Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Представления о мире и человеке в средние века. Христианское мировоззрение.

В Европе средневековье – это период становленияновой формы западной цивилизации – европейской христианской цивилизации. Христианство стало стержнем всей западноевропейской культуры, идеологическим оправданием и опорой новой цивилизации.

- Социальные основы христианства были заложены в Римской империи во II-III вв.

- Государственной религией христианство стало в начале IV в., а епископские должности превратились в государственные посты. Римские епископы присвоили право называться папами, т.е. главами церкви.

- Христианская церковь к моменту образования европейских государств оказалась более организованной и уже имела навыки государственного управления.

- В IV – IX вв. христианство распространяется уже по территории всей Европы, становясь официальной государственной религией практически во всех существовавших европейских странах, объединяя народы этих стран.

- В VIII в. образовалось Папское государство.

- В XV в. духовенство владело третью обрабатываемой земли в Западной Европе.

Христианство, будучи по своей сути вненациональной религией, оказалось в итоге приспособленным к различным национальным особенностям тех или иных народов, что давало ему право обосновать идею господства церкви в управлении обществом. Её автором стал Аврелий Августин (345-430 гг.), который в своих произведениях сформулировал идеал теократии. Его главный труд «Град Божий» стал теоретической базой для утверждения христианской церкви над всеми светскими государствами, ибо «светский град» обязан подчиняться «Граду Божьему», как неистинный - истинному. Истину несет только церковь. Поэтому земное дело церкви во имя установления « Града Божьего» - вести постоянную борьбу с язычниками, еретиками и схизматиками (раскольниками) за просветление человеческих душ.



В ранний период средневековья христианская церковь в силу своей организации объективно являлась катализатором развития западноевропейской цивилизации. Объединяющая роль римских первосвященников (пап) отвечала требованиям времени. Пользуясь слабостью государственной власти и раздробленностью европейских стран, церковь достаточно энергично проводила в жизнь идеал теократии. Она организовывала религиозные войны (крестовые походы) во имя утверждения авторитета церкви и для обогащения.

Средневековая цивилизация была цивилизацией христианской.

1. Церковь занимала исключительное место в духовной жизни средневековья, которая была, в первую очередь, жизнью религиозной.

2. Повседневная жизнь была невозможна без посещения церкви, совершения таинств.

3. Церковь обладала колоссальными мирскими богатствами (что ослабляло её духовную силу).

4. Церковь занимала исключительное положение в сфере образования и науки.

5. В общности религиозной веры и церковной организации – глубинный, решающий фактор единства цивилизации.

Однако в период образования централизованных государств и усиления в них роли светских государей, присвоивших себе духовную власть, позиции церкви ослабли. Противоборство и конфликты между государством и церковью приводили к падению престижа и духовного авторитета церкви. С началом раскола внутри самой церкви и последующей за ним Реформации она окончательно утратила свое господствующее положение в обществе.

Инквизиция – церковный суд, образованный Папой Римским в 13 веке для борьбы с еретиками.

 

Запад и Восток в эпоху расцвета средневековья: особенности развития и контактов.

Основными цивилизационными регионами эпохи средневековья были Европа и Азия. На основе экономических, политических и культурных процессов в средневековом мире сформировались основные цивилизационные регионы:

- Западноевропейский (католичество);

- Восточноевропейский (православие) - Византийская империя;

- Арабо-мусульманский (ислам в VII в.) - Арабский халифат.

Средиземноморье явилось главным ареалом цивилизационных контактов.

Крестовые походы – это военно-колониальное движение западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья (1096-1270 гг.).

Причины крестовых походов:

1. Желание западных феодалов и папской курии приобрести новые владения и увеличить доходы.

2. Желание римских пап распространить свою власть на новые страны.

Последствия крестовых походов:

- развитие торговли; укрепление позиций европейских купцов в Средиземноморье;

- распад Византийской империи;

- приобщение к восточной культуре: технические изобретения (ветряные мельницы), особенности быта (горячие бани), выращивание сельскохозяйственных культур (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы).

Задания для самостоятельного выполнения

1. Подготовка сообщений и электронных презентаций на тему«Соприкосновение разных цивилизаций в пределах Византийской империи. Представления Востока о Западе, Запада о Востоке. Путешественники и миссионеры ХIII-ХV вв.».

Оформление контурных карт: «Великое переселение народов»; «Страны средневековой Европы».

 

Формы контроля самостоятельной работы:

- проверка рабочей тетради;

- проверка контурных карт;

- защита презентации и сообщения;

- устный опрос.

Вопросы для самоконтроля по теме

Ответьте на вопросы теста:

1. Европейское средневековье ведет свое начало:

А) от первых крестовых походов;

Б) от Великого переселения народов;

В) от зарождения христианства;

Г) от Рождества Христова.

2. Укажите характерную черту западноевропейского средневековья:

А) развитые товарно-денежные отношения;

Б) слабая роль церкви в общественной жизни;

В) аграрный характер экономики;

Г) строгая иерархия общества.

3. Цивилизация средневекового Запада возникла:

А) в процессе разделения Римской империи на Западную и Восточную;

Б) как следствие неолитической революции;

В) в процессе синтеза наследия античности, варварского мира и христианской веры;

Г) в процессе выделения человека из животного мира.

4. Укажите характерную черту средневековой Европы:

А) индустриальный тип общества;

Б) ведущая роль городов в экономической жизни;

В) господство натурального хозяйства;

Г) возникновение еретических учений.

5. Наиболее крупные социальные общности, имеющие определенные юридически закрепленные и подтвержденные центральной властью права:

А) феодалы;

Б) сословия;

В) крестьяне;

Г) горожане.

6. Взаимоотношения церкви и государства в период VIII – XV вв. представляли собой:

А) прочный союз;

Б) четкость разделения светской и церковной властей;

В) противоборство и конфликты в борьбе за власть;

Г) подчинение церковной власти светской.

7. Новый тип государства, который стал появляться в XII-XIV вв.:

А) конституционная монархия;

Б) сословно-представительная монархия;

В) феодальная республика;

Г) абсолютная монархия.

8. Столица Византийской империи –

А) Истамбул;

Б) Мекка;

В) Константинополь;

Г) Александрия.

9. Наиболее известный император Византии, укрепивший центральную власть и проведший кодификацию законодательства:

А) Константин;

Б) Юстиниан;

В) Хлодвиг;

Г) Карл Великий.

10. В интеллектуальной жизни средневековой Западной Европы главенствующее положение занимала

А) теология;

Б) мистика;

В) доктрина;

Г) магия.

 

Раздел 4 «История России с древнейших времен
до конца XVII века»

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.