Обратная связь
|
МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ: ОТ ОТКРЫТИЙ И ИЗОБРЕТЕНИЙ К МАССОВОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Исторический процесс складывается как результат сложного и труднопредсказуемого переплетения субъективных и объективных факторов. Знания, идеи, воля конкретных людей заставляют их действовать, получая поддержку или вступая в противоречие друг с другом, натыкаясь на объективные преграды, преодолевая их, или отступая перед ними. Результат этого процесса может кардинально отличаться от целей и планов его участников.
В техногенном мире мало кто решится подвергнуть сомнению существенное влияние техники на самые разные стороны жизни человека и общества. Но значит ли это, что ключевой фигурой социального прогресса становится изобретатель? Оправдано ли сведение развития общества к техническому прогрессу, как его определяющему фактору, и сведения прогресса технологий к деятельности конкретных изобретателей, как к главной движущей силе?
Следует различать единичные изобретения и их превращение в массовые технологии. Путь от изобретения до сколько-нибудь значимого социального эффекта долог и сложен. Если в появлении единичных изобретений велика роль субъективных и случайных факторов, то появление и распространение массовых технологий определяется экономическими, политическими, социо-культурными, т.е. объективными по отношению к самому техническому творчеству факторами. Определенному уровню развития общества свойственен определенный уровень предельных технологических возможностей.
В первобытном обществе одни и те же изобретения многократно повторялись, воспроизводились, забывались и переоткрывались разными авторами в разных регионах мира, пока их использование не закреплялось в практике. Эта множественность авторов одного изобретения характерна и для позднейших эпох. Отсюда существует проблема приоритетности. Не стоит думать, что несделанное конкретным автором в силу случайных обстоятельств изобретение могло кардинально изменить историю человечества, что если бы неизвестный гений не изобрел в свое время колесо, человечество так и осталось бы без транспорта и имело бы совершенно иную историю.
Большинство великих изобретений делалось не скачкообразно на пустом месте. Как правило, они все имели длительную предысторию: от первых фантазий, идей, проектов и свидетельств об использовании более или менее удачных прототипов до признанного изобретения. По сути, это не точечное событие, а бесконечный процесс усовершенствования, в котором есть узловые точки – наиболее удачные и важные изобретения. Начинается все с фантазий, отражающих еще не оформившиеся потребности, еще скрытые и смутные желания. Прообраз рельсового транспорта появился в XV веке (в Европе в горном деле). Идеи летательных аппаратов выдвигались Леонардо, Кампанеллой, Ф. Бэконом. Проекты использования реактивных двигателей появлялись с XV века. Тогда же появились проекты скафандров и подводных судов. А уже в XVI веке появились первые образцы подводных лодок. Предшественником телеграфа был оптический телеграф, использовавшийся в Древнем мире.
Изобретатель эпохи мануфактурного производства – разносторонний энциклопедист. Им приходилось преодолевать противодействие цехов, владельцев предприятий, работавших по старинке ручными орудиями труда. Механизации боялись из-за потери рабочих мест и конкуренции. Техногенная цивилизация еще только создавалась, приходя на место традиционному обществу, ориентированному на консервацию моделей поведения, отношений, социальных институтов, технологий. Изобретателю в традиционном обществе крайне сложно противодействовать этой консервативной среде, довести свои идеи до воплощения и широкого использования.
Свои трудности были и у изобретателей эпохи промышленной революции. Это зачастую были люди из низов с ограниченным образованием, но влюбленные в технику (Стеффенсон, Уатт, Фултон, Черепановы и др.). Их изобретения были гораздо более дорогостоящими (паровоз, пароход, паровой двигатель и др.), поэтому они сильно зависели от богатых и властьимущих покровителей. И проекты не реализовывались, если инвесторы не видели в них выгоды, если изобретения опережали свое время и не могли быть широко распространены. Иногда от выгодных изобретений отказывались под давлением конкурентов, лоббировавших старые технологии. Особенно в странах с отсталой экономикой и феодальными отношениями власти и владельцы средств производства располагали дешевой крепостной силой и не были заинтересованы во внедрении новой техники. Таким образом прогрессивные технологии не двигали вперед общество, т.к. не получали распространения. Так, например, И.И. Ползунов в 1765 г. разработал паровой двигатель, но после его смерти машина была сломана, т.к. на заводе успешно применялись водяные двигатели. Зато двигатель Уатта через 20 лет в Англии пришелся как раз кстати. В 1835 г. отец и сын Черепановы и Ф.И. Швецов построили два паровоза и дорогу для демидовских заводов. Но дальнейшие работы пришлось прекратить, т.к. хозяева предпочли более дешевый гужевой транспорт. 1830-е гг. – изобретены генератор и электродвигатель (Б.С. Якоби). Но массовое применение электродвигателей было впереди, для этого необходимо было создать сети и электростанции.
В период бурного развития производства многие технические изобретения делались под влиянием уже четко оформившихся практический потребностей, под влиянием экономического заказа. В этом случае удачные образцы не имели проблем с внедрением. Так в 30-40-е гг. XIX в. в Англии и США было подано около 30 патентных заявок на швейные машины. До этого рабочие машины (станки) были внедрены в прядильном и ткацком производстве. А в швейном деле труд оставался ручным. Возникла потребность в швейных машинах, а изобретатели ее пытались удовлетворить.
Таков же пример с изобретением двигателя внутреннего сгорания. Растущая экономика требовала перевозки людей и грузов, для чего был необходим компактный и универсальный двигатель (в 1860-е гг. изобретены газовые двигатели). Таким образом, само изобретение оказывается звеном в цепочке социальных изменений. Причем, процесс изобретательства нелинейный: изобретателей много, они вступают в конкуренцию.
В ХХ в. усиливается влияние на науку таких социальных институтов, как экономика и государство. Это связано с тем, что научные исследования становятся все более дорогостоящими, все более зависят от наличия источников финансирования. Частные инвестиции направляются в прикладные исследования, преследуя цель извлечения прибыли в минимальные сроки. Государственные инвестиции по возможности направляются и на фундаментальные исследования, но также с условием возможной практической пользы в будущем. Практическая ориентированность науки становится обязательным требованием ее главного инвестора – государства, главным условием выделения финансирования.
Особой задачей становится материализация научных знаний, поиск возможностей их применения на практике. В условиях рыночной экономики этот процесс называют коммерциализацией результатов НИР и НИОКР, или трансфером технологий. На каждом этапе этого процесса существует множество рисков, которые могут привести к тому, что открытие или изобретение не получит сколь-нибудь значимого воплощения.
На этапе создания научных идей, теорий перспектива их применения еще может быть совершенно неопределенна. Казалось бы, если знание истинно, оно рано или поздно в той или иной форме может быть использовано человеком, может принести пользу. Но далеко не любое знание о природе, обществе или человеке содержит в себе явное указание на возможности его применения. Для того чтобы увидеть такую возможность, надо иметь особые способности, быть изобретателем, маркетологом, психологом, иметь предпринимательский склад ума. Сам ученый далеко не всегда способен увидеть и правильно оценить пути применения своего открытия, изобретения, даже если он запатентовал его. Множество патентов остаются чьими-то нереализованными разработками, со временем устаревая.
Человек техногенной цивилизации привык жить в нарастающем темпе перемен так или иначе связанных с внедрением новых технологий. В рыночной экономике условием конкурентноспособности во многих видах деятельности является способность к созданию и внедрению инноваций. Понятие «инновация» не тождественно понятию «новшество». Оно скорее ближе к понятию «нововведение», т.е. такое новшество, которое получило признание, применение, распространение, было внедрено в той или иной сфере человеческой жизнедеятельности. Стимулирование инновационной деятельности в области науки является одним из приоритетов государственной политики.
|
|