Социальная структура и основные категории населения
Волхвы (языческие жрецы до принятия христианства)
| Православное духовенство (с X в.)
| Вожди племен, позже – правители государственных образований
| Потомки родоплеменной знати, воеводы, наместники областей
| Воины княжеских отрядов, выполнявшие также управленческие функции
|
Свободные крестьяне – общинники
| Зависимая социальная группа, близкая к рабам
| Смерды. Зависимые крестьяне, несшие повинность в отношении князя
| Закупы.
Смерды, взявшие у другого землевладельца ссуду («купу») скотом, орудиями труда и т.п. и обязанные отработать этот долг
| Рядовичи.
Смерды, заключившие с землевладельцем договор («ряд») об условиях своей работы на него
|
Рис. 7. «Социальная структура и основные категории населения».
Принятие христианства на Руси
Причины
| Значение
| Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе.
| Укрепило государство и власть
князя.
| Оправдание социального неравенства.
| Повысило международный авторитет Руси.
| Необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.
| Способствовало приобщению Руси к византийской культуре, распространение письменности и грамотности.
|
| Христианство – моральный стержень объединения русских людей.
| Укрепление института семьи.
|
Осевая революция – переход от политеизма к монотеизму.
На Руси сложилось общество двоеверия - общество, в сознании и мировоззрении которого переплелись элементы христианской и языческой религии.
6. Культура Древнерусского государства.Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Культурное наследие восточных славян – база для развития древнерусской культуры. Значительное влияние на развитие культуры оказала Византия и принятие христианства. Культура этого периода отражает переход от союзов племен к единой древнерусской народности.
Скандинавские источники называют Русь страной городов – Гардарики. Летописи сообщают о существовании более 20 городов. До Х в. преобладало деревянное зодчество, а потом начинается каменное строительство. В 989 -996 гг. в Киеве построена каменная Десятинная церковь (церковь Богородицы), которая разрушена татаро-монголами в 1240 г.
ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ:
Киев – Софийский собор XI в.; Золотые ворота; Киево-Печерская лавра
Новгород - Софийский собор XI в. (проще, лаконичнее, строже); Церковь Спаса на Нередице; Георгиевский собор Юрьева монастыря.
Чернигов – Спасо-Преображенский монастырь.
В архитектуре господствовал храмовый византийский крестово-купольный стиль, позднее стали возникать местные школы. В период расцвета Киевской Руси первое место принадлежало монументальной живописи- мозаике и фреске. Фреска - живопись водяными красками по свеженанесенной, сырой штукатурке. Мозаика - изображение, составленное из маленьких кусочков мрамора или смальты (цветного стекла). Развивается иконопись.
Устное народное творчество, фольклор:былины – это поэтическое сказание о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.Главная идея: освобождение Руси и ее защита от врагов. Сказки, обрядовые песни, заговоры, пословицы и поговорки, сохранившиеся в народной традиции.
Письменность и просвещение:до прихода византийских миссионеров Кирилла и Мефодия, у славян была своя письменность – глаголица, а в Х в. распространятся кириллица.
Развиваетсякнижная миниатюра, летописание. Первые летописи (изложение событий по годам) создали в Х - XI вв. во времена Владимира I и Ярослава Мудрого.
По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись», или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века.
Литература: «Слово "О законе и благодати"» - одно из самых ранних (написано между1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Илларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г. Даниил Заточник «Слово» и «Моления»; «Чтения о Борисе и Глебе»; Владимир Мономах «Поучение детям»; «Слово о полку Игореве» - поэтическое выражение древнерусской эпохи.
Развитию ремесласпособствовал быстрый рост городов. Особенные успехи – в металлургическом производстве - связаны с производством оружия и военных доспехов (мечи, боевые топоры, копья, кольчуги, щиты и шлемы). Русское оружие славилось в Византии, Западной Европе, Средней Азии. Славились славянские ювелиры. Основной технический прием- литье, использовалась также ковка, чеканка и другие техники.
СКАНЬ –ювелирная техника, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой или серебреной проволоки в виде гладкой или свитой верёвочки.
ЗЕРНЬ –ювелирная техника, узоры из маленьких металлических шариков.
Чернь – инкрустация золотом и серебром по вычерненному фону.
ЭМАЛЬ –стекловидная масса, которая в зависимости от добавления окислов металлов при обжиге приобретает тот или иной цвет.
Гончарное ремесло: с XI в. преобладает посуда, сделанная на гончарном круге; обжиг, орнамент. Гончары делали кирпич (плинфу), черепицу, изразцы для украшения зданий.
Для Киевской Руси был характерен высокий, по средневековым меркам, уровень развития культуры. Церковь оказала огромное влияние на развитие материальной и духовной культуры общества. Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком художественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.
Основные даты:
- 862 г. – призвание Рюрика ильменскими словенами;
- 882 г. – объединение территорий Новгорода и Киева в единое государство Киевская Русь;
- 879 – 912 гг. княжение Олега;
- 907 и 911 гг. – походы Олега на Царьград, заключение письменного договора (со стороны Византии), где впервые упоминается Киевская Русь;
- 912 - 945 гг. княжение Игоря;
- 941 и 944 гг.– походы Игоря на Царьград;
- 945 г. – гибель князя Игоря в Древлянской земле (г. Искоростень);
- 945 - 957 гг. княжение Ольги;
- 957 г. – крещение Ольги в Царьграде;
- 957 - 972 гг. - княжение Святослава;
- 965 г. – разгром князем Святославом Хазарского каганата;
- 967 г. – присоединение хазарского города Саркел (белая Вежа – русское название) к Киевской Руси;
- 972-980 гг.– междоусобица сыновей Святослава Ярополка и Владимира;
- 980-1015 гг. – правление Владимира Красно Солнышко;
- 988 – крещение Владимира, крещение Руси;
- 1015-1019 гг. – усобица между князьями Святополком Окаянным и Ярославом Мудрым;
- 1019-1054 гг.– правление Ярослава Мудрого;
- 1036 гг.– победоносная война Ярослава Мудрого против печенегов;
- 1051 гг.– избрание первого русского митрополита (Илларион – настоятель Киево-Печёрского монастыря);
- 1068 г.– поражение Руси в войне с половцами; восстание в Киеве против Изяслава;
- 1097 г.– съезд в Любече;
- 1113-1125 гг. – правление Владимира Мономаха;
- 1132 г. – начало феодальной раздробленности.
Задания для самостоятельного выполнения
1. Подготовить сообщение или презентацию по теме: «Первые Рюриковичи».
2. Составление таблицы: «Сходное и различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы».
3. Используя учебник и дополнительные источники информации, составить таблицу «Политика Киевских князей» по следующей форме:
Таблица 17
Князь
| Политика
| Прозвище
| Годы правления
| Внутренняя
| Внешняя
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формы контроля самостоятельной работы:
- защита сообщений и докладов;
- защита презентаций;
- устный опрос;
- проверка таблицы.
Вопросы для самоконтроля по теме
Ответьте на вопросы теста:
1. Создатель Вселенной в славянском языческом культе –
А) Сварог;
Б) Дажьбог;
В) Макошь;
Г) Перун.
2. Основоположник норманнской теории формирования государства у славян:
А) М.В. Ломоносов;
Б) Г.З. Байер;
В) Нестор;
Г) Б.А.Рыбаков.
3. "Матерью городов русских" Киев объявил…
А) Рюрик;
Б) Олег;
В) Владимир;
Г) Игорь.
4. Нормы сбора налогов в Киевской Руси впервые были упорядочены
А) князем Рюриком;
Б) князем Игорем;
В) княгиней Ольгой;
Г) князем Владимиром.
5. Киевскую Русь крестил(а)
А) князь Олег;
Б) княгиня Ольга;
В) князь Владимир;
Г) князь Святослав.
6. 988 год в истории Киевской Руси был ознаменован следующим событием:
А) строительство первой христианской церкви;
Б) разгром Хазарского каганата;
В) издание Русской Правды;
Г) крещение Руси.
7. Феодально-зависимые категории крестьян в Киевской Руси:
А) смерды и холопы;
Б) закупы и рядовичи;
В) челядь;
Г) крепостные.
8. Первый письменный свод законов на Руси назывался:
А) Соборное Уложение;
Б) Русская Правда;
В) Русский Судебник;
Г) Правда Ярославичей.
9. Князь, которого российские историки В.О.Ключевский и С.М.Соловьёв назвали Мудрым –
А) Святослав;
Б) Ярослав;
В) Владимир;
Г) Олег.
10. Русская Правда – свод законов, изданный в годы правления
А) Ивана III;
Б) Ивана Грозного;
В) Ярослава Мудрого;
Г) Алексея Тишайшего.
|