Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания.

 

Мир многообразен. Это мн-во предметов с различными св-вами. Св-во - сторона предмета, обуславливающая его сходство и различие с др. предметами, проявляющаяся во взаимодействии с ними. Св-ва вещей объективны. Специфические св-ва вещей - признаки. Неотъемлемые - атрибут. Кач-во - утренняя определенность предмета, проявляющаяся в целостной харак-ке его сущест­венных св-в при взаимодействии его с др, предметами. При утрате кач-ной определенности предмет перестает быть самим собой. Кол-во - философская категория, выражающая такую определенность пр-та, кот. характеризует его с т-ки зрения числа, величины, объема, темпа протекания процессов. К- во - кач-во в его пространственно-временном аспекте. Не сущ, отдельно кач-во и кол-во. Мера - диалектическое единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-нных изменений, в пределах кот. сохраняется кач-ная определенность предмета. Суть закона: постепенные кол-ные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие его основных черт при достижении границ меры приводят к кач-ным изменениям. Не кол-во переходит в кач-во, а одно кач-во - в др. кач-во путем кол-ных изменений. Происх. нарушение старой меры и установление новой. З-н носит всеобщий универс. хар-р, раскрывает многокачественность мира и механизм развития.

Переход от одного кач-ва к др. происх в рез-те нарушения меры, в виде скачка. Скачки бывают взрывные ( с ярко выр. границей перехода от одн. кач-ва к др.), постепенные. Понятие скачка относительное. Необх. учитывать, относит-но чего рассматривается скачок, уч. масштаб кач-го изменения.

. З-н отрицания отрицания.



Всякая конечная сис-ма развивается на основе единства и борьбы противопо­ложностей и проходит ряд внутренне связанных этапов. Предыдущий этап развития отрицается по след. этапам. В тоже время сущ. преемственность развития, связь м/у этапами. Единство преемственности и поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания.

Отрицание - это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи. Различают три вида отрицания:

1) Формально-логическое

2) Метафизическое. Его источник - внешний источник а не единство и борьба противоположностей.

3) Диалектическое отрицание, кот. разворачивается на основе единства и борьбы противоположностей.

Две разновидности диалектического отрицания:

1) Конструктивная, с преобладанием созидательных моментов.

2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного момента.

Структура отрицания:

1) Тезис (исходное положение)

2) Антитезис (самоотрицание исходного положения)

3) Синтез (возврат к исходному положению на новой стадии развития с удержанием положительного)

Развитие спиралевидно. Спиралевидность развития - единство преемственности поступательности и направленности. Развитие не возможно понять либо как сугубо прогрессивное или регрессивное. Развитие - всегда единство прогресса и регресса. Прогресс - развитие от простого к сложному, регресс - наоборот.

. З-н единства и борьбы противоположностей.

Этот з-н наз. ядром диалектики: он объясняет источник развития, движущие силы развития. В основе всякого саморазвития лежит единство и борьба противоположностей. Этот з-н раскрывается через след. категории:

- Тождества

- Различие

- Противоположность

- Противоречие

- Единство и борьба

Тождество - это равенство явления самому себе, момент устойчивости явлений. Различие - это момент изменчивости явлений. Тождество и различие диалектические хар-ки любого изменяющего­ся предмета. Диалектические противоположности - такие стороны, тенденции целостного изменяющегося предмета, процесса, кот. одновременно исключает и взаимно предполагают друг друга. Диалектическое противоречие - сложное взаимоотношение м/у противоположностями. Диалектические противоречия не лежат на поверхности явлений, а связаны с глубинной сутью предмета. Ступени развития и разрешения противоречия:

1) Тождество

2) Несущественное различие

3) Существенное различие.

4) Конфликт.

5) Неизбежное разрешение противоречий и возникновение новых противоположностей.

Противоречие не сущ. как пара замкнутых противоположностей, а рассматривается в контексте различных взаимосвязей. Они присущи всем предметам и явлениям и определяют их бытие от возникновения до уничтожения. Единство противоположностей условно, временно, относительно преходяще, борьба абсолютна. Новое возникает в результате борьбы. Противоречия бывают внутренние и внешние, основные и не основные, в обществе антагонистические и неантагонистиче­ские. Антагонистические противоречия - противоречия м/у соц. группами с непримиримыми интересами.


19.Проблема сознания - «вечный вопрос» философии: от понятия «души» к понятию «сознание».

Сознание изучают многие науки: Философия, гинекология, кибернетика, логика, медицина и т.д.

Фил. пытается обобщить все имеющиеся знания о сознании. Дает целостное представление о нем.

Попытка решения проблемы сознания в истории фил. сопровождалась противопоставлением

материализма идеализму, метафизики диалектике, естествознании религии. 1-ая попытка решить

проблему сознания проявл. в анимизме (вера в душу). Идеи о бессмертии души стали основой

идеалистических воззрений. 2-ая - гелозоизм приписывает психологические процессы всем телам природы. 3-я многие философы и особенно естествоиспытатели, враги отождествляли психиче­ское с его физиологической основой. Идеалистическое направление в фил поставило проблему активности сознания, но сознание выделялось из матер. мира и понималось как самостоятельная созидательная сущность (сознание творит мир).

Материалисты до Маркса недооценивали активную роль в сознании.

Дуализм объясняет материю и сознание как самостоятельные сущности, независимые друг от друга. Сегодня материалистическая диалектика опирается на все предыдущие достижения философии и считает, что сознание отражает мир, но твори его. Не допустимо, как отождествлять материю и сознание, так и противопоставлять их. Они находятся в сложном взаимодействии и диалектическом единстве. Основой такого взаимодействия явл. материя.

Сознание можно рассмотреть в четырех аспектах:

1) сознание, как продукт общественно исторического развития (истор. аспект)

2) сознание как функциональное св-во мозга.(антологический аспект)

3) сознание, как идеальное отображение действительности (гносиологический)

4) знание как регулятор деятельности ч-ка. (праксиологический аспект)

Все эти аспекты анализа сознания рассматривают отношения материи и сознания. М/у сознанием и материей сущ. различия и единства. Различие:

1) сознание - не материя, одно из его св-в, кот. возникает на опр. ступени развития.

2) образы внешних объектов, которые составляют содержание сознания отличаются от самих объектов, как их идеальные копии.

Единства:

1) сознание и мозг тесно связаны как свойства и субстрат, которому св-ва принадлежит.

2) идеальные образы сходны с вызывающими их объектами. Абсолютное противопоставле­ние материи и сознании возможно только в рамках основного вопроса фил., когда речь идет о мировоззренческой ориентации в понимании сознания. В др. случаях противопос­тавление теряет смысл:

1) Сознание - несамостоятельная субстанция, а атрибут материи

2) Сознание включено во всеобщее взаимодействие, что исключает всякое пер­вичное или вторичное.

3) Вторичность сознания имеет генетическую обусловленность.

душа аристотель сократ мистицизм

Этим вопросом задавались многие древнегреческие философы. Самые великие уделяли этому вопросу немало времени и сил. И нам надо разобраться и понять, что такое душа, из чего состоит, и какие качества она имеет? Это необходимо для понимания развитие психологии.

Проблемы понимания заключается еще и в том, что философы очень часто трактуют душу по-разному. Обычно каждое качество души отождествляется с самой душой, и создает затруднение.

Все философы отмечали, что одушевленное отличается от неодушевленного - это движение и ощущение. Демокрит в своей теории говорит, что душа - это движение атомов, а сама душа тоже состоит из атомов, поэтому тело двигается. Они вдыхают и выдыхают эти атомы, и живы до тех пор, пока они умеют это делать. Такое же мнение было у эпикурейцев, и частично у стоиков. Те больше опирались на Гераклита, который говорил: душа - это искра Логоса, и огонь постоянно горит, питаясь разрушениями мира, он тоже постоянно в движении. У самого Пифагора и последователей имеются разные понимание души. Например: Пифагор говорит, что душа - это эфир, в котором есть частичка теплого и холодно. А пифагорейцы отмечают: душа - это то, что движет пылинками в воздухе.

Платон и Плотин утверждают: душа есть само себя движущие. Они отмечали, что душа - это активное субстанция, и двигают пассивную субстанцию, то есть материю, и они не видели другого источника движения. Душа - это божественное, идеальное, разумеется, - это идея, а все остальное лишь пародия на идею. Все остальное всего лишь бутафория, жалкая подобие. Плотин добавляет: душа может быть только творящей. С этим категорически не согласен Аристотель, который говорит, что первоисточник движение есть для души. Это есть Бог, только он мог дать движению души. У Аристотеля душа - это энтелехия. Это есть форма форм. По Аристотелю, души есть знание и созерцание.

Анаксагор говорит: душа - это то, что движет. В его понимание души - это есть ум, все живое имеет ум, значит, каждое существо имеет душу. Ум у него стоит в центре Мироздания, и тоже имеет органическую природу. Демокрит с ним соглашается, что ум и душа, одно и тоже, и никак разделять их нельзя.

Все философы разделились на две группы: 1) это философы, которые считают, что у души есть много начал (Парменид, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор, Аристотель, Платон, Плотин, Пифагор, стоики, эпикурейцы), 2) есть одно начало (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Анаксагор, Сократ).

Парменид считал, что есть два начала: земля и огонь, одно холодное, другой жар, это борьба противоположностей. По Демокриту, душа - это тело, которые состоит из более маленьких атомов, чем материальное тело. И имеет три начала: разумная часть находящие в голове, мужественная часть - это грудной отдел и вожделенная часть, которое расположено в печени - все остальные части находится в органах чувств. Эпикурейцы были согласны с Демокритом.

По Эмпедоклу, есть четыре начала: огонь, вода, земля, воздух и еще две силы: ненависть и любовь. У Пифагора: началом всего единица, и душа делится на три часть: страсть, рассудок и ум. У Аристотеля три начало: растительное, животное и разумное. По Платону: вожделеющая, страстная и разумная. По теории Плотина тоже три начала: первоединый, нус, душа. Каждый стоит в строгой иерархии, сверху вниз. Со стоиками тяжелее, у них теории часто видоизменялись, и я внес все-таки в эту категорию: воздух и огонь, можно сказать и про идею, потому что они со временем, опирались на бессмертие души Платона, а это не могло происходить, если душа не признавалась идеальной. Но у стоиков душа разделяется на восемь частей: это пять чувств, речевая часть, мыслительная часть и порождающая часть.

Теперь мы перешли к тем, кто считал началом души единственным. Фалес считал началом всего - воду. По Анаксимандру, это "алейрон", субстанция всех субстанций (огонь, вода, воздух, земля). Анаксимен, считал воздухом началом души. По Гераклиту - огонь. Сократ отмечал душу, как источник нравственности. По Анаксагору - это ум. Можно поделить этих философ на три группы качество начал:

1) телесное начало: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, эпикурейцы и стойки.

2) бестелесное начало: Пифагор, Сократ, Платон, Плотин.

3) телесное и бестелесное начало: Эмпедокл, Анаксагор, Аристотель.

Нужно отметить, почти все, кроме Демокрита, эпикурейцев и некоторых стоиков, утверждают, что душа бессмертна. Как было уже сказано выше, душа состоит из атомов, и после смерти структура атомов рассыпаются, тем самым душа смертна. С этим соглашаются стойки и эпикурейцы. Но не все так гладко, у Аристотеля есть две души: растительная и животное, - и они смертны, третья душа: разумная - она бессмертна. Тут уже образуется противоречие, ибо, по Аристотелю, душа - это форма форм. А тело - это форма. И тело без души существовать не может. В этом может состоять главное противоречие. Хотя этот вопрос можно посмотреть с другой стороны. Аристотель знал, что мы все-таки отличаемся от животных, и решил это обозначить, обессмертив разумную душу. У Пифагора было тоже три души, и разумная часть, разумеется, была бессмертная, а страстная душа смертна. Анаксагор так вообще не рассматривал ничего кроме ума, и объявил его бессмертным, хотя тоже имел телесное начало. Почти каждый философ, не считая чистых материалистов, разум, рассудок, мышление всегда становились бессмертными.

Теперь можно рассмотреть идеалистов и натурфилософов. Начнем с натурфилософов, которые существовали во времена досократиков. Например: Фалес вообще отождествлял душу со всей природой, у него даже магнит имел душу. Это направление называется панпсихизмом. Тоже самое, можно сказать и про Анаксимандра, Анаксимена, Парменида, Гераклита, Эмпедокла. Например: у Эмпедокла существуют две силы: любовь и ненависть, - но они больше относятся к качествам живых, только разумное существо может испытывать эти две силы на себе. Хотя эти силы действуют на все четыре элемента. Гераклит прямо говорит, что душа - это искра Всемирного Огня, и все состоит из огня. Но если все состоит из огня, а душа - это часть огня. Значит, все имеет душу. По Анаксимандру - это "алейрон". По Анаксимену - это воздух. По Пармениду - огонь и земля, это борьба противоположностей, борьба в душе, борьба во всем мире. Значит, все одушевленно. По этим теориям натурфилософы, хотя и говорили, что душа хоть и состояла из определенных физических элементов, имеет особенное значение для мира, и наделяли ее бессмертием.

Идеалисты появились благодаря Сократу, который направил свою философию на самого человека, как на личность, которую нельзя недооценивать. Такие общие качества, как добро и зло, это есть душа. По Сократу, душа человека - это что-то великое, вечное и идеальное, - и надо бороться за свою бессмертную душу. Платон развил теорию Сократа и придумал теорию идей. Там говорилось о душе, как о идее, прообразе всего материального. Идея, как и душа, идеальна, а идеальное все бессмертно. Плотин был абсолютно, согласен с Платоном, и у него все три начала: первоединый, нус, душа, - бессмертны и никак иначе.

В древнегреческой философии: душа трактуется неопределенно. Но можно точно сказать, что это высшая материя и отличается от своего антипода - тела.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.