Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правоохранительные органы: общая характеристика и система

 

Для выполнения названных направлений (функций) правоохра­нительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни от­носят к ним большее количество, а другие - меньшее.

Правоохранительные органы представляют собой определен­ным образом обособленную по признаку профессиональной дея­тельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четкие определенные задачи. Правоохранительный орган – это государственный орган, осуществляющий специализированную пра­воохранительную деятельность, обеспечивающую защиту прав, сво­бод, законных интересов граждан, общественных и государствен­ных институтов.

Этот разнобой объясняется, прежде всего, тем, что данный воп­рос в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулиро­ван, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности. Последнее обстоятельство в значительной мере пре­допределяет тот существенный разнобой и в подходах к определе­нию круга государственных или негосударственных органов, называемых правоохранительными.

Для одних, соответственно их пониманию содержания рассмат­риваемого вида государственной деятельности, правоохранитель­ными являются только те органы, что непосредственно ведут борь­бу с преступностью, для других - те, которые искореняют преступ­ления и иные посягательства, для третьих - те, которые поддержи­вают порядок в общественных местах, и т.д.

Такому разнобою в значительной мере способствуют - наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации - так называ­емые ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них). Некоторым журналистам и иного рода далеким от юриспруденции деятелям, активно выступающим с публичными заявлениями, а иногда и авторам учебной литературы, отражаю­щей ведомственные интересы, термин «правоохранительные орга­ны», похоже, кажется весьма привлекательным и облагораживаю­щим. Видимо поэтому они порой склонны считать такими органами попросту те, к которым по каким-то причинам относятся с симпати­ей они сами либо руководство соответствующих ведомств.



­С их «легкой руки» среди правоохранительных органов могут ока­заться, к примеру, воинские формирования, государственные учреж­дения или структуры, охраняющие важных персон и особые объекты, собирающие налоги, занимающиеся пожаротушением, таможенным контролем и получением таможенных сборов и пошлин, разрабаты­вающие рекомендации для высших должностных лиц государства по важнейшим вопросам внешней и внутренней политики, отвечающие за обеспечение этих лиц информацией, необходимой для принятия ответственных политических, военных, экономических и экологичес­ких решений, и т.д. В некоторых изданиях, не только учебных, но и претендующих на «нечто высоконаучное», среди правоохранитель­ных органов упоминаются даже частные охранные фирмы и т.п.

Вполне понятно, что такой, мягко говоря, явно «вкусовой» под­ход к определению круга правоохранительных органов признать приемлемым невозможно. В этом деле следовало бы, руководство­ваться иными ориентирами.

С учетом данного выше определения правоохранительной дея­тельности и характеристики ее функций (направлений) к правоох­ранительным органам можно относить:

- суды;

- органы, осуществляющие организационное обеспечение дея­тельности судов;

- прокуратуру;

- некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления;

- адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь.

К органам, уполномоченным выявлять преступления и рассле­довать их, относятся: .

- следственные аппараты ДКНБ, органов внутренних дел и финансовой полиции;

- учреждения и должностные лица, которые вправе вести доз­нание по уголовным делам (полиция, командиры воинских частей, подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничной служб, финансовой полиции, капитаны кораблей, находящиеся в плавании, и др.);

- органы, уполномоченные вести оперативно-розыскную деятель­ность (например, должностные лица оперативных подразделений органов внутренних дел, финансовой полиции, внешней разведки, государственной охран, таможенной службы).

Вряд ли будет логично все эти органы (и соответствующих дол­жностных лиц) относить к числу правоохранительных только пото­му, что на них возлагается осуществление какой-то одной из право­охранительных функций.

При определении роли данной группы органов (должностных лиц) в правоохранительной деятельности следовало бы пользоваться дополнительным критерием: учитывать удельный вес деятельнос­ти по выявлению и расследованию преступлений в общей массе полномочий конкретного органа, значимость такой деятельности для данного органа или должностного лица.

Скажем, для капитана корабля, находящегося в плавании, фун­кция дознания является далеко не основной, хотя по закону в слу­чае совершения преступления пассажиром или кем-то из членов команды он обязан возбудить уголовное дело и выполнить неотлож­ные следственные действия по выявлению и фиксации доказа­тельств. Данную функцию нельзя назвать основной и для воинских начальников, работников противопожарной службы, служб внешней разведки и охраны государственных деятелей, начальников частей и подразделений пограничных войск. В этом нетрудно убедиться при ознакомлении с положениями или иными правовыми актами, регулирующими статус и полномочия такого рода органов и долж­ностных лиц.

Для них рассматриваемая правоохранительная функция - крайне незначительная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их (без реальной оценки главного и неглавно­го, существенного и несущественного и возложенных на них полно­мочий) безоговорочно и целиком относить к правоохранительным.

Из числа органов и должностных лиц данной группы полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь орга­ны внутренних дел (главным образом полицию) и финансовую по­лицию, для которых борьба с преступлениями и иными правонару­шениями, их выявление и расследование - основная задача. Имен­но они сталкиваются непосредственно с подавляющим большин­ством преступлений, административных и иных правонарушений,

.

Рекомендуемая литература

1. 2. Алпыспаева М.А. Андиржанова Г.А. Ли Е.Г. Основы права. Учебное пособие.Алматы.2014.

 

2.Бекбергенов Н.А. Правоохранительная система В РК» Астана ИКФ «Фолиант», 2000 год.

3. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы, М., Зерцало ТЕИС ,1999 год.

Контрольные вопросы:

 

1.В юридической литературе имеются различные точки зрения о понятии «правоохранительная деятельность». Проанализируйте их и выскажите свое мнение по этому вопросу.

2.Проанализируйте соотношение понятий «Правоохранительная» и «правоприменительная» деятельность.

3.Назовите основные признаки правоохранительной деятельности.

4.Какое значение имеет Конституция РК для организации и деятельности правоохранительных органов?

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.