Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Глава 21 МЕЖДУНАРОДНОЕ МОРСКОЕ ПРАВО

Понятие и источники международного морского права

Международное морское право— это совокупность норм, оп­ределяющих правовой статус морских пространств и регули­рующих межгосударственные отношения в связи с их исследо­ванием и использованием.

Международное морское право в течение длительного вре­мени развивалось преимущественно как обычное право. И в наши дни обычай не утратил значения, однако уступил главен­ствующее положение международным договорам.

Большую роль в становлении договорного морского права сыграли Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1960 гг., осуществившие кодификацию его норм. Эта ра­бота затем была продолжена на III Конференции ООН по мор­скому праву (1973—1982 гг.).

В течение ряда десятилетий к основным источникам мор­ского права относились Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. — о территориальном море и прилежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Новейшим комплекс­ным актом является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которая подписана более чем 150 государст­вами, вступила в силу 16 ноября 1994 г.1 Существенное значе­ние имеют также договоры по специальным вопросам сотруд­ничества: Конвенция о международных правилах предупрежде­ния столкновения судов в море 1972 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Ме­ждународная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды — от-

1 С дополнительным Соглашением об осуществлении части XI Кон­венции от 29 июля 1994 г. Конвенция имеет преимущественную силу в отношениях между государствами-участниками перед Женевскими кон­венциями по морскому праву 1958 г.



§ 1. Понятие и источники международного морского права

носительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., по предотвраще­нию загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др.

Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской органи­зацией (ИМО).

Государства заключают также локальные многосторонние и двусторонние договоры по различным вопросам морской дея­тельности. К ним относятся: Конвенция о рыболовстве и со­хранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г., Конвенция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 г., Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря 1994 г., Меморандум о мерах по более эффективному и успеш­ному развитию сотрудничества между Правительством Россий­ской Федерации и Правительством Японии в области поиска и спасания на море 1993 г.; многочисленные соглашения о мор­ском торговом судоходстве; соглашения о разграничении тер­риториального моря и континентального шельфа: между СССР и Польшей — о разграничении континентального шельфа в Гданьском заливе 1969 г., между СССР и Швецией о разграни­чении континентального шельфа, а также советской экономи­ческой зоны и шведской рыболовной зоны в Балтийском море 1988 г. и др.

В целях обеспечения наиболее эффективной реализации норм международного морского права государства издают внут­ригосударственные законодательные и иные правовые акты.

К таким актам относятся: Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации», Водный кодекс РФ1, феде­ральные законы «О внутренних морских водах, территориаль­ном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «О кон­тинентальном шельфе Российской Федерации», «Об исключи­тельной экономической зоне Российской Федерации», Правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей и дру­гих государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно-морских базах, в пунктах базирования военных ко-

Далее — ВдК РФ.

Глава 21. Международное морское право

§ 2. Внутренние морские воды

раблей и морских портах Российской Федерации, утвержден­ные постановлением Правительства РФ от 2 октября 1999 г., и ряд других.

Внутренние морские воды

Внутренние морские водыпредставляют собой водное про­странство, расположенное между береговой линией и теми ис­ходными линиями, от которых отсчитывается ширина террито­риального моря.

Внутренние морские воды являются частью территории го­сударства, и на них распространяется его суверенитет. Государ­ство в национальном законодательстве устанавливает границы своих внутренних морских вод с учетом правил Конвенции ООН по морскому праву и других норм международного права. В Российской Федерации они определены прежде всего ст. 1 Федерального закона от 31 июля 1998 г. «О внутренних мор­ских водах, территориальном море и прилежащей зоне Россий­ской Федерации».

К внутренним морским водам относятся:

1) воды портов до линии, соединяющей наиболее удаленные в сторону моря постоянные портовые сооружения. Прибреж­ные установки и искусственные острова не считаются постоян­ными портовыми сооружениями;

2) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых принад­лежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль. Если линия входа в залив (бухту, губу, лиман) превышает 24 мили, то проводится 24-миль­ная исходная прямая внутри залива. Углубление не признается заливом, если его площадь не равна и не больше площади полу­круга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление;

3) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, ис­торически принадлежащих данному государству, независимо от ширины линии естественного входа (заливы Петра Великого в России, Гудзонов в Канаде, Бристольский в Великобритании и т. д.; проливы — Гудзонов, Карские ворота; моря — Белое, Карское и др.). К внутренним морским водам определенного государства они относятся в связи с тем, что традиционно в си­лу географических особенностей, а также экономической и

оборонной значимости принадлежали данному государству, что можно квалифицировать как признанную другими государства­ми обычную норму.

Правовой статус морей, побережье которых принадлежит двум или нескольким государствам, определяется или должен определяться по соглашению между прибрежными государст­вами;

4) воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря, когда побережье глубоко изрезано или когда вдоль берега распо­ложена цепь островов. Прямые исходные линии должны быть обозначены на картах и доведены до сведения других государств.

Правовой режимвнутренних морских вод представляет со­бой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них. Он устанавливается внутри­государственным законодательством и международно-правовы­ми актами.

Правовой режим внутренних морских вод и портов России определяется Федеральным законом «О внутренних морских во­дах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Фе­дерации», Порядком создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутрен­них морских водах и в территориальном море Российской Феде­рации от 19 января 2000 г., ВдК РФ, Кодексом торгового море­плавания РФ1 и другими (в том числе законами субъектов РФ).

Правила, которые применяются во внутренних морских во­дах, прибрежные государства обязаны доводить до всеобщего сведения в «Извещениях мореплавателям».

Иностранные суда заходят во внутренние воды и порты го­сударства по разрешению. Однако разрешительный порядок реализуются на практике по-разному в отношении невоенных и военных судов. Иностранным невоенным судам разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в Изве­щениях мореплавателям. По российскому законодательству иностранные невоенные суда могут заходить в порты РФ, от­крытые для захода таких судов. Следуя в порт, они обязаны ин­формировать о времени своего прибытия. Открытыми портами

 

1 Далее - КТМ РФ.

Глава 21. Международное морское право

в России объявлены Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Игарка, Новороссийск, Туапсе, Находка, Корсаков и др.

Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомитель­ный порядок захода военных судов.

Без разрешения осуществляется вынужденный заход ино­странных военных судов, вызванный чрезвычайными обстоя­тельствами, — несчастный случай, авария, стихийное бедствие, необходимость оказания срочной медицинской помощи, дос­тавка спасенных людей и др.

В целях обеспечения безопасности или во избежание воз­можного загрязнения окружающей среды прибрежные государ­ства предусматривают особый порядок, ограничение или запре­щение входа судов с ядерными установками, а также кораблей с ядерным оружием на борту.

Все суда, прибывающие в порт, подлежат пограничному, са­нитарному и таможенному досмотру (могут осуществляться и другие виды контроля).

Военные корабли освобождаются от таможенного досмотра и пошлины. Однако выгрузка или перегрузка грузов осуществ­ляется под наблюдением органов таможенного контроля. Гру­зы, выгружаемые на берег, облагаются таможенными пошли­нами.

В соответствии с Конвенцией по облегчению международ­ного морского судоходства 1965 г. существенно упрощены и со­кращены формальности, требования к документам и различ­ным процедурам в отношении судов, находящихся в порту.

Прибрежное государство не может взимать плату с судов за их заход и пребывание в порту. Плата взимается только за ока­занные услуги (ледокольная или лоцманская проводка, ремонт­ные работы), пользование сооружениями (причалами, маяками, складами), техническими средствами (транспортными средст­вами, кранами, буксирами).

Во внутренних водах исследовательская деятельность, рыбо­ловство или иной промысел могут осуществляться иностранны­ми судами только на основе специальных международных со­глашений или с разрешения компетентных органов прибреж­ного государства.

§ 2. Внутренние морские воды

На иностранные невоенные суда, находящиеся во внутрен­них водах и портах, распространяется юрисдикция прибрежно­го государства. Уголовная юрисдикция выражается в том, что компетентные органы прибрежного государства вправе прово­дить расследование и рассматривать дела о преступлениях, со­вершенных на борту судна. В соответствии с двусторонними соглашениями о морском торговом судоходстве такая юрисдик­ция осуществляется, если правонарушение посягает на общест­венный порядок или безопасность прибрежного государства; если последствия правонарушения распространяются на его территорию; если имеется просьба капитана судна или консула государства, под флагом которого плавает судно, об оказании помощи; если преследование необходимо в целях борьбы с не­законным оборотом наркотических средств.

В этих случаях власти прибрежного государства вправе про­вести расследование, обыск, арест и рассмотреть дело в суде. О необходимости осуществления указанных мер извещается консул страны флага судна. Гражданская юрисдикция предпо­лагает право судебных органов прибрежного государства рас­сматривать имущественные иски в отношении иностранных су­дов, в том числе в случаях загрязнения внутренних вод, и вы­носить по ним решения. В целях обеспечения гражданского иска на судно может быть наложен арест. Капитан судна и чле­ны экипажа могут быть также привлечены к ответственности. Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользу­ются государственные некоммерческие и военные суда.

Военные корабли во внутренних водах и портах пользуются правом неприкосновенности. К иностранному военному кораб­лю недопустимо применение каких-либо принудительных дей­ствий. Однако это право не освобождает военные корабли от обязанности соблюдать законы и правила прибрежного госу­дарства; в случае их нарушения военному кораблю может быть предложено покинуть внутренние воды.

В целях обеспечения безопасности мореплавания, охраны жизни экипажа, пассажиров, сохранения грузов предусматрива­ются определенные требования к судам, покидающим внутрен­ние воды и порты. Каждое судно Подлежит освидетельствова­нию со стороны должностных лиц прибрежного государства. Судно и его оборудование должны поддерживаться в состоя­нии, гарантирующем пригодность для выхода в море без опас­ности для судна и людей, находящихся на борту. Если судно и

Глава 21. Международное морское право

его оборудование не отвечают предъявленным требованиям, ему может быть запрещен выход в море.

Выход судна из морского порта Российской Федерации производится только с разрешения капитана морского порта по согласованию со специально уполномоченным органом ис­полнительной власти по пограничной службе и таможенными органами.

Территориальное море

Территориальное море— это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и ост­ровам) и внутренним водам государств и находящийся под су­веренитетом прибрежного государства.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ч. II) отраже­на специфика территориального моря. В соответствии с требо­ваниями норм международного права каждое прибрежное госу­дарство национальным законодательством определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница яв­ляется государственной границей прибрежного государства на море.

Согласно ст. 71 Конституции РФ определение статуса тер­риториального моря РФ относится к ведению РФ. Федераль­ный закон от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федера­ции» подробно регламентирует порядок и условия использова­ния этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др.). В от­дельных государствах принята меньшая ширина — 6 (Греция), 4 (Норвегия) и даже 3 морских мили (США, ФРГ и др.).

Отсчет ширины территориального моря производится: 1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутренних вод; 3) от прямых исходных («базисных») линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов). Географические ко­ординаты точек, через которые проходят прямые исходные ли-

§ 3. Территориальное море

нии для отсчета территориального моря России, утверждаются Правительством РФ и объявляются в «Извещениях мореплава­телям» (п. 2 ст. 4 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»).

Если берега двух государств расположены один против дру­гого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничи­тельной линии их территориального моря используется средин­ная линия. Она проводится таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных ли­ний, от .которых отмеряется ширина территориального моря. Принцип срединной линии может быть положен в основу раз­граничения при заключении специальных соглашений. Госу­дарства с учетом различных обстоятельств (исторических, гео­графических, экономических и др.) вправе избрать и иной спо­соб разграничения. Соглашения были подписаны СССР с Польшей о разграничении советских и польских территориаль­ных вод в Гданьском заливе Балтийского моря (1958 г.), Турци­ей об определении линии морской границы между советскими и турецкими территориальными водами на Черном море (1973 г.).

Правовой режим.Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суве­ренитетом. Суверенитет прибрежного государства над террито­риальным морем осуществляется с соблюдением норм между­народного права.

Территориальное море имеет большое значение для между­народного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в пра­ве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и воен­ные) пользуются правом мирного прохода через территориаль­ное море (ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Предварительного разрешения компетентных властей прибреж­ного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: а) пересечь это мрре, не заходя во внутренние воды; б) пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход Должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием

 

Глава 21. Международное морское право

или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подвод­ные транспортные средства должны следовать на поверхности.

В ст. 19 Конвенции ООН по морскому праву приводится пе­речень действий, рассматриваемых как нарушение мира, добро­го порядка или безопасности прибрежного государства, и, сле­довательно, такой проход не является мирным: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъ­ем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки прави­лам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого от­ношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Прибрежное государство может принимать законы и прави­ла, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляются только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские ко­ридоры и схемы разделения движения в территориальном море, а также приостанавливать в определенных районах своего тер­риториального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности. Такое приостановление вступает в силу после объявления об этом в «Извещениях мореплавателям».

Законом ограничивается количество военных кораблей и других государственных судов иностранного государства, одно­временно проходящих через территориальное море с целью за­хода в морской порт РФ, до трех. Иное может быть предусмот­рено международным договором или специальным решением Правительства РФ по случаю праздничного дня или знамена­тельной даты.

Иностранные суда, осуществляя право мирного прохода че­рез территориальное море, обязаны соблюдать установленный в нем правовой режим. К судам, нарушающим этот режим, могут быть применены меры, необходимые для пресечения наруше­ния либо для привлечения нарушителя к ответственности.

§ 3. Территориальное море

Применение мер зависит от вида судна (военное или невоен­ное) и от характера нарушения.

Иностранные торговые, военные и другие государственные суда, осуществляя право мирного прохода через территориаль­ное море РФ, должны соблюдать ее законодательство и прави­ла, относящиеся к мирному проходу (в отношении безопасно­сти судоходства и регулирования движения судов, защиты на­вигационных средств и оборудования, защиты подводных кабелей, сохранения живых ресурсов и др.).

Согласно ст. 30 Закона «О Государственной границе Рос­сийской Федерации» пограничные органы и пограничные вой­ска в пределах территориального моря по отношению к невоен­ным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти во­ды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запрет­ный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сиг­налы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Су­да, допустившие нарушение режима территориального моря РФ, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и достав­лены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяс­нения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с за­конами РФ.

Пограничные органы и пограничные войска имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря РФ судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей стра­ны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).

Согласно ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву уголов­ная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществ­ляться на борту иностранного судна, проходящего через терри­ториальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если: а) последствия преступления распространяются на при­брежное государство; б) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море; в) капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное

Глава 21. Международное морское право

~

§ 5. Международные проливы

 

лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи; г) такие меры необходимы для пресече­ния незаконной торговли наркотическими средствами или пси­хотропными веществами. Федеральный закон «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» включает в этот перечень также необходимость пре­сечения других уголовных преступлений международного харак­тера, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1 ст. 17).

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осу­ществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятых или на­влеченных на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море им­мунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если во­енный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от не­го покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, при­чиненные военным кораблем прибрежному государству, госу­дарство флага несет международную ответственность.

Прилежащая зона

Прилежащая зона— часть морского пространства, приле­гающая к территориальному морю, в котором прибрежное го­сударство может осуществлять контроль в определенных зако­ном установленных областях.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву кон­троль может быть необходим: а) для предотвращения наруше­ний таможенных, фискальных, иммиграционных или санитар­ных законов и правил в пределах его территории или террито­риального моря; б) для наказания за нарушение этих правил.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех ви­дов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, от­считываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

 

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в приле­жащей зоне. Контроль включает право остановить судно, про­извести осмотр и, если выясниться, что имело место наруше­ние, принять меры, необходимые для осуществления расследо­вания обстоятельств нарушения и наказания за него.

За нарушение режима прилежащей зоны может быть пред­принято преследование нарушителя, в том числе в открытом море, если оно осуществляется «по горячим следам» (т. е. нача­то в прилежащей зоне и ведется непрерывно). Преследование возможно только в связи с нарушением прав, для защиты кото­рых эта зона установлена.

Прибрежное государство не должно осуществлением своих прав в прилежащей зоне наносить ущерба правам и интересам других государств, правомерно использующих эту зону.

Правовой режим прилежащей зоны РФ наряду с нормами международного права определяется Федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и приле­жащей зоне Российской Федерации».

Международные проливы

Международнымисчитаются проливы,соединяющие части морского пространства и используемые для международного судоходства.

В основу определения режима таких проливов положено правило сочетания интересов прибрежных (припроливных) го­сударств и других государств, пользующихся ими.

До принятия Конвенции по морскому праву 1982 г. судоход­ство через проливы в основном регулировалось сложившимися в результате длительной практики обычными международно-правовыми нормами.

Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. вид правового режима международного пролива зависит от того, к какой части морского пространства он относится и какие части соединяет.

Можно выделить следующие виды.

1. Проливы, используемые для судоходства между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства (Мессинский, Ти-

Глава 21. Международное морское право

ранский и др.). Здесь применяется право мирного прохода, осу­ществляемое в соответствии с правилами, присущими мирному проходу через территориальное море.

2. Проливы, используемые для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной эко­номической зоны и другой частью открытого моря или исклю­чительно экономической зоны (Гибралтарский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.). В таких проливах применяется транзитный проход, который представляет собой осуществле­ние свободы судоходства и полетов единственно с целью не­прерывного и быстрого транзита через пролив, а также для це­лей входа, выхода или возвращения из государства, граничаще­го с проливом.

Суда и летательные аппараты при осуществлении транзит­ного прохода соблюдают общепризнанные международные пра­вила. Они обязаны без промедления следовать через пролив или над ним, воздерживаться от любой угрозы силой или ее применения против суверенитета, территориальной целостно­сти и политической независимости государств, граничащих с проливом, воздерживаться от любой несвойственной обычному порядку непрерывного транзита деятельности.

Суда, осуществляющие право транзитного прохода, обязаны уважать правила и законы граничащего с проливом государст­ва, относящиеся к транзитному проходу через проливы.

Государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для судоходства в проливах, когда это необходимо для содейст­вия безопасному проходу судов.

3. Проливы, в срединной части которых имеется полоса от­крытого моря или исключительной экономической зоны, удоб­ная для судоходства (Мозамбикский, Корейский, Тайвань­ский). Здесь действует свобода судоходства, принятая в откры­том море и в исключительной экономической зоне.

4. Проливы, правовой режим которых определяется специ­альными международными соглашениями (Балтийские, Магел­ланов, Черноморские).

Балтийские проливы (Малый Бельт, Большой Бельт, Зунд) соединяют Балтийское море с Северным морем и Атлантиче­ским океаном. Воды Бельтов перекрыты территориальными во­дами Дании, Зунда — территориальными водами Дании и Шве­ции. Их правовой режим определяется Копенгагенским тракта-

§ 6. Исключительная экономическая зона

том 1857 г. и Королевским постановлением 1976 г. (Дания). Этими актами предусмотрена свобода судоходства торговых су­дов. В отношении военных судов могут применяться опреде­ленные ограничения (например, требование предварительного уведомления о проходе).

Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океа­ны. Берега пролива принадлежат Чили. Договором между Чили и Аргентиной 1941 г. установлен свободный и беспрепятствен­ный проход всех судов.

Черноморские проливы (Босфор, Дарданеллы и Мраморное море) соединяют Черное и Средиземное моря.

В соответствии с Конвенцией о режиме проливов 1936 г. торговые суда всех стран пользуются свободой прохода в любое время суток и без каких-либо формальностей. В отношений во^ енных судов предусмотрены ограничения. Черноморские госу­дарства могут проводить любые корабли (без ограничения тон­нажа и класса) по предварительному уведомлению правительст­ва Турции не менее чем за 8 суток. Черноморские державы могут проводить через проливы свои подводные лодки, если они построены в других морских бассейнах и направляются к месту базирования или следуют на ремонт на верфи, располо­женные вне бассейна Черного моря, причем они проходят в надводном состоянии, в одиночку и в дневное время с услови­ем заблаговременного уведомления турецких властей.

Через проливы могут проходить военные корабли нечерно­морских стран водоизмещением не более 10 тыс. тонн. Запре­щен проход авианосцев и подводных лодок. Правительство Турции должно быть извещено о проходе за 15 суток.

Особый правовой режим установлен для военного времени. Запрещается проход торговым судам стран, находящихся в со­стоянии войны с Турцией, военным кораблям всех воюющих стран.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.