Система социального партнерства. I. Социальное партнерство, как фактор повышения уровня защиты социально-трудовых прав работников.
Трудовой кодекс РФ к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений в Российской Федерации относит сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений, в том числе, право на участие работников в управлении организацией.
Аналогичные нормы закреплены в базовом федеральном законе «Об образовании в РФ», в котором наряду с выше названым принципом закреплен принцип демократического характера управления образованием.
Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. Одной такой особенностью является норма, закрепленная пп.2 п.6 ст. 26, которая предусматривает функционирование профсоюзных организаций, как представительных органов работников в целях защиты их прав и интересов. Из всех специализированных отраслевых законов, закон об образовании стал первым, где непосредственно выделена роль профсоюзной организации, как представительного органа работников.
В целом, нормативно-правовой основой социального партнерства, в том числе в нашей отрасли выступают:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (далее Конституция РФ)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее Трудовой кодекс РФ (ТК РФ)
3. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее ФЗ «О профсоюзах их правах и гарантиях деятельности»)
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ «Об образовании в РФ»)
5. Закон Кировской области от 6 ноября 2003 г. N 202-ЗО «О социальном партнерстве в Кировской области».
6. Региональное отраслевое соглашение между Кировской областной территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ и департамента образования Кировской области на 2014-2017 годы (далее Региональное отраслевое соглашение)
7. Территориальные отраслевые соглашения, заключенные между территориальными (местными) организациями Профсоюза и органами местного самоуправления Кировской области (далее Территориальные отраслевые соглашения)
8. Устав профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее Устав Профсоюза)
Таким образом, действующим законодательством, заложен правовой механизм развития социального партнерства и участия в нем профсоюзных организаций всех уровней, с целью соблюдения трудовых и социально-экономических прав работников.
Система социального партнерства.
В соответствии со статьей 23 ТК РФ социальное партнерство – это система взаимоотношений между работниками и работодателями их представителями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования взаимных интересов по вопросам регулирования трудовых и социально-экономических отношений.
В соответствии со статьей 25 ТК РФ СТОРОНАМИ социального партнерства являются:
работники и работодатели – через своих представителей (например: профсоюзные организации всех уровней – представители работников, руководитель – представитель работодателя юридического лица; органы государственной власти и местного самоуправления всех уровней – в случае, если они являются работодателями)
Социальное партнерство в соответствии со статьей 26 ТК РФ осуществляется на следующих УРОВНЯХ:
федеральный – на нем устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ (например: Российская трехсторонняя комиссия, куда входят представители объединения профсоюзов - ФНПР, представители работодателей - Российский союз промышленников и предпринимателей, представители Правительства РФ)
межрегиональный – на нем устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда на территории двух или более субъектов РФ (например: в силу особенностей административно-территориального деления географических территории: Санкт-Петербург - Ленинградская область; Республика Крым – Севастополь, Тюменская область – Ямало-Ненецкий АО, или в силу особенностей деятельности и структуры отдельных отраслей, например ОАО НК «Роснефть», которая действует на территории сразу нескольких субъектов РФ - представитель работодателя, Межрегиональный профсоюз ОАО НК «Роснефть» - представитель работников)
региональный – на нем устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда на территории одного субъекта (например: Кировская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, куда входят представители ФПОКО, Совета хозяйственных руководителей и Правительства Кировской области)
территориальный – на нем устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда на территории одного муниципального образования(например:Кировская городская трехсторонняя комиссия, куда входят представители ФПОКО, совета хозяйственных руководителей, администрации муниципального образования «Город Киров»)
отраслевой - на нем устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда (например: в соответствии с п. 1.23 Регионального отраслевого соглашения создана отраслевая комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в сфере образования, которая состоит из представителей Кировской областной территориальной организации Профсоюза и департамента образования Кировской области)
локальный– на нем устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда(например: комиссия для ведения коллективных переговоров, которая в дальнейшем будет контролировать ход его выполнения, в нее входит представители работодателя – директор, зам.директора, и представители работников – члены Профкома)
ФОРМАМИ социального партнерства являются:
коллективно-договорная кампания– организационно-правовая процедура, состоящая из коллективных переговоров, направленная на подготовку, заключение и контроль за коллективным договором;
взаимные консультации и переговоры– система взаимодействия между представителем работников (являющегося членом профсоюза) и представителем работодателя по вопросам регулирования трудовых и социально-экономических отношений, направленная на обеспечения прав и гарантий работников
участие работников в управлении организацией через своих представителей – процедура согласования или учета мнения представителя работников (первичной профсоюзной организации) по вопросам жизнедеятельности образовательной организации, затрагивающей трудовые и социально-экономические права работников.
участие в разрешении трудовых споров – действия представителя работников (первичной профсоюзной организации) и представителей работодателя, направленные на урегулирование разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, трудового договора, локальных нормативных актов.
Для нас принципиальное значение имеет структура социального партнерства в отрасли образования. В соответствии со статьей 35 ТК РФ отраслевое социальное партнерство может осуществляться на всех уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном.
|