Защита раненых, больных и военнопленных Режим раненых и больных определен двумя названными выше Конвенциями 1949 г. — об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об улучшении участи ране-
Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
§ 6. Правовой режим военной оккупации
ных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, причем термин «раненые и больные» включает как лиц из числа комбатантов, так и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе. Конвенции запрещают в отношении раненых и больных лиц следующие действия: а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность; б) взятие заложников; в) посягательство на человеческое достоинство; г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.
Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена.
Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения.
Режим военного плена представляет совокупность правовых норм, регулирующих положение военнопленных. Согласно ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. к ним относятся лица из состава регулярных и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты. Военнопленные находятся во власти правительства неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Военнопленные имеют право на уважение ких личности и чести. Любые незаконные акты со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или представляющие угрозу его здоровью, рассматриваются как серьезное нарушение Конвенции. Запрещается дискриминация по причинам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений. Эти положения относятся и к участникам вооруженных конфликтов немеждународного характера.
Военнопленные, согласно ст. 14 соответствующей Конвенции 1949 г., полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен. Держащая в плену держава может ограничивать осуществление прав лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.
Военнопленные, за исключением офицеров, могут привлекаться к работе, не носящей военного характера. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах пленившего их государства.
Военнопленные вправе выбирать из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями пленившего государства, перед представителями Державы-Покровительницы и Красного Креста.
Освобождение военнопленных, согласно Женевской конвенции, происходит тотчас по прекращении военных действий (ст. 118), исключая случаи привлечения к уголовной ответственности за военные преступления.
Правовой режим военной оккупации
Военная оккупация— это временное занятие в ходе войны вооруженными силами одного государства территории другого государства и принятие на себя управления этими территориями.
Согласно нормам международного права оккупированная территория юридически продолжает оставаться территорией того государства, которому она принадлежала до оккупации. В период временного, фактического перехода власти из рук законного правительства к военным властям, занявшим территорию, эти власти обязаны обеспечить общественный порядок и жизнь населения, уважая существующие в этой стране законы. Женевская конвенция 1949 г. о защите гражданского населения во время войны устанавливает, что лица, находящиеся на оккупированной территории, имеют право на уважение их личности, чести, семейных прав, религиозных убеждений.
Оккупирующему государству не разрешается упразднять на занятой территории действовавшие законы. Оно вправе только приостановить действие тех местных законов, которые не отвечают интересам безопасности его армии или оккупационной власти, а также может издавать временные административные акты, если это необходимо для поддержания общественного порядка. Издаваемые оккупирующей державой уголовно-правовые акты вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения населения на его языке.
492 Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
Запрещено разрушение и уничтожение не только частной, но также общественной и государственной собственности; признается противоправным уничтожение движимого или недвижимого имущества, представляющего индивидуальную или коллективную собственность частных лиц или государства, общин либо общественных или кооперативных организаций, которое не является абсолютно необходимым для военных операций.
От режима военной оккупации следует отличать режим послевоенной оккупациикак меры ответственности государства за агрессию (например, режим оккупации в Германии и Японии, начиная с момента их безоговорочной капитуляции в 1945 г. и до отмены такого режима, который был основан на специальных международно-правовых актах).
Защита культурных ценностей
Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятая на международной конференции в Гааге 14 мая 1954 г., предусматривает следующие меры: а) запрещение использования этих ценностей, сооружений для их защиты, а также непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта; б) запрещение, предупреждение и пресечение любых актов кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любых актов вандализма в отношении этих ценностей; в) запрещение реквизиции и принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей. Первый Дополнительный протокол 1977 г. запрещает какие-либо враждебные действия, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культов, которые составляют культурное или духовное наследие народов. Протокол дополняет систему гарантий защиты культурных ценностей, введенную Гаагской конвенцией 1954 г.
Наиболее важные культурные ценности берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей, который ведется Генеральным директором ЮНЕСКО; копия реестра хранится у Генерального секретаря
§ 8. Окончание войны и его правовые последствия 493
ООН и у каждой стороны, находящейся в военном конфликте. С момента включения в Международный реестр ценности получают военный иммунитет и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них.
Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженных конфликтов, должны быть обозначены отличительным знаком. Принятая в 1970 г. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, включает в перечень действия, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой.
§ 8. Окончание войны и его правовыепоследствия
Прекращение военных действий осуществляется различными способами и оформляется соответствующими официальными актами, порождающими правовые последствия.
Одним из распространенных способов прекращения военных действий считается перемирие, которое, по формулировке Гаагской конвенции 1907 г., «приостанавливает военные действия по взаимному соглашению сторон». Общее перемирие является полным и бессрочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательство на законы и обычаи войны, влекущее международную ответственность.
Соглашения о военном перемирии наряду с прекращением военных действий, как правило, предусматривают взаимное освобождение и возвращение всех военнопленных в установленные сроки.
Другим способом прекращения военных действий является безоговорочная капитуляция побежденной стороны.
После разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил, а 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии.
Как общее правило, прекращение военных действий в виде перемирия или безоговорочной капитуляции представляет собой этап на пути к прекращению состояния войны.
Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
Прекращение состояния войны— это окончательное урегулирование политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекращением военных действий.
Важные правовые последствия прекращения состояния войны — восстановление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме, обмен дипломатическими представительствами, возобновление ранее заключенных двусторонних договоров, действие которых было прервано войной.
Формой осуществления окончательного мирного урегулирования, прекращения состояния войны является заключение мирного договора.
После Второй мировой войны страны антигитлеровской коалиции 10 февраля 1947 г. подписали выработанные на Парижской мирной конференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией. В преамбуле каждого договора провозглашалось прекращение состояния войны.
В статьях договоров говорится о границах соответствующих государств, об их политических обязательствах осуществлять демократическое развитие и не допускать возрождения каких бы то ни было фашистских организаций, о репарациях и реституциях в пользу стран антигитлеровской коалиции, о репатриации военнопленных, о финансовых и экономических взаимоотношениях и т. д.
Послевоенной практике международных отношений известны и иные формы прекращения состояния войны. Так, состояние войны с Германией было прекращено в первой половине 50-х гг. XX в. односторонними актами США, Великобритании, Франции и других государств. Прекращение состояния войны между СССР и Германией и установление мирных отношений было объявлено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 января 1955 г. В нем говорилось, что все возникшие в связи с войной юридические ограничения в отношении германских граждан, рассматривавшихся в качестве граждан вражеского государства, утратили силу.
Вопросы окончательного урегулирования в политической, экономической и иных областях были решены двусторонними соглашениями между СССР и ГДР, между СССР и ФРГ, другими двусторонними договорами ряда государств с ГДР и с
Литература
ФРГ, а затем и многосторонним актом — Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписанным 12 сентября 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, США, СССР и Франции. Договор провозгласил, что «объединенная Германия обретает полный суверенитет над своими внутренними и внешними делами» и что Великобритания, США, СССР и Франция «прекращают действие своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом».
Советский Союз и Япония, подписав 19 октября 1956 г. совместную Декларацию, достигли соглашения о том, что состояние войны между СССР и Японией прекращается со дня вступления в силу Декларации (с 12 декабря 1956 г.) и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения. Совместная Декларация предусматривала проведение переговоров о заключении мирного договора между СССР и Японией.
Вместе с тем следует иметь в виду, что в определенных случаях акт прекращения военных действий может отождествляться с актом прекращения состояния войны, т. е. охватывать своим содержанием не только прекращение огня, но и всестороннее мирное урегулирование. Характерно в этом плане Соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме, подписанное 27 января 1973 г.
Прекращение состояния войны между находившимися в конфликте государствами — это не только акт нормализации соответствующих двусторонних отношений, но и важный фактор упрочения международного мира.
Литература
Блищенко И. П. Обычное оружие и международное право. М., 1984.
Богуславский М. М. Международная охрана культурных ценностей. М., 1979.
Егоров С. А. Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов // Советский ежегодник международного права. 1986. М., 1987.
Котляров И. И, Выполнение Россией договорных обязательств по международному гуманитарному праву: история и
^
Глава 19. Вооруженные конфликты и международное право
современность // Московский журнал международного права. 2003. № 1.
Котляров И. И. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. М., 1984.
Мелков Г. М. Международное право в период вооруженных конфликтов. М., 1989.
Полторак А. И., Савинский Л. И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976.
Фуркало В. В. Международно-правовая защита гражданского населения в условиях вооруженных конфликтов. Киев, 1986.
Глава 20 ТЕРРИТОРИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
§ 1. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
Планету Земля — ее сушу, воздушное пространство, Мировой океан, а также космическое пространство, Луну и другие небесные тела — с точки зрения правового режима можно разделить на три вида: 1) государственная территория; 2) международная территория (пространства с международным режимом); 3) пространства со смешанным правовым режимом.
Государственная территория представляет собой пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет). В состав государственной территории входят суша, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Государство своим законодательством устанавливает правовой" режим территории в целом и ее частей. Правовой режим государственной территории включает также правила, предусмотренные международными договорами данного государства (об использовании воздушного пространства, внутренних вод и портов, территориального моря, определенных участков сухопутного пространства).
Международная территория — это пространство с международным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.
Пространства со смешанным правовым режимом имеют существенные особенности: прибрежные государства наделены суверенными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при сохранении за всеми другими государствами свободы судоходства и ряда других прав в соответствии с
Глава 20. Территория и международное право
международными нормами и правилами прибрежных государств. К этим пространствам относятся исключительная экономическая зона и континентальный шельф.
Что касается Арктики, то эта северная полярная часть Земли включает различные по правовому режиму территории: государственные, со смешанным и международным правовыми режимами.
В состав государственной арктической территории, помимо материковой части приарктических государств (России, Дании, Норвегии, Канады и США), прилегающих внутренних морских вод, территориального моря, включаются земли и острова, находящиеся в их полярных секторах.
Принято считать, что полярные сектора приарктических государств находятся к северу от их побережья между меридианами, проходящими по крайним точкам побережья и сходящимися в точке Северного полюса.
К северу от государственной территории, так же как и в других частях Мирового океана, находятся: исключительная экономическая зона и континентальный шельф, открытое море и район морского дна за пределами национальной юрисдикции.
Большая часть Северного ледовитого океана покрыта льдом. Низкие температуры существенно снижают способность восстановления природного равновесия в этом районе, а в некоторых случаях делают ее практически невозможной. С учетом таких особенностей в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. предусматривается право прибрежных государств принимать законы и обеспечивать их соблюдение в целях предотвращения загрязнения морской среды в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны. При издании законов принимаются во внимание интересы судоходства, защиты и сохранения морской среды.
26 ноября 1984 г. в СССР был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР».
Государственная территория
Верховная власть государства, его территориальное верховенство — отличительная черта государственной территории.
Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Консти-
§ 2. Государственная территория
туция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
В сухопутное пространство РФ входят открытые и могущие быть открытыми в будущем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья РФ, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом (постановление Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г.).
Водное пространство как часть государственной территории— это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие водоемы, берега которых принадлежат данному государству), принадлежащие государству части пограничных рек и озер, внутренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное море, т. е. прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.
Воздушное пространство государства— это та часть воздушного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздушного пространства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространств. В настоящее время такая линия не определена.
Иногда применяется термин «условная территория», к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств.
Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностранным государствам, их юридическим или физическим лицам. Это договоры относительно международных воздушных сообщений через воздушное пространство государства, аренды (например, Договор между СССР и Финляндией о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского
Глава 20. Территория и международное право
канала и острова Малый Высоцкий от 27 сентября \%2 г., Договор аренды комплекса «Байконур» между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г.), транзита через государственную территорию (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о выходе к морю и транзитных перевозках Монголии через территорию Российской Федерации от 19 октября 1992 г.), регулирования передвижения иностранных граждан по территории государства и посещения определенных районов (Меморандум о понимании между Российской Федерацией и США в отношении «открытой суши» от 17 июня 1992 г.) и др.
Потребность в транзите возникает у государства и тогда, когда принадлежащий ему регион отделен от основной территории территорией другого государства (других государств). Такой регион именуется анклавом. Примеры: Калининградская область Российской Федерации, доступ в которую по суше возможен только через Беларусь, Литву, Польшу; штат Аляска, отделенный от США территорией Канады; округ Кабинда, отделенный от Анголы территорией Заира. Транзитный проезд по суше сопредельного государства в таких случаях регламентируется специальными двусторонними соглашениями.
Осуществление территориального верховенства государством не означает, что не может быть каких-либо ограничений или запретов. Так, действия государства, позволяющего другому государству со своей территории совершать акты агрессии против третьего государства, квалифицируются как акт агрессии, совершенный государством, предоставившим свою территорию (п. «f» ст. 3 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.).
Государственная территория должна использоваться в соответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государствам.
Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права.
Правовым основанием такого изменения становится межгосударственный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками.
§ 2. Государственная территория
---------------------------------,-------__
Пространство, на которое распространяется власть государства в ограниченных, четко очерченных пределах, не является государственным. Оно может быть отнесено к территориям, на которые распространяется национальная юрисдикция.
Пункт 2 ст. 67 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права».
Понятие «территория, на которую распространяется национальная юрисдикция» является более широким, чем «государственная территория». Оно включает как государственную территорию, так и территорию, не относящуюся к таковой (прилежащую зону, континентальный шельф, экономическую зону).
Используемый в международных договорах термин «территория» применительно к определенному государству-участнику не всегда означает государственную территорию (или ее часть). Он может употребляться и в более широком значении: как территория, на которую распространяется национальная юрисдикция.
Так, в ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о воздушном сообщении от 2 марта 1994 г. говорится, что для целей Соглашения термин «территория» в отношении каждого государства-участника означает земные поверхности, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними, находящиеся под его суверенитетом. В этом Соглашении под термином «территория» имеется в виду государственная территория.
Другой пример. Пункт 1 ст. 4 Соглашения о торговых и коммерческих отношениях между Россией и Канадой от 19 июня 1992 г. обязывает Стороны обеспечить свободу транзита товаров другой Стороны через свою территорию. «Территория» (по Соглашению, «своя») применительно к каждому государству-участнику означает территорию, на которую распространяется действие его таможенных законов, включая любые районы за пределами его территориальных вод (т. е. за пределами государственной территории), в границах которых оно может осуществлять права в отношении морского дна, недр и их природных ресурсов.
17 м,
еждународное право
^
Глава 20. Территория и международное право
§ 3. Государственные границы
Государственные границы
Государственная граница— это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного прггтранст-ва). Границы между сопредельными государствами обычно определяются договорами между ними.
В период существования СССР практически со всеми соседними странами были заключены договоры о прохождении государственной границы. В их числе — договор 1990 г. с КНР, зафиксировавший линию границы на ее восточном участке. Линия границы на ее западном участке определена Договором между Российской Федерацией и КНР 1994 г. С учетом договоров принимаются внутригосударственные правовые акты о государственной границе.
В России это Закон от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями. Он характеризует государственную границу как «пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации». Государственной границей России считается граница РСФСР, закрепленная законодательными актами и международными договорами СССР. Границы РФ, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат, согласно этому Закону, договорному закреплению.
Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.
На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.
Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается государством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их разграничения между смежными или расположенными друг против друга государствами).
Процесс установления границы включает две стадии: делимитацию и демаркацию. Делимитация— это определение в до-
говоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения — рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение). Демаркация— это обозначение линии границы на -местности посредством установления специальных пограничных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: протоколы — описания государственной границы, пограничных знаков (с характеристикой их положения, формы, размеров, материала, номера и т. д.).
В межгосударственных отношениях и в договорах стран СНГ используется особый термин «внешние государственные границы государств — участников СНГ», которым обозначаются границы этих государств с не принадлежащими к Содружеству государствами. Существуют Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. и Договор о сотрудничестве в охране границ государств — участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество 1995 г.
Режим государственной границы.Он определяется совокупностью международно-правовых и внутригосударственных норм.
Международные договоры, касающиеся режима Государственной границы РФ, разнообразны: о прохождении государственной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определенных участках, о режиме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными знаками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об охране границы и обеспечении стабильного положения на ней.
Режим государственной границы включает следующие вопросы.
1. Содержание государственной границы, т. е. порядок сохранения и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, пограничных просек, проведения их контрольных осмотров, проверок прохождения государственной границы.
Государства обязаны содержать государственную границу в таком состоянии, чтобы ее прохождение было ясным и видимым, а пограничные знаки и пограничные просеки соответст-
Глава 20. Территория и международное право
вовали требованиям демаркационных документов. Обязанности по уходу за пограничными знаками распределяются на основе соглашения между сопредельными государствами. Устанавливаются сроки совместных осмотров пограничных знаков и пограничных просек. В случае повреждения или утраты погранич--ных знаков немедленно принимаются меры по их восстановлению.
2. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных.
Переход (переезд, перелет) государственной границы лицами и пересечение ее транспортными средствами может осуществляться только в пунктах перехода (пересечения) границы, открытых для международного и двустороннего движения. Пункты перехода (пересечения) границы устанавливаются и могут быть изменены по договоренности между сопредельными государствами (например, Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Польши о погранпе-реходах от 22 мая 1992 г. предусматривается открытие погран-переходов: Мамоново—Бранево, Багратионовск—Бартошице, Мамоново—Гроново и др.).
При пересечении государственной границы должен соблюдаться порядок следования от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и в обратном направлении. Не допускаются высадка людей, выгрузка товаров, грузов, животных или прием их на транспортные средства.
Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в территориальное море (т. е. пересекают государственную границу на море) с целью осуществления права мирного прохода.
Для пересечения государственной границы воздушными судами выделяются специальные коридоры полета. Пересечение государственной границы вне выделенных коридоров допускается только с разрешения компетентных органов соответствующего государства.
Не является нарушением правил вынужденное пересечение государственной границы в силу чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая, аварии, стихийного бедствия, ледовых условий, угрожающих безопасности судна, либо в целях буксировки поврежденных судов, доставки спасенных людей, оказания срочной медицинской помощи членам экипажа или пассажирам, а также по другим вынужденным причинам.
§ 3. Государственные границы
Перемещение через государственную границу товаров, грузов и животных осуществляется в определенном порядке и месте, которые также устанавливаются международными договорами и внутригосударственными правилами.
3. Пропуск лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных.
Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу предполагает осуществление пограничного контроля, а при необходимости — таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов контроля.
Пропуск осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу и заключается в признании законности пересечения государственной границы. Основанием для пропуска является наличие действительных документов на право въезда (или выезда), документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
Въезд на территорию России и выезд регламентируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также международными договорами РФ. Документами, дающими право на въезд, являются для иностранных граждан паспорт и виза (возможны дополнительные требования). В зависимости от цели въезда в Российскую Федерацию и пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица. Государства могут договориться и об упрощенном порядке въезда на территорию государства, включая безвизовый въезд.
В соответствии со ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16 января 1997 г. граждане одного государства могут выезжать и передвигаться по территории другого без виз при наличии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство России или Украины.
Безвизовый порядок въезда, выезда и пребывания на территории одного государства может предусматриваться для граждан другого государства, обладающих дипломатическими или служебными паспортами, а также паспортом моряка.
Глава 20. Территория и международное право
4. Ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности (охота, рыболовство, лесное, сельское или горное дело и т. д.).
Такая деятельность вблизи границы не должна причинять ущерб территории сопредельного государства, наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности, создавать помехи обеспечению сохранности государственной границы. Примером специального двустороннего договора может служить межправительственное соглашение Российской Федерации и КНР о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках (1997 г.).
По обе стороны государственной границы могут оставаться полосы определенной ширины (как правило, до 20 м), в которых хозяйственная деятельность запрещается или допускается в исключительных случаях. Государства могут договориться о запрещении на отдельных участках государственной границы определенных видов работ и промысла.
5. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Лица, воздушные суда, морские и речные суда, другие транспортные средства, пересекающие государственную границу в нарушение правил, признаются нарушителями границы и должны нести ответственность.
В зависимости от ситуации и характера правонарушения нарушители границы могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности либо переданы властям государства, с территории которого они пересекли границу, либо выдворены.
Для решения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы, и разрешения пограничных инцидентов государства назначают пограничных представителей (пограничных комиссаров, пограничных уполномоченных) и их заместителей. Места их официального пребывания, полномочия и порядок деятельности определяются соглашениями. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. утверждено Положение о пограничных представителях Российской Федерации.
Пограничные представители принимают необходимые меры для предотвращения случаев нарушения режима государственной границы. Они обязаны провести расследование и принять
§ 3. Государственные границы
|