Представления о мире и человеке в средние века. Христианское мировоззрение. В Европе средневековье – это период становленияновой формы западной цивилизации – европейской христианской цивилизации. Христианство стало стержнем всей западноевропейской культуры, идеологическим оправданием и опорой новой цивилизации.
- Социальные основы христианства были заложены в Римской империи во II-III вв.
- Государственной религией христианство стало в начале IV в., а епископские должности превратились в государственные посты. Римские епископы присвоили право называться папами, т.е. главами церкви.
- Христианская церковь к моменту образования европейских государств оказалась более организованной и уже имела навыки государственного управления.
- В IV – IX вв. христианство распространяется уже по территории всей Европы, становясь официальной государственной религией практически во всех существовавших европейских странах, объединяя народы этих стран.
- В VIII в. образовалось Папское государство.
- В XV в. духовенство владело третью обрабатываемой земли в Западной Европе.
Христианство, будучи по своей сути вненациональной религией, оказалось в итоге приспособленным к различным национальным особенностям тех или иных народов, что давало ему право обосновать идею господства церкви в управлении обществом. Её автором стал Аврелий Августин (345-430 гг.), который в своих произведениях сформулировал идеал теократии. Его главный труд «Град Божий» стал теоретической базой для утверждения христианской церкви над всеми светскими государствами, ибо «светский град» обязан подчиняться «Граду Божьему», как неистинный - истинному. Истину несет только церковь. Поэтому земное дело церкви во имя установления « Града Божьего» - вести постоянную борьбу с язычниками, еретиками и схизматиками (раскольниками) за просветление человеческих душ.
В ранний период средневековья христианская церковь в силу своей организации объективно являлась катализатором развития западноевропейской цивилизации. Объединяющая роль римских первосвященников (пап) отвечала требованиям времени. Пользуясь слабостью государственной власти и раздробленностью европейских стран, церковь достаточно энергично проводила в жизнь идеал теократии. Она организовывала религиозные войны (крестовые походы) во имя утверждения авторитета церкви и для обогащения.
Средневековая цивилизация была цивилизацией христианской.
1. Церковь занимала исключительное место в духовной жизни средневековья, которая была, в первую очередь, жизнью религиозной.
2. Повседневная жизнь была невозможна без посещения церкви, совершения таинств.
3. Церковь обладала колоссальными мирскими богатствами (что ослабляло её духовную силу).
4. Церковь занимала исключительное положение в сфере образования и науки.
5. В общности религиозной веры и церковной организации – глубинный, решающий фактор единства цивилизации.
Однако в период образования централизованных государств и усиления в них роли светских государей, присвоивших себе духовную власть, позиции церкви ослабли. Противоборство и конфликты между государством и церковью приводили к падению престижа и духовного авторитета церкви. С началом раскола внутри самой церкви и последующей за ним Реформации она окончательно утратила свое господствующее положение в обществе.
Инквизиция – церковный суд, образованный Папой Римским в 13 веке для борьбы с еретиками.
Запад и Восток в эпоху расцвета средневековья: особенности развития и контактов.
Основными цивилизационными регионами эпохи средневековья были Европа и Азия. На основе экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы:
- Западноевропейский (католичество);
- Восточноевропейский (православие) - Византийская империя;
- Арабо-мусульманский (ислам в VII в.) - Арабский халифат.
Средиземноморье явилось главным ареалом цивилизационных контактов.
Крестовые походы – это военно-колониальное движение западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья (1096-1270 гг.).
Причины крестовых походов:
1. Желание западных феодалов и папской курии приобрести новые владения и увеличить доходы.
2. Желание римских пап распространить свою власть на новые страны.
Последствия крестовых походов:
- развитие торговли; укрепление позиций европейских купцов в Средиземноморье;
- распад Византийской империи;
- приобщение к восточной культуре: технические изобретения (ветряные мельницы), особенности быта (горячие бани), выращивание сельскохозяйственных культур (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы).
Задания для самостоятельного выполнения
1. Подготовка сообщений и электронных презентаций на тему«Соприкосновение разных цивилизаций в пределах Византийской империи. Представления Востока о Западе, Запада о Востоке. Путешественники и миссионеры ХIII-ХV вв.».
Оформление контурных карт: «Великое переселение народов»; «Страны средневековой Европы».
Формы контроля самостоятельной работы:
- проверка рабочей тетради;
- проверка контурных карт;
- защита презентации и сообщения;
- устный опрос.
Вопросы для самоконтроля по теме
Ответьте на вопросы теста:
1. Европейское средневековье ведет свое начало:
А) от первых крестовых походов;
Б) от Великого переселения народов;
В) от зарождения христианства;
Г) от Рождества Христова.
2. Укажите характерную черту западноевропейского средневековья:
А) развитые товарно-денежные отношения;
Б) слабая роль церкви в общественной жизни;
В) аграрный характер экономики;
Г) строгая иерархия общества.
3. Цивилизация средневекового Запада возникла:
А) в процессе разделения Римской империи на Западную и Восточную;
Б) как следствие неолитической революции;
В) в процессе синтеза наследия античности, варварского мира и христианской веры;
Г) в процессе выделения человека из животного мира.
4. Укажите характерную черту средневековой Европы:
А) индустриальный тип общества;
Б) ведущая роль городов в экономической жизни;
В) господство натурального хозяйства;
Г) возникновение еретических учений.
5. Наиболее крупные социальные общности, имеющие определенные юридически закрепленные и подтвержденные центральной властью права:
А) феодалы;
Б) сословия;
В) крестьяне;
Г) горожане.
6. Взаимоотношения церкви и государства в период VIII – XV вв. представляли собой:
А) прочный союз;
Б) четкость разделения светской и церковной властей;
В) противоборство и конфликты в борьбе за власть;
Г) подчинение церковной власти светской.
7. Новый тип государства, который стал появляться в XII-XIV вв.:
А) конституционная монархия;
Б) сословно-представительная монархия;
В) феодальная республика;
Г) абсолютная монархия.
8. Столица Византийской империи –
А) Истамбул;
Б) Мекка;
В) Константинополь;
Г) Александрия.
9. Наиболее известный император Византии, укрепивший центральную власть и проведший кодификацию законодательства:
А) Константин;
Б) Юстиниан;
В) Хлодвиг;
Г) Карл Великий.
10. В интеллектуальной жизни средневековой Западной Европы главенствующее положение занимала
А) теология;
Б) мистика;
В) доктрина;
Г) магия.
Раздел 4 «История России с древнейших времен до конца XVII века»
|