Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ В КУЛЬТУРЕ

Основные вопросы темы:

1. Понятие культуры. Типы культур.

2. Массовая культура и личность.

3. Восток-Запад: диалог культур.

4. Место России в диалоге культур.

5. Культура и цивилизация.

 

Список рекомендуемой литературы:

1. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов-н/Д., 1994. Гл. 4.

2. Очерки социальной философии. М., 1994.

3. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

 

Вопросы и творческие задания:

1. Выберите правильный, с Вашей точки зрения, ответ:

В философском смысле культура – это

– умение вести себя в обществе;

– обработка земли;

– совокупность духовных ценностей общества;

– способ жизнедеятельности человека и общества;

– нравственные идеалы и соблюдение нравственных норм, принятых в данном обществе;

– материальные ценности общества.

2. Объясните взаимосвязь понятий «духовность» и «культура».

3. Сравните светское и религиозное понимание духовности, найдите общие черты и различия.

4. Дайте сравнительную характеристику восточного и западного типов культуры.

5. Заполните сравнительную таблицу:

 

Тип культур Элементы Примеры Значения
1. Элитарная      
2. Массовая      

 

Основное содержание темы:

В переводе с латинского термин «Культура» означает возделывание, обрабатывание. Первоначально имелось в виду возделывание земли.

В философском смысле культура – это выражение деятельностной природы человека. И в этом смысле культура является мерой развития самого человека. При таком понимании культуры история общества превращается в историю человеческой деятельности, в историю культуры.



Техника и научные трактаты, политика и моральные нормы, живопись и космические корабли, правительства и суды – все это мир человеческой культуры.

Культурное ядро народа или нации складывается на протяжении столетий. Оно фиксируется в предметном теле культуры – архитектуре, домашнем быте, праздничных манифестациях, шествиях. Оно существует в повседневной жизни, в жизненном укладе народа.

Таким образом, культура представляет собой мир человеческих ценностей, человеческих смыслов, которыми люди наделяют создаваемый ими предметный мир. Этот предметных мир во всей своей совокупности представляет собой предметное тело культуры.

Главное в культуре – это проблема идеалов. Но следует отметить, что далеко не всегда принципы и идеалы, сформулированные в культуре, становятся принципами и нормами жизни. Происходит это потому, что культура сталкивается с социальными порядками, господствующими в обществе. В различных цивилизациях по-разному складываются взаимодействие культуры и социальных порядка. Наибольшие различия проявляются в функционировании в Западных и Восточных типах цивилизации.

Закономерности развития восточных цивилизаций таковы, что культура периодически достигает там больших высот, а затем приходит в упадок в месте с упадком или даже гибелью государства.

Восточные культуры имеют своей составляющей пассивную, созерцательную концепцию личности. Человек должен подчиняться господствующему над ним мировому порядку. Восточная концепция личности связанна с отказом от всяких потребностей, самоограничением растворении в космическом сознании.

В западной цивилизации скрадывается другой тип взаимодействия культуры и общества, который обеспечивается быстрее развитие цивилизации.

Начиная в эпохи Возрождения, западная культура постепенно выдвигала различные идеалы общественного устройства, концепции освобождения человека, и реализации творческого потенциала личности. Западная культура стремится к тому, чтобы процесс развития стал одновременно и процессом становления всесторонне развитого, целостного общества.

Наряду с высокой, элитарной культурой в современном обществе, существует и массовая культура, которая оказывает огромное воздействие на поведение, чувства, настроения людей.

Предназначение высокой культуры, к которой относят философию, литературу, живопись, классическую музыку, некассовые фильмы и театральные постановки, заключается в постоянном осмыслении гуманистических идеалов и духовно-нравственных ценностей. Но реальность такова, что для массового сознание такие идеалы зачастую оказываются слишком сложными и не нужными.

Диалог высокой культуры с повседневностью всегда складывается трудно, а иногда становится невозможным. Но жить без идеалов человек не может. И здесь выручает массовая культура, которая создает свои идеалы. В пределах массовой культуры постоянно возникают так называемее контркультуры, которые снимают с простого человека давления высоких идеалов и одновременно являются способом преодоления отчуждения человека от высокой культуры.

Таким образом, можно сказать, что роль массовой культуры в обществе состоит в том, что она приобщает большие массы людей к сложнейшим духовно-нравственным проблемам в адаптированном виде.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем суть понятия «культура».

2. Назовите отличия культуры и цивилизации.

3. Что есть антикультура.

4. Что такое массовая культура и элитарная культура.

5. Культурные традиции: Восток – Запад.

 

Тема 10

ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВА

Основные вопросы темы:

1. Природа и общество.

2. Общество в историческом изменении:

а) формационный и цивилизационный подходы к истории;

б) направленность исторического процесса.

3. Проблема насилия в истории.

 

Список рекомендованной литературы:

1. Введение в философию. М., 1989. Ч. II.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М., 1994.

3. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994.

4. Очерки социальной философии. М., 1994.

5. Социальная философия. Хрестоматия. М., 1994. Ч. I.

 

Вопросы и творческие задания:

1. Выберите правильный ответ:

общество в философском понимании – это…

– круг общения человека;

– группа людей, объединённая по интересам или профессиональным занятиям;

– часть объективной реальности, имеющая свои черты,

закономерности функционирования и развития;

– этап исторического развития человечества;

– население одной или нескольких стран.

2. Вспомните, что такое система, какие бывают типы систем и определите, к какому из них относится общество.

3. Назовите основные направления системного исследования общества.

4. Является ли верным, с вашей точки зрения, следующие высказывания: «Природа и общество – две различные формы бытия, Вечные во времени и бесконечные в пространстве»?

5. Выберите, какие из перечисленных ниже признаков характеризуют формационный подход к истории, а какие – цивилизационный:

1) основой общества считаются материальные, производственные отношения;

2) исторический процесс рассматривается как переход от низшего к высшему через резкие качественные скачки, социальные революции;

3) ядром общества считается культура, в центре которой находятся духовные ценности и идеалы;

4) история рассматривается как непрерывная эволюция;

5) историческое развитие представляется как однонаправленный процесс;

6) в истории общества предполагается многовариантность путей развития.

6. Найдите плюсы и минусы в формационной концепции истории.

7. Какова, с вашей точки зрения, направленность исторического процесса? Выберите нужное или напишите своё:

– общество с развитием цивилизации деградирует: оно идёт от «золотого» века к «серебряному», а от него – к «железному»;

– ход истории цикличен: различные общества многократно проходят замкнутые циклы зарождения, подъёмы, упадка и гибели;

– история – это поступательное развитие общества по восходящей линии

– другое ___________________________________________.

8. Что, по-вашему, может быть критерием общественного прогресса:

– вобода личности;

– уровень развития производительных сил;

– развитие техники.

Объясните, почему вы выбрали именно этот критерий.

Основное содержание темы:

Социальная философия рассматривает общество как целостную органическую систему открытого типа. Следовательно, общество должно быть рассмотрено во взаимосвязи со средой, коей является природа.

В широком смысле слова термином «природа» обозначают объективную реальность, все, что существует. Высшим порождением природного развития является человек. Благодаря труду, сознанию и членораздельной речи человек выделился из остальной природы. Таким образом, возникает особый вид объективной реальности – социум.

Природу и общество следует рассматривать как две различные, но связанные между собой формы-бытия. Изучая общество, нельзя его абсолютно противопоставлять природе. Человек и общество возникают из природы, существует и развиваются только в непосредственной связи с природой.

Человек – это часть природы, только особым образом организованная.

Рассматривая природу как предпосылку и условия человеческой истории, следует учесть, что в истории возникновения, функционирования и развития общества непосредственную роль играет не вся природа, а лишь та её часть, которая окружает человека, входит в сферу его интересов, потребностей и представляет собой совокупность естественных условий жизни людей. Природные условия – это, прежде всего, физико-географическая оболочка Земля как внешняя среда обитания человека: рельеф, почва, климат, водные ресурсы, полезные искапаемте, флора, фауна и т.д. Природа как условие жизни и развития общества не являются постоянной и неизменной величиной. По мере развития общества в его жизнедеятельности включаются всё новые и новые природные силы. Прогрессивное развитие общества связано с интенсивным освоением и потреблением природных ресурсов. Сегодня проблема взаимодействия природы и общества приобретает жизненно важное значение для дальнейшей судьбы цивилизации. Остро стоит проблема сохранения среды обитания человека как биологического вида. Трагедия современного человека состоит в том, что человек во взаимоотношениях с природой оказался заложником результатов собственной деятельности. Расширение масштабов преобразования природы вызывает усиление отрицательных эффектов. Человечество вступило в эпоху экологической кризиса. Для выхода из этой ситуации и преодоления кризиса необходимо переход к новой концепции природопользования, основанной на идеи коэволюции, т. е. совместной эволюции природы и общества.

Что касается исторического развития самого общества, то здесь надо отметить, что длительное время в отечественном обществознании была распространена формационная концепция Маркса. Сущность социальной теории Маркса рассматривалась выше. Теперь же необходимо охарактеризовать некоторую ограниченность формационного подхода. Реальная история далеко не всегда укладывается в такую модель развития. Согласно этой схеме выделяется пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Однако, во-первых, следует заметить, что в разных регионах мира рабовладению и феодализму предшествовало особое раннеклассовое общество, в котором соединились доклассовые и раннеклассовые структуры. Во-вторых, древние государства, которые принято называть рабовладельческими, далеко не в полной мере соответствовали этому типу. Их экономика была основана не столько на труде рабов, сколько на труде свободных мелких производителей. Рабский труд во многих восточных обществах применялся только в сфере обслуживания. Даже в Римской империи большинство работников в сельском хозяйстве составляли крестьяне. В-третьих, большинство народов мира в своём историческом развитии вообще не знали рабовладения. Раннеклассовые формы цивилизации таких народов скорее были феодальными, чем рабовладельческими. Германцы, славяне, Англия, Скандинавия, прибалтийские народы, Япония, Корея, Вьетнам, Бирма, Индонезия и многие другие страны рабовладения не знали. Отсюда можно сделать вывод, что рабовладение не является общей ступенью в развитии человечества. Поэтому более целесообразно в качестве этапа исторического развития выделять докапиталистическое общество, которое характеризуется доиндустриальным периодом развития человеческой цивилизации. Ввиду указанных сложностей использования формационного подхода к историческому развитию в последние годы всё более распространяется другой – цивилизационный подход. Специфика цивилизационного подхода состоит в акцентировании внимания на духовных факторах, пронизывающих все общественные отношения.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое социальная философия?

2. Дайте понятие общества.

3. Назовите аспекты изучения общества социальной философии.

4. Что понимают под природой?

5. Какова основная проблема современного взаимодействия общества и природы?

6. Назовите основные типы исторического взаимодействия общества с природой?

7. В чём суть формационной концепции развития?

8. Чем отличаются цивилизационный подход к истории от формационного?

9. Что такое цивилизация и каковы её элементы?

10. Какие существуют концепции направленности исторического развития?

11. Понятие о смысле и цели истории?

12. Проблема освобождения человека и её аспекты?

 

 

_________________________

КОЛЛОКВИУМ

На последнем семинаре целесообразно провести коллоквиум, который может стать своеобразной «репетицией» экзамена. На коллоквиум выносится 10 вопросов. Студенты, сдавшие коллоквиум на «хорошо» и «отлично», могут быть освобождены от этих вопросов на экзамене.

 

Вопросы для коллоквиума

1. Мировоззрение и философия

2. Сравнительный анализ исторических типов и мировоззрения

3. Предметная область философии

4. Понятие об основном вопросе философии.

5. Целесообразность в природе и обществе.

6. Специфика философского познания

7. Проблема понимания в философии

8. Природа как предпосылка и условие человеческой истории

9. Проблема периодизации истории

10. Социализация личности и опредмечивание ее духовности.

 

_________________________

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

стандарт

 

Вариант 1

1. В чем специфика философского знания?

2. Назовите основные исторические этапы развития европейской философии.

3. В чем главный смысл философского понятия «бытие»?

4. Что есть диалектика?

5. Какова сущность человека.

6. Что понимается под сознанием в современной диалектико-материалистической философии.

7. Главная особенность философского понятия «общество».

8. Что такое нравственные ценности.

9. Что выступает основой познания.

10. В чем особенность философской картины мира.

Варианты ответов на вопросы:

1. а/ это элитарное знание;

б/ это научное теоретическое знание;

в/ это научное, теоретическое и духовно-практичекое знание (ценностное);

 

2. а/ философия рабовладения, феодализма, капитализма;

б/ античная, средневековая, возрожденческая, нововременная, просвещенческая, немецкая классическая философия и философия иррационализма XIX – нач. XX вв.;

современная философия.

в/ этапы исторического развития европейской философии весьма условны и имеют гносеологические основания.

 

3. а/ бытие – это смысл всего;

б/ бытие – это то, что открывается разуму человека;

в/ бытие – это сосуществование материального и идеального;

 

4. а/ диалектика – это метод познания;

б/ диалектика – это учение о развитии;

в/ диалектика – есть учение о всеобщем развитии природы, общества и мышления.

 

5. а/ сущность человека в его биологической природе;

б/ сущность человека биосоциальна;

в/ сущность человека социальна.

 

6. а/ сущность сознания в отражаемости им мира;

б/ сущность сознания скрыта от сознания;

в/ сущность сознания открывается человеку через его предметно-практическую, преобразующую деятельность т.к. она надындивидуально.

 

7. а/ общество – есть сумма человеческих индивидов (интегративное единство);

б/ общество – есть особая часть природного мира, саморазвивающаяся система человеческих (социальных) отношений на основе реализации потребностей людей в духовных и материальных благах.

в/ общество – есть совокупность классов и социальных групп.

8. а/ нравственные ценности – это химера, их не существует;

б/ нравственные ценности – это добро, справедливость, счастье, любовь, смысл жизни;

в/ нравственные ценности – полезность (утилитарность), « содействие наибольшему частью для наибольшего числа людей».

 

9. а/ основой познания являются знания;

б/ основой познания выступают цели познания;

в/ основой познания является практика в широком смысле слова.

 

10. а/ она весьма абстрактна;

б/ философская картина мира научна;

в/ философская картина мира имеет человеческий, субъективный фактор, связанный с ценностными его ориентациями.

 

 

Вариант 2

1. Назовите предмет философии.

2. Какая исторически первая форма философского знания возникает.

3. Что такое материя.

4. Назовите всеобщие законы развития.

5. Каково соотношение понятий «человек» – «индивид».

6. Что такое самосознание.

7. Что такое государство.

8. Какие формы общественного сознания существуют.

9. Что такое истина.

10. Каковы главные проблемы современности.

 

Варианты ответов на вопросы:

1. а/ предметом философии является весь мир;

б/ предметом философии является знания людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира через призму отношений человека к миру, обществу, самому себе;

в/ предметом философии являются всеобщие законы развития природы, общества и мышления.

 

2. а/ античная философия;

б/ натурфилософия;

в/ материализм.

 

3. а/ материя – это энергия;

б/ материя – есть вещество и поле.

в/ материя – есть философская категория для обозначения объективной реальности.

 

4. а/ всеобщими законами развития являются всеобщие законы сохранения;

б/ всеобщими законами развития выступают прогресс и регресс;

в/ всеобщими законами развития являются: закон взаимного перехода количественных отношений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

 

5. а/ соотношение понятий «человек» – «индивид» выражает отношение общего к особенному.

б/ это соотношение общего и единичного;

в/ это соотношение не имеет смысла.

 

6. а/ самосознание – это осознание собственного «Я»;

б/ самосознание в своей сути – это бессознательное;

в/ самосознание – это акт, в котором сознание может прояснить свое содержание и структуру.

 

7. а/ государство – есть продукт договоренности людей;

б/ государство – есть орудие (аппарат) насилия;

в/ государство – это исторически возникающий продукт отношений людей, являющийся результатом общественного разделения труда, отделения умственного труда от физического.

 

8. а/ общественное и индивидуальное сознание;

б/ формами общественного сознания являются: политика, право, мораль, искусство, религия, философия;

в/ формы общественного сознания – это общественная психология и общественная идеология.

 

9. а/ истина – это правда;

б/ истина – это такое содержание нашего сознания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества;

в/ истина – это знание соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

 

10. а/ главными проблемами современности являются насилие и ненасилие.

б/ главная проблема современности ликвидация бедности и нищеты.

в/ главные проблемы современности: экономические (экологические и политические) – материальные и проблемы упадка духовности.

 

 

Вариант 3

1. Какова структура философского знания.

2. Существует ли национальная философия или же она, как и наука интернациональна.

3. Назовите атрибуты материи.

4. Какие категории диалектики вы знаете.

5. Как существует человек.

6. Что такое антропосоциогенез.

7. Что такое общественно-экономическая формация.

8. Как в философии трактуется понятие личности.

9. Философская характеристика истины.

10. Сколько научных революций было в истории науки.

 

Варианты ответов на вопросы:

1. а/ структуры философского знания таковы, как и структура научного знания: эмпирические и теоретические;

б/ структурой философского знания является наличием в нём онтологии, гносеологии, логики, этики, эстетики и исторической философии;

в/ структура философского знания есть: физика, метафизика и логика.

 

2. а/ философское, как и научное знание интернациольно и даже космополитично;

б/ существует. Например, французское Просвещение, немецкая классическая философия, русская философия;

в/ национальная философия существует там и тогда, где и когда есть могучая национальная культура.

 

3. а/ атрибутом материи является бытие;

б/ атрибутами материи является движение, пространство и время;

в/ атрибутом материи является смысл ей присущий.

4. а/ категориями диалектики являются: материя, сознание, пространство, движение и т. д.;

б/ категориями диалектики являются: единичное, особенное, всеобщее; сущность и явление; необходимость и случайность; причина и следствие; содержание и форма.

в/ категории диалектики это: качество, количество, мера, скачок, противоположность, противоречие, отрицание., отрицание отрицания.

 

5. а/ человек существует реально;

б/ человек существует как биологическое существо;

в/ человек существует только как социальное существо.

 

6. а/ антропосоциогенез – одна из ранее существовавших теорий происхождения человека XIX – XX вв.;

б/ современная научная теория происхождения человека и общества;

в/ биологизаторская теория происхождения и сущности человека.

 

7. а/ общественно-экономическая формация (ОЭФ) – это государство определенного типа;

б/ ОЭФ – это общественная система определенного типа;

в/ ОЭФ – это определенная общественно-политическая система отношений между людьми, сформировавшаяся на основе экономического базиса (совокупности производственных отношений).

 

8. а/ личность – это продукт общественного развития;

б/ личность – это живой конкретный человек;

в/ личность – это определенный, конкретный человек, являющийся элементом системы сложившихся отношений и включенный (и активно, и пассивно) в нее.

 

9. а/ истина – это правда;

б/ истины не существует т.к. она не достижима в силу бесконечности объекта и предмета человеческого познания;

в/ истина – это такое содержание наших знаний, которое соответствует предмету познания и совпадает с ним.

 

10. а/ каждое открытие в науке – есть революция, значит, сколько открытий, столько и революций в науке;

б/ наука сама по себе революционна;

в/ в истории научного познания отмечают 4 научных революций.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

итоговые

Вариант 1

1. Соотношение понятий «философия» и « мировоззрение».

2. Какова главная идея философии европейского Возрождения.

3. В чем суть связи материи и субстанции.

4. Что такое индетерминизм.

5. Что такое субъективный идеализм.

6. Каков смысл объективного идеализма.

7. Что такое аксиология.

8. Что есть антикультура.

9. Что называется в философии историческим процессом.

10. В чем суть исторического прогресса.

 

Варианты ответов:

1. а/ философия и мировоззрение одно и тоже.

б/ философия и мировоззрения не связаны никак.

в/ философия является сутью мировоззрения.

 

2. а/ главной идеей философии европейского Возрождения является идея Бога.

б/ главной идеей выступает идея человека.

в/ главной идеей философии Возрождения выступает идея Бога, который есть только потому, что есть конкретный человек.

3. а/ материя и субстанция – одно и тоже.

б/ материя и субстанция абсолютно разные вещи.

в/ понятие материи является основополагающим в рассмотрении сущности субстанции.

 

4. а/ индетерминизм – теория неопределенностей.

б/ индетерминизм – есть отрицание детерминизма.

в/ индетерминизм есть уточнение сущности причинности.

 

5. а/ субъективный идеализм – это первопричинность Бога.

б/ субъективный идеализм – это первичность человеческой души, сознания.

в/ субъективный идеализм – это крайний субъективизм.

 

6. а/ объективный идеализм – это признание смысла везде и во всем, при этом он (смысл) предопределяет все: «Вначале было Слово…».

б/ объективный идеализм – это объективность идеализма.

в/ объективный идеализм значит, что идеализм имеет объективный характер.

 

7. а/ аксиология – это философская наука о бытии.

б/ аксиология – это философская наука о ценностях.

в/ аксиология – это теория личности.

 

8. а/ антикультура – это то, что создано человеком, но разрушает человеческий мир.

б/ антикультура – способ существования культуры.

в/ антикультура – это современная культура.

 

9. а/ исторический процесс – это хронологически исчисляемое время существования человечества.

б/ исторический процесс – это только понятие, в реальном мире нет аналога этого понятия.

в/ исторический процесс – есть некие закономерности изменяющейся жизни человеческого общества, выявленные людьми. Он есть и процесс, и результат.

 

10. а/ исторический прогресс – это развитие общества вперед.

б/ исторический прогресс – это характеристика изменяющейся жизни человека и общества от простого к сложному.

в/ исторический прогресс – это выдумки оптимистов.

 

 

Вариант 2

1. Каково соотношение философии и науки?

2. Можно ли назвать философию искусством?

3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?

4. Обладает ли философия практической действенностью?

5. Перечислите исторические эпохи европейской философии.

6. Назовите главный философский интерес греческой натурфилософии.

7. Каков главный философский интерес в Новейшее время (ХХ – ХХ1 вв.)?

8. Как трактуется в философии ХХ века вопрос «Что такое человек?»

9. Как трактуется современной философией общество.

10. В чем суть философского понимания природы?

 

Варианты ответов:

1. а/ философия и наука – две противоположные формы постижения человеком реальности.

б/ философия есть наука, их противопоставление бессмысленно.

в/ философия может существовать только в союзе с наукой, как впрочем, и наука с философией.

г/ предложите Ваш вариант ответа.

 

2. а/ философия и искусство – две самостоятельно существующие формы духовного освоения мира.

б/ философия – это искусство мыслить по-особенному не так как в науке.

в/ философию и искусство объединяет обостренный интерес к бытию человека, выявляя тем самым гуманистическую функцию философии.

г/ предложите Ваш вариант ответа.

 

3. а/ философия и религия, несопоставимые явления, как и понятия их отражающие.

б/ философия уступает религии в нравственном отношении, т.к. религиозные догматы, в которых отражены нравственные требования к человеку фундируются верой, иррациональностью, а философия – знание.

в/ философия есть практическое отношение человека к миру, которое наиболее ярко представлено в ее этической функции.

г/ предложите Ваш вариант ответа.

 

4. а/ философия выявляет и вырабатывает смыслы человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели.

б/ философия – это интеллектуальное занятие, рафинированная область знаний и деятельности. Она – удел избранных.

в/ вопрос не имеет смысла.

г/ предложите Ваш вариант ответа.

 

5. а/ доисторическая эпоха, христианская эпоха, современность

б/ Античность, Средние века, Новое время, Новейшее время.

в/ разные авторы обосновывают собственную периодизацию истории европейской философии.

г/ предложите Ваш вариант ответа.

 

6. а/ материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.)

б/ атомы и пустота (Левкипп, Демокрит и др.).

в/ числа (Пифагор и др.)

г/ предложите Ваш вариант ответа.

 

7. а/ «работа» сознания с феноменами.

б/ бытие человека в мире, поиск сущего.

в/ логический анализ языка, употребление языка.

г/ деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм.

 

8. а/ существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания.

б/ существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее).

в/ существо, границей которого, его подлинной природой является язык.

г/ существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного.

д/ существо, в котором бессознательное господствует над сознательным

е/ предложите Ваш вариант ответа.

 

9. а/ общество – это система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.)

б/ общество – это коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)

в/ продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс).

г/ предложите Ваш вариант ответа.

 

10. а/ природа – это стихия, благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден).

б/ природа – это мир переживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу.

в/ природа – это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека.

г/ природа – это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества.

д/ предложите Ваш вариант ответа.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ

повышенной трудности

Вариант 1

1. Каково различие между предметом и объектом философского знания.

2. Насколько совместимы вера и знание.

3. Что такое спекулятивная философия.

4. Назовите основоположника европейского рационализма в философии.

5. Определите философское понятие культуры.

6. В чем различие между человеческой субъектностью и субъективностью.

7. Что такое контркультура.

8. На основе чего строится духовный мир человека.

9. Какова основа бытия.

10. Что является высшей формой развития.

 

Варианты ответов на вопросы:

1. а/ различий между предметом и объектом философского знания нет;

б/ объектом философского знания выступают мир и человек в их связи, а предметом – прояснение сущности этой связи;

в/ объектом философского знания выступает его предмет.

г/ дайте собственное определение.

 

2. а/ вера и знание не совместимы.

б/ вера и знание не существуют друг без друга.

в/ если знание основа познания, то вера основа религии.

г/ дайте вариант вашего ответа.

 

3. а/ философия спекулянтов;

б/ философия, спекулирующая истиной;

в/ философия, которая свое содержание выводит из собственных понятий;

г/ дайте вариант собственного ответа.

 

4. а/ основоположником европейской рационализма является Аристотель;

б/ основоположником европейского рационализма является Декарт;

в/ основоположником европейского рационализма является Гегель;

г/ дайте собственный вариант ответа.

 

5. а/ культура это духовная жизнь человека и общества;

б/ культура выражена в материальных ценностях человечества;

в/ культура – это результаты разнообразной деятельности людей;

г/ дайте собственное определение культуры.

 

6. а/ субъектность и субъективность – это одно и тоже;

б/ субъективность – это содержание внутреннего мира человека, а субъектность – это то, что делает человека субъектом, как противоположность объекту.

в/ субъектность, как и субъективность характеристики человека.

г/ дайте собственное понятие.

 

7. а/ контркультура – это антикультура;

б/ контркультура – это нарождающаяся или отмирающая, противостоящая господствующей культуре;

в/ контркультура – это субкультура;

г/ дайте собственное определение контркультуры.

 

8. а/ духовный мир человека строится на основе духовной его практики;

б/ духовная культура человека в своей основе содержит материальную деятельность людей;

в/ духовная культура наследуется человеком генетически;

г/ дайте собственное понимание духовного мира.

9. а/ бытие есть само основание;

б/ основа бытия – мысль;

в/ основа бытия – материя;

г/ дайте вариант собственного ответа.

 

10. а/ высшей формы развития не существует;

б/ высшая форма развития – прогресс;

в/ высшая форма развития – Бог;

г/ дайте собственное определение.

 

ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ФИЛОСОФИИ

 

стандарт

 
Вар. 1 в б в в в в б б в в
Вар. 2 б а в в б в в б б, в в
Вар. 3 б в б б б б в в в в

 

итоговые

 
Вар. 1 в в в б б а б а в б
Вар. 2 в в в а б г а, б, в, г а, б, в, г, д а, б в, г

 

повышенной трудности

 
Вар. 1 б в в а в б б в а б

 

_________________________

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Абсолют – основная категория фил. Шеллинга, означающая наличие высшей духовной сущности.

Абсолютный дух – в философии Гегеля конечное звено развития духа, проходящее к абсолютному знанию.

Абсолютная идея – в философии Гегеля категория основы мира, творческого начала, вечное начало бытия.

Абсолютная истина – полное исчерпывающее знание о действительности. Сведения, которые правильно отражают свойства предметов.

Агностицизм – философская концепция, отрицающа






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.