Обратная связь
|
Германские государства в международных отношениях.
После Вестфальского мира полтораста лет германские территориальные государства являлись пространством, где разрешались международные противоречия, сталкивались вражеские армии, вовлекая в противостоящие союзы одни или другие германские государства, которые сами представляли собой объект захватнической политики гарантов Вестфальского мира, т. е. Франции и Швеции. Особенной агрессивностью при этом отличалась политика правительства Людовика XIV, приведшая к потерям многих немецких территорий.
Переход России к активной политике в Европе непосредственно отразился на международном положении немецких территориальных государств. Со второй половины XVII в. росли политические связи России и ряда немецких государств, которые особенно усилились во время царствования Петра I. В 1699 г. был заключен союз России с курфюрстом Саксонии, польским королем Августом II (Сильным) о войне против Швеции. Во время Северной войны (1700-1721) русские войска с 1704 г. появились в Германии и вели военные действия. В результате заключения военного союза с прусским королем Фридрихом Вильгельмом I его войска участвовали в 1715 г. в войне, к военному союзу присоединился и Ганновер. Поражение Швеции в Северной войне привело к утрате Швецией ее ранее прочного положения в Европе и Германии, к потере значительной части шведских владений на немецкой земле. Пруссия и Ганновер получили новые территории. Россия же, превращаясь в великую державу, становилась субъектом политической жизни и политического развития Германии.
Петр I в Германии строил и систему династических браков своих родственников с членами немецких княжеских домов, в частности, его дочь Анна вышла замуж за герцога Гольштейн-Готторпского, а племянница Екатерина стала женой герцога Мекленбурга. С этого времени династические браки членов царской фамилии с представителями немецких династий (в том числе всех царей, кроме Александра III) были частым явлением, что всегда накладывало определенный отпечаток на политические взаимоотношения.
Значительное усиление мощи России, рост влияния Петра в Германии, его связи с Бранденбургом-Пруссией и союз с герцогом Меккленбурга вызвали резкое недовольство и опасения со стороны Англии, охранявшей свою торговую гегемонию, и Австрии. Королем Англии в 1714 г. стал курфюрст Ганновера Георг I. Между Англией - Ганновером, Австрией и Саксонией - Польшей в 1719 г. был заключен союзный договор против России и Пруссии, предусматривавший, в частности, и раздел прусской территории. Нажим участников союза привел к уступкам Петра, но способствовал укреплению русско-прусских отношений, свидетельством чего было настоятельное пожелание короля Фридриха Вильгельма I своему преемнику в завещании 1722 г. сохранять и укреплять союз с русским императором. Однако английская политика против России в Германии приобретала все более значительные размеры, для чего была развернута широкая пропаганда, выражающаяся, в частности, в распространении шовинистического мифа о «русской угрозе Европе».
На протяжении XVIII столетия при преемниках Петра I русская дипломатия проводила активную политику, часто решительно вмешивалась в борьбу немецких территориальных государств, в усилившееся прусско-австрийское соперничество. Русские войска принимали участие в военных действиях на территории Германии, но всегда как союзники каких-либо немецких государств. Так было и в Семилетнюю войну (1756-1763), когда Россия участвовала в войне в союзе с Австрией, Саксонией, Францией и Швецией против Англии и Пруссии. В ходе войны русско-австрийские войска в 1760 г. вступили в Берлин, а занятая в 1758 г. русскими войсками Восточная Пруссия была объявлена русским владением, и ее население присягало на верность императрице Елизавете. Смерть Елизаветы спасла короля Пруссии Фридриха II от полного разгрома.
Фридрих II занимал видное место в русско-германских политических отношениях. Образ Фридриха II (умер в августе 1786 г.) подвергался сильным искажениям на протяжении XIX и XX вв., оброс легендами и мифами. Культ Фридриха Великого был широко использован реакцией. Превосходивший по своему уровню представителей династии Гогенцоллернов и многих других монархов Фридрих был человеком широких интересов и представителем Просвещения; но передовые идеи он пытался использовать для укрепления отживавшего феодально-абсолютистского строя и был убежденным милитаристом. Его реформы объективно способствовали развитию капиталистических отношений, но его политика имела династический характер и отнюдь не была «национальной». К проблеме отношений с Россией и союза с ней Фридрих II обращался на протяжении всего своего царствования. Уже в политическом завещании 1752 г. он указывал, что «Россия ни в коем случае не может быть причислена к нашим действительным врагам, с Пруссией у России нет разногласий», и в 1776 г. утверждал: «Если я в согласии с Россией, то меня весь свет оставляет в покое»,- и призывал своих преемников крепить дружбу с Россией.
Для укрепления связей с Российской империей Фридрих II использовал первый раздел польских земель между Пруссией, Австрией и Россией в 1772 г., когда он, присоединив Западную Пруссию и другие прусские земли, добился создания единой территории с Восточной Пруссией. С этого времени сохранение отобранных от Польши территорий стало на протяжении столетия играть большую роль в упрочении отношений трех монархий.
В последние десятилетия XVIII столетия роль России в Германии неуклонно возрастала; после Тешенского конгресса 1779 г. (В 1779 г. в г. Тешене (в Силезии) был заключен мир между Австрией, с одной стороны, Пруссией и Саксонией - с другой, завершивший войну (1778-1779) за Баварское наследство). Россия стала одним из официальных гарантов имперской конституции. Русские резиденты при немецких дворах и русский посланник в рейхстаге играли нередко значительную политическую роль.
В XVIII в. наряду с политическими связями росли и торгово-экономические взаимоотношения России с германскими государствами, расширялись немецко-русские связи в области культуры, науки и образования. Все большее количество немцев переселялось в Россию; с 1764 по 1767 г. переместилось только в район Саратова на Волге 23-27 тыс. колонистов.
Немецкая нация.
Важным результатом развития Империи к концу XVIII в. был процесс складывания единой немецкой нации, хотя он и затруднялся раздробленностью на многие территориальные государства: так, их жители считали себя в первую очередь баварцами, саксонцами, баденцами и т. д. Существовало множество диалектов, которые сильно отличались друг от друга, например, баварец с большим трудом понимал мекленбуржца и это затрудняло выработку немецкого национального сознания.
Единство рождавшейся немецкой нации проявлялось в первую очередь в области культуры. Уже во второй половине XVII в. среди передовых ученых набирает силу движение за создание единого литературного немецкого языка, за очищение от наводнивших его галлицизмов. С этой целью создаются специальные общества, и во второй половине XVIII в. литературный язык уже получил широкое распространение. Немецкий язык становится и языком науки. Юрист Христиан Томазиус первым в 1687 г. стал читать университетские лекции не по-латыни, а по-немецки, а в 1694 г. сыграл видную роль в основании университета в Галле. Так начала проявлять себя возникшая с конца XVII в. идеология немецкого Просвещения. Перенимая передовые западноевропейские идеи, представители немецкого Просвещения развивали и немецкие культурные традиции. Выступая преимущественно в сфере идеологии, несмотря на свою непоследовательность, просветители сыграли большую роль в развитии национального самосознания немецкого народа, распространении передовых идей. Видными представителями немецкого Просвещения были универсально образованные ученые Готфрид Вильгельм Лейбниц и Христиан Вольф. Наиболее крупным философом немецкого Просвещения был Иммануил Кант.
В распространении идей Просвещения заметное место занимали немецкие университеты, число которых было значительно больше, чем в других странах (в 1770 г. существовало 40 немецких, 23 французских, 2 английских и Московский университет в России). Идеи Просвещения были исходным моментом для развития немецкой классической литературы и музыки. Немецкое Просвещение внесло огромный вклад в сокровищницу культуры всего человечества.
Культура поначалу развивалась в условиях территориальной разобщенности: единство в этой области возникло в первую очередь в образованных слоях. Немецкая нация, по определению самих же немецких историков, была в это время не «государственной нацией (Staatsnation)», как английская или французская, а «культурной нацией (Kulturnation)». Идея единства немцев, создания единой Германии в эпоху назревания Французской революции XVIII в. получала все более широкое распространение.
|
|