Обратная связь
|
Организационный механизм принятия политических решений в Российской Федерации. Организационный механизм разработки государственных решений по реализации государственной политики.
Реализация государственной политики — это постоянный, динамичный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского общества. Реализация начинается сразу же после одобрения и легитимации государственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата.Составной частью осуществления государственной политики является определение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий:· организационно-управленческих;· нормативно-правовых;· финансово-экономических;· социально-психологических.Существуют три методологических подхода к проблеме реализации государственной политики, рассматривающих этот процесс с различных позиций.Во-первых, реализация как линейный процесс. При этом основными организационными условиями успешного выполнения являются:1) ясные цели деятельности и стандарты выполнения функций;2) наличие необходимых ресурсов: финансовых, материальных, информационных, человеческих и т.д.;3) эффективные организационные структуры;4) разработанные правила, процедуры и инструкции, координирующие и регламентирующие деятельность организаций и их отношения с властными структурами;5) развитые коммуникации и система координации деятельности различных структур, вовлеченных в процесс осуществления политики, в том числе:— исполнительной и законодательной власти;— центральной, региональной и местной властей;— самих федеральных органов исполнительной власти;6) мотивированный и квалифицированный персонал.Во-вторых, реализацию можно рассматривать как комплекс действий различных государственных структур, связанных с адаптацией всех участников, и в первую очередь высших руководителей, на всем протяжении осуществления политики к условиям и задачам, которые приходится решать, с умением согласовывать свои интересы и формировать партнерские отношения. Здесь большую роль играют информационные системы и каналы обратной связи, позволяющие узнавать о происходящих событиях и полученных результатах и на их основе регулировать свою деятельность, исходя из миссии и целей организации или индивида.В-третьих, реализацию можно представить как деятельность по определенным правилам как формальным, так и неформальным, которые установлены в самом начале или формируются участниками осуществления политики на основании накопленного опыта. Следование им при разработке стратегии и тактики, управлении и контроле позволяет определять роль каждого участника и быстрее реализовывать цели организации. Важное значение в этом случае имеет организационная культура, существующая в организациях и влияющая на характер отношений между их членами.Так как процесс реализации представляет сложную и разностороннюю деятельность и охватывает различные области, то в него вовлечены многие участники, поэтому возникает вопрос о необходимости их классифицировать и разделить на отдельные группы. Очевидно, что эффективность реализации зависит не только от реалистичности поставленных целей, но и от взаимодействия всех участников и организаторов данного процесса.В целом выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные институты и организации. Последние обычно делят по двум критериям: уровню управления и характеру организации.
Организационный механизм принятия политических решений в Российской Федерации.
Прежде чем перейти к исследованию особенностей механизма принятия политических решений в современной России, следует заметить, что важной ценностью управленческой деятельности выступает управляемость общества (системы). Так, исследователь А.И. Пригожин считает, что акторы политического управления в стране «понимают управляемость предельно упрощенно: усиление централизованного контроля, упразднение политической конкуренции….»1 Далее А.П. Пригожин приводит другой способ обеспечения управляемости, который он разделяет, отмечая: «Ведь что такое управляемость, чем она обеспечивается? Во-первых, устойчивостью социального порядка, т.е. законностью…. Во-вторых, управляемость – это осуществляемость решений, т.е. тех же законов, указов Президента и подзаконных актов…. Третья составляющая управляемости – согласованность целей и действий разных ведомств, органов власти»1. Методологически важно отметить, что вопросы принятия политических решений базируются на платформе политического процесса, являющейся основанием для многоуровневой пирамиды, формирующей политику в целом. И от того, насколько эффективно функционирует это основание, зависит в целом социально-политическое благополучие государства. Следовательно, ценность механизма принятия политических решений состоит в том, что он определяет процессы, происходящие в обществе, стабилизируя или дестабилизируя их. От того, насколько принятое политическое решение соответствует целям общества, зависит управляемость общества. Таким образом, исследование особенностей политического процесса позволяет выявить особенности принятия политических решений в России. Основываясь на исследовании Р. Мухаева, выделим семь основных особенностей российского политического процесса2: Как отмечает Р. Мухаев «Первая особенность состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур»1. Безусловно, в условиях перехода России к рыночной экономике статусная дифференциация сталкивается с социально-экономической, классовой. Нарастающее экономическое неравенство в обществе, вызванное перераспределением государственной собственности через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института частной собственности формируют разнородную массу политических интересов и выражающих их сил. В этих условиях монополия государства на собственность и ресурсы сокращается, поэтому растет желание правящего класса любой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, самоорганизоваться, создать партию власти.Данная ситуация обусловливает вторую особенность политического процесса в России - отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. В России не было традиции консенсуса и ее невозможно было укоренить за несколько лет реформ. Другая же причина конфликтности политического процесса кроется в различном понимании ценностей свободы и демократии у зарождающихся политических сил, а также в неравных возможностях их участия в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов. В этих условиях, как отмечают Б.А. Исаев и Н.А. Баранов, «новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных сфер (учителя, медики, инженерно-технические работники и т. д.), имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой» экономики»2. Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие)1. Третья особенность политического процесса в России состоит в его неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограничены. «Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом»2. Отсутствие дифференциации и специализации политических ролей и функций у субъектов и носителей власти обусловлено российской политической традицией, заключающейся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время - у монарха, а в советское -у властвующей коммунистической партии. Малейшее ослабление политического господства монопольно властвующего органа приводило к конфликтам, потере управляемости социальными процессами и в конечном счете к революциям.
|
|