Г) герменевтическое противоречие. Как называется умонастроение конца XX в., признающее плюрализм, равноправие множества сосуществующих картин мира, образов мысли и жизни, восприятие мира как хаоса?
а) постимпрессионизм;
б) постиндустриализм;
в) постмодернизм;
Г) постпозитивизм.
Л и т е р а т у р а: [7, с. 269–334, 352–381; 8, с. 80–110; 9, с. 554–782; 10, с. 55–1005; 15, с. 87–133; 16, с. 111–128; 21, с. 318–354; 22, с. 29–38, 102–119, 134–142, 207–218, 311–325, 353–377, 472–485; 24, с. 240–241, 459–463, 683, 712–715, 812–819, 955–962, 1042–1050, 1128–1032; 1293–1297, 1305–1311; 25, с. 165–256; 34; 36, с. 116–128, 192–262, 315–336; 41; 44, с. 244–261, 296–495; 45; 46, с. 123–152; 55; 62; 70; 76, с. 53–197; 78]. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ ВЕКА
ПОЗИТИВИЗМ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ
ФИЛОСОФИЯ
| |
Т е м а 4. Философская мысль в Беларуси
1. Особенности становления и основные этапы развития философской мысли Беларуси.
2. Гуманистические идеи в философской мысли Беларуси эпохи Возрождения.
3. Философское знание в Беларуси ХYII–ХIХ вв.
4. Советский и постсоветский период в развитии философской мысли Беларуси.
Темы рефератов и докладов
1. Специфика и основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
2. Философские взгляды Ефросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского.
3. Мировоззрение Ф. Скорины как синтез национальной традиции.
4. Национально-освободительное движение и философская мысль Беларуси (К. Калиновский, Ф. Богушевич).
5. Идеи Возрождения и Просвещения в Беларуси (Ф. Скорина, А. Волан, С. Будный, С. Полоцкий, Г. Конисский, К. Нарбут).
6. Философия белорусского национального возрождения: проблемы и перспективы.
7. Проблемы белорусской идентичности в творчестве Я. Купалы и Я. Коласа.
8. Философско-историческая концепция И. Абдираловича: особенности и историческое призвание белорусского народа.
9. Художественная проза В. Быкова: война и экзистенциальный выбор человека в «пограничных ситуациях».
10. Философская мысль Беларуси в советский и постсоветский периоды.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные этапы развития философской мысли Беларуси. Что было характерно для каждого из них (тематика и проблемы, виднейшие представители)?
2. Почему философская мысль в Беларуси имеет ярко выраженный нравственный характер?
3. Что такое «стройный разум» в гносеологии К. Туровского?
4. В чем различие средневековой и ренессанской концепций человека у белорусских мыслителей?
5. Белорусский исследователь Возрождения С. А. Подокшин указывал, что «у рэнесансна-гуманiстычнай фiласофскай думцы Беларусi XVI–XVII ст. ст.…можна выдзелiць тры кiрункi – радыкальны рэфармацыйна-гуманiстычны, умераны рэфармацыйна-гуманiстычны i атэiстычна-гуманiстычны – у залежнасцi ад адносiн да папярэдняй культурна-фiласофскай i рэлiгiйна-тэалагiчнай традыцыi…». Что было характерно для каждого из этих направлений?
6. Ф. Скорина мудрость называл «мати всех добрых речей и учитель всякому доброму умению». Насколько подобная позиция перекликается с «этическим рационализмом» древнегреческого мыслителя Сократа?
7. Какое место отводил С. Полоцкий философии в жизни человека и государства?
8. Известный философ Я. Снядецкий в докладе «О философии», прочитанном в 1819 г. в Виленском университете, так характеризовал взаимоотношение философии и религии: «Религия как божье творение обошлась бы без всякой человеческой помощи, но как практикующаяся людьми требует против их двудушности и фальшивости помощи философии. Философия основывается на использовании разума в познании мира. Как религия, так и разум есть дары неба: поэтому они должны быть вместе и держаться один одного для сохранения общественного порядка, показывая человеку… те дороги, на которых он будет счастлив». Прокомментируйте, сколь рационально оправдана и жизнеспособна такая позиция.
9. Почему в Беларуси в конце XVIII – нач. XIX вв. широкое распространение получило учение физиократов? В чем его особенность?
10. Кто такие филоматы? Какие идеи, содержащиеся в их социально-политической программе, оказали влияние на формирование революционно-демократической идеологии в Беларуси?
11. Какие национальные проблемы были в центре внимания философии в Беларуси в начале ХХ в.? В чем философско-гносеологи-ческая и нравственно-эстетическая сущность воззрений Я. Коласа, Я. Купалы, М. Богдановича?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. Объясните, как вы понимаете суждение: «Национальная философия – это относительно самостоятельная мировоззренческая система; вместе с тем она всегда выступает как процесс сложного взаимодействия локальных философских культур, в рамках которых под влиянием определенных факторов философ осуществляет свою творческую деятельность». Как это положение преломляется в истории философской мысли Беларуси?
2. Какие философские проблемы были центральными в творчестве Ф. Скорины? В чем актуальность его размышлений о счастье, свободе, государстве, благе, справедливости, правах человека, языке? Объясните в связи с этим его суждение: «Без мудрости и без добрых обычаев не есть мощно, почтиве жити людем посполитым на земли».
3. В чем смысл деизма К. Нарбута? Как им трактуется концепция вечного, неземного естественного права и как она согласуется с его представлениями о счастье, справедливости, свободе и воле человека? Исходите при этом из следующих его высказываний: 1) «Наш разум имеет определенные, присущие ему законы, в соответствии с которыми и поступает он в своих действиях»; 2) «…когда рассматриваем природу человека, мы не должны рассматривать его вне общества, а наоборот, как члена общества, и только тогда исследовать естественное право, только тогда применять его к обществу и ко всякому коллективу в частности»; 3) «Представления о всех предметах, которые только может иметь человек, приобретаются им благодаря обучению или применению этих предметов; ничего врожденного нет».
4. К. Лыщинский, написавший трактат «О несуществовании Бога», вследствие доноса был арестован, обвинен Варшавским сеймом в атеизме и приговорен к смертной казни. Можно ли, судя по содержанию сохранившихся фрагментов этой работы, считать его атеистом? В чем проявился, по Вашему мнению, гуманизм в его взглядах?
5. Что было характерно для философских взглядов ученых-естест-воиспытателей Горы-Горецкого земледельческого института (А. Советов, И. Стебут, А. Людоговский, А. Бажанов, М. Рытов), изложенных в их научных трудах? Какое влияние на их мировоззренческие установки оказывала их научная деятельность?
6. Какие темы исследовались белорусскими философами во второй половине ХХ в.? Каковы перспективы развития философии в Республике Беларусь с учетом национально-философских традиций, связей с философскими культурами других народов и разнородных процессов в современной философии?
Глоссарий
Антитринитаризм – рационалистическое течение в эпоху белорусского Возрождения (С. Будный и др.), отрицавшее догмат обожественной Троице.
Гуманизм (от лат. человечность) – мировоззрение, которое основано на принципах равенства, справедливости, человеколюбия в отношениях между людьми. В отличие от западноевропейских у белорусских мыслителей эпохи Возрождения гуманизм сочетался с патриотизмом, не получил широкого развития принцип индивидуальной свободы, доминировали идеи права.
Идеология революционного демократизма получила развитие в Беларуси во второй пол. XIX – нач. ХХ вв.; разрабатывалась преимущественно в литературно-художественных произведениях и публицистике (Ф. Богушевич, М. Богданович, Тётка, Я. Купала, Я. Колас); ее существенная особенность – сфокусированность на вопросах освобождения народа (экономического, политического, национального и духовного), которые рассматривались в философском и нравственно-эстетическом контекстах проблем бытия (жизни) народа в целом и каждого человека в отдельности.
Западнорусизм – идеологическое течение в общественно-поли-тической мысли Беларуси XIX в., представители которого (И. Семашко, К. Говорский, М. Коялович) рассматривали Беларусь как западную часть России, а белорусов – как органично входящих в единый русский народ, хотя и имеющих самобытную историю и культуру.
«Променистые» – организация учащейся молодежи (1820 г.), которая своей главной целью считала «сохранять полезные отцов своих обычаи, любить природный язык и оному обучаться, иметь в памяти доблести и подвиги предков и подражать им по мере сил своих и состоянию».
Физиократы – представители направления в философской мысли Беларуси конца XVIII – нач. XIX вв. (И. Хрептович, И. Стройновский и др.), считавшие землю и труд на ней единственным источником богатства, а человека с его моралью – венцом и основой природы; рассматривали общество как естественный организм, разумное природное продолжение. Естественный порядок понимался как единство законов природы и общества.
Филареты (с греч. друзья добродетелей) – тайное общество 20-х гг. XIX в. в Вильно. Ставили задачи: дать «патриотически научное» образование молодежи Литвы и Беларуси, сохранить традиции польского языка и культуры. Находились под влиянием филоматов.
Филоматы (от греч. любители знания) – студенческоеобщество Виленского университета (О. Ежовский, Я. Чечет, А. Мицкевич и др.), члены которого выступали за национальное просвещение и воспитание молодежи в духе польской культуры. Изучали западноевропейских философов, ставили вопрос об отмене крепостного права.
Философия Беларуси – комплекс философских идей и представлений, сложившихся в Беларуси со Средневековья до настоящего времени.
Эклектика (от греч. выбираю, отбираю) – беспринципное, механическое соединение разных, часто не совместимых точек зрения и философских взглядов.
Эклектическая философия в Беларуси оформилась во второй половине XIX в. в лекционных курсах, читавшихся в Виленской академии (А. Скорульский, С. Шадурский, Б. Добшевич); представляла собой попытку совмещения философии и науки Нового времени с основными постулатами схоластики.
Тесты для самоконтроля
1. Какая направленность, по вашему мнению, доминировала на самом раннем этапе развития философской мысли Беларуси?
а) теологическая;
б) морально-этическая;
в) гуманистическая;
г) атеистическая.
2. Назовите имя мыслителя, с которым связано становление самобытной философской мысли Беларуси:
а) Ф. Скорина;
б) Е. Полоцкая;
в) К. Туровский;
г) Л. Сапега.
3. В произведениях Л. Сапеги получила обоснование идея:
а) патриотизма;
б) национального самосознания;
в) народного просвещения;
г) правового общества и государства.
4. Что К. Лыщинский считал основной причиной существования религии?
а) влечение человеческой души к нравственному идеалу;
б) естественный страх человека перед таинственными силами мира;
в) использование религиозной идеологии для власти над верующими;
г) наивность непросвещенных людей.
5. Выделите отличительную особенность религиозно-философских взглядов Сымона Будного, жившего во второй половине XVI в.:
а) антитринитаризм;
б) идеализм;
в) агностицизм;
г) наукоцентризм.
6. Кто из следующих мыслителей проявлял особый интерес к вопросам права?
а) К. Смолятич;
б) С. Будный;
в) А. Волан;
г) И. Абдиралович.
7. Определите временные рамки белорусского Просвещения:
а) XVII–XVIII в.;
б) XVIII в.;
в) сер. XVIII – нач. XIX вв.;
г) XIX в.
8. Основной целью общества филоматов было:
а) воссоздание Речи Посполитой;
б) национальное просвещение и воспитание молодежи в духе польской культуры;
в) независимость Беларуси;
г) свержение самодержавия.
9. Белорусское национальное самосознание – центральная тема творчества:
а) Е. Полоцкой;
б) К. Туровского;
в) Н. Гусовского;
г) А. Волана.
10. Работу «Адвечным шляхам. Дасьледзіны беларускага светапог-ляду» написал:
а) В. Конон;
б) Е. Карский;
в) И. Абдиралович;
г) В. Самойло.
Л и т е р а т у р а: [7, с. 452–467; 8, с. 66–73; 12, с. 133–148; 14, с. 53–60; 15, с. 133–154; 16, с. 128–148; 24, с. 139–140, 926–927, 1038; 26; 51; 59; 71; 75, с. 103–119].
2. Период Великого княжества Литовского (XIV–первая половина XVI вв.)
Философия Ренессанса и Реформации
Ф. Скорина, Н. Гусовский, В. Тяпинский, Л. Сапега,
С. Будный, К. Лыщинский, М. Литвин, А. Волан (см. табл.)
| |
Т а б л и ц а 4.1. Основные направления белорусской философской мысли (Возрождение, Реформация, Контрреформация)
Направления
| Характеристика (идеи)
| Гуманистическое
Ф. Скорина, Н. Гусовский, М. Литвин, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, Л. Сапега
| ● поиск возможностей сочетания античного, средневекового и ренессансного наследия
● акцентирование этической и социально-поли-тической проблематики
● понимание философии как важной практической дисциплины, которая существует для усовершенствования социальных, политических, религиозных и других институтов и общества в целом
| Реформационно-гуманистическое
С. Зизаний, М. Чаховиц, Ф. Косой и др.
| ● акцентирование личной веры и значимости Священного Писания
● в гносеологии – понимание истины как результата религиозно-интуитивного прозрения, связанного с индивидуальным осмыслением Библии
● приоритет аксиологической составляющей (значимость таких социально-нравственных ценностей как равенство, братство, гуманность)
● обоснование необходимости духовного возрождения человека и общества
| Атеистическое
С. Лован, К. Бекеш,
К. Лыщинский
| ● отрицание схоластического, теологического наследия, признание несостоятельности зависимой от теологии философии
● обращение к рационалистической мысли античности и европейского Возрождения
● в онтологии – материалистическое решение проблемы происхождения мира
● в гносеологии – приоритет эмпирических и рациональных средств познания действительности
● в этике – утверждение естественного источника происхождения человеческой нравственности
| Схоластическая
философия периода
Контрреформации
В. Тылковский, М. Сми-глецкий, С. Лауксмин,
Л. Залусский
| ● синтез идей Ф. Аквинского и номинализма Д. Скота
● систематизация схоластической традиции и раз-работка новой классификации научного знания
● философия как инструмент усовершенствования человеческой природы
● акцентирование внимания на проблемах этики и политики
| М о д у л ь 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
(темы 5–9)
Задачи студентов по изучению материала модуля № 2:
1)знать: основные принципы философского анализа бытия; смысл и содержание глобальных проблем в системе «человек-общество-природа» и основные теоретико-практические варианты их решения; важнейшие ценности современного общества и личности; социокультурные основания и закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной); основные формы, принципы, законы и механизмы познавательной деятельности; философские методы анализа и регулятивы научного исследования; основные философские модели общества; факторы и источники социальной динамики; роль философии в полилоге культур в современном мире; перспективы развития современного общества в контексте реализации стратегии устойчивого развития.
2)уметь:использовать основные принципы диалектики и синергетики при объяснении природных и социокультурных процессов; характеризовать основные закономерности устройства природного мира во взаимосвязи с областью своей будущей профессиональной деятельности; позиционировать свое понимание смысла человеческого бытия; формулировать и аргументировать аксиологические ориентиры своей жизни и профессиональной деятельности; обоснованно осуществлять собственный ценностно-мировоззренческий выбор; применять навыки познавательной деятельности при анализе мировоззренческих, социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций; формулировать и аргументировать свою социальную позицию; оценивать состояние глобальных проблем современности, возможности собственного участия в их решении, в том числе в ходе профессиональной деятельности.
Т е м а 5. Философия бытия
1. Категория бытия и его интерпретации в истории философии. Проблема бытия в философии XX-XXI вв.
2. Понятие материи в философии и науке. Пространственно-временная и динамическая организация бытия.
3. Диалектика как философская теория развития.
4. Понятие природы. Естественная и искусственная природа. Идея коэволюции общества и природы.
5. Синергетика как новое видение природы. Основные идеи и принципы синергетики и ее роль в постижении бытия.
Темы рефератов и докладов
1. Основные этапы эволюции представлений о материи в философии и науке.
2. Глобальный эволюционизм в современной научной картине мира.
3. Современные дискуссии о диалектике.
4. Теория синергетики и ее методологическая роль.
5. Специфика пространственно-временной организации физичес-кой, биологической и социальной реальности.
6. Современные взгляды на проблему внеземных цивилизаций и их философское осмысление.
7. Философская концепция биосферы и ноосферы В. Вернадского.
8. Космологические модели мира и их философский смысл.
9. Сценарии взаимодействия общества и природы в проектах Римского клуба.
10. Приоритеты экосознания в постчернобыльской Беларуси.
Контрольные вопросы и задания
1. Как соотносятся следующие понятия: бытие, существование, субстанция, субстрат?
2. Какие структурные уровни организации материального мира вы знаете?
3. Как вы понимаете выражение: «Движение абсолютно, а покой относителен»?
4. Какой смысл вы вкладываете в понятия «развитие» и «прог-ресс»? Почему нельзя отождествлять развитие только с прогрессом?
5. В чем заключается специфика социально-исторического пространства и времени?
6. В чем принципиальное отличие диалектики от метафизики? С какими проявлениями метафизичности мышления вы сталкиваетесь в повседневной жизни?
7. Что нового дает синергетика для понимания процесса развития?
8. Какие вы знаете исторические типы взаимодействия общества и природы?
9. Кто ввел понятия «экология» и «биосфера»? Что они обозначают?
10. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Какой тип отношения общества к природе выражен в этих словах Базарова?
Вопросы для обсуждения и темы для дискуссии
1. Философ А. Чанышев в «Трактате о небытии» приходит к следующим выводам: «Я утверждаю, что небытие не только существует, но оно первично и абсолютно… Бытие же относительно и вторично по отношению к небытию… Бытие есть только тень небытия, его изнанка… Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв». Влияние какой древней философской традиции проявляется в этом фрагменте? Согласны ли вы с Чанышевым? Аргументируйте.
2. «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может быть теоретически объяснено в терминах физики и химии». Является ли данное утверждение Б. Рассела проявлением механицизма? Какой смысл, на ваш взгляд, был вложен в эту фразу?
3. Одна из комедий Эпихарма содержит пародию на псевдодиалектику Кратила (ученика Гераклита), который считал, что в одну и ту же реку нельзя войти и один раз – настолько все изменяется. Сюжет таков: должник отказывается вернуть долг заимодавцу, аргументируя это тем, что они оба уже не те люди, что были прежде. Заимодавец его поколотил, за что был привлечен к суду. Каким образом обвиняемый оправдался? Как называется та позиция, которую занимал Кратил?
4. М. Горький написал статью «О борьбе с природой», где призывал уничтожить как вид все «бесполезные и вредные» растения, истощающие землю. В чем это противоречит современному пониманию развития биоценозов?
5. Каково основное содержание концепции коэволюции общества и природы? В каких практических действиях мирового сообщества она реализуется?
Глоссарий
Бифуркация– разделение чего-либо на две ветви, которые в дальнейшем не сливаются.
Биосфера – земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая в связи с этим своеобразной геологической и физико-химической организованностью.
Бытие –философская категория, которая объединяет все предметы, явления, состояния, процессы объективной и субъективной реальности по признаку существования.
Время (как объективная форма существования материи) – категория, отражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.
Вселенная – весь окружающий нас безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный объективный мир.
Географическая среда – совокупность предметов и явлений природы, составляющих на любом этапе истории общества необходимое условие существования и развития человечества.
Глобальный эволюционизм – современная научно-философская концепция, описывающая развитие Вселенной и отдельных ее частей как взаимосвязанных и изменяющихся по единому алгоритму – от простого к сложному, путем самоорганизации.
Диалектика – одна изконцепций развития, способ понимания мира, утверждающий идею всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развития всего существующего, источником чего считаются внутренне присущие миру противоречия, единство и борьба противоположностей.
Жизнь – форма существования материи в виде организмов (растения, животные, человек), поддерживающих и развивающих себя посредством обмена со средой веществом, энергией и информацией.
Концептуальные пространство и время выражают теоретический уровень отражения пространственно-временной организации мира; учения, концепции, теории о пространстве и времени, существующие в обществе в конкретную историческую эпоху.
Коэволюция – соразвитие (т. е. совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития. Применительно к природе и обществу коэволюция предполагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает необходимые условия для развития общества.
Материя (в марксизме) – философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается им.
Метафизика – термин неоднократно менял свой статус: от обозначения учения о сверхчувственных принципах и началах бытия до метода спекулятивного (исключительно умозрительного) мышления.Как стратегия познанияпротивоположна диалектике, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной картины мира.
Ноосфера – область планеты, охваченная разумной человеческой деятельностью.
Объективная реальность– совокупность независимых от человеческого сознания объектов, связей, отношений, взаимодействий, процессов, объединенных в неживые, живые и социально организованные системы.
Онтология (от греч. ontos – сущее, logos – слово, учение) – раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, основные формы существования природной, социальной и духовной реальности.
Природа – в широком смысле слова – это вся окружающая действительность во всем многообразии ее проявлений. В узком смысле под природой понимается совокупность естественных условий существования человеческого общества.
Пространство – это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов, их способность занимать определенный объем и иметь определенную форму, структуру.
Развитие – это процесс накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени.
Реляционная концепция рассматриваетпространство и время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут.
Синергетика (греч. synergeia – сотрудничество) – междисциплинарное научное направление, изучающее закономерности и принципы самоорганизации сложных, неравновесных, открытых нелинейных систем.
Субстанция – это абсолютное, материальное или идеальное первоначало; то, что себе не имеет никакой причины, но является причиной всего существующего.
Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, как самостоятельные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов.
Экологический кризис –ситуация, близкая к нарушению динамического равновесия между живыми системами и их внешними условиями обитания, ставящая под сомнение их выживание.
Экологическая культура общества – это духовно-практическое явление, порожденное разрушительным воздействием общества на природу и выражающее качественный уровень развития общественного сознания и деятельности в интересах сохранения, восстановления и разумного использования окружающей среды.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей его природной средой, включая рациональное использование природных ресурсов, их охрану и восстановление.
Тесты для самоконтроля
1. Что означает философский термин «онтология»?
а) учение о бытии;
б) учение о познании;
в) учение о человеке;
г) учение об обществе.
2. Кто из философов первым поставил вопрос о том, что такое бытие?
а) Гегель;
б) Декарт;
в) Фалес;
г) Парменид.
3. Что такое «структура»?
а) внешний вид объекта;
б) материал, из которого состоит объект;
в) совокупность устойчивых связей элементов системы;
г) элементы, входящие в систему.
4. Каким термином называется необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов?
а) движение;
б) идеализация;
в) развитие;
г) синтез.
5. Как называется междисциплинарное направление научных исследований, изучающее закономерности и принципы самоорганизации сложных, открытых, нелинейных систем?
а) апоретика;
б) логистика;
в) синергетика;
г) эвристика.
6. Какое из перечисленных свойств пространства и времени присуще пространству, но не времени?
а) длительность;
б) необратимость;
в) одномерность;
г) трехмерность.
7. Что буквально означает греческое слово «диалектика»?
а) искусство вести беседу;
б) искусство запутывать собеседника;
в) противоречие в рассуждениях;
г) умение критиковать заблуждения.
8. Как называется совокупность наук о природе, использующих методы эмпирического исследования?
а) гносеология;
б) естествознание;
в) натурфилософия;
г) природопользование.
9. Каким понятием выражается необходимость не только природу приспосабливать к нуждам человечества, но и человечеству меняться ради сбережения природы?
а) инволюция;
б) коэволюция;
в) революция;
г) эволюция.
10. Как называется сфера взаимодействия общества и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития?
а) атмосфера;
б) батисфера;
в) биосфера;
г) ноосфера.
Л и т е р а т у р а: [7, с. 251–268; 8, с. 111–146, 175–207; 11, с. 435–521; 12, с. 74–191; 14, с. 61–74; 15, с. 155–234; 16, с. 193–252; 17, с. 39–130; 18, ч. 1, с. 184–410; 21, с. 200–228; 22, с. 427–569; 25, с. 361–432; 36, с. 339–405; 39; 46, с. 175–189; 75, с. 120–136; 77].
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ
Закон
отрицания
отрицания
| |
Диалектические
противоположности
| | Мера – единство
качества
и количества
| |
Диалектическое
противоречие
| |
Скачкообразный
переход к новому
качеству на границе
меры
| |
Спиралевидная
траектория
как единство
поступательности
и повторяемости
| |
Закон единства
и борьбы
противоположностей
| | Закон взаимосвязи
количественных
и качественных
изменений
| |
|