ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ Основные вопросы темы:
1. Понятие развития.
2. Системность как атрибут материи. Типы систем.
3. Сущность процесса развития
4. Направленность развития; целесообразность развития.
Список рекомендуемой литературы:
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М, 1994.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1997.
4. Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
5 Вернадский В.В. Философские мысли натуралиста. М., 1988.
6. Проблема связей и отношений в материалистической диалектике. М., 1990.
7. Турсунов В.А. Познание эволюционных процессов во Вселенной ( на материалах космологии). М., 1983.
8. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.
Вопросы и творческие задания:
1. Выскажите свое отношение к следующему суждению: «В огромных масштабах Вселенной отсутствует вообще всякая структура. Структурированность характерна только для сравнительно небольших материальных образований».
2. Заполните таблицу, используя примеры систем, приложенные ниже: автомобиль, общество, молекула, кирпич, горная система, человек, живая природа, часы, кислород, груда камней, планета, пассажиры автобуса, телевизор, таганрогский государственный педагогический институт, футбольная команда, яблоня, продовольственный склад, ректорат, Солнечная система.
Суммативные
системы
| Целостные системы
| органические
| неорганические
| функцио-
нальные
| нефункцио-
нальные
|
3. Найдите ошибку в следующем высказывании: «Развитие – это целенаправленное накопление информации, с последующим ее осознанием».
4. Чем принципиально отличаются друг от друга процессы индивидуального и исторического развития живых организмов?
5. Являются ли с вашей точки зрения тождественными понятия «прогресс» и «развитие»?
6. Какое направление развития может привести систему к «тупику»?
Основное содержание темы:
Развитие – это не движение и «изменение» вообще, а реализация возможностей, имеющихся в «наличном бытии» (уже возникшем, ставшем как некоторая определенность), при сохранении его как основы. В этом плане развитие связано и с понятием функционирования. Разница в том, что последнее при всем его многообразии и сложности характеризуется как линейная зависимость, а развитие связано с переходом на другой уровень, с перерывами постепенности и скачками, когда изменяются существенные характеристики, но целое продолжает существовать как определенность. Кроме того, развитие необратимо, а функционирование может «вернуться» к прежнему состоянию, как только исчезнет внешний фактор воздействия, вызвавший функциональную настройку. Понимание развития и диалектики, как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, связано с допущением существования некой целостности, содержащей в себе различные потенциальные возможности самореализации: движения, как изменения вообще внутри целостности (в том числе и понимание источника движения, как внутренне присущего качества целостности); некоторые структурные организации целого (элементы, связи и структура – все это система), что позволяет ему развиваться в различных направлениях, оставаясь самим собой, Развитие – это свойство материальной и духовной реальности несмотря на то, что на уровне социальной организации субстанции оно осуществляется через деятельность людей (последняя может содействовать или тормозить развитие), процесс развития независим от субъекта познания. Поэтому мы рассматриваем проблему развития в тесной связи с вопросами поиска оснований сущего, бытия, а затем и субстанции, с вопросами единства и многообразия мира, и со связанной с этим проблемой генезиса (происхождения) конкретных вещей, связей и отношений (поскольку субстанция существует лишь в конкретности). В этом случае развитие предстает как особенность структурной организации субстанции, понимаемой как материя, прежде всего.
Системность является таким же атрибутом материи, как пространство, время, движение.
Системность означает преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. Организованность присуща материи в любых ее пространственно-временных масштабах. Исходным понятием в представлении материи как структурно упорядоченного образования выступает понятие «система». Под системой мы будем иметь в виду комплекс взаимосвязанных элементов. Элементы сложных систем, в свою очередь, могут являться системами по отношению к более простым своим составляющим.
В теории систем есть еще одно важное понятие – структура – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. В структуру включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами, развитие. Все материальные системы, существующие в природе или обществе неравнозначны по многим параметрам. По характеру связей между элементами, по степени интегрированности элементов и структур можно выделить два общих класса систем: суммативные и целостные. Суммативными системами являются куча камней, толпы людей и др. подобные образования. Элементы суммативных систем совершенно самостоятельны и достаточно независимы друг от друга и от систем в целом. Связи между элементами таких систем в основном внешние, несущественные, случайные.
Качество такой системы можно определить как сумму качеств (или свойств), составляющих ее элементов.
Второй класс систем – целостные системы. В целостных системах существование системы зависит от каждого элемента, т.е. из нее нельзя убрать ни один элемент, не изменяя при этом качественно всю систему. Качество системы в данном случае отличается от качества составляющих ее элементов.
Целостные системы представляют собой большой класс, который можно подразделить на различные типы, по различным признакам:
· по характеру связей между частями и целым выделяют неорганические и органические системы;
· по отношению к движению – статичные и динамичные;
· по видам изменений – нефункциональные, функциональные и развивающиеся;
· по характеру обмена со средой – открытые, закрытые, изолированные;
· по степени организации – простые и сложные;
· по характеру внутренней детерминации – однозначно-детерминированные, статистические (вероятностные);
· по характеру происхождения – естественные, искусственные, смешанные (человек-машина, наблюдатель-прибор-объект).
На семинарском занятии предстоит более подробно охарактеризовать различные типы систем.
Необходимо указать на то, что способностью развития обладают только открытые системы. Сущность процесса развития заключается в целенаправленном накоплении информации с последующим ее упорядочением и структурализацией. Именно собирание и интегрирование информации является основным условием появления новой организации и новой структуры. Тогда, саморазвитие – это результат избирательного отражения и отбора информации о взаимодействии системы со средой. Отсюда следует, что стоит осторожно относится к гегелевскому тезису о том, что источником развития системы являются внутренние ее противоречия.
Истоки активности системы связаны с целевой функцией системы и отклонением ее от нормы. Это приводит систему в активное состояние для нормализации и сохранения целостности. Без отклонения нет информации и управления, а, значит, нет развития.
Система вне среды не может быть активной, т.к. только взаимодействие со средой, возникающее при этом отклонении и противоречия создают необходимое условие активности системы, ее самодвижение в направлении самосохранения.
Приспосабливаясь к изменяющимся условиям, система накапливает для себя полезную информацию и повышает уровень своей организованности. Таким образом, развиваться с качественными изменениями, с возрастанием уровня организации способны только открытые системы, в которых каждый процесс является единством самообусловленности и внешней обусловленности, как единство внутренних и внешних противоречий.
Однако к развитию можно отнести далеко не всякие изменения, а только такие, в которых существует определенная направленность, тенденции к дальнейшим изменениям, в ходе которых проявляются необратимые состояния.
В общем виде направленность развития осуществляется в рамках круговорота материи. Круговорот материи по своей структуре выступает как сочетание направленности и цикличности, как единство прогресса, регресса и «круговых движений».
Следовательно, понятие круговорота включает в себя содержательные моменты восходящего и нисходящего направлений развития и «круговых движений».
Под направленностью развития понимают определенную тенденцию в изменении системы. Направленность развития систем – это главным образом проблема соотношения и взаимосвязи объективно существующих тенденций прогрессивного, регрессивного и одноплоскостного развития.
Но направленность развития и направление развития – это не одно и то же. Проблема направленности значительно шире проблемы отдельных направлений и форм и форм развития. Она включает в себя вопросы:
· о причинах и направляющих факторах, обусловливающих развитие в данном, а не в ином направлении и смену путей развития;
· о целенаправленности или телеономичности индивидуального и исторического развития.
Целевые отношения – это специфический вид реальных, объективных отношений в процессе развития. Следует различать разумные цели, которые сопутствуют человеческой деятельности и объективную целесообразность развития природных систем. В природе нет разумных целей. Однако понятие «цель» имеет объективное содержание. Под объективными целевыми отношениями понимают согласованность и соответствие элементов системы друг другу и внешней среде, отношения обратных связей, которые обеспечивают регуляцию конечных состояний и организованности процесса развития в целом. Для обозначения этих отношений применяют следующие термины: «целенаправленность» развития, «целесообразность», «телеономичность». В обобщенном виде целесообразность может быть охарактеризована как соответствие какого-либо явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию. В теориях систем под целесообразностью понимают соответствие элементов внутри системы друг другу и системе в целом, а также соответствия структуры системы внешней среде.
Следует разграничивать сознательно поставленную цель и «цель» как конечное состояние, завершающее определенные процесс. Понятие «цель» имеет два основных аспекта:
1. цель, как акт сознания, некая идеальная программа действий;
2. цель, как объективное направление действия, как конечный результат определенного направления процесса.
Для разграничения этих двух аспектов существует понятие теленомия, которым принято обозначать именно второй аспект целесообразности.
Развитие таких сложных систем как живые организмы всегда является процессом, направленным к определенной «цели». В данном случае, в качестве цели рассматривается некоторое состояние системы. В процессе индивидуального развития такой целью может являться, например, выживание (самосохранение), в эволюции – выработка новых приспособительных механизмов, а конечном счете, образование нового вида.
Вопросы для самоконтроля:
1. Объясните, почему системность является атрибутом материи?
2. Что такое структурность материального бытия?
3. Определите понятие «система».
4. Что такое элемент системы?
5. Дайте понятие структуры.
6. Что определяет качество систем: элемент или структура? Объясните почему.
7. Какие бывают типы систем? Приведите примеры.
8. Какие системы обладают способностью развития?
9. Что такое развитие?
10. Объясните понятие гомеостазиса.
11. В чем состоит сущность процесса развития?
12. Объясните механизм саморазвития.
13. Назовите три аспекта рассмотрения процесса развития.
14. Что такое направленность развития?
15. Назовите основные типы и формы развития.
16. Назовите условия взаимоперехода различных форм развития
17. Определите понятие целесообразности.
18. Объясните два аспекта понятия «цель».
19. Что такое телеономия?
Тема 5
Проблема сознания
Основные вопросы темы:
1. Отражение и его виды
2. Мышление, сознание, язык.
3. Проблема возникновения сознания.
4. Сознание и мозг.
5. Понятие о бессознательном.
6. Самосознание и его формы.
Список рекомендуемой литературы:
1. Бородай Ю.М. От фантазии к реальности. М., 1995.
2. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.
3. Ерахин А.В. Диалектика становления мышления и сознания. Свердловск, 1989.
4. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Сб. «Как я понимаю философию». М., 2000.
5. Мамардашвили М.К. Пятигорский А.М. Символ и сознание: Метафизические рассуждения о сознании, символике, языке. М., 1999.
6. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 270-274.
7. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. Гл. IV.
Вопросы и творческие задания:
1. Докажите, что отражение является атрибутивным свойством материи.
2. Приведите примеры, которые показывают, что раздражимость является активной формой отражения и выполняет функцию адаптации.
3. Объясните, почему ощущения называются субъективным образом объективного мира?
4. Ниже приведены примеры различных форм отражения. В каждом столбике найдите и зачеркните «лишние» примеры:
следы на песке боль от укола
превращение воды в пар покраснение кожи при ожоге
замерзание рек повышение температуры при болезни
отражение в зеркале адаптация первокурсников в ВУЗе
замерзание рук след чернил на бумаге
сбрасывание листвы адаптация живых организмов в среде обитания
5. Могут ли животные мыслить? Если да, то чем отличается их мышление от мышления человека?
6. Какая связь существует между прямохождением и возникновением сознания.
Основное содержание темы:
1. Отражением называется способность одних материальных тел воспроизводить некоторые способности других тел. Отражение осуществляется в результате взаимодействия и движения тел. Являясь всеобщим свойством материи, отражение усложняется вместе с усложнением материальных систем. Самую общую классификацию форм отражения можно провести в соответствии со структурными уровнями материи: в неживой природе, в живой природе и социальные формы отражения.
В неживой природе отражение имеет пассивный характер. Примерами отражения в неживой природе являются изменения физических свойств или химических состояний объектов под влиянием воздействий окружающей среды.
В живой природе отражение приобретает активный характер. По мере усложнения живых организмов усложняются и формы отражения. Наиболее сложным является психическое отражение, которое возникает вместе с высшей нервной системой. Психические формы отражения, существующие у высших животных, создают биологические предпосылки для возникновения человеческого сознания.
2.Для изложения вопроса о возникновении сознания очень важно уяснить соотношение между понятиями «мышление», и «сознание» и определить их взаимосвязь с языком.
Современные научные данные говорят о наличии трех форм мышления:
1) наглядно-действенного;
2) наглядно-образного;
3) вербально-понятийного.
Наглядно-действенное мышление возникает при непосредственной деятельности с предметами.
Вторая форма мышления – наглядно-образная – содержит некоторые элементы обобщения и абстракции. Здесь происходит схематизация предметного образа и возникает способность мысленно оперировать объектом.
Третья форма – вербально-понятийная – характерна только для человека и развивается благодаря включенности человека в социальные отношения. Для этой формы мышления надо отметить наличие способности обобщения, формирования и использования понятий, которые имеют языковую форму выражения.
Другим формам мышления также соответствуют свои особые языки (жесты, мимика, позы). Язык можно определить как знаковую систему, способ передачи информации. Язык человека выполняет две основные функции: средства познавательной деятельности (когнитивная функция) и средства общения (коммуникативная функция). Появление словесного языка связано с возникновением понятийного мышления. Словесный язык объединяет все уровни и формы мышления в единое целое и является своеобразным интегратором сознательной деятельности человека. На базе естественного языка возникают искусственные языки: амслен (язык жестов глухонемых Северной Америки), эсперанто, логический, математический и др.
Таким образом, сознание можно рассматривать как высшую вербально-понятийную форму мышления, но, с другой стороны, сознание представляет собой диалектическое снятие предшествующих форм психического отражения и, следовательно, включает в себя в переработанном виде наглядные формы мышления.
3. Проблема возникновения сознания – это по сути проблема антропосоциогенеза, главным содержанием которого является качественная перестройка биологического под действием социальных факторов.
Реконструкцию становления человека и общества надо начинать с анализа общебиологических предпосылок: прямохождения, формирование руки, стадного образа жизни, коллективной охоты, уровня развития головного мозга, психики и т.д.
Первой важнейшей биологической предпосылкой становления человека считается так называемая гоминидная триада, которая состоит из трех морфологических признаков: прямохождения, дифференциация руки и изменений в мозговых структурах.
Другой важной биологической предпосылкой гоминизации является стадный образ жизни непосредственных предков человека.
Стадность не выходит за рамки биологических признаков, но в процессе гоминизации она постепенно превращается из формы взаимосвязи особей в форму коллективной деятельности человека.
Биологическими предпосылками человеческого языка является звуковая коммуникация антропоидов и сигналы неголосовой природы: жесты, мимика, позы.
Однако биологические предпосылки социализации не определяют нового качества, они содержат только возможность развития в гоминидом направлении. Определяющая роль в этом процессе принадлежит становящейся трудовой деятельности, которая начинается с систематического изготовления орудий труда при помощи других орудий.
Создание орудий труда положило начало развитию системы «посредников» между человеком и природой. В процессе изготовлений орудий (каменных, костяных, деревянных) раскрывались свойства материалов, становилось возможным познание законов объективного мира.
Еще один критерий человеческого труда – его коллективный характер. Трудовая деятельность имеет общественный характер не потому, что ее субъект – определенная совокупность особей. Такое встречается и в животном мире, когда волки или другие хищники объединяются для охоты в стаи. Человеческая же деятельность имеет общественный характер, потому что ее назначение – удовлетворение общих потребностей в орудиях труда. Деятельность первобытного человека по изготовлению орудий объединяла все другие виды орудийной деятельности (охоту, собирательство) в единую систему общественно полезных работ.
Изготовление и использование искусственных орудий во время охоты, собирательства и других видов хозяйственной деятельности требовали более высокого уровня психического отражения и более совершенных способов общения между членами первобытного стада.
Общественный труд и формировавшаяся речь оказали сильное влияние на прогрессивное развитие мозга. Постепенное усложнение общественной жизни древних людей, использование огня расширяют их кругозор и приводит к изменениям в сознании. Возникают членораздельная речь, обобщающие понятия.
4. Физиологической основой сознания является сложноорганизованный человеческий мозг. Вопрос о связи сознания с мозгом является по существу вопросом о соотношении биологического и социального в сознании человека. С одной стороны, формирование сознания возможно только при наличии здорового мозга. Любые даже незначительные разрушения в мозговых структурах или нарушение их функций влекут за собой серьезные отклонения в сознании. С другой стороны, для формирования сознания необходимы социальные связи, в которые включен каждый человек, живущий в обществе. В ситуации Маугли или Тарзана, когда человек с раннего возраста исключен из общения с себе подобными, несмотря на наличие нормально функционирующего мозга, сознание у него развиваться не будет.
Таким образом, мозг и социальные связи являются двумя необходимыми условиями формирования сознания.
5. Сознание современного человека представляет собой сложную систему, состоящую из многих элементов. В том числе в нем сохраняются наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления. Они представляют собой досознательный уровень отражения. Существует достаточно широкий круг задач, которые можно решить быстро и эффективно, не прибегая к понятийному мышлению.
Наглядные формы мышления принято относить в сферу бессознательного. Под бессознательным психологи подразумевают те психические явления, которые, находясь в памяти человека, обусловливают сложные формы его приспособительной деятельности, но в данный момент им не осознаются и активно не переживаются.
Как правило, в сферу бессознательного выделяются ощущения, восприятия, инстинкты, установки, сновидения, а также патологические явления, как бред, галлюцинации и т.д. Однако основой бессознательного можно считать формы наглядно-действенного мышления.
Информация, которую хранит наш мозг очень велика, и сознание не в состоянии переработать ее сразу. Осознается толь та информация, которая представляет для человека наибольшую ценность. Ощущения и восприятие часто не становится фактом сознания, но сознание не существует помимо них.
С бессознательной сферой связана способность воображения. По некоторым подсчетам мозг человека способен продуцировать число воображаемых ассоциаций порядка 10 ¹ºº , а это на двадцать порядков превышает число атомов в наблюдаемой нами Вселенной. Осознать и, тем более, выразить в словесной форме все это число воображаемых представлений невозможно. Большая их часть находится в сфере бессознательного. Извлечение их в сферу сознания возможно под влиянием гипноза, в процессе общения с миром искусства или в случае внезапного интуитивного прозрения.
Тема 6
|