Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью

Вопросы борьбы с преступностью занимают существенное место в деятельности ООН, ее Генеральной Ассамблеи и Сове­та Безопасности, ЭКОСОС, специальных органов, которые не-

Глава 17. Международное уголовное право

однократно принимали резолюции. Ряд конвенций о преступ­лениях международного характера был подготовлен в рамках ООН (в их числе Конвенция ООН о борьбе против незаконно­го оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая на проведенной ООН конференции 19 декабря 1988 г.).

В рамках ЭКОСОС ООН был учрежден Комитет по преду­преждению и контролю над преступностью в составе предста­вителей 27 государств. Одна из его функций — проведение раз в пять лет конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. В 1992 г. приступила к рабо­те Комиссия ООН по предупреждению преступности и уголов­ному правосудию.

Хорошо известна роль в борьбе с преступностью Интерпо­ла Международной организации уголовной полиции. Ее зарож­дение относится к периоду после Первой мировой войны: в 1923 г. была создана Международная комиссия уголовной по­лиции. Современный облик Интерпола сложился после 1956 г., когда было введено его новое наименование и был принят Ус­тав организации.

Целями организации являются взаимное сотрудничество органов уголовной полиции в пределах законодательства соот­ветствующих стран и создание учреждений, способствующих предупреждению и борьбе с общей уголовной преступностью. Важное значение имеет взаимодействие этих органов в розы­ске подозреваемых в совершении деяний, характеризуемых международной общественной опасностью и (или) совершае­мых лицами, занесенными в картотеку «международных пре­ступников». Статья 3 запрещает вмешательство организации в дела политического, военного, религиозного или расового ха­рактера.



Входящее в состав Интерпола государство делегирует «в ка­честве члена организации» (ст. 4) любой официальный поли­цейский орган, функции которого соответствуют характеру дея­тельности организации.

В сентябре 1990 г. СССР вступил в Международную орга­низацию уголовной полиции; ныне ее членом является Рос­сийская Федерация. В структуре МВД России имеется Нацио­нальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ) как орган по сотрудничеству правоохранительных и иных государ-

§ 5. Механизм сотрудничества в борьбе с преступностью

ственных органов РФ с правоохранительными органами ино­странных государств — членов Интерпола и Генеральным сек­ретариатом Интерпола. По своим функциям, определенным Положением о Национальном центральном бюро Интерпола (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г.), НЦБ РФ представляет собой координационный центр: 1) направляет в Генеральный секретариат и НЦБ ино­странных государств запросы, следственные поручения и сооб­щения органов РФ для осуществления розыска, ареста и выда­чи лиц, совершивших преступления; 2) принимает меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств запросов органов РФ; 3) на­правляет поступившие из Интерпола и НЦБ иностранных го­сударств и подлежащие исполнению на территории РФ запро­сы в соответствующие правоохранительные и иные государст­венные органы РФ.

В штаб-квартире Интерпола во Франции (ранее в пригороде Парижа, ныне в Лионе) работает группа штатных сотрудников, ведется картотека, включающая фотографии и дактилокарты многих тысяч международных преступников и описания наибо­лее опасных преступлений.

По решению Совета глав правительств стран СНГ создано Бюро по координации борьбы с организованной преступно­стью и .иными опасными видами преступлений на территории СНГ как постоянно действующий орган, подотчетный совеща­нию министров внутренних дел стран СНГ (оно назначает ди­ректора Бюро) и имеющий самостоятельный статус в составе МВД страны места нахождения, т. е. России. Основные задачи Бюро: 1) формирование специализированного банка данных и предоставление инициативной информации в соответствующее МВД; 2) содействие в осуществлении межгосударственного ро­зыска участников преступных сообществ, лиц, совершивших наиболее опасные преступления и скрывающихся от уголовно­го преследования; 3) обеспечение согласованных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплекс­ных операций, затрагивающих интересы нескольких стран СНГ, выработка рекомендаций по борьбе с транснациональной преступностью.

Глава 17. Международное уголовное право

Литература

Бельсон Я. М. Россия в Интерполе. СПб., 1995.

Бирюков П. Н. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и правовая система РФ. Воронеж, 1997.

Блищенко И. П., Жданов Н. В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М., 1984.

Бородин С. В., Ляхов Е. Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983.

Галенская Л. Н. Международная борьба с преступностью. М., 1972.

Игнатенко Г. В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свердловск, 1980.

Карпец И. И. Преступления международного характера. М., 1979.

Каюмова А. Р. Международное уголовное право. Казань, 1998.

Кибальник А. Г. Преступление и ответственность в междуна­родном уголовном праве. Ставрополь, 2002.

Лазутин Л. А. К вопросу о понятии и формах проявления международного терроризма // Российский юридический жур­нал. 2000. № 2.

Лукашук И. И. Действие международного уголовного права во времени и пространстве // Российский юридический жур­нал. 1998. № 1.

Лукашук И. И. Международное уголовное право и правовая система Российской Федерации // Журнал российского права. 1997. № 10.

Лукашук И. И., Наумов А. В. Международное уголовное пра­во. М., 1999.

Международное уголовное право / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1995.

Наумов А. В. Преступления против мира и безопасности че­ловечества и преступления международного характера // Госу­дарство и право. 1995. № 6.

Панов В. П. Международное уголовное право. М., 1997.

Панов В. П. Сотрудничество государств в борьбе с междуна­родными уголовными преступлениями. М., 1993.

Решетов Ю. А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. М., 1983.

Литература

Родионов К. С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. М., 1990.

Ромашкин П. С. Преступления против мира и человечества. М., 1967.

Степаненко В. И. О понятии международного уголовного права // Правоведение. 1982. № 3.

Филатов В. П. Интерпол — международная организация уголовной полиции // Московский журнал международного права. 1997. № 3.

§ 1. Понятие и источники права международной безопасности

Глава 18 ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

§ 1. Понятие и источники права международной безопасности

Стремление государств обеспечить стабильный мир на земле зависит в первую очередь от внешней политики и от безуслов­ного выполнения принципов и норм современного междуна­родного права. Объективная необходимость сотрудничества го­сударств в вопросах обеспечения мира обусловила процесс формирования и функционирования новой отрасли общего ме­ждународного права — права международной безопасности.

Следует иметь в виду изменения в объекте правового регу­лирования, происшедшие в последние годы. Сегодня наряду с сохраняющейся опасностью конфликтов между государствами все более серьезной становится угроза безопасности, исходя­щая от внутригосударственных конфликтов, порождаемых меж­национальными, межэтническими, межрелигиозными противо­речиями и столкновениями.

Право международной безопасности представляет собой сис­тему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного пра­ва в целях предотвращения несанкционированного применения военной силы, борьбы с международным терроризмом, ограни­чения и сокращения вооружений.

Как любая отрасль международного права, право междуна­родной безопасности опирается на общие принципы современ­ного международного права, среди которых особое значение имеют принцип неприменения силы или угрозы силой, прин­цип мирного разрешения споров, принципы территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких как принцип равенства и одинаковой безо­пасности, принцип ненанесения ущерба, безопасности госу­дарств. В совокупности они составляют юридическую основу права международной безопасности.

Как новая отрасль современного международного права, пра­во международной безопасности обладает одной важной особен-

ностью, заключающейся в том, что его принципы и нормы в про­цессе регулирования международных отношений тесно перепле­таются с принципами и нормами всех других отраслей международного права, образуя, таким образом, вторичную пра­вовую структуру, обслуживающую, по существу, всю систему со­временного международного права. Эта особенность дает основа­ние говорить о том, что право международной безопасности явля­ется комплексной отраслью современного международного права.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Ус­тав ООН (гл. I, VI, VII). Поддержание международного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллективных мер — главные из целей ООН (ст. 1).

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамб­леи, содержащие принципиально новые нормативные положе­ния и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права меж­дународной безопасности, например «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.) или «Определение агрессии» (1974 г.).

Важное место в комплексе источников права международ­ной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира. Эти договоры условно можно разделить на четыре группы.

1. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в про­странственном отношении. К ним относятся Договор об Ан­тарктике (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного ору­жия (1968 г.), Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.), Договор о за­прещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтоже­ния (1971 г.), Договор о запрещении ядерного оружия в Латин­ской Америке (Договор Тлателолко, 1967 г.), Договор о безъ­ядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раратон-га, 1985 г.) и др.

2. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в коли­чественном и качественном отношениях. Это Договор о запре­щении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космиче-

Глава 18. Право международной безопасности

§ 3. Коллективная безопасность

ском пространстве и под водой (1963 г.), Договор о всеобъем­лющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996 г.), Конвенция о запрещении военного или любого иного враждеб­ного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), Договор между Российской Федерацией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических насту­пательных вооружений (1993 г.).

3. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие их уничтожение. Таковы Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972 г.), Конвенция о запрещении разработ­ки, производства и применения химического оружия и его унич­тожении (1993 г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности (1987 г.).

4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (не­санкционированного) возникновения войны. Это Соглашение о ли­ниях прямой связи между СССР и США (1963, 1971 гг.) (анало­гичные соглашения были заключены СССР с Великобританией в 1967 г., Францией в 1966 г., ФРГ в 1986 г.), Соглашение о ме­рах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США (1971 г.), обмен письмами между СССР и Францией о предупреждении случайного или несанкциониро­ванного применения ядерного оружия (1976 г.), Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о предот­вращении случайного возникновения ядерной войны (1977 г.), Соглашение между СССР и США об уведомлении о пуске меж­континентальных ракет подводных лодок (1988 г.) и некоторые другие.

Важное место среди источников права международной безо­пасности занимают документы СБСЕ—ОБСЕ. Хотя по своей сути они являются политико-правовыми, тем не менее обеспе­чивают международную безопасность в Европе.

родному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности, которые представ­ляют совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или коллективно. К этим средствам относятся мирные средства разрешения спо­ров, разоружение, меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения, коллективная безопасность, неприсое­динение и нейтралитет, меры по пресечению актов агрессии, самооборона, нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз и др. Все эти средства являются международно-правовыми, так как они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.

В числе таких договоров подписанное 22 июня 1973 г. Со­глашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны. Оба государства обязались действовать так, чтобы пре­дотвратить возникновение ситуаций, способных вызвать опас­ное обострение их отношений, избежать военных конфронта­ции и чтобы исключить возникновение ядерной войны между ними и между каждым из них и другими странами. Соглаше­ние, являющееся бессрочным, предусматривает консультации и необходимые для предотвращения риска ядерного конфликта усилия.

Не умаляя значения всех международно-правовых средств обеспечения международной безопасности, наиболее важными следует признать создание системы коллективной безопасности государств на универсальной и региональной основах и осуще­ствление государствами коллективных мер по предотвращению вооруженного конфликта и достижению всеобщего и полного разоружения. Именно эти средства в большей степени обеспе­чивают равную безопасность для всех государств и баланс их интересов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.