Краткое изложение теоретических вопросов Государственное Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ»
Общеобразовательный цикл
Основной профессиональной образовательной программы
Для специальностей гуманитарного, социально-экономического и технического профилей
Часть 1
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Самара, 2013 г.
Учебно-методический комплекс печатается по решению Методического совета ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж» № 32 от 14.05.2013г.
| |
| | Составитель:
| Ибрагимова А.А., преподаватель ГБОУ СПО «ПГК».
| Рецензент:
| Литвинова Н.А.,преподаватель ГБОУ СПО «ПГК».
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История» является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж» по специальностям гуманитарного, социально-экономического и технического профилейи разработан на основе примерной программы учебной дисциплины «История» для специальностей среднего профессионального образования, одобренной и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16 апреля 2008 года; рабочей программы по дисциплине «История».
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «История» адресован студентам очной формы обучения.
УМКД включает теоретический блок, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания для итоговой аттестации (экзамена).
МП.0697.2013
|
|
ã ГБОУ СПО «Поволжский государственный колледж»
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 4
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 8
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 8
ВВЕДЕНИЕ.. 8
Раздел 1 «Древнейшая стадия истории человечества». 12
Тема 1.1 «Древнейшая стадия истории человечества». 12
Раздел 2 «Цивилизации Древнего мира». 20
Тема 2.1 «Цивилизации Востока». 20
Тема 2.2 «Античные цивилизации». 30
Раздел 3 «Цивилизация Запада и Востока в Средние века». 43
Тема 3.1 «Цивилизации Востока в средние века». 43
Тема 3.2 «Западноевропейская цивилизация в средние века». 52
Раздел 4 «История России с древнейших времен до конца XVII века» 67
Тема 4.1 «Восточные славяне в древности». 67
Тема 4.2 «Древняя Русь». 77
Тема 4.3 «Древняя Русь в эпоху политической раздробленности». 90
Тема 4.4 «От Руси к России». 103
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 144
3.1 Текущий контроль. 144
3.2 Итоговый контроль по дисциплине. 144
4. ГЛОССАРИЙ.. 145
5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ.. 165
6. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 167
6.1 Основные источники (для студентов) 167
6.2 Дополнительные источники (для студентов) 167
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый студент!
Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «История» предназначен для того, чтобы сделать Вашу работу по освоению этой области знаний оптимально удобной и максимально понятной. УМКД облегчит работу, как на учебных занятиях, так и при выполнении самостоятельных работ.
В УМКД всё содержание дисциплины «История» разбито на разделы, которые, в свою очередь, разделяются на темы. Их последовательное изучение сформирует у Вас целостное восприятие изучаемого предмета. Структура каждой темы построена следующим образом:
- Основные понятия и термины по теме (определения даются в глоссарии) – Их нужно знать!
- План изучения темы (вопросы, необходимые для изучения).
- Краткое изложение теоретических вопросов. Наличие тезисной информации по теме позволит студенту вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Данный материал также будет полезен при подготовке к точкам рубежного контроля и семинарским занятиям.
- Задания для самостоятельного выполнения во внеурочное время (оформляются в виде сообщений, докладов, презентаций, эссе, таблиц, глоссариев и т.п.).
- Вопросы для самоконтроля по теме(ориентированы на вопросы точек рубежного и итогового контроля по дисциплине).
Приступая к изучению учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендуемой основной и вспомогательной литературы (см. информационное обеспечение дисциплины), получить в библиотеке рекомендуемые учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками. Из всего списка рекомендуемой литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.
В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:
- систематизировать знания об истории человечества, формировать целостное представление о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развиватьспособности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- овладетьумениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формироватьисторическое мышление — способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
- формироватьчувствогражданственности, национальной идентичности,
- развивать мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
- В результате освоения дисциплины Вы должны знать:
- исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом;
- целостную картину истории мира;
- интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории;
- основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.
В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
Таблица 1
Общие компетенции (ОК)
| Результат, который Вы должны получить после
изучения содержания дисциплины
| ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| - Видеть объективную картину мира.
- Быть исторически грамотным и
политически корректным.
- Понимать роль государства и его политики (законодательства) в экономике, социальной и культурной сферах.
- Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства.
| ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
| - Создавать проекты решений различных исторических ситуаций.
- Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.
| ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
| - Создавать проекты исторического моделирования.
- Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию.
- Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы.
| ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| - Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы.
- Систематизировать и организовывать информацию в виде таблиц, схем, диаграмм и графиков.
| ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии
для совершенствования профессиональной деятельности.
| - Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, графиков и диаграмм, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов.
| ОК 6.
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
| - Вести дискуссии, аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов.
- Создавать коллективные проекты решения различных исторических проблем.
- Проявлять социальную толерантность.
|
При изучении дисциплины предполагается проведение семинаров по закреплению теоретических знаний. Практических занятий в курсе История» не предусмотрено. Контроль качества освоения дисциплины «История» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Таблица 2
Формы отчетности, обязательные для сдачи
| Количество
| Точки рубежного контроля.
|
| Итоговая аттестация.
| Экзамен
(компьютерное
тестирование)
| Желаем Вам удачи!
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):
1. История как наука.
2. Периодизация истории.
3. Цивилизации, варианты их типологии.
4. Факторы исторического развития.
Основные понятия: история, цивилизация, вспомогательные исторические дисциплины (ВИДы).
Краткое изложение теоретических вопросов
История как наука.
История – это наука, которая всесторонне изучает прошлое человечества
с целью познания его закономерностей, а также с целью выяснения, как эти
закономерности влияют на социально – экономические, политические и
духовные отношения в обществе
Предмет исторического исследования: исторические закономерности, события, факты.
Объект исторического исследования: жизнь прошлых поколений.
Основа исторической науки – собирание, систематизация, анализ и обобщение фактов, рассмотрение их в тесной связи и совокупности.
Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни. В соответствии с многообразием явлений история - наука многоотраслевая, состоящая из ряда самостоятельных отраслей исторического знания: экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, археология, изучающая историю по вещественным источникам древности. Вспомогательные исторические дисциплины изучают определенные виды или отдельные формы и содержание исторических источников (генеалогия, геральдика, дипломатика, сфрагистика, нумизматика, историография, палеография и др.). Исторические источники – это все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества. Выделяют: устные, вещественные, этнографические, лингвистические, письменные исторические источники:государственно-актовые и описательные. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом, история континентов, история отдельных стран. История - одна из наиболее древних из двух тысяч существующих наук. «Отец истории» – древнегреческий ученый Геродот (V н.э.) История тесно связана с другими науками, но в отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
2. Периодизация истории.
Периодизация – это условное деление истории человечества в соответствии с определенными критериями на временные этапы.
Всемирная периодизация
1–Древний мир (от жизни первобытных людей до IV в. н.э.).
2 – Средние века (V- XVI вв.).
3– Новое время (XVII- начало XX вв.).
4– Новейшее время (с I мировой войны 1914-18 гг. и по сей день).
Отечественная периодизация
1 – Восточные славяне в древности (IV-VIII вв.)
2 – Древняя Русь (IX- начало XII вв.).
3 – Удельная Русь (XII- конец XV вв.).
4 – Российское государство (XVI- XVII вв.).
5 – Российская империя в новое время (XVIII- начало XX вв.).
6 – Советское государство (1917 – 1991 гг.).
7 – Современная Россия (с 1991 г. по настоящее время).
3. Цивилизации, варианты их типологии.
Цивилизация – (в переводе с латинского языка - гражданский) особая социокультурная общность людей с присущей ей экономической, политической и культурной спецификой.
Таблица 3
Критерий выделения
| Типы цивилизаций
| Религиозные ценности.
| Христианская цивилизация Европы; Арабо-исламская;
Цивилизации Востока: Индо-буддийская, Дальневосточно-кофуцианская.
| Виды мировоззрений.
| Традиционная (восточная);
рационалистическая (западная).
| Масштабы распространения.
| Локальные; особенные; всемирные.
| Преобладающая социально-экономическая сфера.
| Аграрная; индустриальная; постиндустриальная.
| Фаза развития.
| «Молодая», зарождающаяся; зрелая, клонящаяся к упадку.
| Общие фундаментальные черты духовной жизни, перспективы развития.
| Природное сообщество, восточный тип, западный тип, современный тип.
|
|