Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Материальная жизнь и менталитет средневековья

На протяжении большей части раннего и классического средневековья климат в Европе был благоприятным. Период VI–XIII вв. отмечен общим потеплением, что облегчало расселение людей. Исчезли льды вокруг Исландии, и в конце IХ – начале Х в. она была заселена норвежцами. В конце раннего средневековья они же достигли Америки. Численность населения Европы с V по XV в. увеличилась в среднем в 3 раза, даже с учетом повышенной смертности во время войн и эпидемий.

До VII в. европейцы вели переложное, а в некоторых районах и подсечно-огневое земледелие. затем оно сменилось двухпольем, а позже – трехпольем. Пахали сначала мотыгой, затем сохой. Около 1000 г. начал использоваться плуг. В плуг сначала впрягали волов, а иногда ослов. С ХV в. в качестве тяглового животного стали использовать лошадь. Хотя содержание лошади обходилось дороже, пахать на ней было легче и быстрее. Сеяли ячмень, рожь, овес. Во время крестовых походов с Востока были завезены пшеница и гречиха. В то же время урожайность в средние века была низкой из-за недостатка удобрений, неумения бороться с сорняками, нерационального чередования культур и низкого уровня развития агротехники. Ржаной хлеб в те времена употребляли только зажиточные люди, пшеничный до конца ХV в. был предметом роскоши. Простые люди ели овсяный хлеб.

В раннем средневековье в пищу употребляли в основном дикие фрукты, собирая их в лесах. С ХI в. начинается интенсивное развитие садоводства и огородничества, широкое распространение получает виноградарство. В южных районах Европы потребление вина достигало более литра в день на человека, что восполняло недостаток сахара в рационе средневековых людей. Широкое распространение в средние века получают такие напитки, как пиво, сидр и медовуха. Из мясных продуктов ели главным образом свинину. Крупный рогатый скот до XIII в. использовали преимущественно в качестве тягловой силы. С ХI в. широкое развитие получает овцеводство. Дворянство разнообразило свое меню дичью, кроликами и голубями. Крестьяне мяса ели очень мало, больше употребляя сыра и молочных продуктов. Сливочное масло стали использовать в пищу только с XIII в., а до этого времени оно обычно применялось для смазки оружия.



Жизнь основной массы средневекового населения была весьма суровой. Средний срок жизни составлял 40–45 лет. Подавляющая масса населения жила в антисанитарных условиях. Литературные источники полны упоминаниями о пище, которую брали из общей посуды грязными руками, о насекомых, «бродящих по телу» и оказавшихся в еде. Бедняки часто ели трупы павших животных. Характерной чертой крестьянского жилища было сочетание жилых и хозяйственных помещений, а также хлева под одной крышей.

Население почти всегда находилось на грани голода или переживало голодные годы из-за низкого уровня развития сельскохозяйственной техники и агрономии. Были распространены тиф и холера, эпидемический характер носила дизентерия. Особенно страшными были эпидемии чумы. Она была занесена в Европу из Эфиопии через Северную Африку и Испанию. Наиболее опустошительная пандемия бубонной чумы (ее назвали «черная смерть»), охватила Европу в 1347–1351 гг. и унесла несколько млн. человеческих жизней. Больше всего пострадало городское население. Например, Лондон потерял половину населения, на треть сократилось население Флоренции.

Семьи в годы средневековья были малочисленны. Обычно родители имели 1–2 детей. Это объясняется высокой детской смертностью (большая часть рождавшихся детей умирало еще в младенчестве), а также тем, что, рано (в 14–15 лет) вступая в брак, женщины рано теряли здоровье и способность к деторождению. Число женщин превышало количество мужчин. Это сокращало возможности заключения браков. Например, во Франции в IX в. только 45 % населения брачного возраста состояло в браке. Много мужчин гибло в войнах, значительная часть мужчин и женщин уходили в монастыри.

ДВОРЯНСТВО. Европа IX–Х вв. – это время беспорядка и террора, потому что после того, как империя Карла Великого (843 г.) распалась, ее бывшие территории подвергались нашествию викингов, венгров и мусульман. В этих условиях физическое выживание населения всецело зависело от военной силы. Воин-профессионал становится единственной надеждой для населения. Именно в это время начинает складываться рыцарство. Первоначально,рыцарь – это любой воин, несущий воинскую (конную) службу своему сеньору.В XI - XII вв. под рыцарством всё чаще начинают понимать всех дворян,получивших рыцарское воспитание и посвященных в ранг рыцаря в 21 год.

рыцарство вело определенный образ жизни. Его основным занятием должно было быть военное дело, которое считалось единственно благородным. Война давала возможность прославиться, захватить добычу. Когда войн не было, рыцари нередко занимались разбоем на дорогах, так как дворянин не должен был заниматься физическим трудом, обрабатывать землю.

Другим достойным дворянина занятием считалась охота. Например, в Англии треть всех лесов считалась королевскими заповедниками. Знать тоже имела свои охотничьи парки. В XIII вв. здесь даже была принята «Лесная хартия», которая запрещала крестьянам охотиться на диких зверей, особенно на вепря и оленя.

Излюбленным развлечением дворянства были турниры – публичные состязания рыцарей в умении владеть оружием, которые одновременно были формой закрепления боевых навыков. Каждый рыцарь имел свой герб. Он изображался на щите, поле которого делилось на несколько частей. Символы, располагавшиеся в этих частях, позволяли узнать об основных событиях из жизни рыцарского рода. В это время зарождается наука о гербах – геральдика. составлением гербов и их описанием занимались герольды. Возникли особые корпоративные организации рыцарства – ордена. Они делились на две группы: военно-монашеские (такие как тамплиеры, иоанниты, тевтонский, мальтийский и др.) и почетные (например, ордена Подвязки и Золотого руна).

Сообразно предназначению дворянина было организовано его воспитание. До семи лет мальчик жил дома. Здесь его обучали фехтованию, верховой езде, т. е. всему, что развивало силу и ловкость. Затем мальчика отдавали в дом влиятельного сеньора для прохождения службы в качестве пажа и оруженосца. Паж объезжал лошадей, прислуживал сеньору и его жене. С пятнадцати лет он становился оруженосцем, который сопровождал рыцаря в походе и нес его оружие. Затем юношу посвящали в рыцари. Этот обряд сложился в ХI–ХII вв. После посвящения рыцарь искал сеньора – покровителя, который дал бы ему держание.

Рыцарство создало специфическую культуру. Существовал кодекс чести рыцаря, т. е. совокупность добродетелей, необходимых ему. К добродетелям рыцаря относились вассальная верность, мужество, щедрость, защита христианской церкви и слабых, правдивость, благоразумие и т. д. Исходя из кодекса чести, рыцари давали обеты, т. е. клятвенные обещания совершить некий благородный и смелый поступок.

За проступки рыцарского звания могли лишить. Для этого существовала следующая процедура. С осужденного поочередно снимали части доспехов, провозглашая при этом: «Это шлем коварного и вероломного рыцаря» и т. д. Затем щит, который висел опрокинутым на столбе, снимали и разбивали на три части. Далее совершалась казнь. За мелкие нарушения наказывали вывешиванием перевернутого щита на позорном столбе, а также включением знаков бесчестия в герб. Например, за трусость герб марали с левой стороны.

Самоощущение рыцарства с течением времени подвергалось изменениям. Если идеальным рыцарем Х–ХII вв. являлся грубый, мужественный и суровый воин, то совершенный дворянин ХIII–ХIV вв. – это романтичный придворный. Подобная трансформация отразила социально-экономические сдвиги в обществе, когда с появлением наемной пехоты и огнестрельного оружия рыцарство начало терять приоритет в качестве основной военной силы. Кроме того, во время Крестовых походов (XI–XIII вв.) оно близко познакомилось с роскошью и более утонченным бытом Востока и стало к ним стремиться. В среде рыцарства распространяется такое явление, как куртуазия (фр. сour­tois – изысканно вежливый, любезный) – стремление быть учтивым, изысканным, изящным, уметь красиво одеваться и говорить, сочинять стихи и ухаживать за дамами. Любование своими чувствами становится для рыцаря таким же естественным занятием, как и война.

Жилищем феодала сначала было поместье, которое представляло собой комплекс жилых и хозяйственных построек, в основном деревянных. Все это было окружено деревянным частоколом и рвом. Внутреннее убранство было примитивным. Пол был земляной, иногда деревянный или каменный. Его устилали шкурами либо соломой. На стенах висели ткани, на которых спали ночью, а также оружие и охотничьи трофеи. В IX в. после распада империи Карла Великого, для защиты от нашествия завоевателей начинают строить каменные замки. Их типы были разнообразны: от дома-башни, распространенного в Англии и Германии, до классического замка, состоявшего из главной башни – донжона и замкового ансамбля (дворец, церковь, хозяйственные постройки), преобладавшего во Франции. С XV в. по мере развития огнестрельного оружия замок теряет свою оборонительную функцию и становится виллой, по форме напоминающей замок.

КРЕСТЬЯНСТВО. Большинство средневекового населения составляли крестьяне. В то же время они были презираемы представителями всех других сословий. В глазах средневековых авторов крестьянин был воплощением всех отрицательных сторон жизни. Слова «деревенский», «неотесанный», «мужик», «мужлан» были синонимами.

Церковная оценка крестьянского труда также была довольно низкой. С одной стороны, признавалось, что крестьянство существует для общего благополучия, с другой – утверждалось, что труд является наказанием за первородный грех, он необходим для человека, природа которого несовершенна, ибо ему нужно питаться. В бедняках видели не столько несчастных, сколько спасителей богатых людей, могущих искупить свои грехи милостыней.

Крестьянское мировоззрение определялось в первую очередь христианской верой. Но наряду с этим, на его формирование влияли и языческие традиции, и всевозможные предрассудки и суеверия.

Основными чертами средневекового крестьянского мировосприятия являлись, во-пер­вых, включенность человека в природу, отсутствие дистанции между ними, во-вторых, идея о полном совпадении вселенной (макрокосмоса) с человеком (микрокосмосом), в-третьих, восприятие течения времени только как смены времен года, а также отсутствие представления о времени как историческом процессе, о его необратимости. Размеренная сельская жизнь, основанная на чередовании сезонов, была главным регулятором социального ритма общества. пространство воспринималось очень ограниченным: все, что лежало за пределами родной деревни, представлялось чуждым, населенным духами и поэтому не вполне реальным. День принадлежал богу, ночь – дьяволу. Вдобавок, для средневекового общества был характерен предельный традиционализм всей общественной жизни.

Подавляющее большинство крестьян было неграмотно, поэтому народная культура распространялась в устной форме в виде поэм, баллад, сказок. Их основной темой являлась борьба добра со злом, а главным героем был крестьянин, младший сын, либо герой-заступник. Эти сюжеты получили яркое выражение в творчестве жонглеров (фр. jongleur - шутник, забавник), Жонглеры бродили по стране и выступали как рассказчики, певцы, музыканты, фокусники, исполнители импровизированных сценок, выражая вольнолюбивый дух народа.

ГОРОЖАНЕ. Значительную роль в общественной, политической и культурной жизни средневековой Европы играли горожане. Рост городов в Европе начинается с Х–ХI вв. Некоторые из них были приемниками городов античных. Большая же часть средневековых городов возникла либо на месте мелких городков и поселений античных времен, либо вообще на новых местах. Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза, Париж, Брюгге, Лондон, Гамбург, Любек, - все они являются творением Средневековья.

Быстрый рост городов был вызван несколькими причинами. Важнейшей из них была торговля. Именно по этому большинство средневековых городов располагались вблизи замков, крепостей и монастырей, возле которых проходили ярмарки, а также в морских гаванях, у переправ, на перекрестках торговых путей. Со временем города все в большей степени превращались в центры ремесленного производства.

 

Несмотря на ремесленно-торговый характер возникавших городов, сельское хозяйство долго оставалось довольно распространенным дополнительным занятием горожан. Об этом свидетельствуют названия улиц. Например, в Эдинбурге до сих пор есть «улица коров», а в Страсбурге – «улица быков». Даже судебные и университетские каникулы продолжались с июля по октябрь, чтобы судьи и преподаватели могли собрать урожай.

Численность населения городов колебалась от нескольких сотен до 100 тысяч человек (например, Флоренция, Венеция и Палермо). Жизнь в средневековом городе была сложна. Теснота и скученность населения способствовали распространению эпидемий. Улицы были плохо освещены и по большей части не замощены. Часто возникали пожары. Вплоть до конца XIV в. городское население быстро росло главным образом за счет притока беглых крестьян. Существовало правило, согласно которому крепостной, прожив в городе один год и один день, становился свободным бюргером. Отсюда пошло выражение: «Городской воздух делает человека свободным». Немало дворян имело в городах свои дома, ибо жить здесь было безопаснее.

Обычно города возникали на земле какого-нибудь сеньора, который осуществлял в нем административную и судебную власть, собирал налоги, а также имел ряд выгодных монополий и зачастую требовал иных повинностей. Это стало причиной борьбы городов против сеньоров. Результатом борьбы стало появление городов-коммун, имевших определенную автономию. По отношению к сеньору город становился в положение вассала, платил определенные налоги и нес военную повинность. Между собой горожане заключали союз, скрепленный взаимной клятвой. От члена коммуны требовалось быть свободным, а также рожденным в законном браке. Он также не мог быть неоплатным должником.

Подавляющее большинство городского населения составляли ремесленники. Они делились на цехи по роду занятий. Иерархия ремесленников состояла из трех ступеней: ученик, подмастерье, мастер. Чтобы стать учеником, требовалось быть законнорожденным. Родители мальчика заключали с мастером договор и вносили деньги за обучение. На деле ученик становился бесплатной рабочей силой. Он был обязан повиноваться мастеру, выполнять по требованию его жены домашнюю работу. Плату за свой труд он не получал. Обычным делом были плохое питание и побои, от которых дети нередко умирали или убегали от мастера.

Официальный срок обучения в разных цехах составлял от 2 до14 лет, предполагалось, что за этот время ремесленник должен пройти путь от ученика и подмастерья до мастера. Подмастерье (или валет) был обученным работником. Со временем сложилась практика, согласно которой выучившийся ученик должен был пройти стажировку подмастерьем, создать образцовое произведение – шедевр (chef-d’oeuvre), а также внести взнос и устроить пирушку для членов цеха. В Германии существовал обычай странствования под­мастерьев по городам и странам. Рабочий день подмастерья длился 12–14, а иногда даже 18 часов. Работа ночью, в выходные и праздничные дни была запрещена. Оплата труда была сдельной или поденной. Личная жизнь подмастерья контролировалась мастером. В Германии, например, подмастерье жил в доме хозяина, не имел права отлучаться по ночам и посещать таверны.

Ученики и подмастерья не были членами цеха. У подмастерьев были свои организации, а у учеников их не было вовсе. Членом цеха мог быть только мастер. Высшим органом управления цеха было общее собрание мастеров. На собрании принимали в цех новых членов, судили, избирали старшин и т. п. Большинство мастеров составляли мужчины, хотя иногда мастерами бывали и женщины – так было в шелкопрядении и шелкоткачестве. Женщина могла стать членом цеха по «вдовьему праву». Каждый цех имел свое знамя, под которым мастера участвовали в праздничных процессиях, своего святого-покровителя, а также помещение, где устраивались пирушки. Цехи были неравноценны. Высшим считался цех золотых дел мастеров, а низшими – цехи ткачей и цирюльников.

Торговля играла существенную роль в жизни средневековых городов. Она осуществлялась либо на обмен, либо на деньги. Право чеканить деньги имели крупные феодалы и лица, бравшие патент на чеканку. Монеты разных городов или местностей имели разный вес серебра, разную покупательную способность.

В раннее средневековье торговля велась на ярмарках, которые приурочивались к религиозным праздникам. Местные рынки образовывались под стенами княжеского замка, крупные ярмарки проходили в городах, специализировавшихся на производстве той или иной продукции. Купцы, организованные в гильдии, вели внутреннюю и внешнюю торговлю. Крупнейшей организацией, объединявшей купцов нескольких европейских государств, был Ганзейский союз. Верхушка купечества составляла патрициат (лат. patri­ciatus) – наиболее богатый и привилегированный слой населения, который правил в средневековых городах Западной Европы. Члены патрициата составляли городской Совет. В крупных городах патриции имели право на герб и звание рыцаря.

Потребности развития торговли, а также обучения молодых купцов способствовали расширению светского образования. Обучение купца включало письмо, чтение и счет. Города стали благоприятной средой для развития средневековой культуры.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.