Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лабораторная работа 1. Расчет размеров поперечного сечения горизонтальных и наклонных горных выработок

ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

Институт горного дела, геологии и геотехнологий

Горно-геологический факультет

Кафедра «Шахтное и подземное строительство»

Требуш Ю.П.

Строительство горизонтальных,

Наклонных и восстающих

Горных выработок

 

               
 
 
 
 
 
 
   
 
 
   
 

 

 


 

Красноярск 2013

 

УДК 622.261.2(072)

 

 

Методические указания по выполнению лабораторных работ для студентов горных специальностей / Сост. Ю.П. Требуш; ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет». Красноярск, 2013. – 59 с.

 

Изложены краткие теоретические сведения о процессах при проведении горизонтальных и наклонных горных выработок. Приведены расчеты процессов проходческого цикла. Даны справочные материалы.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

   
Лабораторная работа 1. Расчет размеров поперечного сечения горизонтальных и наклонных горных выработок ………………………………………  
Лабораторная работа 2. Выбор и расчет рамных крепей …………………………….
Лабораторная работа 3. Выбор и расчет монолитных бетонных и анкерной крепей
Лабораторная работа 4. Расчет параметров и показателей буровзрывных работ при проведении горизонтальных и наклонных выработок ……………………………… Лабораторная работа 5. Проветривание горизонтальных и наклонных выработок при проходке ……………………………………………………………………………….. Лабораторная работа 6.Определение режима работы при проходке выработки. Построение графика организации работ (циклограммы) ………………………………... Лабораторная работа 7. Расчет стоимости сооружения выработки ………………….          

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



1. Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом. - М.: Недра, 2003.-103 с.

2. Единые нормы времени и выработки на горные работы для рудников цветной металлургии /М-во цв. металлургии СССР. – М.: 1983, 198 с.

3. Технология, механизация и организация проведения горных выработок / Под общ. ред. В.В.Смирнякова. - М.: Недра, 1983.- 264 с.

4. Справочник по горнорудному делу / Под ред. В.А.Гребенщика, Я.С.Пыжьянова, И.Е.Ерофеева. - М.: Недра, 1983.- 423 с.

5. В.К. Шехурдин. Задачник по горным работам, проведению и креплению горных выработок. - М.: Недра, 1985.- 240 с.

6. А.Ф. Дубинный. Строительство горных предприятий: Учеб. пособие/ ГАЦМиЗ. – Красноярск, 1997. – 136 с.

7. Проектирование взрывных работ в промышленности / Под общ. ред. Б.Н.Кутузова. - М.: Недра, 1983.- 359 с.

8. Правила технической эксплуатации рудников, приисков и шахт, разрабатывающих месторождения цветных, редких и драгоценных металлов. - М.: Недра, 1980.- 110 с.

9. С.А. Вохмин. Задачник по горным работам. Красноярск, ГАЦМиЗ, 2002. -168 с.

10. Справочник по буровзрывным работам / Под общ. ред. М.Н. Друкованного. - М.: Недра, 1976.- 632 с.

11. Единые правила безопасности при взрывных работах. - М.: ГУП НТЦ БП, 2001.- 248 с.

12. Справочник инженера шахтостроителя. т. 2/Под общ. ред. В.В.Белого. - М.: Недра, 1983.- 423 с.

Лабораторная работа 1. Расчет размеров поперечного сечения горизонтальных и наклонных горных выработок

Цель работы: получить практические навыки по расчету и построению поперечного сечения выработок различной формы.

Форму поперечного сечения выработоквыбирают с учетом свойств пересекаемых ею пород, величины и направления горного давления, конструкции крепи, срока службы, размеров выработки, а также способа их проведения. При прочных, устойчивых породах, когда применение несущей крепи не требуется, выработке может быть придана любая форма. Чаще применяют сводчатую, прямоугольную и трапециевидную формы. При среднеустойчивых породах и ожидаемом давлении на крепь форму сечения выработки выбирают преимущественно с учетом типа крепи.

В горизонтальных выработках при деревянной, металлической и сборной железобетонной крепях из прямолинейных элементов применяют прямоугольную, трапециевидную и полигональную формы, а при арочных металлических и сборных железобетонных крепях сводчатую с вертикальными и наклонными стенками (рис. 1.1).

При неустойчивых породах в кровле и боках выработки применяют сводчатые и подковообразные крепи из металла, монолитного бетона и железобетона, а также тюбингов или блоков. Как правило, в неустойчивых породах применяют временную крепь.

При всестороннем давлении используют сводчатую и подковообразную крепи с обратным сводом, а в слабых неустойчивых породах - кольцевые или эллиптические крепи, т.е. замкнутые крепи.

Размеры поперечного сечениягоризонтальных выработок определяют исходя из размеров транспортного оборудования, принятого для выдачи горной массы, числа рельсовых путей, способа передвижения людей, наличия оборудования, различного назначения (силовых кабелей, трубопроводов и др.) и количества воздуха, проходящего, по данной выработке. При расчете размеров и площади сечения выработки в свету учитывают зазоры, отвечающие требованиям правил безопасности.

Зазоры. Зазоры регламентируются статьями ЕПБ - «Единых правил безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом» [1]:

Статья 57. Во всех горизонтальных выработках, где применяются рельсовые транспортные средства, должны быть обеспечены свободные проходы для людей не менее 0,7 м между стенкой выработки, размещенным оборудованием и наиболее выступающими частями подвижных средств. Ширина свободного прохода для людей должна быть выдержана по всей длине выработки на высоте не менее 1,8 м.

С противоположной стороны выработки должны быть обеспечены зазоры не менее 0,25 м между стенкой выработки и наиболее выступающими частями подвижных средств.

В выработках с конвейерным транспортом ширина свободного прохода для людей должна быть не менее 0,7 м и с противоположной стороны должен быть обеспечен ремонтно-монтажный зазор не менее 0,4 м между стенкой выработки и наиболее выступающими частями конвейера. Расстояние от транспортируемой горной массы конвейером до кровли (крепи) выработок должно быть не менее 0,3 м.

Рис. 1.1. Сечения выработок: а - трапециевидная форма; б, в – прямоугольно-сводчатая форма

 

Расстояние между осями рельсовых путей в двухпутных выработках на всей их протяженности должно быть такое, чтобы зазор между наиболее выступающими частями встречных подвижных средств был не менее 0,2 м.

Статья 58. Не допускается устройство в двухпутных выработках проходов для людей между путями.

Во всех выработках в местах посадки людей в пассажирские поезда по всей длине поезда должен быть свободный проход шириной не менее 1,0 м.

Статья 167. В выработках, пройденных комбайнами, при эксплуатации машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), допускается уменьшение зазоров с обеих сторон до 0,3 м при условии устройства ниш с одной стороны глубиной 0,7 м, шириной 1,2 м и высотой 1,8 м через каждые 25 м. На устье выработки должен быть установлен аншлаг: "При проезде транспорта проход запрещен".

Статья 250. Высота подвески контактного провода должна быть не менее 1,8 м от головки рельса при перевозке людей по выработкам. На посадочных и погрузочно-разгрузочных площадках, а также в местах пересечения выработок, по которым передвигаются люди, с теми выработками, где имеется контактный провод, высота подвески должна быть не менее 2 м.

Расстояние от контактного провода до навала руды или породы в вагоне должно быть не менее 200 мм.

Контактный провод в околоствольном дворе на участке передвижения людей до места посадки в вагонетки должен быть подвешен на высоте не менее 2,2 м, а в остальных выработках околоствольного двора - не менее 2 м от уровня головки рельсов.

Статья 252. Подвеска контактного провода в подземных выработках должна производиться эластично (на оттяжках). Расстояние между точками подвески контактного провода не должно превышать 5 м на прямолинейных и 3 м на криволинейных участках пути.

Статья 254. Оттяжки контактного провода с обеих сторон его должны быть изолированы от троллейедержателя; при этом расстояние от троллейедержателя до каждого из изоляторов должно быть не более 0,3 м.

Кроме того, необходимо учитывать следующее:

Высоту выработки принимают не менее 1,8 м, при этом проход людей на всем протяжении выработки должен быть на одной и той же стороне.

На закруглениях величина зазора между подвижным составом и крепью с внешней стороны, а также между осями путей должны быть увеличена с тем, чтобы при любом положении подвижного состава были выдержаны требуемые зазоры.

В местах посадки людей в пассажирские поезда по длине поезда должен быть свободный проход шириной не менее 1 м, а при двухсторонней посадке - с обеих сторон.

Рельсы.При электровозной откатке горной массы в вагонетках вместимостью до 2 м3 применяют рельсы Р-24, а при большей вместимости вагонеток рельсы Р-33 и Р-38. Высота рельсов соответственно равна 107, 128 и 135 мм.

Шпалы.Для устройства путей применяют деревянные и железобетонные шпалы. Деревянные шпалы из бруса толщиной 110-130 мм с шириной нижней постели 180-240 мм. Длина шпал при ширине колеи 600 м составляет 1100 мм, при колее 750 мм - 1200 мм и при колее 900 мм - 1400 мм. Железобетонные шпалы имеют толщину 110-145 мм с шириной нижней постели 190-220 мм. Шпалы укладывают на устроенном полотне с последующей балластировкой, причем шпалы погружают в балласт на 2/3 их толщины, а под шпалами оставляется слой балласта не менее 100 мм.

Суммарная высота верхнего строения пути при локомотивной откатке составляет 320-350 мм.

Уклон выработок.Горизонтальные выработки при локомотивном транспорте должны иметь уклон в продольном направлении к стволу или в сторону водосборника не более 0,005, а в поперечном - к водоотводной канавке 0,01-0,02 (не более 3 градусов).

Водоотводные канавки.В выработках устраивают водоотводные канавки, размеры их сечения определяют притоком воды, а конструкцию - видом крепи выработок. Канавки располагают со стороны, противоположной свободному проходу, или по оси выработки при рельсовом или самоходном транспорте. В устойчивых породах и рамной крепи выработки канавку не закрепляют. В менее устойчивых породах, склонных к размыванию, канавку закрепляют деревом или укладывают железобетонные желоба. При монолитной бетонной крепи канавку также крепят бетоном.

В соответствии с выработанной формой выработки, принятым типом транспортных средств и установленными ЕПБ величинами зазоров определяют размеры и площадь поперечного сечения выработки (рис. 1.1).

Площадь сечения выработкивчерне(по наружному контуру крепи и почве выработки) определяют по площади в свету, прибавляя площадь крепи, включая затяжку, если она есть, и балластного слоя в сечении выработки.

Проектную площадь сечения в проходке(сечение в проходке) принимают на 3-5 % больше площади вчерне, что необходимо для беспрепятственного возведения крепи в выработке.

После определения размеров выработки площадь поперечного сечения проверяют на скорость движения воздушной струи.Согласно требованиям ЕПБ при разработке рудных месторождений подземным способом скоростьдвижения воздуха по выработкам составляет:

Статья 115. Минимальная скорость воздуха в горных выработках (Vmin, м/с) определяется по формуле:

Vmin = 0,l×Р/S, (1.1)

где S - площадь поперечного сечения выработки, м2; Р - периметр выработки, м.

Максимальная скорость не должна превышать следующих норм:

а) в очистных и подготовительных выработках - 4 м/с;

б) в квершлагах, вентиляционных и главных откаточных штреках, капитальных уклонах 8 м/с;

в) в остальных выработках - 6 м/с;

г) в главных вентиляционных штреках – 10 м/с.

По разрешению Госгортехнадзора России допускается увеличение скорости движения воздуха в стволах, при обеспечении мер по безопасному их обслуживанию и передвижению людей.

Фактическая скорость движения воздушной струи по выработке (Vф) определяется по формуле:

Vф=Q/Sсв=(A×g×K)/(60× Sсв×γ×n), (1.2)

где Vф - фактическая скорость движения воздуха в выработке, м/с; Q – количество воздуха, проходящего по выработке, м3/сут.; Аг - годовая производительность предприятия, т/год; g - норма свежего воздуха на 1 м3 горной массы, м3 (g=1,4 м3/ м3); К - коэффициент неравномерности добычи, (К=1,2); γ - объёмная масса руды, т/м3; n - число рабочих дней в году, дн.

Должно соблюдаться условие: VфVmax , (1.3)

 

Последовательность определения конструктивных размеров поперечного сечения выработок трапециевидной и сводчатой формы при рельсовом транспорте и выработок для самоходного оборудования приведены в табл. 1.1 - 1.3. Размеры в таблицах исчисляются в миллиметрах.

 

Таблица 1.1

Размеры поперечного сечения выработок трапециевидной формы

Название размера Обозначения и соотношения размеров
1. Высота электровоза (вагонетки) от головки рельсов, мм ho
2.Высота от балластного слоя до головки рельсов, мм ha= hp+1/3hш
3. Высота рельсов, мм hp
4. Высота шпалы, мм hш
5. Высота балластного слоя, мм hб
6. Высота от почвы выработки до головки рельсов, мм hв = ha + hб
7. Высота выработки от головки рельсов до верхняка, мм h1 = hкп + 200
8. Высота подвески контактного провода от головки рельсов, мм hкп = 1800; 2000; 2200
9. Высота выступающего из вагонетки конуса горной массы, мм hкн = (0,5´A´tgγ) - 100
10. Высота от головки рельсов до вершины конуса, если hк+200>hкп, то принимают hкп = hк+200+200, мм hк = ho+ hкп
11. Высота выработки от балласта до верхняка, мм 12 Высота выработки от почвы до верхняка, мм h2 = h1 + ha h3 = h2 + hб
13. Толщина крепи, мм D
14. Толщина затяжки, мм hзт
15. Проектная высота выработки в проходе (высота вчерне), мм h4 = h3 + d + hзт + 50
16. То же, без затяжки при сплошной крепи, мм h41 = h3 + d
17. Ширина электровоза (вагонетки), мм A
18. Угол наклона, град. α = 80º
19. Размер прохода на высоте 1800 мм от уровня балластного слоя, мм n (не менее 700 мм)
20. Размер прохода на уровне подвижного состава, мм n1=n+[1800-(ho+hа)]´ctgα
21. Размер зазора между крепью и электровозом (вагонеткой) на уровне подвижного состава, мм m (не менее 250 мм)
22. Ширина однопутной выработки в свету на уровне подвижного состава, мм B = m + A + n1
23. То же, двухпутной выработки, мм B = m +2A + K + n1
24. Зазор между составами, мм K > 200
25. Ширина выработки в свету по кровле, мм B1 = B – 2 (h1 - h)´ctg α
26. Ширина выработки в свету по балластному слою, мм B2 = B + 2 (h + ha)´ctg α
27. Проектная ширина выработки по кровле в проходке (вчерне по кровле), мм B3 = B1 + 2d + 2hзт + 100
28. То же, при сплошной крепи без затяжки, мм B3 = B2 + 2d
29. Проектная ширина выработки по почве в проходке (ширина вчерне по почве), мм B4=B+2× ×[ (h+hв)×cosα+d+50]/sinα
30. То же, при сплошной крепи без затяжки, мм B4 = B+2[(h+hв)×cosα+d]/sinα
31. Проективная площадь сечения выработки в проходке (площадь вчерне), м2 S4 = 0,5´[B3 + B4h4
32.Периметр выработки, мм P = B1 + B2 + 2h2 /sinα

Таблица 1.2

Размеры поперечного сечения выработок сводчатой формы

Название размера Обозначения и соотношения размеров
1. Высота электровоза (вагонетки) от головки рельсов, мм ho
2. Высота балластного слоя до головки рельсов, мм ha = hр + 1/3×hш
3. Высота стенки выработки от головки рельсов, мм h1 = 1800 + ha
4. Высота балластного слоя, мм hб = (2/3´hш) +100
5. Высота от почвы выработки до головки рельсов, мм hв = ha + hб
6. Высота стенки выработки от балласта, мм h2 = h1 + ha
7. Высота стенки выработки от почвы, мм h3 = h2 + hб = h1+ hв
8. Высота подвески контактного провода от головки рельсов, мм hкп = 1800; 2000; 2200
9. Высота конуса горной массы, выступающего из вагонетки, мм hкн = (0,5A´tgγ) - 100
10. Высота от головки рельсов до вершины конуса. Если hк+200> hкп, то принимают hкп= hк+200+200, мм hк = ho+ hкн
11. Высота коробкового свода, мм hc = B/3
12. Высота выработки в проходке при наличии крепи, мм H1 = h3 + hc + d
13. То же, при отсутствии крепи H = h3 + hc
14. Ширина электровоза (вагонетки), мм A
15. Ширина прохода на высоте не менее 1800 мм от уровня балластного слоя, мм n (не менее 700 мм )
16. Зазор между крепью и габаритом подвижного состава, мм m (не менее 200 мм)
17. Зазор между составами, мм k > 200
18. Ширина однопутной выработки в свету, мм B = m + A + n
19. Ширина двухпутной выработки в свету, мм B = m + 2A + k + n
20. Радиус осевой дуги коробкового свода, мм R = 0,692´B
21. Радиус боковой дуги коробкового свода, мм r = 0,262´B
22. Площадь поперечного сечения выработки в свету, м2 Sвч = B´(H1+ 0,26´B)
23. Проектная площадь сечения выработки при отсутствии крепи (площадь вчерне), м2 Sч = Sвч + B´hб
24. Ширина выработки при наличии крепи, мм B1 = B + 2d
25. Проектная площадь сечения выработки вчерне, мм Sч = B1´(h3 + 0,26´B1)
26. Проектный периметр выработки вчерне, мм Pч = 2h3 + 2,33´B1
27. Периметр выработки в свету, мм P = 2h2 + 2,33´B

 

 

Расчет размеров выработки при самоходном оборудовании производят согласно требованиям “Инструкции по безопасному применению самоходного оборудования в подземных рудниках”. Сечение выработки при безрельсовом транспорте должно обеспечить безопасное размещение коммуникаций (табл. 1.3).

 

 

Таблица 1.3

Размеры поперечного сечения выработок сводчатой формы

для самоходного оборудования

Название размера Обозначения и соотношения размеров
1. Высота погрузочно-доставочного оборудования от дорожного покрытия, мм   h
2. Толщина дорожного покрытия, мм hп > 300
3. Высота стенки выработки от дорожного покрытия, мм h1 = Hсв - hc
4. Минимальная высота по оси выработки в свету, мм Hсв = h + e + dт
5. Минимальный зазор между выступающей частью машины и кровлей выработки или габаритом, подвешенным к кровле, мм   е = 500
6. Диаметр трубы или размер габарита, подвешенного к кровле выработки, мм dт
7. Высота стенки выработки от тротуара, мм h2 = h1 - hт≥1800
8. Толщина тротуара, мм hт > 300
9. Высота стенки выработки от почвы, мм h3 = h1 + hп
10. Высота коробкового свода, мм hс = В/3
11. Высота выработки в проходке при наличии крепи, мм H = h3+hс+d
12. То же, при отсутствии крепи, мм H = h3 + hс
13. Ширина машины, мм Aм
14. Ширина выработки в свету, мм В = а +Aм + в
15. Минимальные зазоры между наиболее выступающей частью машины и стенкой (крепью) выработки или размещенном в выработке оборудовании, мм: со стороны прохода людей с противоположной стороны     а = 1200 в = 500
16. Минимальный зазор со стороны свободного прохода людей при устройстве пешеходной дорожки высотой 0,3 м и шириной 0,8 м или при устройстве ниш через 25 м, мм     а = 1000
17. Минимальные размеры разминовочных ниш; высота, мм ширина, мм глубина, мм  
18. Ширина проезжей части движения со скоростью: до 10 км/час. более 10 км/час.   Bм = Ам B1м = d + 1,5´С + 12´V
19. Ширина профиля покрышки, мм С
20. Скорость движения машины, км/час. V
21. Радиус осевой дуги коробкового свода, мм R = 0,692´B
22. Радиус боковой дуги коробкового свода, мм r = 0,262´B
23. Площадь поперечного сечения выработки в свету, м2 Sсв = B´ (h1 + 0,26´B)
24. Проектная площадь сечения выработки без крепи (вчерне), м2 Sч = Sсв + В´hп
25. Проектная площадь сечения выработки при наличии крепи (вчерне), м2 Sч = В1(h3 + 0,26´B1)
26. Ширина выработки при наличии крепи, мм В1 = B + 2d
27. Периметр выработки в свету, мм P = 2h1 + 2,33´B
28. Проектный периметр выработки вчерне, мм Pч = 2h3 + 2,33´B1

Таблица 1.4

Основные размеры типовых электровозов и вагонеток

Тип оборудования Вместимость кузова, м3 Размеры, мм Ширина колеи, мм
длина ширина высота
Электровозы
4КР   600; 750
10КР2   600; 750; 900
14КР-2А   600; 750; 900
4,5АРП-2М   550; 600; 750
5 АРП-2   550; 600; 900
Вагонетки с глухими кузовами
ВГ-1,2 1,2 600; 750
ВГ-2,2 2,2 600; 750
ВГ-4,5 4,5 750; 900
ВГ-10 10,0 750; 900
Вагонетки с откидным бортом
ВБ-1,6 1,6 600;750
ВБ-2,5 2,5 600; 750
Вагонетки с опрокидным кузовом
УВО-0,4 0,4
УВО-0,8 0,8 600; 750
УВО-1,0 1,0 600; 750
Погрузочно-доставочные машины
ПД-2 1,0  
ПД-5 2,5  
ПД-8 4,0  
ПД-12 6,0  
Самоходные вагоны
4ВС-10 7,5  
5ВС-15 11,0  
Автосамосвалы
МоАЗ-6401 11,0  
МоАЗ-7405 9,5-11,5  
МоАЗ-7529 11,5-14  

 

 

Таблица 1.5

Размеры канавок в зависимости от водопритока

  Приток воды, м3/ч     Размеры канавки, мм Площадь поперечного сечения в свету, м2  
ширина по верху ширина по низу глубина
0,060
0,087
0,105
0,140
0,180
0,205

Порядок выполнения расчетов.По исходным данным строится графическое изображение сечения выработки: размеры водоотводной канавки принимаются по табл. 1.5, а размеры оборудования по табл. 1.4; величина зазоров и других параметров указана в тексте. Далее проверяются расчетные сечения на допустимую скорость движения воздуха.

Последовательность построения графического изображения сечения однопутной выработки трапециевидной формы:

1. Прямой горизонтальной линией отмечается положение почвы выработки.

2. Проводится вертикальная линия - ось подвижного состава.

3. От почвы выработки по оси подвижного состава откладываются последовательно – величина балластного слоя под шпалой (не менее 100 мм), высота шпалы, величина балластного слоя на уровне шпалы (2/3 от высоты шпалы), высота рельс, высоты электровоза и вагонетки от головки рельс, высота конуса отбитой руды в вагонетке, минимальный зазор от наибольшего высотного размера (кабины электровоза или конуса отбитой руды в вагонетке) до контактного провода (не менее 200 мм).

4. Проверяется соответствие рассчитанной высоты подвески контактного провода с проектной величиной подвески провода (по заданию). Если расчетная величина меньше проектной величины, то на рисунке фиксируется проектная величина подвески контактного провода. Если расчетная величина больше проектной, то в задании необходимо изменить высоту подвески контактного провода от головки рельс (принять рассчитанную).

5. От высотной отметки подвески контактного провода откладывается величина зазора от провода до кровли (крепи) выработки (не менее 200 мм).

6. Проводится горизонтальная линия, определяющая высоту выработки в свету. Если имеется крепь, то откладывается величина толщины крепи и проводится горизонтальная линия, определяющая высоту выработки вчерне.

7. Показываются габаритные размеры (ширина), шпалы, колеи, электровоза и вагонетки.

8. От габаритного наибольшего размера или электровоза, или вагонетки откладывается величина свободного прохода (не менее 700мм) на высоте не менее 1800 мм от отметки балластного слоя. Через полученную точку проводится линия под углом наклона борта выработки.

9. С противоположной стороны откладывается величина зазора до борта выработки от габаритного наибольшего размера или электровоза, или вагонетки. Через полученную точку проводится линия под углом наклона борта выработки.

 

Лабораторная работа 2






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.