Обратная связь
|
Основные законы диалектики: Закон единства и борьбы противоположностей. Закон перехода количественных изменений в качественные. Закон отрицания отрицания.
Мир многообразен. Это мн-во предметов с различными св-вами. Св-во - сторона предмета, обуславливающая его сходство и различие с др. предметами, проявляющаяся во взаимодействии с ними. Св-ва вещей объективны. Специфические св-ва вещей - признаки. Неотъемлемые - атрибут. Кач-во - утренняя определенность предмета, проявляющаяся в целостной харак-ке его существенных св-в при взаимодействии его с др, предметами. При утрате кач-ной определенности предмет перестает быть самим собой. Кол-во - философская категория, выражающая такую определенность пр-та, кот. характеризует его с т-ки зрения числа, величины, объема, темпа протекания процессов. К- во - кач-во в его пространственно-временном аспекте. Не сущ, отдельно кач-во и кол-во. Мера - диалектическое единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-нных изменений, в пределах кот. сохраняется кач-ная определенность предмета. Суть закона: постепенные кол-ные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие его основных черт при достижении границ меры приводят к кач-ным изменениям. Не кол-во переходит в кач-во, а одно кач-во - в др. кач-во путем кол-ных изменений. Происх. нарушение старой меры и установление новой. З-н носит всеобщий универс. хар-р, раскрывает многокачественность мира и механизм развития.
Переход от одного кач-ва к др. происх в рез-те нарушения меры, в виде скачка. Скачки бывают взрывные ( с ярко выр. границей перехода от одн. кач-ва к др.), постепенные. Понятие скачка относительное. Необх. учитывать, относит-но чего рассматривается скачок, уч. масштаб кач-го изменения.
. З-н отрицания отрицания.
Всякая конечная сис-ма развивается на основе единства и борьбы противоположностей и проходит ряд внутренне связанных этапов. Предыдущий этап развития отрицается по след. этапам. В тоже время сущ. преемственность развития, связь м/у этапами. Единство преемственности и поступательности составляет содержание и суть з-на отрицания отрицания.
Отрицание - это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи. Различают три вида отрицания:
1) Формально-логическое
2) Метафизическое. Его источник - внешний источник а не единство и борьба противоположностей.
3) Диалектическое отрицание, кот. разворачивается на основе единства и борьбы противоположностей.
Две разновидности диалектического отрицания:
1) Конструктивная, с преобладанием созидательных моментов.
2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного момента.
Структура отрицания:
1) Тезис (исходное положение)
2) Антитезис (самоотрицание исходного положения)
3) Синтез (возврат к исходному положению на новой стадии развития с удержанием положительного)
Развитие спиралевидно. Спиралевидность развития - единство преемственности поступательности и направленности. Развитие не возможно понять либо как сугубо прогрессивное или регрессивное. Развитие - всегда единство прогресса и регресса. Прогресс - развитие от простого к сложному, регресс - наоборот.
. З-н единства и борьбы противоположностей.
Этот з-н наз. ядром диалектики: он объясняет источник развития, движущие силы развития. В основе всякого саморазвития лежит единство и борьба противоположностей. Этот з-н раскрывается через след. категории:
- Тождества
- Различие
- Противоположность
- Противоречие
- Единство и борьба
Тождество - это равенство явления самому себе, момент устойчивости явлений. Различие - это момент изменчивости явлений. Тождество и различие диалектические хар-ки любого изменяющегося предмета. Диалектические противоположности - такие стороны, тенденции целостного изменяющегося предмета, процесса, кот. одновременно исключает и взаимно предполагают друг друга. Диалектическое противоречие - сложное взаимоотношение м/у противоположностями. Диалектические противоречия не лежат на поверхности явлений, а связаны с глубинной сутью предмета. Ступени развития и разрешения противоречия:
1) Тождество
2) Несущественное различие
3) Существенное различие.
4) Конфликт.
5) Неизбежное разрешение противоречий и возникновение новых противоположностей.
Противоречие не сущ. как пара замкнутых противоположностей, а рассматривается в контексте различных взаимосвязей. Они присущи всем предметам и явлениям и определяют их бытие от возникновения до уничтожения. Единство противоположностей условно, временно, относительно преходяще, борьба абсолютна. Новое возникает в результате борьбы. Противоречия бывают внутренние и внешние, основные и не основные, в обществе антагонистические и неантагонистические. Антагонистические противоречия - противоречия м/у соц. группами с непримиримыми интересами.
19.Проблема сознания - «вечный вопрос» философии: от понятия «души» к понятию «сознание».
Сознание изучают многие науки: Философия, гинекология, кибернетика, логика, медицина и т.д.
Фил. пытается обобщить все имеющиеся знания о сознании. Дает целостное представление о нем.
Попытка решения проблемы сознания в истории фил. сопровождалась противопоставлением
материализма идеализму, метафизики диалектике, естествознании религии. 1-ая попытка решить
проблему сознания проявл. в анимизме (вера в душу). Идеи о бессмертии души стали основой
идеалистических воззрений. 2-ая - гелозоизм приписывает психологические процессы всем телам природы. 3-я многие философы и особенно естествоиспытатели, враги отождествляли психическое с его физиологической основой. Идеалистическое направление в фил поставило проблему активности сознания, но сознание выделялось из матер. мира и понималось как самостоятельная созидательная сущность (сознание творит мир).
Материалисты до Маркса недооценивали активную роль в сознании.
Дуализм объясняет материю и сознание как самостоятельные сущности, независимые друг от друга. Сегодня материалистическая диалектика опирается на все предыдущие достижения философии и считает, что сознание отражает мир, но твори его. Не допустимо, как отождествлять материю и сознание, так и противопоставлять их. Они находятся в сложном взаимодействии и диалектическом единстве. Основой такого взаимодействия явл. материя.
Сознание можно рассмотреть в четырех аспектах:
1) сознание, как продукт общественно исторического развития (истор. аспект)
2) сознание как функциональное св-во мозга.(антологический аспект)
3) сознание, как идеальное отображение действительности (гносиологический)
4) знание как регулятор деятельности ч-ка. (праксиологический аспект)
Все эти аспекты анализа сознания рассматривают отношения материи и сознания. М/у сознанием и материей сущ. различия и единства. Различие:
1) сознание - не материя, одно из его св-в, кот. возникает на опр. ступени развития.
2) образы внешних объектов, которые составляют содержание сознания отличаются от самих объектов, как их идеальные копии.
Единства:
1) сознание и мозг тесно связаны как свойства и субстрат, которому св-ва принадлежит.
2) идеальные образы сходны с вызывающими их объектами. Абсолютное противопоставление материи и сознании возможно только в рамках основного вопроса фил., когда речь идет о мировоззренческой ориентации в понимании сознания. В др. случаях противопоставление теряет смысл:
1) Сознание - несамостоятельная субстанция, а атрибут материи
2) Сознание включено во всеобщее взаимодействие, что исключает всякое первичное или вторичное.
3) Вторичность сознания имеет генетическую обусловленность.
душа аристотель сократ мистицизм
Этим вопросом задавались многие древнегреческие философы. Самые великие уделяли этому вопросу немало времени и сил. И нам надо разобраться и понять, что такое душа, из чего состоит, и какие качества она имеет? Это необходимо для понимания развитие психологии.
Проблемы понимания заключается еще и в том, что философы очень часто трактуют душу по-разному. Обычно каждое качество души отождествляется с самой душой, и создает затруднение.
Все философы отмечали, что одушевленное отличается от неодушевленного - это движение и ощущение. Демокрит в своей теории говорит, что душа - это движение атомов, а сама душа тоже состоит из атомов, поэтому тело двигается. Они вдыхают и выдыхают эти атомы, и живы до тех пор, пока они умеют это делать. Такое же мнение было у эпикурейцев, и частично у стоиков. Те больше опирались на Гераклита, который говорил: душа - это искра Логоса, и огонь постоянно горит, питаясь разрушениями мира, он тоже постоянно в движении. У самого Пифагора и последователей имеются разные понимание души. Например: Пифагор говорит, что душа - это эфир, в котором есть частичка теплого и холодно. А пифагорейцы отмечают: душа - это то, что движет пылинками в воздухе.
Платон и Плотин утверждают: душа есть само себя движущие. Они отмечали, что душа - это активное субстанция, и двигают пассивную субстанцию, то есть материю, и они не видели другого источника движения. Душа - это божественное, идеальное, разумеется, - это идея, а все остальное лишь пародия на идею. Все остальное всего лишь бутафория, жалкая подобие. Плотин добавляет: душа может быть только творящей. С этим категорически не согласен Аристотель, который говорит, что первоисточник движение есть для души. Это есть Бог, только он мог дать движению души. У Аристотеля душа - это энтелехия. Это есть форма форм. По Аристотелю, души есть знание и созерцание.
Анаксагор говорит: душа - это то, что движет. В его понимание души - это есть ум, все живое имеет ум, значит, каждое существо имеет душу. Ум у него стоит в центре Мироздания, и тоже имеет органическую природу. Демокрит с ним соглашается, что ум и душа, одно и тоже, и никак разделять их нельзя.
Все философы разделились на две группы: 1) это философы, которые считают, что у души есть много начал (Парменид, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор, Аристотель, Платон, Плотин, Пифагор, стоики, эпикурейцы), 2) есть одно начало (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Анаксагор, Сократ).
Парменид считал, что есть два начала: земля и огонь, одно холодное, другой жар, это борьба противоположностей. По Демокриту, душа - это тело, которые состоит из более маленьких атомов, чем материальное тело. И имеет три начала: разумная часть находящие в голове, мужественная часть - это грудной отдел и вожделенная часть, которое расположено в печени - все остальные части находится в органах чувств. Эпикурейцы были согласны с Демокритом.
По Эмпедоклу, есть четыре начала: огонь, вода, земля, воздух и еще две силы: ненависть и любовь. У Пифагора: началом всего единица, и душа делится на три часть: страсть, рассудок и ум. У Аристотеля три начало: растительное, животное и разумное. По Платону: вожделеющая, страстная и разумная. По теории Плотина тоже три начала: первоединый, нус, душа. Каждый стоит в строгой иерархии, сверху вниз. Со стоиками тяжелее, у них теории часто видоизменялись, и я внес все-таки в эту категорию: воздух и огонь, можно сказать и про идею, потому что они со временем, опирались на бессмертие души Платона, а это не могло происходить, если душа не признавалась идеальной. Но у стоиков душа разделяется на восемь частей: это пять чувств, речевая часть, мыслительная часть и порождающая часть.
Теперь мы перешли к тем, кто считал началом души единственным. Фалес считал началом всего - воду. По Анаксимандру, это "алейрон", субстанция всех субстанций (огонь, вода, воздух, земля). Анаксимен, считал воздухом началом души. По Гераклиту - огонь. Сократ отмечал душу, как источник нравственности. По Анаксагору - это ум. Можно поделить этих философ на три группы качество начал:
1) телесное начало: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, эпикурейцы и стойки.
2) бестелесное начало: Пифагор, Сократ, Платон, Плотин.
3) телесное и бестелесное начало: Эмпедокл, Анаксагор, Аристотель.
Нужно отметить, почти все, кроме Демокрита, эпикурейцев и некоторых стоиков, утверждают, что душа бессмертна. Как было уже сказано выше, душа состоит из атомов, и после смерти структура атомов рассыпаются, тем самым душа смертна. С этим соглашаются стойки и эпикурейцы. Но не все так гладко, у Аристотеля есть две души: растительная и животное, - и они смертны, третья душа: разумная - она бессмертна. Тут уже образуется противоречие, ибо, по Аристотелю, душа - это форма форм. А тело - это форма. И тело без души существовать не может. В этом может состоять главное противоречие. Хотя этот вопрос можно посмотреть с другой стороны. Аристотель знал, что мы все-таки отличаемся от животных, и решил это обозначить, обессмертив разумную душу. У Пифагора было тоже три души, и разумная часть, разумеется, была бессмертная, а страстная душа смертна. Анаксагор так вообще не рассматривал ничего кроме ума, и объявил его бессмертным, хотя тоже имел телесное начало. Почти каждый философ, не считая чистых материалистов, разум, рассудок, мышление всегда становились бессмертными.
Теперь можно рассмотреть идеалистов и натурфилософов. Начнем с натурфилософов, которые существовали во времена досократиков. Например: Фалес вообще отождествлял душу со всей природой, у него даже магнит имел душу. Это направление называется панпсихизмом. Тоже самое, можно сказать и про Анаксимандра, Анаксимена, Парменида, Гераклита, Эмпедокла. Например: у Эмпедокла существуют две силы: любовь и ненависть, - но они больше относятся к качествам живых, только разумное существо может испытывать эти две силы на себе. Хотя эти силы действуют на все четыре элемента. Гераклит прямо говорит, что душа - это искра Всемирного Огня, и все состоит из огня. Но если все состоит из огня, а душа - это часть огня. Значит, все имеет душу. По Анаксимандру - это "алейрон". По Анаксимену - это воздух. По Пармениду - огонь и земля, это борьба противоположностей, борьба в душе, борьба во всем мире. Значит, все одушевленно. По этим теориям натурфилософы, хотя и говорили, что душа хоть и состояла из определенных физических элементов, имеет особенное значение для мира, и наделяли ее бессмертием.
Идеалисты появились благодаря Сократу, который направил свою философию на самого человека, как на личность, которую нельзя недооценивать. Такие общие качества, как добро и зло, это есть душа. По Сократу, душа человека - это что-то великое, вечное и идеальное, - и надо бороться за свою бессмертную душу. Платон развил теорию Сократа и придумал теорию идей. Там говорилось о душе, как о идее, прообразе всего материального. Идея, как и душа, идеальна, а идеальное все бессмертно. Плотин был абсолютно, согласен с Платоном, и у него все три начала: первоединый, нус, душа, - бессмертны и никак иначе.
В древнегреческой философии: душа трактуется неопределенно. Но можно точно сказать, что это высшая материя и отличается от своего антипода - тела.
|
|