Обратная связь
|
Данные для сравнения безубыточного и реального объема продаж продукции (товаров) в натуральном выражении. Номен-клату-ра
| 3 кв. 2006г.
| 4 кв. 2006г.
| Изме-нение уд. веса, %
| Без-убыт. объем, шт.
| Ре-альн. объем, шт.
| Уд. вес, %
| От-клоне-ние, шт.
| Без-убыт. объем, шт.
| Ре-альн. объем, шт.
| Уд. вес, %
| От-клоне-ние, шт.
|
| 2
| 3
| 5
| 4
| 6
| 7
| 9
| 8
| 10
| Товары в розлив
|
|
| 36,2
| -3511
|
|
| 25,9
|
| -10,3
| Товары поштуч-но
|
|
| 61,9
| -6000
|
|
| 72,8
|
| 11,0
| Продук-ция
|
|
| 1,9
| -187
|
|
| 1,3
|
| -0,6
| Итого
|
|
|
| -9698
|
|
|
|
| -
| Данные управленческого анализа безубыточности для наглядности можно проиллюстрировать графиками безубыточности (рис. 3.2.1 и 3.2.2 на стр. 58).
Рис. 3.2.1. График безубыточности за третий квартал 2006г.
Рис. 3.2.2. График безубыточности за четвертый квартал 2006г.
В графиках по оси абсцисс представлен общий объем продаж в натуральном выражении соответственно за третий и четвертый кварталы 2006 года. По оси ординат представлены доходы либо расходы организации (в зависимости от рассматриваемых данных) в денежном выражении.
На графике на рис. 3.2.1 изображены три прямые. Прямая, обозначенная функцией y=0,107x, описывает поведение выручки организации в зависимости от средневзвешенной цены на продукцию (товар) и объема реализации в натуральном выражении. Прямая, обозначенная функцией y=0,061x, описывает поведение переменных затрат (себестоимости) в зависимости от средневзвешенных переменных затрат на единицу продукции (товар) и объема реализации в натуральном выражении.
Прямая, обозначенная функцией y=628+0,061x, описывает поведение совокупных затрат организации (переменные затраты плюс постоянные затраты) в зависимости от постоянных расходов, средневзвешенных переменных затрат на единицу продукции (товар) и объема реализации в натуральном выражении.
Аналогично на втором графике на рис. 3.2.2 прямая y=0,098x описывает поведение выручки за четвертый квартал 2006 года, прямая y=0,051x показывает поведение переменных затрат, а прямая y=335+0,051x – поведение совокупных затрат.
На обоих графиках точка Е – точка безубыточности, показывающая, сколько продукции (товаров) необходимо реализовать при существующих ценах и расходах, чтобы организация получила нулевую прибыль. Эта точка получена путем пересечения прямой реализации с прямой совокупных расходов и равна в третьем квартале 1448 тыс. руб., а в четвертом – 706 тыс. руб. Как видно на рисунках, в четвертом квартале эта точка значительно смещена влево и вниз, что означает снижение безубыточного объема продаж.
Точка А показывает реальный объем продаж продукции (товаров) в натуральном выражении за третий и четвертый кварталы соответственно.
Отрезок АС показывает полученную выручку при реальном объеме продаж в натуральном выражении. Причем видно, что в третьем квартале выручка была меньше совокупных расходов, а в четвертом квартале – перекрывала их.
Отрезок АВ показывает сумму переменных затрат при реальном объеме продаж в натуральном выражении. На обоих графиках он меньше выручки в этой точке.
Отрезок AD показывает совокупные расходы при существующем объеме продаж в натуральном выражении. Как уже было отмечено, в третьем квартале совокупные расходы превышали выручку от продаж.
Отрезок ВС показывает величину маржинального дохода, то есть разницу между выручкой и переменными расходами. Причем на рис. 3.2.2 этот отрезок состоит из двух частей: отрезка BD, характеризующего величину постоянных расходов, и отрезка CD, характеризующего прибыль от продаж. На рис. 3.2.1 ситуация другая: отрезок ВС является частью отрезка BD и характеризует часть постоянных расходов, перекрытых маржинальным доходом. Оставшаяся часть отрезка BD – отрезок CD показывает величину убытка от продаж, образовавшегося в третьем квартале 2006 года.
Уменьшение безубыточного объема продаж – положительный признак. То есть, чтобы окупить свои затраты в четвертом квартале организации необходимо продать меньшее количество продукции и товаров, чем в третьем. С безубыточным объемом продаж тесно связан запас финансовой прочности (зона безопасности), представляющий собой разность между фактическим и безубыточным объемами. В третьем квартале запас финансовой прочности – величина отрицательная (-1038 тыс. руб.), так как выручка за третий квартал оказалась меньше, чем безубыточный объем реализации. Однако в четвертом квартале запас финансовой прочности организации увеличился на 1453 тыс. руб. и принял значение 415 тыс. руб. Положительное влияние на рост запаса финансовой прочности оказали два фактора – увеличение выручки организации на 711 тыс. руб. и снижение безубыточного объема продаж на 742 тыс. руб. Это означает, что если у организации в связи с непредвиденными внешними и (или) внутренними факторами снизится выручка в пределах этой суммы при условии таких же цен, себестоимости и постоянных затрат, то финансовый результат будет положительным или нулевым, но убытка не будет.
Анализ безубыточности тесно связан с экономическим анализом финансовых результатов, позволяет выявить все первичные факторы, влияющие на изменение прибыли организации, а также спланировать дальнейшее развитие организации, исходя из данных анализа.
3.3. Анализ рентабельности
Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Анализ рентабельности является частью анализа финансового состояния организации. Анализ финансового состояния организации проводится на основании финансовых результатов деятельности организации и балансовых показателей. Этот вид анализа очень важен для организации, он позволяет своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Анализ финансового состояния является продолжением и дополнением анализа финансовых результатов деятельности организации.
Однако рамки данной дипломной работы не позволяют рассмотреть весь анализ финансового состояния организации[15], поэтому приведу здесь только анализ рентабельности организации, так как показатели рентабельности, являясь частью анализа финансового состояния, напрямую связаны с финансовыми результатами деятельности организации.
Рассчитаем коэффициенты рентабельности и сведем полученные результаты в таблицу 3.3.1.
Таблица 3.3.1.
Показатели рентабельности организации[16].
№ п/п
| Показатели
| 3 квартал 2006г.
| 4 квартал 2006г.
| Откло-нения
| Темп изме-нения, %
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Рентабельность продаж, ед.
| -1,0976
| 0,1768
| 1,2743
| -16,1
| 2.
| Рентабельность активов (капитала), ед.
| -0,4092
| 0,1536
| 0,5628
| -37,5
| 3.
| Рентабельность собственного капитала, ед.
| 0,7339
| -0,4554
| -1,1893
| -62,1
| 4.
| Рентабельность затрат, ед.
| -0,5233
| 0,2148
| 0,7380
| -41,0
|
На основании таблицы 3.3.1 можно сделать следующий вывод:
· Рентабельность продаж, активов и затрат в четвертом квартале вышла из отрицательного значения, так как организация получила прибыль в четвертом квартале. Рентабельность собственного капитала в третьем квартале получила положительное значение, так как и величина прибыли за третий квартал, и величина собственного капитала имеют значение со знаком «минус». В четвертом квартале прибыль ушла в «плюс», а собственный капитал остался со знаком «минус», поэтому рентабельность собственного капитала в четвертом квартале получилась отрицательной. Те показатели рентабельности, которые в четвертом квартале получились положительными, являются очень низкими. Однако при том же направлении развития есть большая вероятность изменить эти коэффициенты в лучшую сторону.
Влияние различных факторов на рентабельность можно выявить с помощью факторного анализа.
Для факторного анализа рентабельности можно использовать три основные формулы:
(3.3.1) , где
Rкап – рентабельность капитала;
Rпр – рентабельность продаж;
КобА – коэффициент оборачиваемости активов.
(3.3.2) , где
КобМА – коэффициент оборачиваемости мобильных активов;
ДМА – доля мобильных активов в балансе.
(3.3.3) , где
RСК – рентабельность собственного капитала;
Rпр(ЧП) – рентабельность продаж (в зависимости от чистой прибыли);
МСК – мультипликатор собственного капитала.
Используя способ абсолютных разниц, можно определить влияние факторов на рентабельность.
Рассчитаем по формуле 3.3.1 со стр. 62 результаты и сведем их в таблицу 3.3.2.
Таблица 3.3.2.
Совокупное влияние факторов на рентабельность капитала[17].
№ п/п
| Факторы
| Размер влияния, ед.
| Удельный вес, %
|
|
|
|
| 1.
| Изменение рентабельности капитала за счет рентабельности продаж
| 0,4698
| 83,7
| 2.
| Изменение рентабельности капитала за счет коэффициента оборачиваемости активов
| 0,0916
| 16,3
| 3.
| Совокупное влияние факторов
| 0,5614
| 100,0
|
Вывод по таблице 3.3.2:
в организации рентабельность капитала увеличилась на 0,5614, причем за счет увеличения рентабельности продаж – на 0,4698, а за счет увеличения оборачиваемости активов – на 0,0916. Таким образом, наибольшее влияние на увеличение рентабельности капитала оказало увеличение рентабельности продаж (83,7%), то есть увеличение доли прибыли в каждом рубле выручки. Увеличение оборачиваемости активов также повлияло на возрастание рентабельности капитала, но в гораздо меньшей степени (всего 16,3%). Факторы, снижающие рентабельность капитала, отсутствуют, что положительно характеризует организацию.
Рассчитаем по формуле 3.3.2 со стр. 63 результаты и сведем их в таблицу 3.3.3.
Таблица 3.3.3.
|
|