Т е м а 7. Теория познания и философия науки 1. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие типов познавательной деятельности.
2. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Основные формы чувственного и рационального познания.
3. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе. Познание и понимание.
4. Познание как постижение истины. Основные концепции истины.
5. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки в современном обществе. Ценностные аспекты современной науки.
6. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования. Формы научного знания. Этика науки и ее роль в становлении новых типов научной рациональности.
Темы рефератов и докладов
1. Проблема познаваемости мира (историко-философский аспект).
2. Проблема соотношения знания и веры в процессе познавательной деятельности.
3. Роль интуиции в познании.
4. Классическая концепция истины и ее альтернативы.
5. Наука и вненаучное знание в современной культуре.
6. Соотношение философии и науки. Роль философии в научном исследовании.
7. Современные физическая и биологическая научные картины мира (по профилю факультетов).
8. Природа и типы научных революций.
9. Сциентизм и антисциентизм – два подхода к пониманию роли науки в жизни общества.
10. Этика науки и социальная ответственность ученого.
Контрольные вопросы и задания
1. В чем состоят различия между классической и неклассической гносеологией?
2. Знаменитый афоризм Сократа гласит: «Я знаю только то, что ничего не знаю. А ты не знаешь даже этого». Был ли Сократ агностиком?
3. Назовите основные формы чувственного и рационального познания. Каковы их особенности и роль в процессе познания? В чем вам видятся недостатки сенсуализма и рационализма – двух полярных позиций по этому вопросу?
4. Ф. Бэкон считал, что достижению истины препятствуют «четыре вида идолов, которые осаждают умы людей». Что это за идолы и как они проявляются в познании у современного человека?
5. Почему, оперируя объектами, которых не существует в действительности (точка, идеальный газ и др.), можно достичь более глубокого познания действительности, чем при ее опытном познании?
6. Проанализируйте следующие определения истины и установите, к каким философским концепциям они относятся: 1) истина – соответствие знаний действительности; 2) это знание, которое выводится из другого, уже известного истинного знания и не противоречит ему; 3) это результат соглашения ученых; 4) истинность – это полезность, эффективность знаний; 5) в каждой эпохе и культуре, у каждого народа и человека может быть своя истина, а абсолютной истины нет.
7. Назовите теоретические методы научного исследования. Какие из них используются в вашей профессиональной сфере?
8. Выявите и охарактеризуйте логический прием, на основе которого были сделаны важные естественнонаучные выводы:
а) «Один свет затемняет другой, например, солнце – свет свечи, подобно тому, как более сильный голос заглушает другой, слабый. Отсюда следует, что свет есть материя» (М. В. Ломоносов).
б) «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо… Таким образом пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же мелькнула мысль: вот изображение бензола» (П. Кекуле).
9. Что называется проблемной ситуацией в науке?
10. В истории науки известны случаи, когда ученые пытались прекратить свои исследования, так как предвидели их использование во вред человечеству. Можно ли считать такое поведение оправданным?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. На вопрос «Смог бы человек познать больше, если бы у него бы-
ло больше органов чувств?» – есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли вы с таким ответом?
2. Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики – это просто интеллектуальная игра». Проинтерпретируйте этот афоризм.
3. Какое свойство истины выражено в словах Б. Паскаля: «Истина так нежна, что, чуть отступив от нее, впадаешь в заблуждение. Но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него и оказываешься в истине»?
4. К. Маркс писал: «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов». Проанализируйте подмеченную связь науки и техники. Укажите важнейшие технические потребности, которые обусловили бурное развитие ведущих областей современной науки. Приведите примеры из области своей будущей специальности.
5. А. Швейцер: «Добро то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Как вы относитесь к этому высказыванию? Как тогда быть с развитием сельскохозяйственной химии?
Глоссарий
Аксиома – исходное положение научной теории, которое используется в качестве истинного без логического доказательства и лежит в основе доказательства других положений этой теории.
Вера – признание чего-нибудь истинным без опоры на факты или логику, лишь на основании внутренней (субъективной) убежденности, которая не нуждается в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Гипотеза– научное предположение или допущение, вероятность которого обоснована фактическими данными с учетом уже известных закономерностей, присущих объекту.
Знание– проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, поня-
тий, законов, теорий и в других знаковых формах.
Интуиция– процесс внезапного отчетливого, достаточно полного постижения искомого результата при неосознанности и неподконт-
рольности ведущих к нему путей.
Истина – адекватное воспроизведение действительности познающим субъектом.
Картина мира –это сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения.
Концепция– определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел, конструктивный принцип.
Методология– форма рефлексивного осмысления предпосылок, средств и методов рационализации и оптимизации деятельности (философия методов познания и преобразования реальности); в более узком смысле – учение о методах познания, структуре и динамике научного знания.
Наука– сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о реальности.
Научный метод– система предписаний (правил, норм, принципов), регламентирующих познавательные действия (операции, процедуры) исследователя.
Объект– то в объективной реальности, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта.
Познание– процесс постижения действительности и приобретения знаний.
Постулат – положение (суждение, утверждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное в силу очевидности и поэтому играющее в данной теории роль аксиомы.
Проблема– поисковая форма научного знания (возникающий в ходе познания вопрос или целостный комплекс вопросов), посредством которой фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований.
Релятивизм – методологический принцип, утверждающий относительность, условность и субъективность человеческого познания, от-
рицающий объективное содержание знания.
Субъект познания– носитель человеческой активности (индивид либо группа людей), направленной на адекватное воспроизведение ре-
альности в форме знаний.
Сциентизм (сайентизм) – философская концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества (в системе производства, куль-
туры, идейной сфере, в решении социальных проблем).
Теория– наиболее системная форма научного знания, содержащая такой набор законов и идей, которые являются обобщающими по отношению ко всем частным теоретическим и эмпирическим законам.
Факт– основная форма эмпирического знания, выраженная в особого рода предложениях, истинность которых определяется непосредственно результатами наблюдения и эксперимента.
Тесты для самоконтроля
1. Как называется раздел философии, в котором изучаются проблемы познания?
а) аксиология;
б) гносеология;
в) антропология;
г) онтология.
2. Каким термином в философии обозначается носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект?
а) предмет;
б) субъект;
в) тип;
г) элемент.
3. Какая из перечисленных концепций трактует истинность как соответствие знаний объективному положению вещей?
а) конвенционализм;
б) концепция когеренции;
в) концепция корреспонденции;
г) прагматизм.
4. Как называется способность непосредственного усмотрения истины без использования процедур логического вывода и доказательства?
а) индукция;
б) интенция;
в) интроспекция;
г) интуиция.
5. Какая из перечисленных форм знания является результатом исследования на эмпирическом уровне?
а) аксиома;
б) принцип;
в) теория;
г) факт.
6. Как называется философское направление, полагающее, что теоретические принципы не выводимы из данных чувственного опыта, а берутся только из разума?
а) интуитивизм;
б) иррационализм;
в) рационализм;
г) сенсуализм.
7. Как называется сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности?
а) наука;
б) образование;
в) практика;
г) теория.
8. Какое понятие Т. Кун определил словами: «некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой»?
а) дифференциация наук;
б) научная революция;
в) стагнация в науке;
г) экстенсивное развитие науки.
9. Как называется представление о науке как высшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире?
а) синкретизм;
б) снобизм;
в) сциентизм;
г) сюрреализм.
10. Каким термином обозначается совокупность нравственных норм, принятых в научном сообществе?
а) казус науки;
б) статус науки;
в) эйдос науки;
г) этос науки.
Л и т е р а т у р а: [1; 8, с. 208–265; 12, с. 223–261; 15, с. 267–363; 16, с. 307–331; 17,
с. 217–271; 18, ч. 1, с. 478–658; 21, с. 268–317; 22, с. 270–426; 25, с. 433–464; 36, с. 452–472, 538–571; 39; 46, с. 195–212, 273–295; 66; 75, с. 164–185].
ФУНКЦИИ ПРАКТИКИ В ПОЗНАНИИ
Дает исходный материал,
подсказывает, что необходимо
изучить
| |
Способна активизировать,
направлять процесс познания
| |
Ориентирует познание
на определенный результат
| |
Способствует установлению
истинности, проверке теоретических
положений
| |
Выступает как вид деятельности, как способ познания мира
| |
СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
|