Обратная связь
|
Проблематика и структура философии Соотношение мира «внешнего» (по отношению к человеческому сознанию) и мира «внутреннего» (субъективной, духовной жизни), материального и идеального выступает как универсальная формула любой философской проблемы.
Эта универсальная формула выражается в постановке ряда (но не одного!) основных вопросов. Главные вопросы античной философии: «Что есть бытие?» (Парменид), «Что есть идея?» (Платон), «Что есть форма и материя?» (Аристотель). В средние века вопрос о сущем приобретает нерациональные черты, связанные с религиозной верой и откровением, выливается в вопрос об отношении человека к Богу. Основной вопрос философских размышлений в Новое время – о методе познания, соотношении эмпирического и рационалистического. И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг и Г. Гегель систему «человек – мир» трактовали как отношение «субъект – объект». А. Ф. Лосев рассматривал отношение между мыслящим Я и не Я (объективной действительностью), которое достигает своего обобщения в культуре.
Проблему соотношения материального и духовного, бытия и мышления рассматривали Г. Гегель, Л. Фейербах и Ф. Энгельс. Наиболее известна позиция Ф. Энгельса. «Великий основной вопрос всей … философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Важнейшее его содержание составляет альтернатива: «… что является первичным: дух или природа …» [4, с. 282–283]. Последующая философия неоднократно обращалась к универсальной философской проблеме. «Материализм вообще, – отмечал В. И. Ленин, – признает объективное реальное бытие (материю), независимое от сознания …» [5, с. 346]. Или, Н. А. Бердяев писал: «Не природа создаётся нашим ограниченным разумом, а … разум (с законами логики) создаётся … состоянием природы … Логика есть приспособление мышления к бытию» [6, с. 60]. (Заметим: бытие не только материально, но включает в себя духовное, а материальное и объект не тождественны только природе).
Как философия в целом, так и материализм и идеализм имеют основания.
Корни материализма (диалектического) уходят в адекватное отражение действительности на основе развивающейся практики, обобщения достижений техники и науки. Так, усилению позиций материализма способствовали: изобретение паровой машины, появление космогонистической теории Канта-Лапласа, развитие геологии, палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, физики, химии, биологии и т.д. И наоборот, материалистические взгляды оказывали заметное воздействие на развитие науки. Например, атомистическое учение древнегреческих философов оказало определенное влияние на становление научной атомистики.
Идеализм опирается на определенные основания.
Отрыв познания от материи, абсолютизация отдельных сторон мыслительного процесса, преувеличение активной роли мышления порождает идеализм.
На заре человеческой истории относительно низкий уровень знаний обусловливал приписывание сверхъестественных идеальных свойств непонятным явлениям природы (где были замечены гармония, порядок и закономерность) и общества.
Уходящие с исторической арены господствующие классы и группы, чтобы сохранить свои привилегии, были заинтересованы в иллюзорном, скрывающем истинные материальные факторы, отражении действительности. Подобное присуще элитам и в современную, во многом неопределённую, переходную эпоху. Новые информационные технологии имеют возможность во всёвозрастающей степени манипулировать сознанием, вводя в него нужные «идолы». Такому воздействию поддаются люди с некритическим, несамостоятельным стилем мышления, чрезмерно подверженные внешнему внушению. Под воздействием науки обыденное сознание интеллектуализируется, сближается с теоретическим. Вместе с тем, нередко идет обратный процесс – мистификация сознания, усиление в нём мифологических и религиозных элементов.
По мере усложнения общественной жизни в деятельности человека возрастает роль духовных компонентов – психики, интеллекта, сознания и бессознательного.
В рамках идеализма, несмотря на его изъяны, нередко выдвигались положения, имеющие важное научное и философское значение, особенно при анализе диалектики, структуры и функций человеческого мышления.
Идеальное есть не просто воображаемое, нечто неуловимое, оно существует как материализация замыслов, участвует и присутствует во всём, что человек делает разумно.
Идеализм «оправдан» в связи с тем, что люди столкнулись со средой, которая неадекватна их телесности (материальности), и содержанием познания стало непосредственно неощущаемое (например, кварки, глюоны, суперструктуры и т.д.).
Идеалистическое признание бестелесных феноменов предвосхищало научное разграничение вещества и поля, стимулировало развитие науки и искусства. Ныне оно оценивается как смыслообразующая основа современной постиндустриальной цивилизации. В последней «происходит сдвиг от безудержного роста вещественно-энергетического к увеличению информационного потребления» [7, с. 120]. В основе информационного общества лежат два взаимосвязанных процесса: лавинообразный рост информации (основание роста духовности социума); революция в информационно-кибернетической технике и технологии как материальной и вместе с тем духовной основе движения инфор-мации. Как специальные устройства, изготовленные человеком предметы инструментального назначения техника материальна и обеспечивает контакт человека с природой и общение с себе подобными. Одновременно техника как совокупность человеческих умений, навыков и способностей идеальна. М. Хайдеггер видит в технике способ идеального конструирования мира. Развитие цивилизации и культуры (в последней имеются материальная и духовная стороны) – основа для усиления позиций как диалектического материализма, так и диалектического идеализма.
Противопоставление материального и духовного, таким образом, относительно. Ещё И. В. Гете полагал, что каждому возрасту человека соответствует та или иная позиция. Ребёнок является реалистом (материалистом – В. К.): он убежден в существовании, например, груш и яблок. Юноша, забегая со своим чувством вперёд, превращается в идеалиста. Напротив, у зрелого мужчины имеются все основания стать скептиком (то есть отойти от идеализма – В. К.). Старик же тяготеет к мистицизму (идеализму – В. К.).
О возможности взаимного превращения материального и идеального писал В. И. Ленин: «Мысль о превращении идеального в реальное глубока: очень важная для истории. Но и в личной жизни человека видно, что тут много правды» [8, с. 104].
Учитывая сближение и взаимопересечение материального и духовного, Тейяр де Шарден в работе «Феномен человека» писал о необходимости интеграции двух основных направлений в философии – материализма и спиритуализма, то есть идеализма. Аналогично рассуждает В. А. Канке, который считает, что «деление философов на два лагеря – материалистов и идеалистов – давно устарело, ибо оно упрощает сложную мозаику современной философии» [9, с. 339]. Отмечу: существует не только взаимосближение философских подходов, но и дифференциация на материализм и идеализм. В воззрении теоретически зрелых людей господствует то или иное «мировоззренческое» ядро.
Полярность отношений «материальное-духовное», «объективное-субъективное», так или иначе входя во все философские размышления, порой выносит на первый план более конкретные проблемы.
И. Кант сформулировал вопросы «Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать?» [10, с. 661]. Эти три вопроса объединены общей проблемой – что такое человек? Вопрос «Что я могу знать?» не только о том, что мы знаем о мире, сколько о самой возможности познания. Вопрос о познаваемости мира, о тождестве мышления и бытия, в формулировке Ф. Энгельса, составляет вторую сторону так называемого основного вопроса философии. Законы объективного мира и законы мышления не только совпадают, но и различаются. Познание – непрерывное преодоление противоречия между безграничной возможностью универсального постижения человеком мира и его частей и реальной невозможностью в каждый конкретный момент познать мир и себя в мире исчерпывающе. Вопрос «На что я могу надеяться?» в современной интерпретации относится к долговременной социокультурной эволюции человечества, направленной к обеспечению достоинства личной жизни человека. Третий вопрос, в современном истолковании, относится к оценке того, что мы делаем. Если в гносеологическом аспекте знание предстаёт как содержание, то в социальном оно выступает как форма, обеспечивающая воспроизводство совместно-разделённого бытия людей. Из той или иной совокупности знаний на основе оценок извлекаются определённые рекомендации, нормы деятельности. В современном мире опасны как «пережим» в воздействии на природу и общество, так и отказ от воздействия, пассивность. Сейчас доминируют запросы на инновационные технологии.
Основной философский вопрос, по Ф. Шеллингу, об отношении свободы и необходимости А. Камю заявлял, что вопрос о смысле жизни является самым неотложным. П. Риккерт самой острой назвал проблему зла, насилия, экзистенциалисты – существования человека в «пограничных», порой трагических ситуациях. Для неопозитивизма основным стал вопрос о природе научного знания. Лингвистическая философия в центр своего внимания поставила проблему языка. Прагматически и постмодернистски настроенные философы, как и аналитики, трактуют язык «как наиболее очевидное отличие человека от животного и источник развития культуры, но в сущности – как … один из способов приспособления к миру» [11, с. 34]. Экзистенциалисты акцентируют в языке функцию выражения, а герменевтики – функцию понимания. Неклассическая философия обнаруживает, что между бытием и разумом есть посредник – это деятельность и язык (Ю. Хабермас). В истории человечества взаимосвязаны материально-духовные компоненты: 1) «изобретение языка» и создание с его помощью информационно-когнитивной базы человеческой деятельности; 2) создание технологии как коллективной целеориентированной деятельности.
Развитие общества приводит к изменению проблемного поля философии. Какова же сейчас самая актуальная и острая проблема?
Пожалуй, самой актуальной стала проблема обеспечения выживаемости, сохранения цивилизации на основе укрепления жизнеспособности социума, преодоления опасности ядерных, экологических, техногенных, антропологических и иных катастроф, выбора приемлемой стратегии развития общества [12, с. 94–99].
Изменение и усложнение философской проблематики приводит к тому, что термин «основной», применяемый для характеристики вопроса об отношении сознании и материи, идеального и материального, является в известной мере условным. Во-первых, в разные времена и на различных пространственных просторах (например, в восточном и западном типах культурно-цивилизационного развития) на первый план выходили те или иные «жгучие» вопросы. Во-вторых, фундаментальным выступает не только деление бытия на материальное и идеальное, но и выявление в объектах бытия качества и количества, что подчёркивает диалектический закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, который, как и два других закона диалектики, является универсальным.
Философия, предметом которой является отношение «человек-мир», «человек-человек», доходит до осознания всеобщих оснований бытия человека и мира, вырабатывает общие ориентиры жизнедеятельности человека, поднимается до осознания целей и смыла жизни. Мир, в котором живет человек, многослоен и включает в себя: «обычный жизненный мир», мир субъективных переживаний и мир, полагаемый специализированным размышлением: сначала самой философией, а затем наряду с ней научным знанием [13, с. 19].
|
|