Обратная связь
|
Лекция 10. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ 2 глава
21______________Лекция 1
мония, равновесие, а конфликт. Природа конфликта объясняется по-разному: социально-психологическими факторами или же особенностями социальной структуры. Сторонники первого подхода сосредотачиваются на разработке концепции индивидуализации и распыления конфликта. А сторонники второго направления, в конечном счете исходящего из марксизма, рассматривают конфликт как конфронтацию социальных групп, в том числе классов, занимаются изучением макросоциологических изменений, анализируют фундаментальные противоречия и совпадение интересов социальных групп, масштабные процессы изменений в обществе, преобразования общественных систем."
Наиболее четко прослеживается противоположность отмеченных подходов при сопоставлении концепций Т.Парсонса и Р.Дарендорфа. Первый делает акцент на сотрудничестве и интеграции, на равновесии системы; второй - на конфликте и изменении. С точки зрения Т.Парсонса, каждое общество - устойчивая и стабильная, хорошо интегрированная структура; каждый элемент общества, выполняя определенную функцию, способствует поддержанию системы; функционирование социальной структуры основано на ценностном консенсусе членов общества, что обеспечивает его стабильность и интеграцию. Согласно концепции Р.Дарендорфа, каждое общество изменяется в каждой своей точке; каждое общество пронизано конфликтом, социальный конфликт вездесущ; каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; каждое общество построено на подчинении одних членов общества другим.12
Отмеченный водораздел концепции интеграции и конфликта очерчен в одной из последних работ
Основы конфликтологии 22
известного современного французского социолога А.Турена "Возвращение актора. Социальная теория в индустриальном обществе" (1988г.). Автор говорит о "разных социологиях": одна из них включает дисциплины, ориентированные на изучение "социального порядка", т.е. совокупности институтов и отношений, обеспечивающих стабильность данной системы. Другая - "социология действия", она, напротив, интересуется прежде всего изменениями, рассматривает социальные действия как цепь конфликтов. По А.Турену, всякий социальный процесс состоит из системы конфликтов социальных субъектов различного ранга и уровней.13
Модель равновесия, стабильности и конфликтная модель общества представлены также во взглядах других современных авторов, включая отечествен-ных. Важно отметить, что при том и другом подходах в изучении конфликта зарубежными учеными накоплен большой фактический материал, в основном относящийся к разработке технологии управления на уровне малых групп, фирм и межличностных отношений. Австралийские авторы Х.Корнели-ус и Ш. Фэйр пишут, что теория и практика разрешения конфликтов растут? бурными темпами. В 1986 году Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы Мира. Задача организации - разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликта для их эффективного применения в личной жизни, на работе и в международных отношениях.14
Конфликтология - одна из новых для России дисциплин. Наше общество вновь находится на переходном историческом этапе. Оно охвачено системным кризисом и глубокими противоречиями,
23______________Лекция 1
переходящими в конфликты. В стране возрождают-ся капиталистические отношения с присущим им антагонизмом. Поэтому разработка конфликтоло-гии и ее изучение становится особенно актуальной задачей.
Термин "новая" дисциплина выражает скорее совокупность знаний теории среднего уровня и эмпирических прикладных исследований конфликтов. Что касается фундаментальных теоретических положений, относящихся к социальным конфликтам, то они, как говорилось ранее, разрабатывались марксизмом со времени его возникновения. В этой связи трудно понять тех отечественных авторов, которые становление конфликтологии в нашей стране относят только к 80-м годам, а то и к 90-м, игнорируя или, скорее всего, не зная о том теоретическом заделе, который был осуществлен советскими философами и социологами, изучавшими общественные противоречия, правда, главным образом, на макроуровне. Однако факт состоит в том, что отмеченные исследования велись в рамках социальной философии и социологии. Конфликтология не выделялась из их числа, как особая дисциплина.
В настоящее время процесс формирования конфликтологии как отдельной теоретико-прикладной дисциплины идет достаточно активно. Он институ-ционализируетея. Издается журнал "Конфликт и консенсус"; созданы научные подразделения в РАН - Центр конфликтологии, научно-экспертный совет по конфликтологии Института социологии РАН, Ассоциация конфликтологов-миротворцев при МГУ; организуются кафедры конфликтологии в отдельных вузах и ассоциации конфликтологов в регионах страны. Так, в Ростове-на-Дону недавно создана и зарегистрирована ассоциация конфликтологов -
Основы конфликтологии
общественная организация "Роза мира". Это ассоциация миротворческих инициатив предотвращения конфликтов и ведения переговоров. Ростовские кон-фликтологи ставят задачу по изучению серьезных национальных, региональных и политических конфликтов, затрагивающих регион, а также иных конфликтных ситуаций.
В стране вышли в свет несколько монографических исследований по конфликту: Запрудский Ю. Социальный конфликт. Издательство Ростовского университета, 1992; Чумиков. Социально-политический конфликт: теоретический и прикладной аспекты. М., 1993; Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликта. М., 1993.; Здравомыслов А. Социология конфликта М. 1996.
Журнал "Социологические исследования" систематически публикует на своих страницах солидные статьи по проблемам конфликтологии. Изданы переводы трудов зарубежных авторов.
На пути развития конфликтологии в нашей стране встречается немало трудностей. Они двоякого рода. Первые связаны со стереотипами, укоренившимися в социальных и философских исследованиях в прошлые годы, когда абсолютизировалось социальное единство общества как некоего бесконфликтного образования. Несмотря на то, что еще в 50-х годах в официальной печати была подвергнута критике так называемая "теория бесконфликтности" в литературе и искусстве, это никак не повлияло на негативное отношение к проблеме социальных, тем более политических конфликтов. В философской литературе широко использовались такие понятия для характеристики диалектики общественных процессов, как "напряженность, проти-
25_______________Лекция 1
воречий", "антагонистическая борьба" и др., но теоретический и конкретный анализ социальных конфликтов отсутствовал. Однако потребность их изучения все же пробивала себе дорогу. Несмотря на господствующие умонастроения, еще в конце 60-х гг. появились статьи о проблеме исследования конфликта. Одна из них - Смолина Г.Л. "Принципы исследования конфликта" - была опубликована на страницах журнала "Вопросы философии".
Традиционное негативное отношение к социальным конфликтам подчеркивается и сегодня правящими кругами. Призывы к общему согласию, враждебное отношение к оппозиции (на фоне кровавых событий 3-4 октября 1993 года и военного конфликта с Чечней, широкой волны забастовочного движения) звучат по меньшей мере неубедительно. И все же эти призывы влияют на умы и настроения людей, потому что общество устало от борьбы за власть; в большинстве своем оно отвергает военное насилие, люди страшатся диктатуры. Все эти понятия негативного характера отождествляются в обыденном сознании с научной категорией конфликта как явления вполне закономерного для любого общества. Находятся теоретики, отрицающие конфликты и, наоборот, обосновывающие закономерность гармонии в обществе в противоположность борьбе, конфликтам. Один из главных идеологов властей Яковлев А., например, утверждает: "...принцип согласия, мира, гармонии всегда и во всем, кроме редких исключений, является доминирующим... Вся история есть история сотрудничества и поиска гармонии классов".15
Приходится считаться и с тем, что за многие годы обществу прививался стереотип конфликтности только международных отношений и главным об-
Основы конфяиктодогии 26
разом между странами бывшей социалистической и капиталистической систем.
Наконец, еще один стереотип: как говорилось ранее, марксизм приучил обществоведов, да и не только их, рассуждать лишь о макропроблемах, связанных с противоречиями классовыми, межсистемными и прочими. Проблемы же микроотношений - межличностные, межгрупповые всегда отодвигались на задний план как проблемы второстепенные, неактуальные.
Трудности другого рода проистекают из односторонней критики бывшей государственной идеологии. Пересматривая догматическое толкование диалектики, социального единства общества и других постулатов, отбрасывается все рациональное, содержащееся в марксизме, включая принципы диалектики. Последние представляются методом так называемого тоталитарного мышления. Яковлев А. пишет в пренебрежительном тоне о "так называемой диалектике". Однако понятие "социальное единство" и "диалектика" не имеют отношения к догматизму. Многовековая традиция диалектики известна, марксизмом она была воспринята от передовой для XIX века человеческой мысли. Понятие "социальное единство" характеризует целостность и стабильность социальной системы. Нет ничего предосудительного и в понятии "социально-политическое единство", если под ним подразумевать реальную общность политических и духовных ценностей, характеризующую состояние общества, а невыдуманную пропагандистскую модель. Следует подчеркнуть только одно: без диалектического подхода нельзя понять природу социального конфликта, а игнорируя понятие социального единства, мы тем самым лишимся возможности осмыслить
27_Лекция 1
конфликт как элемент общественной системы, поскольку таковая существует до тех пор, пока включает социальное единство.
2. Методология и методы конфликтологии.
Методологическую основу конфликтологии как теоретико-прикладной дисциплины составляет комплекс философских, политологических и социологических идей, аккумулируемых в теории конфликта. В различных направлениях исследования конфликтов, рассмотренных выше (структурно-функциональной и конфликтной моделей общества), отмечается существенное различие методологии. Структурно-функционалистский подход, поскольку он акцентируется на равновесии, стабильности системы, а конфликты рассматривает лишь как временное явление, как дисфункцию системы, будет правильно отнести к разряду недиалектических методологий. Противоположный ему подход - парадигма конфликта, ориентирующая на изменение системы, представляющая конфликт как естественное явление в обществе, связанное с объективными противоречиями, - является диалектическим.
Коренной вопрос той или иной методологии - вопрос с природе конфликта. Решается он опять-таки по-разному, хотя в основе решений лежит собственно социологическая концепция. Функционалисты исходят из социальной структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем социальной мобильности, политической же системе принадлежит иная роль - формирование и функционирование полиархии. Последняя означает признание существования многих политически
Основы конфликтологии 28
активных, соперничающих в борьбе за власть групп. Следовательно, анализ конфликтов здесь не увязывается с социальной структурой, взаимодействием больших социальных групп. Такая методология отражает американскую социальную ситуацию, с рыхлой классовой структурой, со многими пересекающимися противоречиями, носящими временный характер, как утверждают американские авторы.
В теории групп, разработанной американским политологом и социологом Д.Трумэном, одним из условий демократии признается "текучее членство"; члены общества включены во множество групп интересов, действительных и потенциальных. Переход из одной группы в другую - не резкий, плавный. Возникающие организованные группы интересов не могут следовать только собственным целевым установкам, но должны учитывать также принадлежность своих приверженцев к другим группам интересов. Поэтому при наличии таких групп возникающие конфликты пересекаются и всегда содержат в себе тенденцию к равновесию, балансу интересов."16
Диалектическая методология (некоторые ученые называют ее структуралистской) рождена на европейской почве, в социумах со зрелыми классовыми различиями и противоположностью интересов больших социальных групп, в обществах, где в последние два века постоянно развивались социальные и политические движения левого толка. Эта методология, будь то марксистская или немарксистская, увязывает анализ конфликтов прежде всего с социальной структурой и ее изменением. Р.Дарендорф, например, пишет: "Социальные конфликты вырастают из структуры обществ, являющихся союзами
29______________Лекция 1
господства и имеющих тенденцию к постоянно кристаллизуемым столкновениям между организованными сторонами".17 Отечественный социолог Дмитриев А. замечает: "... основные подходы к пониманию и объяснению конфликта складывались в основном в рамках рассмотрения особенностей взаимодействия крупных социальных общностей. Личностный анализ конфликтологии занимает, пожалуй, второстепенное положение".18
Сам по себе подход к изучению конфликта в рамках целого (структуры общества) как момента его изменения и развития означает реализацию диалектической методологии. С этим связан принцип историчности в изучении конфликтов. А.Турен подчеркивает при рассмотрении социальных движений как формы социального конфликта необходимость анализа проблемы "историчности", т.е. учета того, каким образом общество воздействует на себя самое, перестраивает свою структуру, собственные социальные отношения, переориентируется на новые социальные ценности.
Историчность должна быть дополнена принципом конкретности. В итоге мы получаем принцип конкретно-исторического подхода. Он означает, что каждой эпохе, каждому историческому периоду, каждому типу социальной системы присущ свой тип конфликта. Р.Дарендорф отмечает, что источники родственных конфликтов в различных обществах и в разное время отнюдь не одинаковы. Конфликты между правительством и оппозицией выглядели в Венгрии в 1956 г. иначе, чем в Великобритании; отношения между Германией и Францией в 1960 г. иначе, чем в 1940 г.; отношение немецкого общества к национальным и религиозным меньшинствам было в 1960 г. другим, нежели в 1940.
Основы конфликтологии ЗО
Таким образом, формы социальных конфликтов изменяются, и теория должна дать ответ на вопрос, в каких аспектах можно обнаружить эти изменения и чем они обусловлены, Не приходится доказывать, сколь актуален конкретный исторический подход для изучения конфликтных ситуаций в нынешней России, где сегодня они во многом иные, чем были в СССР.
Рекомендации, выводы зарубежных конфликто-логов основываются на тех наработках, которые накоплены европейскими и американскими школами. Российской конфликтологии предстоит пройти свой путь развития. Важно извлечь уроки из прошлых ошибок: не допустить крайностей в отношении к имеющимся в науке методологиям. Здесь постоянно происходит не только соревнование, но также взаимодействие и взаимодополнение теорий, методов. Марксизм потому и превратился в догму, что его сторонники в большинстве своем отвергали диалог с другими течениями общественной мысли, практиковали только собственный монолог. Теперь никак нельзя впасть в другую крайность и последовать за теми, кто вообще отметает диалектико-ма-териалистическую теорию общества и либо некритически заимствует субъективистские концепции некоторых западных школ, либо пытается "изобретать собственный велосипед".
Важнейшая проблема методологии теории конфликта - это проблема объективности. Она решается на пути сочетания современных концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия, интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества, с другой. Ведь и конфликт и равновесие, интеграция, выражающаяся в парадигме согласия, - две стороны, два взаимосвязанных момента одного и того же общественного процесса. Ничто не
31_____________Лекция 1
абсолютно: ни конфликт, ни согласие; все относительно, взаимообусловлено. Прав Р.Дарендорф, не считая, что его позиция (конфликтная модель общества) более верна, чем другая - функционалистс-кая модель согласия. Обе полезны и необходимы для социологического анализа, так как в общественной жизни постоянно присутствуют оба компонента взаимодействия: сотрудничество и конфликт. Примерно то же самое можно сказать о концепции классового развития. Конечно же, абсолютизация его недиалектична, ненаучна. Однако классовые конфликты существуют; в России они возрождаются и пренебрегать ими нельзя. Классовый конфликт - лишь один вид конфликта в числе множества социальных? столкновений.
Отстаивая объективный подход в конфликтоло-гии, мы тем не менее не сводим его только к объективному методу. В социальной науке по праву свое место занимает и субъективный метод. К сожалению, в отечественной литературе в прошлом получила распространение догматическая интерпретация ленинской критики субъективного метода идеолога Михайловского как метода ложного, ненаучного. Таким образом, субъективный метод отождествлялся с субъективизмом, т.е. превратным, искаженным описанием и объяснением реальности. Субъективизм, в том числе замешанный на вульгарно понимаемом классовом подходе, исключает научную истину. Но субъективный метод исследования, наряду с объективным, это метод поиска истины. Тот и другой методы строятся на онтологических посылках, характеризующих специфику социальной реальности вообще и социального конфликта как единства объективного и субъективного, в частности.
Основы конфликтологии 32
Русский историк Ключевский В. описал объективные и субъективные методы в исторической науке так: объективный метод принимает "за точку отправления не изучающий субъект, а изучаемый объект", предполагает видение исторического процесса в последовательной смене явлений, подготовившей современное состояние человечества, иными словами, это - метод изучения "самое исторического движения". Примеры объективного изучения: наблюдение явлений, сопоставление явлений и обобщение явлений. Субъективный метод исходит из того, что отправной пункт - не само историческое явление, а точка, зрения изучающего. Исторические явления подбираются в изложении по личному усмотрению историка; точно также и оцениваются (скажем, с точки зрения приоритета, господствующего значения экономических отношений, либо "политического быта" и т.п.). Отсюда приемы изучения: подбор явлений, их оценка и связь19.
В политологии различаются методы объективной и субъективной интерпретации изучаемых явлений. Объективный метод предполагает выявление разнообразных связей и процессов политической реальности через анализ объективных результатов политических действий. Субъективный метод объяснения - это анализ связей и взаимодействий политической реальности через призму отношений политического субъекта (его мнений, позиций, интересов). Ценностно-нормативный подход составляет содержание субъективного метода.20
Объективный и субъективный методы в конфлик-тологии, по сути своей таковы же, как в исторической и политологической науках. В первом случае предполагается рассмотрение конфликта как естественного явления в обществе, безотносительно к оценке его познающим субъектом и противоборству-
33______________Лекция 1
ющими сторонами. Во втором - рассмотрение конфликта с точки зрения позиций, с учетом оценки конфликта познающим субъектом и противоположными агентами. И тот и другой познавательные процессы имеют место в действительности. Для объяснения данного конфликта и выработки способов его разрешения важно знание безоценочное и оценочное, необходимы описания конфликта, каков он есть в реальности и каково его восприятие, нужна также оценка противоборствующими сторонами и обществом в лице исследователя. Вообще как объективный метод, так и субъективный только в единстве дают адекватное знание о конфликтной реальности, позволяют понять объективную и субъективную сторону конфликта и связанного с ним поведения. Поэтому, если следовать за Ключевским В., при изучении конфликтов применимы приемы методов объективного и субъективного: наблюдение, сравнение и объяснение, подбор явлений, оценка их и установление взаимосвязи. Применение социологических, политологических и психологических методов обеспечивает постижение конфликта как сложной реальности.
Объективность познания конфликтов затрудняется рядом обстоятельств. В первую очередь - широким распространением в общественном сознании субъективистского понимания социальных процессов, в том числе конфликтов. Конфликтологу приходится сталкиваться с неадекватной оценкой того или иного конфликта общественным мнением и, тем более, противоборствующими сторонами. Да и сам исследователь рассматривает конфликт, особенно политический, также под влиянием своего мировоззрения, в большей или меньшей степени. Известно, что крупнейшие конфликты, потрясшие нашу стра-
2. Зак. 181
Основы конфликтологии 34
ну в последние 3-4 года (августовские - 1991 г. - события, сентябрь-октябрьский - 1993 г. - конфликт между институтами законодательной и исполнительной власти, военный конфликт в Чечне) прямо противоположно воспринимались и воспринимаются, оценивались и оцениваются как непосредственными участниками, так и другими слоями населения и политическими движениями. Объективность оценок конфликта возможна при условии всестороннего подхода к его изучению, осмысления причин возникновения, эволюции конфликта и т.п. Опасность субъективизма в социальном познании, в особенности конфликтов, в объяснений прошлого, настоящего и будущего всегда велика. Ее возможность больше при использовании субъективного метода.
Познание конфликтов связано с прагматической целью - управлением ими. А это означает вовлечение в познавательный процесс одной или обеих конфликтующих сторон, что опять-таки ограничивает рамки объективности. Направляющим вектором в объяснении конфликтов становятся интересы сторон. Наиболее благоприятным для познания конфликта условием является совпадение интересов, связанных с регулированием и разрешением конфликта. Однако такое идеальное условие на практике встречается далеко не часто.
На процесс познания негативно влияет кризисная ситуация в обществе, когда возникают и переплетаются многие конфликты, усиливая отрицательное воздействие на общественную систему. Такая ситуация, в частности, существует в настоящее время в России. Стремление правящих, господствующих сил в кризисной ситуации навязать оппозиции свое понимание развивающихся конфликтов
35______________Лекция I
бесперспективно. Наиболее разумный выход из положения - критическая оценка своих действий, своей политики, учет мнений оппонентов и активного большинства населения и соответствующая корректировка своих позиций.
При анализе социальных конфликтов велика роль информации. Дефицит информации, дезинформация всегда были и остаются опасными средствами и условиями ложного восприятия конфликтов, неоправданного их разрастания.
Конфликты в обществе, любого уровня и вида - комплексное явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы. Поэтому и методы их изучения многообразные, комплексные. Приоритетность того или иного метода в каждом конкретном случае определяется видом конфликта. Если, скажем, предметом изучения является межличностный конфликт, то доминирующими методами будут социально-психологические. При анализе конфликтов между крупными социальными группами на первый план выходят социологические и политологические приемы изучения.
В заключение кратко о функциях конфликтоло-гии. Они вытекают из характера данной дисциплины как теоретико-прикладной. Проф. Здравомыс-лов Ю. отмечает три уровня изучения конфликтов: фундаментальный теоретический, с позиции теории среднего уровня и эмпирический уровень, подчиненный непосредственно практическим управленческим целям. Соответственно следует отмечать и функции конфликтологии: теоретико-познавательная, аналитическая и прогностическо-управленческая.
Основы конфликтологии 36
Разработка фундаментальных теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие социальных наук. Исследование на уровне теории среднего уровня обогащает социологические и политологические знания о механизмах общественных процессов. Изучение конфликта на эмпирическом уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать прогностические модели конфликтного действия общественных субъектов и метода управления им. Анализ конкретных конфликтов - необходимое условие регулирования и разрешения их.
Конфликтология вооружает практиков не конкретными инструментами для управления конфликтами, а обосновывает понятийные рамки общественного сознания, в том числе управленческого мышления, для диагностирования конфликта и выработке соответствующих методов их преодоления.
Литература.
1. Coser L. Continuites in the Stadi of Social Conflict. NV, 1967, p 137; Coser L. "The Fonetions of Social Conflict" elencoe Tree Free Press, 1958.
la. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4. С. 144
2. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт: Политологический анализ. Ростов-на-Дону. Изд. Ростовского университета. 1992. С. 22; Здравомыс-лов А.Г. Социология конфликта. М. 1996.
3. Дмитриев А.В. Конфликт на российском распутье. Социологические исследования, 1993, 9. С. 3
4. Яковлев А.Н. Предисловие. Обвал. Послесловие, М., 1992. С. 22
5. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1967. С. 194, 197
6. Там же.
37__________Лекция 1
7. Зеркин Д.П. Источники и движущие силы развития социалистического общества. Изд-во Ростовского университета. 1966. С. 38
8. Там же.
9. Nohlen D. Worterbuch Staat und Politik Bundeszentral fur politische Bildung. Bonn 1991. s.s. 298-311.; Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 106.
10. Цит.: По Р Арон. Этапы развития социологической мысли. С. 456, 457
11. Преториус Р. Теория конфликта. Политические исследования. 1991, 5. С. 139-140.
12. Аг А. Введение в теорию конфликтов. Политология: вчера и сегодня. Вып. 3, М., 1991. С. 152.
13. Турен А. Социальные движения, революция, демократия. Свободная мысль. 1991, 14. С. 32.
14. Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М., Стрингер, 1992. С. 8 /Перевод с английского/.
15. Яковлев А.Н. Указ. соч. С. 44
16. Преториус Р. Указ. соч. Политические исследования. 1991, 5. С.141
17. Dahrendorf R. Class and Class Conflict, Standford University Press, 1959.; Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования 1994. С. 143.
18. Дмитриев А.В.. Указ. соч. Социологические исследования. 1993, 9. С. 7.
19. Ключевский В.О. Соч. в 9 томах. Т. 6, М., 1989. С. 73, 75, 71-72.
20. Зеркин Д.П. Основы политологии. Ростов-на-Дону. "Феникс", 1996. С. 14-15.
Основы конфликтологии за
Лекция 2. КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
Центральная категория конфликтологии - конфликт. Теоретический анализ ее - одна из фундаментальных проблем данной научной дисциплины. В литературе встречаются различные определения конфликта. Не вдаваясь в полемику о дефинициях, которые в большинстве своем различаются больше в редакционном плане, нежели в принципиальном, сконцентрируем свое внимание на характеристике существенных признаков конфликта и выражающих их понятиях.
1. Конфликт и социальное противоречие.
Обобщая многообразие дефиниций конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить такое его определение. Конфликт (от лат. conflictus столкновение) - это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.-
И в данном, и во многих других определениях, принадлежащих авторам, представляющим различные направления в науке, конфликт прежде всего связывается с противоречием или одним из его моментов - борьбой противоположностей. Например, в трактовке американского конфликтолога Козера Л., конфликт есть борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы. Согласно другому американскому автору Боулдин-гу К., конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов.
|
|