Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Административное задержание (ст. 27.3—27.6 Кодекса)

 

Административное задержание — самостоятельная мера административного принуждения со своим содержанием, а также основаниями, порядком и целями применения. Административное задержание является одной из самых тяжких мер административного принуждения, потому что ограничивает одно из основных прав личности — право на свободу и личную неприкосновенность.

Содержанием рассматриваемой меры административного принуждения является кратковременное ограничение свободы физического лица. Так как в соответствии с ч. 4 ст. 27.5 Кодекса срок административного задержания физического лица исчисляется
с момента его доставления, а доставление может быть применено только к лицу, в отношении которого имеются какие-либо сведения полагать, что именно оно совершило административное правонарушение, то административное задержание также может быть применено не к любому физическому лицу, а лишь к тому, в отношении которого, во-первых, имеются какие-либо сведения полагать, что именно оно совершило административное правонарушение,
а во-вторых, к лицу, которое было доставлено в помещение уполномоченного на то органа.

Кратковременное ограничение свободы, являющееся содержанием административного задержания, может быть осуществлено не в любой форме. В соответствии с ч. 1 ст. 27.6 Кодекса задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, уполномоченных осуществлять административное задержание.

Таким образом, содержанием административного задержания является кратковременное ограничение свободы доставленного лица, только путем его содержания в специально отведенных для этого помещениях органов, уполномоченных осуществлять административное задержание.



Основанием применения административного задержания является необходимость достижения одной из следующих целей: обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнение постановления по делу об административном правонарушении. При этом обязательным условием применения административного задержания выступает то, что это должен быть исключительный случай.

КоАП РСФСР устанавливал исчерпывающий перечень составов административных правонарушений, за совершение которых можно было физическое лицо подвергнуть административному задержанию. Это были составы наиболее тяжких административных правонарушений (как правило, за совершение которых была предусмотрена возможность наложения административного наказания в виде административного ареста). Действующий Кодекс таких ограничений не устанавливает.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.1 Кодекса задачами производства по всем делам об административных правонарушениях являются «всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления». Следовательно, необходимость достижения целей обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления по делу об административном правонарушении всегда наличествует в процессе привлечения лица к административной ответственности. Таким образом, юридические основания применения административного задержания не препятствуют правоприменителю в принятии им решения о фактическом применении названной меры административного принуждения к доставленному практически в любом случае.

Для наличия основания применения административного задержания достаточно лишь условия, что это исключительный случай. Перечня исключительных случаев, выступающих условиями применения административного задержания, Кодекс не приводит. Таким образом, основания применения одной из самых тяжких мер административного принуждения крайне широки, что делает возможным применение административного задержания практически безосновательно. Достаточно лишь того, что задерживаемый является лицом, привлекаемым к административной ответственности, и был доставлен.

Порядок применения административного задержания устанавливается ст. 27.3, 27.4, 27.5 и 27.6 Кодекса.

Согласно пп. 1—7 ч. 1 ст. 27.3 Кодекса административное задержание могут осуществлять должностные лица ряда уполномоченных на то органов. При этом каждый из таких уполномоченных органов может осуществлять административное задержание лишь строго по определенным составам административных правонарушений или строго по определенным составам административных правонарушений и в случаях наличия в этих составах особых квалифицирующих признаков.

В соответствии с ч. 2 ст. 27.3 Кодекса конкретный перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Так, например, в Федеральной службе безопасности РФ перечень таких лиц определен приказом ФСБ РФ от 6 сентября 2007 г. № 453 «Об утверждении перечня должностных лиц органов Федеральной службы безопасности, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и реализации отдельных положений Кодекса РФ об административных правонарушениях в органах службы безопасности».

В соответствии с ч. 3 ст. 27.3 Кодекса по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются любые из трех либо все три адресата. Это кто-либо из родственников, кто-либо из администрации по месту его работы (учебы), а также защитник. Количество адресатов, подлежащих уведомлению, по смыслу Кодекса, определяется содержанием просьбы задержанного. Способ уведомления законодателем не определен, однако подобное уведомление является обязанностью правоприменителя.

О факте административного задержания несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители независимо от наличия и содержания подобной просьбы задержанного.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, также независимо от наличия или отсутствия соответствующей просьбы задержанного, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы); а об административном задержании сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

В соответствии с ч. 4 ст. 27.3 Кодекса обязанностью правоприменителя при осуществлении административного задержания является разъяснение задержанному лицу его прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом. Об этом делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Составление протокола об административном задержании является элементом порядка применения административного задержания. Статья 27.4 Кодекса содержит требования к минимально необходимым сведениям, которые должны содержаться в протоколе. Это дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Статья указывает и на необходимость обязательного наличия определенных реквизитов протокола. Это указания на то, что протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Иные (помимо указанных в статье) сведения, которые должны содержаться в протоколе, и его полная форма может быть установлена подзаконными актами органов, уполномоченных осуществлять административное задержание.

Составляют протокол должностные лица органов, уполномоченных осуществлять административное задержание.

Праву задержанного иметь копию протокола об административном задержании корреспондирует обязанность правоприменителя вручить копию протокола задержанному лицу по его просьбе.

Процессуальная регламентация Кодексом сроков административного задержания относится в качестве элементов одновременно к содержанию и порядку применения рассматриваемой меры административного принуждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.5 Кодекса общий срок административного задержания не должен превышать 3 часов. Часть 2 ст. 27.5 Кодекса устанавливает, что за некоторые специфичные административные правонарушения, по смыслу которых правоприменителю необходимо для достижения целей административного задержания больше времени, задержание может осуществляться на срок не более 48 часов. К таким административным правонарушениям Кодекс относит правонарушения, посягающие на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории РФ, а также правонарушения, совершенные во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, или нарушения таможенных правил.

В соответствии с ч. 3 ст. 27.5 Кодекса осуществить административное задержание на срок до 48 часов можно и в отношении лиц, совершивших наиболее тяжкие административные правонарушения. К таковым законодатель относит административные правонарушения, предусматривающие возможность наложения административного наказания в виде административного ареста.

Границы повышенного срока административного задержания обусловливаются требованиями ч. 2 ст. 22 Конституции РФ, согласно которой до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Административное задержание же всегда осуществляется во внесудебном порядке и не судами,
а иными органами государственной власти.

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления. Данный момент следует считать начальным моментом исчисления срока административного задержания. Конкретно продолжительность срока административного задержания законодатель не указывает, ограничив лишь максимальный срок задержания до 3 или 48 часов.

Так как любая мера принуждения должна причинять субъекту права минимальные правоограничения лишь в том объеме, который необходим для достижения цели применения меры принуждения, то и административное задержание должно быть прекращено незамедлительно по достижении его целей. Цели административного задержания законодателем обозначены как обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Следовательно, сроки административного задержания исчисляются с момента доставления в соответствии со ст. 27.2 Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления, и заканчиваются по достижении одной из целей, с которой оно применяется: обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении. По достижении максимального срока (3 или 48 часов) задержанный подлежит освобождению независимо от фактического достижения правоприменителем целей административного задержания.

Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц».

В соответствии с названным положением задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в ст. 27.3 КоАП РФ, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по норме № 3 суточного довольствия, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1992 г. № 935 «Об утверждении норм суточного довольствия осужденных к лишению свободы, а также лиц, находящихся в следственных изоляторах, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях Министерства внутренних дел РФ», а также имеют право получать предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания от родственников и других лиц.

Медицинское обслуживание задержанных лиц осуществляется в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ специалистами государственных или муниципальных учреждений здравоохранения, находящихся в районе расположения органа, осуществившего задержание таких лиц.

Перед отправлением задержанного лица в специальное помещение должностное лицо, уполномоченное осуществлять административное задержание, организует (проводит) личный досмотр (обыск) и досмотр вещей задержанного лица.

Об осуществлении указанных действий составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе административного задержания.

Одновременно производятся опрос и осмотр задержанного лица в целях выявления у него психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний.

В специальном помещении раздельно размещаются:

а) лица мужского пола и женского пола;

б) несовершеннолетние лица и совершеннолетние лица;

в) лица, имеющие признаки инфекционных заболеваний или признаки, указывающие на наличие у них таких заболеваний.

Запрещается размещать в специальных помещениях:

а) лиц с заболеваниями (травмами), состояние которых определяется как «состояние средней тяжести» или «тяжелое»;

б) лиц, страдающих сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени);

в) беременных женщин;

г) взрослых, имеющих при себе детей в возрасте до 14 лет, при невозможности передачи их родственникам или иным законным представителям.

Указанные категории задержанных лиц не размещаются в специальном помещении при наличии документов, свидетельствующих о болезни или беременности, либо соответствующего подтверждения, полученного (по телефону или письменно) из государственного или муниципального учреждения здравоохранения, а также на основании заключения, выданного старшим медицинским работником бригады скорой помощи либо специалистом государственного или муниципального учреждения здравоохранения по результатам осмотра задержанного лица.

Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица в специальном помещении, составляет не менее 2 квадратах метров. Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже 18 °С. Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета.

Задержанным лицам разрешается иметь при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам — в т. ч. протезы или костыли.

Задержанные лица при наличии медицинских показаний могут пользоваться лекарственными средствами, порядок хранения и выдачи которых определяется в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, имеющими право осуществлять административное задержание.

Задержанному лицу по истечении срока задержания возвращаются изъятые у него предметы (вещи, документы, ценности и деньги), за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

Цели административного задержания указаны в ч. 1 ст. 27.3 Кодекса. Их две. Это обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и обеспечение исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Три другие цели применения всех мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, указанные в ч. 1 ст. 27.1 Кодекса (пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении) административным задержанием непосредственно достигаться не могут. Так как, исходя из содержания административного задержания, ему всегда предшествует доставление, то на момент применения административного задержания административное правонарушение будет закончено или пресечено непосредственно доставлением. Кроме того, так как целями доставления являются именно установление личности нарушителя и составление протокола об административном правонарушении, а само доставление закончено, то логично предположить, что и названные цели также уже на момент применения административного задержания достигнуты.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.