Правоохранительные органы: общая характеристика и система
Для выполнения названных направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие - меньшее.
Правоохранительные органы представляют собой определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четкие определенные задачи. Правоохранительный орган – это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, обеспечивающую защиту прав, свобод, законных интересов граждан, общественных и государственных институтов.
Этот разнобой объясняется, прежде всего, тем, что данный вопрос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности. Последнее обстоятельство в значительной мере предопределяет тот существенный разнобой и в подходах к определению круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными.
Для одних, соответственно их пониманию содержания рассматриваемого вида государственной деятельности, правоохранительными являются только те органы, что непосредственно ведут борьбу с преступностью, для других - те, которые искореняют преступления и иные посягательства, для третьих - те, которые поддерживают порядок в общественных местах, и т.д.
Такому разнобою в значительной мере способствуют - наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации - так называемые ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них). Некоторым журналистам и иного рода далеким от юриспруденции деятелям, активно выступающим с публичными заявлениями, а иногда и авторам учебной литературы, отражающей ведомственные интересы, термин «правоохранительные органы», похоже, кажется весьма привлекательным и облагораживающим. Видимо поэтому они порой склонны считать такими органами попросту те, к которым по каким-то причинам относятся с симпатией они сами либо руководство соответствующих ведомств.
С их «легкой руки» среди правоохранительных органов могут оказаться, к примеру, воинские формирования, государственные учреждения или структуры, охраняющие важных персон и особые объекты, собирающие налоги, занимающиеся пожаротушением, таможенным контролем и получением таможенных сборов и пошлин, разрабатывающие рекомендации для высших должностных лиц государства по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики, отвечающие за обеспечение этих лиц информацией, необходимой для принятия ответственных политических, военных, экономических и экологических решений, и т.д. В некоторых изданиях, не только учебных, но и претендующих на «нечто высоконаучное», среди правоохранительных органов упоминаются даже частные охранные фирмы и т.п.
Вполне понятно, что такой, мягко говоря, явно «вкусовой» подход к определению круга правоохранительных органов признать приемлемым невозможно. В этом деле следовало бы, руководствоваться иными ориентирами.
С учетом данного выше определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно относить:
- суды;
- органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов;
- прокуратуру;
- некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления;
- адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь.
К органам, уполномоченным выявлять преступления и расследовать их, относятся: .
- следственные аппараты ДКНБ, органов внутренних дел и финансовой полиции;
- учреждения и должностные лица, которые вправе вести дознание по уголовным делам (полиция, командиры воинских частей, подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничной служб, финансовой полиции, капитаны кораблей, находящиеся в плавании, и др.);
- органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятельность (например, должностные лица оперативных подразделений органов внутренних дел, финансовой полиции, внешней разведки, государственной охран, таможенной службы).
Вряд ли будет логично все эти органы (и соответствующих должностных лиц) относить к числу правоохранительных только потому, что на них возлагается осуществление какой-то одной из правоохранительных функций.
При определении роли данной группы органов (должностных лиц) в правоохранительной деятельности следовало бы пользоваться дополнительным критерием: учитывать удельный вес деятельности по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа, значимость такой деятельности для данного органа или должностного лица.
Скажем, для капитана корабля, находящегося в плавании, функция дознания является далеко не основной, хотя по закону в случае совершения преступления пассажиром или кем-то из членов команды он обязан возбудить уголовное дело и выполнить неотложные следственные действия по выявлению и фиксации доказательств. Данную функцию нельзя назвать основной и для воинских начальников, работников противопожарной службы, служб внешней разведки и охраны государственных деятелей, начальников частей и подразделений пограничных войск. В этом нетрудно убедиться при ознакомлении с положениями или иными правовыми актами, регулирующими статус и полномочия такого рода органов и должностных лиц.
Для них рассматриваемая правоохранительная функция - крайне незначительная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их (без реальной оценки главного и неглавного, существенного и несущественного и возложенных на них полномочий) безоговорочно и целиком относить к правоохранительным.
Из числа органов и должностных лиц данной группы полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел (главным образом полицию) и финансовую полицию, для которых борьба с преступлениями и иными правонарушениями, их выявление и расследование - основная задача. Именно они сталкиваются непосредственно с подавляющим большинством преступлений, административных и иных правонарушений,
.
Рекомендуемая литература
1. 2. Алпыспаева М.А. Андиржанова Г.А. Ли Е.Г. Основы права. Учебное пособие.Алматы.2014.
2.Бекбергенов Н.А. Правоохранительная система В РК» Астана ИКФ «Фолиант», 2000 год.
3. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы, М., Зерцало ТЕИС ,1999 год.
Контрольные вопросы:
1.В юридической литературе имеются различные точки зрения о понятии «правоохранительная деятельность». Проанализируйте их и выскажите свое мнение по этому вопросу.
2.Проанализируйте соотношение понятий «Правоохранительная» и «правоприменительная» деятельность.
3.Назовите основные признаки правоохранительной деятельности.
4.Какое значение имеет Конституция РК для организации и деятельности правоохранительных органов?
|