Отражение как объективное основание сознания Отражение - это способность одних объектов в результате взаимодействия с другими объектами воспроизводить через изменение своего состояния некоторые особенности этих объектов в своей собственной природе.
Сознание - это высший уровень психической активности человека, это способность отражать объективный мир в субъективных, идеальных образах. Отражение является стороной и продуктом процесса взаимодействия. Отражение усложняется и эволюционирует вместе с усложнением и эволюцией материальных систем, т.е. конкретные свойства отражения определяются уровнем организации материи.
1 В неживой природе отражение пассивно и выступает в виде
разнообразных изменений физических и химических свойств и состояний объекта.
2 В живой природе отражение носит активный характер, который
выражается в избирательности и целесообразности реакций организма на внешнее воздействие.
На уровне живой природы отражение включает в себя следующие формы:
1. допсихические - так называемая «раздражимость»
2. психическая форма отражения - психика.
Психика характеризуется:
1) образностью, т.е. способностью формировать субъективные образы внешнего мира и оперировать ими
2) сигнальностью. Внешнее воздействие порождает образ, который становится сигналом к действию, т.е. к определённой поведенческой реакции организма.
3) рефлекторностью, т.е. наличием системы рефлексов.
В живой природе возрастает:
1. адекватность, т.е. отражение приобретает всё более дифференцированный характер и даёт организму всё более полную и точную информацию об окружающей среде
2. активность, т.е. избирательность и целесообразность.
Появляется опережающее отражение у животных. Для него характерен пространственно-временной разрыв сигнала и ответной поведенческой реакции организма, и этот разрыв возможен благодаря приспособлению организма к цикличности природных процессов. Опережающее отражение проявляется в способности живого организма предвидеть будущее и заранее подготавливаться к этому будущему.
21.Философские стратегии в исследовании сознания.
В философии и науке XX века в отношении сознания складывается противоречивая ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение (аналитическая философия: сознание - это то, что нельзя определить понятийно; сознание рассматривается как некая фикция. Прагматизм: схожий взгляд с аналитической философией. Экзистенциализм: Сартр говорил о том, что у сознания нет своей природы, оно неуловимо. Для многих представителей неклассической философии сознание несубстанционально, сознание нельзя рассматривать как некоторый предмет), с другой стороны - активизируется практика изучения эмпирического сознания различными методами.
В настоящее время сложилось как минимум 3 типа программ изучения сознания:
Инструменталистские
Здесь понятие сознания конкретизируется через его интерпретацию в качестве совокупности способов, средств, форм оптимизации жизнедеятельности человека. Нет ни одной области человеческой жизни, которая бы ни нуждалась в познавательно-информационном обеспечении. Программы данного типа широко пользуются аналогией между сознанием человека и искусственным интеллектом. В рамках этого типа программ разработаны модели сознания, раскрывающие операционально-вычислительные (компьютерные) способности человека. Истоки программ этого типа находятся в механистической традиции философствования, сложившейся в эпоху Нового времени (XVII - XVIII вв.), когда сознанию человека отводилась роль центра управления человеком-машиной. Сознание - это персональный компьютер, который предназначен для извлечения и преобразования информации, для распознания и сопоставления образов, а также вычисления и координации различных операций. Здесь акцентируются те функции сознания, которые важны в процессе планирования, управления и принятия решений на практике. Сознание выступает здесь как средство рациональной организации человеческой жизнедеятельности.
Интенционалистские программы
Интенция - лат. «намерение», «направленность».
В рамках этого типа программ изучению подлежат прежде всего интенциональные свойства сознания. С точки зрения феноменологии (феноменологической философии), основоположник которой - Эдмунд Гуссерль - считал, что именно интенциональные свойства выражают специфику сознания. Интенциональность - это направленность сознания на предмет. В рамках этого типа программ сознание выступает как совокупность механизмов создания идеальной предметности.
Кондиционалистские программы
Кондицио - лат. «условие», «состояние».
В рамках этого типа программ изучаются зависимости сознания от
1 телесной организации (соматических состояний)
2 строения и функций психики (в том числе от бессознательного)
3 многочисленных факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека (в родовом смысле).
Устанавливаются следующие зависимости:
1) сознание зависит от характера исторических и культурных условий, в которых формируется сознание отдельного человека - носителя культуры.
2) сознание зависит от социально-психологических, коммуникативных факторов
3) сознание зависит от индивидуально-личностных особенностей человека.
Бессознательное как философская проблема. Трактовка генезиса, содержания и функций бессознательного.
Фрейд выделяет 3 аспекта рассмотрения психики взрослого человека:
I. топика - это построение пространственной модели психики; рассмотрение
отдельных психических инстанций с точки зрения их иерархии (местоположения).
Исследователи выделяют 2 топики: первую и вторую.
В рамках первой топики психика делится на следующие инстанции:
1. бессознательное
2. предсознательное
3. сознание
В «Толковании сновидений» Фрейд выделяет ещё одну инстанцию - цензуру.
В рамках второй топики выделяются:
1. оно
2. я
3. сверх-Я
II. экономика (экономический фактор)
В рамках этого аспекта психические процессы рассматриваются с точки зрения распределения психической энергии.
III. динамика
В рамках этого аспекта различные психические структуры рассматриваются, объясняются как результат столкновения сил, лежащих в основе влечения.
В рамках этого аспекта формирование психики рассматривается как продукт развития, разрешения внутриличностных конфликтов.
Фрейд разграничивает такие понятия как «влечение» и «желание». Влечение лежит между физиологическими процессами и осознаваемыми желаниями.
Структура влечения (элементы):
1. источник - это локализация возбуждения в определённом органе
(это физиологический подход)
2. объект влечения - это вещь, за счёт которой достигается удовлетворение влечения
3. сила, влекущая организм к удовлетворению влечения (энергетическая трактовка)
4. цель - это действие посредством которого достигается удовлетворение
Желание(определение этого понятия Фрейд не даёт) - это энергетически насыщенная, аффективно окрашенная группа представлений (образов, осознаваемых побуждений), связанных с первичным опытом удовлетворения соответствующего влечения.
Следует учитывать, что Фрейд сам очень часто употребляет понятия «влечение» и «желание» как синонимы.
Понятие «комплекс» используется Фрейдом, однако авторство приписывается Юнгу.
Под комплексом Фрейд понимает ассоциативную цепочку представлений, связанных с неудовлетворённым желанием и частично вытесненных в бессознательное.
Исследуя психику человека Фрейд вводит 2 методологические установки:
1. принцип детерминизма (все психические процессы имеют свою причину, носят обусловленный характер)
2. принцип многосторонней детерминированности психики человека
Психика человека детерминирована с трёх сторон:
1. телесно, соматически, физиологически
2. социокультурно, т.е. тем, что человек живёт среди людей, и их отношения опосредуются культурой.
3. психика человека представляет собой относительно замкнутую систему, в рамках которой психическое обусловлено самим психическим.
Идея бессознательного - центральная в учениях Фрейда.
Первая топика
I. В описательном смысле психика складывается из 3-х сфер, инстанций:
1. собственно бессознательное. Содержание его образуют вытесненные представления.
2. предсознательное (скрытое, латентное сознательное).
Его содержание образуют представления, которые прежде уже были сознательными и в любой момент могут беспрепятственно, свободно вновь стать таковыми.
3. сознание - это «система актуальных восприятий внешних и внутренних раздражений, приходящих из внешнего мира, а также (восприятия) чувств удовольствия и неудовольствия, которые могут проистекать лишь изнутри нашего психического аппарата».
II. С динамической точки зрения психика состоит из двух систем:
1. первичный процесс - это стремление влечения к удовлетворению. Чтобы реализоваться в действии влечение должно принять облик конкретного желания, ибо только в таком виде оно может проникнуть в сознание.
Вторичный процесс
Сюда относятся:
1 мышление
2 воспоминание - память в действии (область бессознательного)
3 сознание, которое санкционирует поведенческие акты.
Основная функция сознания - это контроль за поведением человека.
На границе между первой и второй системами находится особая инстанция - цезура. Цензура сопротивляется, не допускает к сознанию те представления, которые связаны с желаниями, не могущими быть реализованными в поведении человека в силу прежде всего социальных запретов => такими, которые могут вызвать состояние неудовольствия.
Вторая топика
Вторая психоаналитическая система (топика) строится на следующих положениях:
Либидо - энергия бессознательного сексуального влечения. Либидо, по Фрейду, может претерпевать различные превращения, одним из которых является сублимация.
Сублимация - это отклонения энергии сексуального влечения от непосредственной цели на цели несексуального характера (культурное творчество).
Жизнь взрослого человека складывается как сложная совокупность взаимоотношений между тремя инстанциями:
1. оно - это сфера локализации первичных влечений; это сфера бессознательного.
Принцип, безраздельно господствующий в «оно» - удовольствия.
2. сверх-Я (Я-идеал). Эта инстанция выполняет роль внутреннего авторитета, она наказывает и запрещает.
Сверх-Я - это тоже сфера бессознательного.
3. Я (это) - это инстанция защиты психики. «Я» руководствуется принципом реальности.
Генезис, в науке — описание происхождения, возникновения, становления, развития, метаморфозы и (необязательно) гибели объектов.
|