Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Происхождение и социальная сущность языка.

Мы знаем о происхождении языка и слова очень мало. Сегодня лингвистические методы позволяют проникнуть в глубину веков не более, чем на 10 тысяч лет. Поэтому все теории происхождения языка в известном смысле гипотетичны.

В существующих теориях происхождения языка можно выделить два подхода к решению этой проблемы: 1) язык появился естественным путем; 2) язык был искусственно создан некой активной созидающей силой. Вторая точка зрения долгое время была преобладающей, расхождения наблюдались только лишь в вопросе о том, кто и из какого материала создал язык. Наибольшее число гипотез породил первый вопрос – кто создал язык? Вопрос о материале особых разногласий не вызывал: это звуки, рождаемые природой или людьми.

На ранних этапах развития цивилизации существовала логосическая теория (лат. – «слово») происхождения языка. Согласно этой теории, в основе зарождения мира лежало духовное начало, «Бог», «Логос», «Слово». Духовное начало существовало до человека и управляло инертной материей. В библейской традиции носителем слова был Бог. Божественная теория происхождения языка утверждала, однако, не только божественное, но и человеческое происхождение, поскольку человек, созданный Богом, получил от него дар слова. «И нарек человек имена всем скотам и птицам...» – говорится в Библии.

С развитием науки и философии язык стал рассматриваться только как продукт деятельности человека. Этот взгляд нашел отражение в концепции общественного договора, объединяющей теории, объясняющие происхождение языка, – звукоподражательную, междометную и теорию трудовых команд.

В соответствии со звукоподражательной теорией (представители теории Г. Лейбниц, У. Уитни) первые слова языка были подражанием звукам природы и крикам животных. Конечно, в любом языке есть звукоподражательные слова, но их немного, и с их помощью невозможно объяснить появление названий предметов (река, даль).



Междометная теория (которую развивали Я. Гримм, Ж.Ж. Руссо, В. Бунак) объясняла появление первых слов из непроизвольных выкриков (междометий), провоцируемых чувственным восприятием мира. Первоисточником слов были чувства, побудившие человека использовать свои языковые способности. Конечно, междометия есть в каждом языке, но как быть со словами, лишенными эмоционально-экспрес­сивной окраски? Кроме того, ни один ребенок не заговорит, пока он не окажется среди говорящих людей.

Суть теории трудовых команд (представители теории Л. Нуаре, К. Бюхер, А. Лурия) заключается в том, что каждый междометный выкрик стимулировался не чувствами, а мускульными усилиями человека или совместной трудовой деятельностью.

А. Лурия, автор работы «Язык и сознание», полагает, что слово, которое родилось из трудового общения на первых этапах истории, было вплетено в практику, изолированное от практики, оно не имело твердого самостоятельного существования. Иначе говоря, в праистории человека слово получало свое значение только из ситуации конкретной практической деятельности, когда человек совершал какой-то элементарный трудовой акт совместно с другими людьми, слово вплеталось в этот акт. Если, например, коллективу нужно было поднять тяжелый предмет, то слово «ах» могло обозначать «осторожно», или «сильней поднимай», но значение этого слова менялось в зависимости от ситуации и становилось понятным только из жеста, из интонации и всей ситуации. Вот почему первичное слово, во-видимому, имело лишь неустойчивое значение, которое приобретало свою определенность лишь в определенной ситуации.

Вышеприведенные теории исходили из представлений о единстве человеческой психики, разума и рационального знания. Это означает, что у всех членов общества в одинаковой ситуации возникала одна и та же первоначальная звуковая форма. Позднее, по общественному договору эти первые звуки-слова были закреплены за предметами и явлениями.

Положительным в концепции общественного договора было утверждение материального, человеческого источника происхождения языка. Однако в целом эта теория не объясняла происхождение языка, поскольку для того, чтобы звукоподражать, надо управлять речевым аппаратом, а у первобытного человека гортань практически не была развита.

Представители эволюционной теории происхождения языка, В. Гумбольдт, А. Шлейхер, связывали зарождение языка с развитием мышления первобытного человека, с потребностью конкретизации выражения его мысли: благодаря мышлению человек начал говорить, благодаря языку он научился мыслить. Гумбольдт считал, что рождение языка было обусловлено внутренней потребностью человечества. Язык не только средство общения людей, он заложен в самой их природе. Эта теория, однако, не говорила о внутренних механизмах перехода от доязыкового к языковому состоянию людей.

Концепция социальной теории происхождения языка принадлежит Ф. Энгельсу. Возникновение языка он связывал с развитием общества. Язык входит в социальный опыт человечества, он возникает и развивается только в человеческом обществе благодаря общению людей. Главная идея теории Энгельса – неразрывная внутренняя связь между развитием трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развитием сознания человека и развитием форм и способов общения. Язык возникает из настоятельной необходимости общения с другими людьми, потребность создала себе орган: неразвитая гортань обезьяны медленно преобразовывалась путем модуляций, пока не научилась произносить членораздельные звуки. С физиологической точки зрения, переход к членораздельным речевым звукам заключался в том, что органы речевой полости (язык, мягкое небо, губы) получили функциональную нагрузку и стали обеспечивать различие речевых звуков. Таким образом, появлению языка предшествовал этап длительной эволюции, сначала биологической, а затем биологическо-социальной. Возникновение языка связано с процессом познания мира и с процессом развития сознания под влиянием трудовой деятельности человека.

К сожалению, представить детально эволюцию синтаксического строя языка пока нельзя. Например, интересна концепция «стадиальности» в развитии языков мира Н. Марра. Он утверждал, что всякий язык должен пройти определенные ступени развития общества и его культуры, например, все индоевропейские языки прошли через «яферическую» (кавказскую) стадию. Но мы видим, что народы, имеющие сходную культуру и сходный общественный строй, говорят на языках разного типа, и наоборот – сходные по типу языки принадлежат народам, находящимся на разных ступенях культурного развития.

Конечно, история всякого языка отражает историю народа. Корневые слова языка показывают, какие предметы были самыми важными для народа в период формирования языка. Словарный состав языка показывает, о чем думает народ, а синтаксис – как думает. Язык наиболее точно характеризует народ, так как является объективным духом. Например, у бедуинов имеется много слов для обозначения верблюда, африканские охотники имеют много слов, обозначающих оттенки коричневого цвета, и только одно для выражения каждого из остальных цветов.

Язык настолько неотделим от условий существования человека, что он всегда предполагается во всех возможных попытках его сущностной характеристики. Поскольку трудно представить формы сознательного поведения человека, в которых не усматривалось бы участие языкового фактора, то проблема языка и сознания занимает значительное место в исследованиях философов.

 

Понятие общества.

1. Общество- система деятельности и жизни людей, объединен­ных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, за­конами, направленностью развития.

2. Общественное бытие имеет две стороны:

объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;

• субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.

Основными сферами жизни обществаявляются:

• экономическая;

• социальная;

• политическая;

• духовная.

3. Экономическая сфера- базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

• производство;

• распределение;

• обмен;

• потребление материальных благ (содержание экономической сферы).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.