Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Территориальная целостность государств

Всоответствии с этим принципом, содержание которого раскрывается в Заключительном акте СБСЕ, на государства возлагаются следующие обязательства: уважать территориаль­ную целостность каждого из государств; воздерживаться от лю­бых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической не­зависимости или единства любого государства-участника; воз­держиваться от превращения территории друг друга в объект военной оккупации или в объект приобретения с помощью применения силы или угрозы силой.

§ 8. Уважение прав человека и основных свобод

Приведенные положения содержания принципа территори­альной целостности свидетельствуют о его тесной связи с дру­гими основными принципами международного права, особен­но такими, как принцип неприменения силы и угрозы силой, нерушимости границ, равноправия и самоопределения наро­дов.

В Декларации о принципах международного права 1970 г. сказано, что содержание принципа равноправия и самоопреде­ления народов не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчлене­нию или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и незави­симых государств, имеющих правительства, представляющие весь народ, принадлежащий к данной территории. Принцип равноправия и самоопределения народов обязывает государства воздерживаться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территори­альной целостности любого другого государства.

15 апреля 1994 г. руководителями стран СНГ принята Дек­ларация о соблюдении суверенитета, территориальной целост­ности и неприкосновенности границ государств — участников СНГ.



Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет РФ распростра­няется на всю ее территорию. Российская Федерация обеспечи­вает целостность и неприкосновенность своей территории.

Уважение прав человека и основных свобод

Установление обязательства государств уважать права чело­века и основные свободы в качестве одного из принципов меж­дународного права связано с более длительным процессом нор­мативной регламентации, чем у тех принципов, которые непо­средственно были провозглашены в ст. 2 Устава ООН и конкретизированы в Декларации 1970 г.

В самом Уставе при определении целей ООН говорится об осуществлении международного сотрудничества «в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам Для всех...» (п. 3 ст. 1). Согласно ст. 55 ООН содействует «все­общему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех...». И если прибегнуть к комплексной оценке,

Глава 6. Основные принципы международного права

то можно заключить, что Устав ООН возлагает на государства обязательство не просто уважения, а именно всеобщего уваже­ния прав и основных свобод, и не только их уважения, но и со­блюдения.

Нормативное содержание принципа вырабатывалось врам­ках ООН постепенно, через провозглашение Всеобщей декла­рации прав человека (1948 г.) и принятие двух международных пактов — об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах (1966 г.), а также дру­гих деклараций и конвенций.

Параллельно осуществлялась правовая регламентация обяза­тельств государств в сфере прав и свобод человека на регио­нальном уровне (американская, европейская, позднее африкан­ская конвенции, а в настоящее время и в рамках СНГ).

В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. нормативные предпи­сания об уважении прав человека и основных свобод впервые были сформулированы как компоненты самостоятельного меж­дународного принципа, которым государства-участники обяза­лись руководствоваться во взаимных отношениях.

В соответствии с текстом акта государства-участники «будут поощрять и развивать эффективное осуществление граждан­ских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития». В развитие этой форму­лы государства в Итоговом документе Венской встречи СБСЕ (1989 г.) признали, что все права и свободы имеют первостепен­ное значение и должны полностью осуществляться всеми над­лежащими способами. Констатация равной ценности всех прав и свобод обусловливает содержание соответствующих положе­ний национального законодательства. Отметим в этой связи формулировку п. 1 ст. 17 Конституции РФ: «В Российской Фе­дерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конститу­цией».

В Заключительном акте СБСЕ уважение прав и свобод ха­рактеризуется как существенный фактор мира, справедливости и благополучия в межгосударственных дружественных отноше­ниях. Следует иметь в виду, что в обоих международных пак­тах права и свободы человека регламентируются с учетом пра-

§ 9. Сотрудничество государств

ва народов на самоопределение. А в Заключительном акте СБСЕ выделено положение об уважении прав и защите закон­ных интересов лиц, принадлежащих к национальным мень­шинствам.

Среди международных договоров, содержащих конкретиза­цию данного принципа, особо значимыми являются Европей­ская конвенция о защите прав человека и основных свобод с дополняющими ее протоколами и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.

Принцип уважения прав и основных свобод можно охарак­теризовать как юридическую базу становления и совершенство­вания международного гуманитарного права как отрасли меж­дународного права в ее современном понимании (см. гл. 15 на­стоящего учебника). Содержание этого принципа определяет характер взаимодействия международно-правовых и внутриго­сударственных норм в области гуманитарного сотрудничества в условиях, когда международное право не только влияет на на­циональное законодательство по вопросам прав человека, не только устанавливает общепринятые стандарты, которыми должны руководствоваться государства, не только вводит в дей­ствие международные средства защиты прав человека от массо­вых посягательств, но и становится непосредственным регуля­тором и гарантом определенных элементов правового статуса личности, обеспечиваемого наряду с национальным междуна­родным правовым механизмом.

Сотрудничество государств

Сотрудничество государств в качестве правового принципа впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат плодотворного взаимодействия держав антигит­леровской коалиции во Второй мировой войне и как критерий межгосударственного общения в будущем. При этом подразу­мевался качественно новый, более высокий уровень взаимо­действия, чем традиционное поддержание отношений между странами.

Одной из целей ООН, согласно п. 3 ст. 1, является осуществ­ление международного сотрудничества в разрешении междуна­родных проблем экономического, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам челове-

Глава 6. Основные принципы международного права

ка и основным свободам для всех, без различия расы, пола, язы­ка и религии. Принцип сотрудничества пронизывает многие по­ложения Устава. В числе функций Генеральной Ассамблеи — организация исследований и разработка рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права в областях экономической, социальной, культуры, обра­зования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека (ст. 13). Глава IX специально посвящена международ­ному экономическому и социальному сотрудничеству.

Декларация о принципах международного права 1970 г. под­черкивает, что сотрудничество является обязанностью государств: «Государства обязаны, независимо от различий в их политиче­ской, экономической и социальной системах, сотрудничать друг с другом в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содейство­вать международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов...» Декларация обозначает ос­новные направления сотрудничества, ориентируя государства на сотрудничество как друг с другом, так и с ООН.

Дальнейшее развитие и конкретизацию принцип сотрудниче­ства получил применительно к общеевропейским делам в Заклю­чительном акте СБСЕ 1975 г., согласно которому государства-участники «будут развивать свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН». При этом особо подчерки­вается стремление на его основе содействовать взаимопонима­нию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям, безопасности и справедливости.

В современных условиях первостепенное значение имеет достижение универсальности принципа сотрудничества.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.