Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Государствоподобные образования

Ккатегории производных субъектов международного права

принято относить особые политико-религиозные или полити­ко-территориальные единицы, которые на основе международ­ного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус.

Исторически известны вольные города, включая города Ган­зейского союза в эпоху Средневековья, затем Краков, который, согласно Венскому трактату 1815 г., был провозглашен воль­ным, независимым и совершенно нейтральным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии (до 1846 г.). Версальский мирный договор 1919 г. установил особый статус Для Данцига (Гданьска), именовавшегося «свободным государ­ством» (до 1939 г.). Намерения после Второй мировой войны провозгласить особый международно-правовой режим для

 

Глава 3. Субъекты международного права

«свободной территории Триест» и для Иерусалима не были реа­лизованы.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с четырехсторонним Со­глашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сен­тября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии, а затем в условиях существования двух германских государств особые права и от­ветственность в отношении Западного Берлина, который под­держивал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ГДР заключило ряд соглашений с сенатом Западного Берлина. Пра­вительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществля­ло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об оконча­тельном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отно­шении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германия.



В настоящее время государствоподобными образованиями со специальным международно-правовым статусом являются Ватикан (Святейший престол) как официальный центр Римско-католической церкви^ Мальтийский орден как официальное религиозное формирование с международно признанными бла­готворительными функциями. Их административные резиден­ции находятся в Риме. Ватикан и Мальтийский орден поддер­живают дипломатические отношения со многими государства­ми мира, обмениваясь соответствующими представительствами. Российская Федерация имеет с ними официальные отношения, осуществляемые через представителя России при Ватикане, яв­ляющегося по совместительству представителем России при Мальтийском ордене.

Ватикан имеет представительства (постоянных наблюдате­лей) при ООН, Организации Объединенных Наций по вопро­сам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международ­ной организации труда (МОТ), является членом ряда специали­зированных учреждений ООН (в частности, Всемирного почтового союза), участвует в отдельных многосторонних меж­дународных договорах, имеет с некоторыми государствами спе­цифические двусторонние договоры, именуемые конкордатами

§11. Международная правосубъектность народов (наций)

и затрагивающие преимущественно вопросы положения като­лической церкви. Мальтийский орден имеет представительства при ЮНЕСКО и ряде других международных организаций.

Международная правосубъектность народов (наций)

Современное международное право содержит нормы, закре­пляющие право народов и наций на самоопределение. Одной из целей ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Устав ООН и многие другие между­народные акты рассматривают категории «народ» и «нация» как идентичные понятия. Принцип самоопределения сыграл вы­дающуюся роль в достижении после Второй мировой войны колониальными народами независимости, в создании само­стоятельных национальных государств.

Согласно Декларации о предоставлении независимости ко­лониальным странам и народам, принятой Генеральной Ассамб­леей ООН 14 декабря 1960 г., «все народы имеют право на само­определение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывает­ся через его национальный суверенитет, означающий, что каж­дый народ имеет суверенное право на самостоятельность в дос­тижении государственности и независимое государственное су­ществование, на свободный выбор путей развития.

Если народы (нации) обладают правом на самоопределение, то на всех государствах лежит обязанность это право уважать. Данная обязанность охватывает признание и тех международных правоотношений, в которых субъектом выступает народ (нация). Таким образом, неотъемлемое от народа (нации) право на само­определение, связанное с его национальным суверенитетом, яв­ляется основанием его международной правосубъектности.

Исторически данная правосубъектность народа (нации) яр­ко проявилась в период крушения колониализма после оконча­ния Второй мировой войны. В современный период, когда аб­солютное большинство бывших колониальных народов доби­лось независимости, значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждого построившего свою государст-

Me

Ждународное прапо

 

Глава 3. Субъекты международного права

венность народа определять внутренний и внешний политиче­ский статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и куль­турное развитие.

Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен ре­шаться на основе конкретных обстоятельств в контексте взаи­мосвязанных основных принципов международного права. Реа­лизация самоопределения одним народом в рамках многона­ционального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов. В связи с этим в поста­новлении Конституционного Суда РФ от 13 марта 1992 г. было сказано: «Не отрицая право народа на самоопределение, осуще­ствляемое посредством законного волеизъявления, следует ис­ходить из того, что международное право ограничивает его со­блюдением принципа территориальной целостности и принци­па соблюдения прав человека».

Следовательно, необходимо отличать самоопределение на­родов (наций), не имеющих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государст­венности. Если в первом случае национальный суверенитет на­рода еще не обеспечен государственным суверенитетом, то во втором случае народ уже реализовал свое право на самоопреде­ление и его национальный суверенитет находит защиту со сто­роны государства — самостоятельного субъекта международно­го права. Самоопределение народа внутри многонационального государства вовсе не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства. В первую очередь такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и террито­риальной целостности государства.

Субъектами международного права, как правило, являются народы (нации), находящиеся в колониальной зависимости от метрополии, но борющиеся за независимость и создание суверен­ного государства путем реализации права на самоопределение.

Такой народ (нация) обладает как способностью иметь меж­дународные права и обязанности, так и способностью самостоя­тельно осуществлять их. Но эти органически связанные друг с другом способности, составляющие правосубъектность народа (нации), имеют специфику, отличающую международную пра­восубъектность нации от международной правосубъектности го-

§ 12. Правосубъектность международных организаций

сударства. Народ (нация) в процессе борьбы за создание незави­симого государства способен участвовать в международных от­ношениях лишь по вопросам, касающимся реализации права на самоопределение. В связи с этим народ (нация) имеет основные права, в том числе право заключать с государствами, междуна­родными организациями, с другими реализующими свой на­циональный суверенитет народами международные договоры, присоединяться к многосторонним международным соглашени­ям. От имени народа при заключении международных догово­ров или при присоединении к ним выступают представляющие народ органы, сложившиеся в ходе борьбы за независимость: фронт национального освобождения, временное правительство, руководство политической партии, пользующейся поддержкой большинства населения.

Колониальный народ (нация) имеет право на волеизъявле­ние в любой форме с целью получения независимости от мет­рополии, включая права на установление с суверенными госу­дарствами официальных отношений, регулируемых нормами дипломатического и консульского права, и право на участие в деятельности международных организаций.

Одним из основных прав народа (нации) является право на международно-правовую защиту и получение поддержки от других субъектов международного права.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.