Обратная связь
|
Истина как онтологическая и гносеологическая категория. Проблема классификации концепций истины в философии. 1. Истина – онтологическая и гносеологическая характеристика мышления в его отношении к действительности. В философии существует несколько трактовок истины: - «корреспондентская теория истины», восходящая к Аристотелю, гласит, что истиной является соответствие знаний человека о действительности самой действительности [6-8]. Данная концепция долгое время доминировала в научном познании. Впоследствии в неклассической философии был сформулирован ряд альтернативных концепций истины; - основоположник экзистенциализма М. Хайдеггер определяет истину как самораскрытие бытия, непотаённость (алетейа, греч. аletheia – несокрытость, непотаенность). Он видит в бытии (экзистенции) человека то условие, через которое говорит о себе истина бытия. Истина бытия дает о себе знать, например, через экзистенцию поэтов. Не мир нужно рационализировать, чтобы воссоединить его с человеком, а человека иррационализировать, чтобы воссоединить его с миром. И как только удастся, заявляет Хайдеггер, рассмотреть человека по-новому, т. е. раскрыть его сущность как экзистенцию, будет видно, что никакого разрыва между человеком и миром реально нет [227]; - когерентная концепция истины (лат. cohaerentia – связь, сцепление) провозглашает истинным только те знания, которые самосогласованны и логически непротиворечивы. Решение вопроса об истинности определённого высказывания сводится к установлению его согласованности (или несогласованность) с некой системой высказываний, то есть в отличие от классической концепции утверждение сравнивается не с реальностью, а с другими утверждениями. Когерентность знания может устанавливаться не только в рамках одной теории, но и между теориями в пределах определенной отрасли науки, между наукой в целом и мировоззренческими установками [153] ; - представители прагматизма (греч. pragma - дело, действие) определяют меру меру истинности практической полезностью, эффективностью для достижения тех целей, которые ставит и достигает человек [142; 192]. Марксистская трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики: – объективность – независимость содержания истины от отдельных людей; – субъективность – поскольку истину познают люди, она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону) – истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна [131]. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Абсолютная истина понимается, во-первых, как предельно точное, полное, законченное знание объекта; во-вторых, как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем (так называемые вечные истины). Это цель, к которой стремится познание людей, но целиком обладать абсолютной истиной невозможно, так как мир, который она могла бы отражать, неисчерпаем и неостановим в изменениях [131]. Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества относительных истин [131].
Относительная истина – объективное, но неполное знание, которое затем может уточняться и дополняться, она отражает объективную истину на определённом этапе исторического развития общества, в пределах конкретных условий и достигнутого уровня знаний. Каждая относительная истина содержит в себе определённую долю абсолютной истины. Таким образом, человеческие знания всегда относительны, так как зависят от уровня развития общества, познания и исторических условий. Познание представляет собой процесс смены одних относительных истин другими, более точными и полными. Абсолютная истина складывается из множества относительных, и чем выше уровень познания, тем полнее приближение к абсолютной истине, но это процесс бесконечен, что связано с абсолютным характером движения и развития. Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина - это не разные виды истин, а одно и тоже истинное знание с этими свойствами [131]. Кроме названных, выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость (с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность, плюрализм, антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии. Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная, обыденная, нравственная. При этом постоянный спутник истины в любой её форме - заблуждение. И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны единого процесса познания. Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания. Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины. Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные и философские, эмпирические и теоретические. Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в корыстных целях и дезинформации –передачи ложного знания (как истинного) или истинного знания как ложного. Все эти явления имеют место в научном знании.
В современной философии 3 концепции истины: 1) концепция соответствия (корреспонденции), 2) когеренции (взаимосоотношение высказываний), 3)прагматичности.
1) –устанавливает соответствие между формами психики и определенным объективным содержанием. Аристотель считал, что истинное/ложное находятся не в вещах, а в мысли. Тарский дал ставшее популярным уточнение аристотелевских воззрений – высказывание "Р есть С" истинно, если "Р есть С" (снег бел, если он на самом деле бел). Но Тарский говорит об истинности высказываний. Истина же по 1) – форма соотношения психики субъекта и объекта. Это соответствие - "не фото – реальность", зачастую отдельная мысль/суждение приобретает смысл лишь в с-ме суждений.
2) – там, где в ходу многозвенные логические конструкции и приходится учитывать последовательность, связность, с-мность рассуждений. О 2) – Лейбниц, Спиноза, Гегель. При этом 2) не отменяет 1).
3) – здесь критерий истинности выступает практика. Начало в греческой софистике и древней философии Китая. Вклад марксизма и прагматизма здесь (Пирс, Джемс, Дьюи). Марксисты используют критерий практики для дальнейшего развития концепции соответствия - они считают, что истина отображает объективное положение дел. Прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.
Решер – три концепции дополняют друг друга, попытки исключить из философии одну из них закончились крахом. Математики и логики, привыкшие к многозвенным рассуждениям, склоняются к когерентной концепции истины.
|
|