Обратная связь
|
Современные дискуссии о диалектике, диалектика и Синергетика
По отношению к диалектике сложились ряд позиций.
В оптимистическом подходе к диалектике подчёркивается, что противоположности входят как элементы в природу вещей и в меняющемся мире надо думать диалектически (А. Н. Уайтхед), что диалектика бытия требует для своего адекватного выражения соответствующей «диалектизации» науки и «диалектических обобщений», «диалектизированных понятий» (Г. Башляр).
Вместе с тем наметился также скептический и нигилистический подходы к диалектике.
К. Поппер, один из выразителей скептицизма, говоря о пользе диалектической точки зрения, писал, что не следует приписывать ей лишних достоинств, превращать диалектический метод – всего лишь один из возможных способов мышления, иногда вполне пригодный – в произвольную умозрительную схему. По мнению Поппера, универсальным является метод проб и ошибок, в котором диалектика, будучи очищена от «бетонного догматизма», может рассматриваться как частный случай [2, с. 122]. Кстати, еще раньше Ф. Энгельс предупреждал: недопустимо по готовому шаблону кроить и перекраивать факты [3, с. 351].
Нигилизм к диалектике выражен у Ю. Бохеньского, выступившего против догматизации диалектики и оценившего её как ложную теорию. М. Фуко, один из представителей постмодернизма, полагает, что новый фундаментальный опыт человечества невозможно заставить говорить на тысячелетнем языке диалектики.
Одним из онтологических оснований отторжения диалектики является то, что в условиях гегемонии капитала современный работник часто «растворяется» в фирме и логикой своего существования нацелен на позитивные, а не критически-диалектические подходы. Контрактная система, с одной стороны, подталкивает работника к непрерывному совершенствованию, а с другой, ставит наёмного работника в зависимость от работодателя и также ориентирует работника на соглашательство. Конформизм по отношению к политическим структурам, слабая роль партий в политической жизни ряда стран, чрезмерная подверженность внешнему внушению у многих людей создают барьеры на пути развития диалектического стиля мышления и действия.
Оптимистическое отношение к диалектике возобладало. Немалую роль здесь сыграло развитие синергетики, которая вобрала в себя основные наработки диалектики, а также текстологии, общей теории систем, кибернетики и т.п. Г. Хакен в последней трети ХХ в. представил синергетику как универсальный подход к объяснению явлений в физике, химии и биологии. Отличие синергетического взгляда от традиционного, по мнению Хакена, состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности. Синергетика в самом широком смысле – учение о взаимодействии. Она есть также теория сложности, теория самоорганизации. Синергия – проявление взаимодействия в процессе синхронизированного функционирования элементов, входящих в состав системы, что обеспечивает больший эффект, чем это следовало бы из суммирования действия каждого элемента в отдельности.
Предметом синергетики как феномена постиндустриальной науки является также человек во всём многообразии его культурных, психологических, антропологических и социологических измерений.
Синергетика имеет дело преимущественно не с вещами, в которых оформлен и конкретизирован тот или иной субстрат, а с системами как взаимодействием отношений и элементов, с комбинаторными, коммуникационными процессами, преобразованиями пространственно-временных отношений самих по себе, то есть с самоорганизацией. В диалектике движение абсолютно, устойчивость относительна. Синергетика же – теория неравновесных систем, мировоззрение бесконечного становления, перехода от одной определённости бытия к другой. Синергетика рассматривает системы, существование, самодействие которых поддерживается постоянным обменом с внешней средой веществом, энергией и информацией. Развитие в сфере неорганических, биологических и социальных явлений выступает как преодоление противоположности между порядком и хаосом, как рост степени их синтеза.
Конечно, не следует увлекаться синергетическими терминами, часто выступающими как метафоры. Например, если рассуждать о познавательных процессах в науке, то они не могут быть представлены как возникновение порядка из хаоса, ибо в науке нет хаоса мнений учёных, а есть конкуренция, взаимодействие, диалог и т.п. Трудности приложения синергетики к социальной жизни заключаются в том, что с переходом на более высокие уровни организации возрастает количество факторов, которые участвуют в детерминации изучаемого социального явления, при этом недостаточно учитывается роль сознательного фактора духовной и идеологической сферы, возможности отдельного человека в сложной динамике социума.
Развитие (поведение) сложных систем нелинейного типа в состояниях неопределённости есть бифуркационное. Термин «бифуркация» означает развилку, разветвление. Спектр возможных альтернатив развития множественен. Применительно к обществу принципиальная невозможность точно просчитать будущие траектории его развития каждый раз ставит перед действующим субъектом проблему выбора. При этом важно не попасть в катастрофические для человека траектории, по возможности отсекая неблагоприятные сценарии развития. Диапазон жизнеспособности социума зависит от способности человека (человечества) отражать и прогнозировать как внешнюю среду, ее параметры и возможности, так и себя – осуществлять самопознание, оценку субъектом своего взаимодействия со средой по принципу коэволюции, а не противостояния среды и субъекта. Социальная постнеклассическая философия, опираясь на собственный потенциал и синергетику, отказывается от жёсткого детерминизма, однолинейности, признаёт значение альтернативы, случайности, непредсказуемости, открытости социальной теории для постановки новых проблем, видит в хаосе не только разрушительное, но и созидательное начало.
Постнеклассическая философия истории анализирует постиндустриализм, взаимосвязь общественного и индивидуального смыслов существования, объективных закономерностей и субъективного фактора в историческом процессе, взаимодействие самоорганизации и организации в социуме, соотношение глобализации и локализации, разрабатывает концепцию способа воспроизводства общественной жизни, конкретизирует проблематику общественного бытия.
Синергетика при рассмотрении законов диалектики добавляет к известным фундаментальным характеристикам какие-то новые нюансы. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. В первом приближении в одном из аспектов данный закон диалектики с позиций синергетики может быть выражен в законе бифуркаций. Механизм бифуркаций делает понятным, «как может чисто количественный рост приводить к качественно новому выбору» [4, с. 269]. Корреляции способны возникать спонтанно в результате комбинирования внутренних взаимодействий в системе с внешними взаимодействиями системы со средой. В частности, в становлении концепции глобального эволюционизма задействован принцип «экономии энтропии», согласно которому сложные системы способны наиболее эффективно использовать внешнюю энергию, что позволяет объяснить направленность эволюции Вселенной в сторону усложнения.
Между старым и новым качеством находится переходное существование, состояние вещи, объекта. Категория «переходности» может быть проиллюстрирована на примере развития социума. Человек, вовлечённый в ситуации переходности, сомневается, колеблется, вынужден в условиях неустойчивости и неопределённости принимать рискованные решения. Современное общество находится на переходном этапе к новому типу цивилизации. О. Тоффлер называет его основные черты: постепенный переход от традиционных ископаемых источников энергии к нетрадиционным; замена массового производства производством товаров и услуг, чётко ориентированных на индивидуального потребителя; сдвиг в организации корпораций к формам менее бюрократическим, более специализированным и ориентированным на решение конкретных проблем; демассификация средств коммуникаций, чему способствует развитие телевидения, видеофонов, спутниковой связи. Как социализм, так и капитализм, считает Тоффлер, исчезнут с устранением породившей их индустриальной цивилизации. Централизованное планирование не может ужиться с требованиями информационного общества, так как способно лишь решать проблемы, связанные с массовыми тенденциями и не приспособлено для решения вопросов ориентированного на индивидуального потребителя производства. Частная собственность капитализма также переживает глубокую трансформацию ввиду отделения функций собственности от функций управления. А в постсоветской литературе порой высказывается мнение, что электронный документооборот, автоматизация предлагаемых решений могут привести к тому, что «свободная рыночная экономика может сама «стихийно», шаг за шагом превратиться в стратегически сбалансированное плановое хозяйство» [5, с. 11]. Здесь как бы подчёркивается, что у человечества, кроме рыночных, имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, а именно целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени.
Закон единства и борьбы противоположностей выявляет источник развития и связей всех природных, социальных и духовных объектов. Классическая диалектика гласит, что борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно. Данное положение верно, если под единством понимать одну из стадий (тождество) взаимодействия противоположностей. Но ведь относительное тождество перерастает в несовпадение, несовместимость и, наконец, во взаимоисключение противоположностей. В борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа её устойчивости. Изменчивость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объективны и значимы. Поэтому резко разводить моменты «единства» и «борьбы» противоположностей ошибочно.
В рамках синергетики закон единства и борьбы противоположностей в одном из аспектов проявляется во взаимодействии конкуренции и кооперации. Внутреннее взаимодействие между элементами системы представляет собой столкновение причин, часть из которых находится в состоянии конкуренции (деятельности в различных, даже противоположных направлениях), а другая – кооперации (деятельности в одном направлении). Конкуренция заставляет совершенствоваться и искать новые решения. Когда же новые подходы более-менее определяются, начинает господствовать кооперация – согласованные действия индивидов и групп, направленные на достижение общих целей. Конечный результат развития определяется равнодействующей всех причин.
Закон отрицания отрицания характеризует направление и форму развития, поступательность и преемственность, относительную повторяемость определённых моментов старого.
Помимо многоступенчатой цепочки отрицаний (трансформации), общий ритм развития может быть представлен, по Гегелю, в схеме триады «тезис-антитезис-синтез». В частности, триадичность развития просматривается при анализе общественной динамики.
П. Сорокин прогнозирует, что будущее принадлежит конвергенции, то есть синтезированному единству, сплаву всего лучшего, что наработано разными культурами и общественными системами, их разновидностями применительно к специфике и разнообразию народов мира. Академик А. Д. Сахаров призывал к недогматическому использованию достижений всех социальных систем.
Важнейшим критерием синтезного общества является социальное государство, при котором формируется социально-ориентированная модель рынка, развивается частный и государственный секторы экономики, сочетаются плановые и рыночные начала в регулировании производства, происходит перераспределение прибылей частных собственников с учётом интересов различных групп населения. Как показатели такого общества выступают «смешанная» экономика, многообразие конкурирующих между собой методов хозяйствования и форм собственности и соответствующая смешанная (комбинаторная) идеология. К началу ХХІ в. в развитых капиталистических странах сложилось следующее соотношение: частная собственность составляет 60 %, государст-венная – 30 %, трудовая коллективная – 10 % [6, с. 82]. На постсоветском пространстве также развивается интегративная экономика, функционируют разнообразные методы хозяйствования, увеличивается значение индивидуализированных мотивов деятельности, предпринимательской активности и т. п. [7, с. 3–4; 8, с. 3–11; 9, с. 36–42; 10, с. 22–25].
Близкий по смыслу концепции синтезного развития социума является теория «третьего пути» (Т. Гидденс, Ж. Бодо и др.). Основными принципами модели третьего пути называют повышение роли гражданского общества, возрождение доктрины общего блага, гармонизации индивидуализма и коммунитаризма*, признание важности роли негосударственных организаций и индивидуальных инициатив в процессе созидания новых идей, формирование планетарного мироощущения личности, выработку культуры общечеловеческой солидарности и личной ответственности за выживание и дальнейшее процветание цивилизации.
Синтезный сценарий развития общества опирается на определённые методологические посылки: а) диалектический принцип соединения противоположностей; б) принцип системного плюрализма, при котором не отбрасывается либеральная устремлённость к автономии личности, к её индивидуальной свободе, которая, однако, сочетается с коллективистскими, солидарческими установками; в) идею цивилизационно-формационного развития, отвергающую линейный подход к истории.
Концепция синтезного развития общества является более-менее определённой. Вместе с тем, высказывается мнение, что будущее не предопределено. К. Поппер в своей работе «Нищета историцизма», не отрицая в принципе возможности социальных предсказаний, считал, что научной теории исторического развития, которая рационально давала бы прогноз на будущее, не может быть. В этом же ключе находятся концепции «факторов икс», «чёрных лебедей» или случайностей, сюрпризов (наряду с белыми, могут быть и чёрные лебеди). Одни из авторов последней версии – Нассим Талеб, продолжатель теории скептитизма, последователь Поппера.
Впрочем, определённость-неопределённость в трактовке будущего социума обратимы.
С позиций синергетики закон отрицания отрицания в первом приближении может быть выражен в законе чередования порядка и хаоса [11, с. 129]. Когда структура того или иного объекта, имеющего начало и конец, в основном определяется и наступает насыщение информацией, спираль принимает как бы форму сходящейся. При этом уменьшается неопределённость и возрастает уровень организации (определённости) объекта.
Порядок и беспорядок – две стороны одного и того же мира, причём беспорядок выступает как первичное состояние, из которого в любой, непредсказуемой заранее точке может возникнуть нечто новое. В точках бифуркации возможны самые различные флуктуации процесса. Когда тот или иной, во многом случайный выбор произойдет и утвердится новый порядок, тогда на первый план выходит необходимость событий.
Синергетика преимущественно обращена к материальному, а диалектика изучает материальное и духовное, их взаимопереходы. Диалектика позволяет универсальнее взглянуть на мир: наряду с тенденциями к локализации, хаосу, стихийности она учитывает и противоположные – к централизации (глобализму), порядку и целенаправленности [12, с. 98–102].
Объекты бытия представляют собой целостность со своими противоположностями. Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в апориях и антиномиях. Антиномии, по И. Канту, это противоположения, которые могут быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Это: 1) мир имеет начало во времени и пространстве; мир бесконечен; 2) всё в мире состоит из простого; всё сложно; 3) в мире существует свобода; свободы нет, всё совершается по законам природы; 4) Бог есть необходимость, первопричина мира; Бога в мире нет. Так как Бог, считал Кант, не может быть найден в опыте, он не принадлежит к миру явлений, то в принципе невозможно ни доказательство его существования, ни опровержение. Аналогично рассуждает один из основоположников современной синергетики Г. Хакен: «как существование, так и не существование бога не может быть ни доказано, ни опровергнуто естественнонаучными средствами. Поэтому синергетика не может быть ни теистичной, ни атеистичной… Синергетика… основывается на исследовании феномена самоорганизации, так что влияние бога, на первый взгляд, исключено. Но можно ставить вопросы и дальше: кто создал тогда законы, по которым происходит самоорганизация?» [13, с. 58].
Синергетика – мировоззрение бесконечного становления, перехода от одной определённости бытия к другой. Однако хотя в универсуме всё меняется, существует, как подчёркивает диалектика, сопротивление изменению, сила энерции, покой. В сложных самоорганизующихся системах имеется стремление к равновесию, к существованию вопреки изменениям, поддержанию важных для сохранения систем параметров в допустимых пределах (гомеостаз). Так, несмотря на отмирание клеток, животный и человеческий организм (благодаря ДНК) сохраняет свою структуру. Для личности характерно как изменение и новизна (тезис), так и неизменное, то есть мировоззренческое «лицо», верность определённым принципам и идеалам (антитезис). Индивид достигает успеха, если осознаёт границы своих возможностей, взвешенно оценивает свои способности и в определённой степени сдерживает, экономит себя, чтобы сосредоточиться на реально осуществимых планах. Ранее отмечалось, что активизация и экономия сил и энергии человека дополняют и одновременно оппонируют друг другу. Общество, благодаря преемственности и традициям, способно сохранить свою идентичность. Гарантом обеспечения стабильности выступает порядок, предотвращающий движение к деструктивному хаосу и насилию. Важная роль в обеспечении порядка принадлежит государству. Во всех приведенных случаях устойчивость нельзя абсолютизировать, её необходимо рассматривать в единстве с изменчивостью.
После научной конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992 г.) широкое распространение получила модель «устойчивого», или «приемлемого» развития. Устойчивое развитие, видимо, следует рассматривать как самоподдерживающееся изменение, как относительную предсказуемость последствий тех или иных инноваций.
Абсолютизированная устойчивость, между тем, потенциально может превратиться в застой, в стагнацию. Корректнее рассуждать об устойчиво-динамическом развитии общества, что зависит от роста синтеза хаоса и порядка, от перевода хаотических действий субъектов и беспорядочной динамики социальных институтов в конструктивное русло. Это представляется возможным, если опираться на следующие принципы: экологизации, ноосферизации и гуманизации общественных отношений; разумного (в меру) вмешательства в естественный ход природных и социальных процессов; расширения механизма социального согласия, позволяющего преодолевать конфронтационное мышление и действие и обеспечивать конструктивный внутри – и межкультурный диалог; гармонии экономической эффективности и социальной справедливости, что благоприятствует утверждению социального комфорта и здорового образа жизни и т. п. Названное выступает как идеал и в значительной степени как утверждающаяся практика развития общества.
Вместе с тем, проявляется тенденция стихийного экономического развития, нацеленного на неутоляемый потребительский рынок. Эта перспектива способна приблизить конфликт с окружающей средой и биологической природой человека.
Что касается обозначенного конфронтационного (конфликтного) мышления и действия, то его нельзя изображать лишь как негатив. В постклассической философии утверждается позиция, согласно которой конфликт содержит в себе вызов, является условием динамики социума.
|
|