Правовое положение иностранных ЮЛ на территории РФ Согласно ст. 2 ГК РФ иностранные юридические лица уравниваются в отношении их прав и обязанностей с российскими юридическими лицами. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
ФЗ об иностранных инвестициях: правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной инвестиций прибыли не может быть мене благоприятным чем правовой режим деятльности и использования прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями,установленными ФЗ.
Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами.
Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в п. 1 ст. 1202 ГК РФ:
1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо".
Таким образом, современное российское гражданское законодательство исходит при определении «национальности» юридического лица из критерия инкорпорации.
Иностранные юридические лица могут осуществлять на территории России следующую хозяйственную деятельность при условии соблюдения ими правил ведения такой деятельности, установленных внутренним российским законодательством:
-заключать внешнеэкономические сделки без каких-либо специальных разрешений (имеются в виду сделки купли-продажи товаров, бартерные сделки, лизинговые операции, строительный подряд и др.). При этом не требуется, чтобы иностранное юридическое лицо было зарегистрировано в реестре юридических лиц, состояло на учете в налоговых органах, если оно не осуществляет свою деятельность в России через постоянное представительство, но нужна карточка ВЭД — код участника внешнеэкономической деятельности;
-арендовать земельные участки, здания и помещения для офисов, осуществлять производственную деятельность, а также приобретать право собственности на недвижимое имущество (с учетом установленных ограничений);
-совершать связанные со сделками расчеты, кредитно-финансовые, транспортные и иные операции (в частности, в области рекламы товаров и услуг в соответствии с ФЗ «О рекламе» 1999 г.);
-быть учредителями и участниками создаваемых в России обществ и товариществ;
-создавать полностью принадлежащие им предприятия, хозяйственные общества и товарищества или же совместно с российскими лицами в организационно-правовых формах, предусмотренных российским законодательством (в частности, в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью);
-заключать инвестиционные соглашения, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и в иных формах участвовать в разработке недр и природных ресурсов (Федеральные законы: «О недрах» 1992 г., «О континентальном шельфе РФ» 1995 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.);
-учреждать на территории России свои представительства, филиалы;
-принимать участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий;
-регистрировать товарные знаки и наименования мест происхождения (на началах взаимности);
-быть учредителями и участниками некоммерческих и благотворительных организаций.
Основные ограничения прав иностранных юридических лиц, установленные федеральным законодательством, касаются возможности ограничения права собственности на землю и невозможности иметь такое право на сельскохозяйственные земельные участки, а также ограничения в сфере страхования и банковской деятельности, телевидения (см. гл. 7, 8).
Необходимо обратить внимание на то, что в строго определенных случаях ограничения и изъятия подлежат применению не только к иностранным юридическим лицам, но и к российским юридическим лицам с иностранным участием, иными словами, во внутреннем законодательстве был применен принцип контроля. Напр.по ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» права собственности на земельные участки из числа этих земель не могут иметь не только иностранные юридические лица, но и российские юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства или иностранных юридических лиц составляет более 50%.
Государство как субъект МЧП. Иммунитет государства: понятие и виды
Государство - это властно-политическая организация, созданная в виде аппарата управления и принуждения и устанавливающая правовой порядок на определённой территории.
К субъектам международного частного права относятся также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.
Особенности правоотношений с участием государства:
- государство - особый субъект гражданско-правовых отношений. Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;
- к договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;
- в силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;
- в гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.
Особенность правового режима государства как участника межд. частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностр юрисдикции.
Иммунитет государства (суверенный иммунитет) - принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.
Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную, исполнительную власть; объем власти и сферу действия власти. Юрисдикция осуществляется государством в основном в пределах своей территории: согласно своему суверенитету государство подчиняет своей власти всех, кто находится, и все, что находится на его территории. Юрисдикция бывает полной и ограниченной.
Полная – гос-дар. обладает властью предписывать определенное поведение (например, нормами права, административными распоряжениями и пр.) всем находящимся на его территории лицам и обеспечивать любыми средствами реализацию своих предписаний. Ограниченная – гос-дар. обладает властью предписывать определенное поведение, но оно ограничено по различным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний.
Иммунитет государства состоит из нескольких элементов:
-Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
-Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
-Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
-Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
-Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.
|