Т е м а 6. Философская антропология 1. Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования.
2. Основные идеи философской антропологии в ХХ-XXI вв. Проблема сущности и существования человека в современной философии. Cмысл жизни в духовном опыте человека.
3. Деятельность как сущностная характеристика природы человека. Основные направления деятельности. Духовная деятельность человека и ее роль в формировании ценностных ориентаций. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.
4. Проблема сознания и основные стратегии его исследования. Многомерность сознания и его структура, свойства, признаки и функции. Сознание и психика человека, сознание и бессознательное. Философско-антропологические проблемы психоанализа. Человек в современном информационно-коммуникационном пространстве.
5. Философия и «жизненный мир» человека в культуре XXI века. Трансгуманизм: сущность, проблемы, противоречия.
Темы рефератов и докладов
1. Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.
2. Философское осмысление проблемы антропосоциогенеза и его естественнонаучные основания.
3. Возможности естественного отбора и генная инженерия.
4. Игра как феномен человеческого бытия.
5. Тема смерти и бессмертия человека в философии и науке.
6. Проблема свободы человека в условиях информационного общества.
7. Человек как деятельностное и творческое существо.
8. Язык как знаковая система и средство общения.
9. Ценности и нравственные императивы профессиональной деятельности.
10. Проблема искусственного интеллекта в современной философии и науке.
11. Трансгуманизм как интеллектуально-культурное движение XXI века.
12. Концепт «жизненный мир» в феноменологии Э. Гуссерля и постмодернизме.
Контрольные вопросы и задания
1. Какой подход к пониманию человека представлен в высказыва-
нии: «…в своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс)?
2. Прокомментируйте высказывание Э. Роттердамского: «Человек –
это некое странное животное, состоящее из двух или трех чрезвычайно разных частей».
3. Каждый ли человек – личность? Когда начинается и заканчивается процесс формирования личности? Какие вам известны типы личности? Состоялись ли вы как личность?
4. Что представляет собой внутренняя и внешняя, позитивная и негативная свобода? Приведите примеры.
5. Почему человек задается вопросом о смысле жизни? Как соотносятся цели и смысл жизни?
6. Какова структура человеческой деятельности? Чем отличается коммуникация от деятельности? Что общего и различного в материальной и духовной деятельности?
7. Каково содержание и функции процесса социализации? Какую роль в этом процессе играет образование?
8. Раскройте содержание положения: «Сознание не только отражает мир, но и творит его».
9. Каковы качественные отличия сознания людей от психики животных?
10. В чем, по-вашему, отличие содержания понятий: «бессознательное», «неосознанное», «подсознательное», «надсознательное»?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. Б. Паскаль писал: «Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед». Как вы понимаете эту мысль? Приведите собственные доводы о «незавершенности» и неисчерпаемости человека.
2. Э. Фромм так сказал о двойственности человеческой натуры: «Многие полагают, что люди – это овцы, другие считают их хищными волками». Б. Паскаль также говорил, что мы «не ангелы и не животные», а всегда находимся «между». Куда же движется человек, по вашему мнению? Аргументируйте свою точку зрения.
3. Поэт Н. Мартынов писал: «…И знаете, что значит быть свобод-ным? Ведь это значит быть за все в ответе». К какой философской интерпретации свободы близки эти строки? Согласны ли вы с поэтом?
4. Что такое творчество? Какие элементы творчества возможны в вашей будущей профессиональной деятельности?
5. Телепатия, телекинез, проскопия (видение будущего), экстрасенсорное восприятие, нейролингвистическое программирование, зомбирование личности… Что об этих явлениях говорит современная наука? Дайте оценку возможности подобных явлений с позиций различных подходов к сознанию.
Глоссарий
Архетипы – универсальные структуры человеческой психики, имеющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием.
Антропология философская – раздел философии, изучающий человеческое существование во всей его полноте, определяющий место и отношение человека к окружающему миру; философская школа (М. Шелер, А. Гелен и др.), считающая главной своей задачей восстановление целостного философского образа человека, а также объяснение из него и через него как собственно природы человека, так и окружающего его мира.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и неподдающихся контролю по крайней мере в данный момент.
Внимание – характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определенный объект.
Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления.
Гоминидная триада – совокупность видовых изменений (прямохождение, формирование руки как органа труда, увеличение объема мозга), полагаемых в качестве факторов возникновения сознания человека.
Деятельность– специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
Духовность – гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания, культуры; духовное в человеке – высший культурный слой социального.
Жизненный мир человека (нем. Lebenswelt) – понятие, которое впервые использовал Э.Гуссерль; в его понимании жизненный мир практически совпадает с повседневностью. Этот феномен характеризуется непосредственной очевидностью, фактичностью, интерсубъективностью (возможностью межсубъектных взаимодействий). Это донаучная, дотеоретическая данность, не имеющая строгих контуров, четкой смысловой структуры, в которую мы все погружены. Вместе с тем можно выделить различные типы жизненных миров.
Индивид –это человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт.
Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; качество, выражающее неповторимость личности и психики индивида.
Информация – сведения о чем-либо, которые используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения.
Коммуникация – социальное взаимодействие людей, представляющее собой процесс обмена информацией с целью поддержания межиндивидуальных связей.
Личность –это индивид, обладающий системой общественно значимых качеств, которые позволяют ему активно включаться в общественную жизнь.
Мозговой рубикон – объем мозга, равный 850 см3, полагаемый в качестве границы, по которой семейство гоминид выделяется из всего отряда приматов как положившее начало развитию сознания человека.
Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.
Направленность личности – устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т. д.
Образование – социально-исторический механизм целенаправленной, системной передачи знаний от поколения к поколению.
Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов, традиций, а также привычек и настроений людей, в которых отражается жизнь общества.
Отражение –это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки.
Отражение информационное – способность материальных объектов использовать следы взаимодействия для активной ориентации в действительности.
Память – способность к воспроизведению прошлого опыта; одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.
Практика – совокупность предметно-материальных действий человека в отношениях с природой (производство, научный эксперимент, наблюдение) и в социуме (классовая борьба, реформы и др.).
Психика – свойство высокоорганизованных живых существ активно отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации.
Самосознание –это выделение человеком себя из окружающего мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих действий, мыслей и чувств, желаний и интересов.
Свобода – способность человека к ответственному действию в соответствии со своими побуждениями, интересами и целями, а не под внешним принуждением.
Смысл жизни – предельное основание бытия человека, определяющее направленность самой жизни.
Сознание –высшая функциямозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.
Социализация –процесс и результат освоения и активного использования индивидом социокультурного опыта, осуществляемого в общении и деятельности; институты социализации – семья, школа, церковь, армия, СМИ, вуз и др.
Творчество– человеческая деятельность, направленная на достижение качественно нового результата, обладающего социальной значимостью и эстетическим совершенством.
Трансгуманизм (от лат. trans – сквозь, через, за и homo – человек) – философская концепция, а также международное движение, поддерживающие использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения нежелательных аспектов человеческого существования – страданий, болезней, старения и даже смерти.
Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда создает предметы, необходимые для удовлетворения своих потребностей.
Ценность – вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость для индивида какого-либо духовного явления или реального объекта.
Человек – высшая ступень развития живых существ; субъект культуры и активной деятельности, осуществляемой на основе таких важ-
нейших свойств, как труд, сознание, язык, творчество и свобода.
Эвтаназия – право, предоставленное человеку законом на добровольный уход из жизни при условии наличия неизлечимого заболевания.
Эмоциональная сфера – выражает состояние внутреннего мира человека, его личностное, субъективно-психологическое отношение к объекту внешнего мира, к другим людям, к самому себе; она включает: а) собственно чувства (радость, любовь, ненависть, отвращение, симпатия, антипатия); б) аффекты (ярость, ужас, отчаяние, предчувствие, галлюцинации, стрессы); в) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение (веселое, подавленное); г) элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда, усталость).
Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления и выражения чувств; с помощью языка сознание человека не только выявляется, но и формируется.
Тесты для самоконтроля
1. В философии какой эпохи впервые появилось понятие о человеке как «микрокосме»?
а) в античной философии;
б) в новоевропейской философии;
в) в ренессансной философии;
г) в средневековой философии.
2. В философии какой эпохи человек впервые представлен владыкой «над всею землею»?
а) в античной философии;
б) в новоевропейской философии;
в) в ренессансной философии;
г) в средневековой философии.
3. В философии какой эпохи появились механистические представления о человеке («человек-машина»)?
а) в античной философии;
б) в новоевропейской философии;
в) в ренессансной философии;
г) в средневековой философии.
4. Кто определил сущность человека словами: «...Сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений»?
а) Демокрит;
б) К. Маркс;
в) Б. Спиноза;
г) Л. Фейербах.
5. Как называются ситуации в истории философии, когда на место натурфилософии или спекулятивной метафизики приходили учения, ставившие на первое место вопрос о человеке?
а) антропологический поворот;
б) коперниканская революция;
в) научная революция;
г) позитивная стадия.
6.Как называется процесс эволюционного формирования физического типа человека, его трудовой деятельности, речи и общества?
а) антропосоциогенез;
б) антропометрия;
в) антропоморфизм;
г) антропоцентризм.
7. Как называется воззрение, предполагающее во всем осуществление неотвратимой предопределенности, которая исключает свободный выбор человека и случайность?
а) волюнтаризм;
б) ригоризм;
в) фатализм;
г) холизм.
8. Вопрос об отношении сознания к чему марксисты считают «основным вопросом философии»?
а) вопрос об отношении сознания к бытию;
б) вопрос об отношении сознания к подсознанию;
в) вопрос об отношении сознания к труду;
г) вопрос об отношении сознания к языку.
9. Какой фактор сыграл, с точки зрения диалектического материализма, решающую роль в генезисе человеческого сознания?
а) комфортный климат;
б) перенаселение;
в) суровый климат;
г) труд.
10. Какое из направлений, занятых моделированием искусственного интеллекта, моделирует интеллектуальную деятельность человека с помощью вычислительных машин?
а) бионическое моделирование;
б) эвристическое программирование;
в) эволюционное моделирование;
г) киборгизация.
11. Кто впервые ввел в философию понятие «жизненный мир»?
а) К. Маркс;
б) Э. Гуссерль;
в) Ю. Хабермас;
г) Ж. Делез.
12. Как называется интеллектуальное движение, которое стремится использовать современные технологии для совершенствования человека и преодоления нежелательных аспектов его существования?
а) трансгуманизм;
б) коэволюционизм;
в) эволюционное моделирование;
г) киборгизация.
Л и т е р а т у р а: [7, с. 292–351; 8, с. 266–332; 11, с. 650–658, 717–721; 12, с. 192–222, 262–288, 319–324; 13, с. 567–664; 15, с. 200–230, 365–374; 16, с. 253–307; 17, с. 131–191; 18, ч. 1, с. 412–477, ч. 2, с. 8–142; 21, с. 229–267; 25, с. 535–575; 33, с. 254–580; 36, с. 406–451, 473–484; 37; 38; 45; 49; 50; 52; 54; 57; 68; 75, с. 137–163].
ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ
|