по вопросам 1-8; «высокий» - 7-8; «средний» - 5-6; «низкий» 4 и менее.

Итоговый уровень сформированности положительного отношения к школе определяется на основе подсчета числа «+» по вопросам 9-11: «высокий» 3; «средний» 2; «низкий» 1.

МЕТОДИКА «НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ»

2 пары картинок, несложных по сюжету, и количеству деталей, содержащих 5-10 различий.

Инструкция: ребенку предлагают в течение одной минуты внимательно рассмотреть пары картинок, затем просят назвать все различия.

Оценка результатов.

Подсчитывают общее количество правильно названных различий, из них вычитают ошибочно названные. Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе полученное число к 1, тем выше уровень развития наблюдательности.

 

Приложение 7

 

Корректурная проба (детские варианты – тест Пьерона-Рузера

ТЕСТ ПЬЕРОНА -РУЗЕРА

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания, темпа психической деятельности.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования. Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой: удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: «Вам предложен тест с изображенными на нём квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «Начали» расставьте как можно быстpee и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат — плюс, в треугольник — минус, в кружок — ничего не ставьте и в ромб — точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд.

 

 

Приложение 8

Методика «Домик»(Н. И. Гуткина)

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

Процедура обследования
Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

1. какой рукой рисует ребенок (правой или левой);

2. как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3. быстро или медленно проводит линии;

4. отвлекается ли во время работы;

5. высказывания и вопросы во время рисования;

6. сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка и анализ результатов
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).

5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йирасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йирасека.

Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.

 

Приложение 9






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.