Т е м а 3. Становление и основные направления Неклассической философии
1. Классическая и неклассическая философия. Иррационализация философии в творчестве С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.
2. Важнейшие направления неклассической философии ХХ–ХХI вв., их общая характеристика:
2.1. Основные исторические формы позитивистской философии;
2.2. Философия экзистенциализма, ее основные темы. Феноменология.
2.3. Религиозная философия, ее основные направления.
2.4. Философская герменевтика как методология гуманитарного познания.
2.5. Философия постмодернизма.
Темы рефератов и докладов
1. Классика и современность – две эпохи в развитии европейской философии.
2. Взгляды С. Кьеркегора на человека и человеческую жизнь (по работе «Страх и трепет»).
3. Истина, познание и нравственность в философии А. Шопенгауэра (работа «Мир как воля и представление»).
4. Учение А. Шопенгауэра о «воле к жизни».
5. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке: миф или реальность.
6. Теория морали Ницше (по работам «Антихристианин», «Генеалогия морали»).
7. Философские проблемы анализа языка науки в неопозитивизме.
8. Концепция языковых игр Л. Витгенштейна: «анатомия чтения»
и коммуникационные стратегии.
9. Концепция «эпистемологического анархизма» П. Фейерабенда.
10. Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Структура научных революций».
11. Смысл и назначение истории в философии К. Ясперса.
12. Проблема абсурда в творчестве А. Камю.
13. Проблема свободы в философии экзистенциализма.
14. Анализ проблемы смерти в экзистенциализме.
15. Э. Гуссерль о сознании и интенциональности (по работе «Кризис европейских наук»).
16. «Феномен человека» в учении П. Тейяра де Шардена.
17. Понимание как проблема философской герменевтики.
18. «Смерть автора» в философии и культуре постмодерна.
19. Современная культура как культура «симулякров».
20. Гиперреальность как реальность в искусстве постмодернизма.
Контрольные вопросы и задания
1. Проведите сравнительный анализ классической и неклассической философии. Покажите их различия.
2. Раскройте содержание понятия «иррационализм».
3. Двадцатый век называли «веком науки». Почему же тогда философия от наукоцентризма повернулась к человеку?
4. Почему, по мнению А. Шопенгауэра, «мир есть воля и представление»?
5. Какие три формы человеческого существования выделял С. Кьеркегор?
6. Почему Ф. Ницше выступил против основных ценностей христианской морали?
7. Назовите основные черты «сверхчеловека» Ф. Ницше. Нужен ли обществу такой «сверхчеловек»?
8. В чем состоит программная установка «первого» позитивизма? На ваш взгляд, можно ли считать спекулятивными «вечные» проблемы: Бога, субстанции, смысла жизни, свободы и т. п.?
9. Истолкуйте афоризм Л. Витгенштейна: «Границы моего языка означают границы моего мира».
10. Раскройте содержание принципа фальсификации, введенного К. Поппером для отделения научного знания от ненаучного. А на ваш взгляд, позволяет ли такой критерий разграничить эмпирические науки и философские (метафизические) системы?
11. Почему экзистенциализм характеризуют как «философию суще
ствования»? Аргументируйте свой ответ.
12. Почему важнейшими темами экзистенциализма стали свобода и ответственность личности?
13. Какое содержание вкладывал в категории «сущность» и «существование» Ж.-П. Сартр, характеризуя жизнь человека?
14. Что собой представляет метод феноменологической редукции?
15. На могиле М. Хайдеггера, по его завещанию, написаны слова: «Свободен, свободен, наконец-то свободен». Что этими словами хотел сказать их автор?
16. В чем состоит сущность антропоцентристской переориентации современной религиозной философии?
17. Поясните, что такое «герменевтический круг». Какой смысл вкладывали в это понятие Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, М. Хайдеггер?
18. Установки каких философских направлений ХХ в. прямо или косвенно можно усмотреть в тексте: «Наши предрассудки, предвзятые мнения предшествуют пониманию и определяют его. В результате, пытаясь проникнуть в мир другой эпохи, мы опять возвращаемся к себе… Языковая традиция, в которой укоренен познающий субъект, составляет одновременно и предмет понимания, и его основу: человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится»?
19. Почему в современном знании и культуре наступила «смерть автора»? Как это объясняют философы-постмодернисты?
20. Объясните выражение постмодернистов: «Мы живем в мире идеологизированных конструктов языка».
21. Назовите наиболее известных представителей философской герменевтики.
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. А. Шопенгауэр называл народ «фабричной массой природы». Как вы понимаете это положение и согласны ли вы с ним?
2. Жизнь, согласно А. Шопенгауэру, есть преступление. Какие особенности «воли к жизни», выделенные Шопенгауэром, дали ему основание для этого вывода?
3. Многие считают Ф. Ницше провозвестником контркультуры. Какие взгляды самого Ницше дают для этого основание?
4. Однажды Ф. Ницше и композитор Р. Вагнер вместе посетили музей, славившийся подлинным копьем, которым казнили Христа. Глядя на подделку (а таких копий в Европе несколько), Ницше сказал: «Бог умер». «И это мы убили его», – добавил Вагнер. Как вы понимаете смысл этого диалога?
5. Неопозитивистский принцип физикализма предполагал построение единого языка науки по образцу физики. Можно ли описать одними формулами и измерить в общих единицах процессы и явления из разных областей (физические, химические, биологические, социальные)?
6. В романе «Тошнота» Ж. П. Сартр писал: «Ад – это другие…». Почему экзистенциалистскую философскую программу можно реализовать только в одиночку, а построить на ее основе общество невозможно?
7. «Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании», – так формулируется основополагающий тезис философской герменевтики. Проинтерпретируйте эту мысль и проследите превращение герменевтики из учения о методе познания в учение о бытии.
8. Приведите примеры типичных современных симулякров из различных сфер жизни (музыка, телевидение, литература, образование и т.д.). В чем вред имитации подлинной культуры и жизни?
9. Обретение свободы, согласно А. Камю, возможно лишь в бунте, протесте против его величества Man. Как вы понимаете это утверждение и согласны ли с ним? Аргументируйте свою точку зрения.
10. Согласно М. Хайдеггеру, как только в тексте начинает проясняться какой-то смысл, истолкователь делает предварительный набросок смысла всего текста. Как Вы понимаете это высказывание?
11. В каких категориях философии постмодернизма можно передать смысл текста: «Основу текста составляет... его выход в другие тексты, другие коды, другие знаки, и, собственно, текст – как в процессе письма, так и в процессе чтения – есть воплощение множества других текстов, бесконечных или, точнее, утраченных кодов. Таким образом, каждый текст является интертекстом; другие тексты присутствуют в нем на различных уровнях в более или менее узнаваемых формах: тексты предшествующей культуры и тексты окружающей культуры. Каждый текст представляет собою новую ткань, сотканную из старых цитат. Обрывки старых кодов, формул, ритмических структур, фрагменты социальных идиом и т.д. – все они поглощены текстом и перемешаны в нем, поскольку всегда до текста и вокруг него существует язык»?
Глоссарий
Антикумулятивизм – модель развития научного знания в постпозитивизме, отрицающая его непрерывность и преемственность.
Антисциентизм – направление в неклассической философии, утверждающее идею неприятия науки как главного орудия познания природы, общества и человека и средства их преобразования.
Верификация (основной принцип логического позитивизма) – процесс проверки истинности научных утверждений путем их эмпирического подтверждения.
«Воля к власти» – одно из основных понятий философии Ф. Ницше; движущий стимул мира, воплощаемый в полной мере лишь сверхчеловеком, способным разорвать узы мещанских отношений, встать над традицией, историей и моралью.
«Воля к жизни» – центральное понятие философии А. Шопенгауэра; стихийная, иррациональная, слепая сила, заставляющая человека жить, несмотря на неотвратимость страданий.
Волюнтаризм – идеалистическое направление, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов; представители герменевтической философии (Х. Г. Гадамер, П. Рикер) в ка-честве главной гносеологической проблемы выдвигают проблему понимания.
Герменевтический круг – понятие герменевтики, акцентирующее внимание на цикличности процесса понимания: чтобы понять конец текста, надо знать его начало, вообще любая часть требует знания целого.
Деконструкция – особая стратегия по отношению к тексту, включающая в себя одновременно и его деструкцию (разрушение), и его конструкцию; это сопротивление логоцентризму текста; деконструкция расшатывает мнимую незыблемость метафизических понятий, обнаруживая разрывы и отсутствие там, где предполагалась абсолютная полнота смысла (присутствие).
Интенциональность (в феноменологии) – направленность сознания на предмет как основное свойство сознания.
Иррационализм – идеалистическая программа в философии, которая, в противоположность рационализму, ограничивает или отрицает возможности разума в познании и ставит на его место интуицию, чувство, инстинкт.
Конвенционализм (в неопозитивизме)– познавательный принцип, согласно которому истинность (достоверность) научного знания определяется соглашениями (конвенциями) ученых, обусловленными соображениями целесообразности, экономии, простоты и др.
Кумулявитизм – модель развития научного знания в постпозитивизме, в соответствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося.
Модусы человеческого существования (в экзистенциализме) – основные способы, формы бытия человека: свобода, страх, любовь, коммуникация.
Научная революция – понятие, введенное и обстоятельно обоснованное в постпозитивизме. Этопериод развития науки, когда старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации, существенно или полностью несовместимые со старыми представлениями.
Неклассическая философия – этап развития европейской философии, который начался в середине XIX в. и критически переосмысливал наследие классической философии.
Неопозитивизм – одна из исторических форм позитивизма, главной задачей которой является анализ языковых средств выражения знания с опорой на эмпирические, конкретные науки; его основные разновидности – аналитическая философия и логический позитивизм.
Неотомизм – религиозно-философское направление в современном католицизме, основные постулаты которого восходят к учению Фомы Аквинского.
Номадология (от фр. – кочевник) –понятие философии постмодерна, утверждающее отсутствие постоянного общезначимого смысла чего бы то ни было. Смысл предметов, событий, текстов «кочует», все время изменяясь.
Парадигма (в постпозитивизме)– способ постановки и решения научных проблем; в широком смысле – совокупность идей, норм, теорий, методов и образцов деятельности, принятых научным сообществом.
Персонализм– теистическое направление в современной западной философии, признающее личность как неповторимую, уникальную субъективность, направленную на созидание общественного мира и достигающую наивысшего блаженства в единении с Богом.
Пограничная ситуация – крайнее эмоциональное напряжение, потрясение, при котором осознается факт конечности человеческого существования (обычно в ситуации, угрожающей физической или нравственной смертью личности).
Позитивизм– философское направление, базирующееся на принципе, что все подлинное, положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и что из всей философской проблематики право на существование имеет только гносеология.
Постмодернизм – понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, в содержательном и ценностном плане отличающегося не только от классической, но и от неклассической традиций и утверждающего себя как постсовременная, т.е. постнеклассическая философия.
Постпозитивизм – одна из исторических форм позитивизма, занимающаяся главным образом изучением динамики научного знания.
«Сверхчеловек» (у Ф. Ницше) – человек, наделенный полной свободой воли, в духовном и физическом отношениях превзошедший возможности человеческой природы; высшее существо, поднявшееся над стадностью, страхами, невежеством масс; обречен быть растоптанным толпой.
Симулякр – понятие философии постмодерна, разрушающее всякую связь между знаком и тем, что он обозначает, между информацией и реальностью (например, симуляция реальности в телесериалах и телешоу).
Сциентизм – направление в постклассической философии, выражающее абсолютное доверие науке, при этом нередко выдвигающее программу «улучшения науки».
Тейярдизм – учение П. Тейяр де Шардена, основанное на принципе христианского эволюционизма; одно из центральных мест в учении занимает идея ноосферы – такого планетарного состояния, когда человечество, благодаря высочайшему уровню развития разумной деятельности (на базе союза между наукой и религией), соприкоснется с божественным.
Фальсификация – научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки.
Феноменология – философское направление, утверждающее идею существования чистого сознания как чистого смыслообразования, а также полагающее своей первоосновной задачей описание спонтанно-смысловой жизни этого сознания.
«Философия жизни» – направление, возникшее в европейской философии 60–70-х годов ХIХ в., которое в качестве основы бытия выдвигает понятие «жизнь», понимаемое в биологическом (Шопенгауэр, Ницше), космологическом (Бергсон) и культурно-историческом аспектах (Шпенглер).
Чистое сознание (или трансцендентное сознание, в феноменологии) – предпосылка и действительная сфера конструирования смысла; предпосылка предметности; чистое смыслообразование.
Экзистенциализм – философия подлинного существования, понимаемого, прежде всего, как представление страдающего индивида о действительности; основные понятия экзистенциализма – страх, вина, забота, смерть, пограничная ситуация, ничто, экзистенция, трансценденция.
Экзистенция – глубинная основа, сущность существования, уникальность и единственность человека и его судьбы, которая может быть обнаружена им в пограничной ситуации.
Эмпириокритицизм (махизм) – исторически вторая форма позитивизма, виднейшие представители – Э. Мах, Р. Авенариус; основу учения составляет теория «экономии мышления» и идеал чисто описательной науки.
Тесты для самоконтроля
1. Какая из трех стадий человеческого существования, выделенных С. Кьеркегором, является первой?
а) религиозная;
б) эстетическая;
в) этическая;
г) ювенальная.
2. К какому направлению относится философия А. Шопенгауэра?
а) к волюнтаризму;
б) к интеллектуализму;
в) к пантеизму;
г) к позитивизму.
3. Что такое, по определению Ф. Ницше, жизнь?
а) воля к власти;
б) долгое сновидение;
в) способ существования белковых тел;
г) торжествующее свинство.
4. Что или кто, с точки зрения Ф. Ницше, является смыслом существования человека?
а) власть над миром;
б) любовь;
в) сверхчеловек;
г) счастье.
5. Кто основоположник позитивизма?
а) И. Кант;
б) Г. Коген;
в) О. Конт;
г) Дж. Милль.
6. Какой этап развития позитивизма связан преимущественно с проблемами анализа языка науки?
а) ранний позитивизм;
б) эмпириокритицизм;
в) неопозитивизм;
г) постпозитивизм.
7. Какое мышление, с точки зрения О. Конта, претендует лишь на относительное знание?
а) абстрактное;
б) метафизическое;
в) научное;
г) теологическое.
8. Каким термином в логическом позитивизме обозначается процесс установления истинности утверждений путем их эмпирической проверки?
а) апперцепция;
б) верификация;
в) коннотация;
г) фальсификация.
9. Какой критерий предложил К. Поппер для демаркации науки от метафизики?
а) критерий верифицируемости;
б) критерий непротиворечивости;
в) критерий релевантности;
г) критерий фальсифицируемости.
10. Что такое, по Т. Куну, научная революция?
а) новое решение вечных проблем;
б) открытие подлинной сущности явлений;
в) открытие, ведущее к изменению технологий;
г) смена парадигм, понятийной сетки.
11. Жизнь есть абсурд, согласно:
а) Ф. Ницше;
б) А. Камю;
в) З. Фрейду;
г) Ж. П. Сартру.
12. Основная установка экзистенциализма означает:
а) бытие определяет сознание;
б) отрицание реальности мира;
в) сущность предшествует существованию;
г) существование предшествует сущности.
13. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в:
а) персонализме;
б) феноменологии;
в) структурализме;
г) экзистенциализме.
14. Кто автор афоризма «Границы моего языка означают границы моего мира»?
а) Л. Витгенштейн;
б) Г. Гадамер;
в) Б. Рассел;
г) М. Хайдеггер.
15. Как называется официально признанная философия католицизма?
а) неоплатонизм;
б) неопозитивизм;
в) неореализм;
г) неотомизм.
16. Кто основатель феноменологии?
а) Г. Гегель;
б) Э. Гуссерль;
в) И. Кант;
г) М. Хайдеггер.
17. Каким термином Э. Гуссерль обозначил основное свойство сознания (свойство направленности, предметности)?
а) имманентность;
б) интенциональность;
в) трансцендентальность;
г) трансцендентность.
18. Каким одним термином обозначается теория и практика истолкования текстов, а также течение в современной философии, представленное именами В. Дильтея, М. Хайдеггера, Г. Гадамера?
а) геральдика;
б) германистика;
в) герменевтика;
г) герметизм.
19. Каким термином в герменевтике обозначается основная трудность процесса интерпретации и, вместе с тем, способ разрешения этой трудности?
а) герменевтическая антитетика;
б) герменевтическая апория;
в) герменевтический круг;
|