Процедура принятия управленческих решений на государственном уровне. Управленческое решение – это результат конкретной управленческой
деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка
и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого
уровня, включающий:
§ выработку и постановку цели;
§ изучение проблемы на основе получаемой информации;
§ выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и
возможных последствий принимаемого решения;
§ обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы
(задачи);
§ выбор и формулирование оптимального решения;
§ принятие решения;
§ конкретизацию решения для его исполнителей.
Цели принятия управленческих решений. Внимательное рассмотрение процесса
принятия решений с целью его лучшего уяснения приводит к необходимости четкого
определения целей и задач. Нередко цели или, во всяком случае, непосредственно
связанные с ними факторы являются как количественными (объективными), так и
качественными (субъективными). В этих случаях для применения научных методов
принятия решений нужны зрелость суждений и дальновидность, а также
аналитическое и математическое мастерство.
Следует помнить, что иногда для достижения поставленной цели требуется
установить баланс между двумя или большим числом рассматриваемых факторов,
причем в определенных ситуациях некоторые из них будут входить в задачу как
ограничения, а не как компоненты поставленной цели.
Альтернативы в управленческих решениях. Лица, принимающие решения, часто
не осознают важности составления списка альтернатив. Совершенно очевидно, что в
конечном счете может быть выбрана не самая лучшая альтернатива из числа
рассматриваемых. В этом смысле качество выбора ограничено качеством
альтернатив. Исчерпывающий список имеющихся альтернатив оказывает большую
помощь при принятии решений. Принятие решений есть выбор одной из альтернатив,
и составление их списка является неотъемлемой частью это процесса. В некотором
смысле составление списка альтернатив совершенно аналогично определению задачи
при инженерном анализе. Когда альтернативы неопределенны, список их неполон или
даже непродуман, принять решение невозможно. Однако когда альтернативы четко
перечислены, задача больше не является неосязаемой.
Имеется одна альтернатива, которая почти всегда, во всяком случае в самом
начале, присутствует в любом списке. Это альтернатива - не принимать решения
вообще. Иногда (и только иногда) оптимальным компромиссом будет отложить
принятие решения, чтобы иметь больше времени для накопления новых фактов.
Если же цель должна быть достигнута немедленно, то, разумеется, обычно нельзя
откладывать принятия решений на неопределенно долгий срок.
26.Процедура принятия управленческих решений на муниципальном уровне.
Принятие решений в системе муниципальной власти имеет свои особенности, связанные главным образом с тем, что вынесенный вариант решения должен быть не только эффективным, но и признанным большинством населения, а также отвечать критериям легитимности и справедливости. Одной из основных функций руководителя органа местного самоуправления является разработка и принятие решений, которые затем должны быть реализованы и оценены исходя из поставленных первоначально целей. Управленческое решение - развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический и организационно-правовой акт выбора альтернативы, выполняемый руководителем в пределах своих полномочий единолично или с привлечением других лиц. Процесс принятия решения состоит из нескольких стандартных этапов (табл. 1).
Таблица 1
Процесс принятия решения
Стадия
| Этапы
| Разработка решения
| Признание и оценка проблемной ситуации. Определение выбора наилучшего варианта воздействия на проблему
| Принятие решения
| Разработка, оценка и выбор альтернатив. Прогнозирование ожидаемых выгод и рисков
| Реализация решения
| Организация, анализ, контроль реализации решения. Результат принятого решения
| Следует отметить, что процесс и формы принятия решений в системе муниципального управления значительно отличаются от той модели, которая встречается в частных структурах. Эти отличия связаны с деятельностью групп интересов, методами оценки результатов и т.д. Например, в системе муниципального управления главную роль играют и глава муниципального образования, и депутаты представительного органа местного самоуправления. При этом большое значение имеют, во-первых, роль населения, поскольку население - активная сила, определяющая не только политический характер местной власти, но и сам характер протекающих внутри общества процессов, и, во-вторых, существующие формальные и неформальные правила, обычаи и практика. Целесообразно при анализе принятия решения в органах местного самоуправления выделить три основных компонента: институционально-правовой, процедурно-функциональный и культурно-психологический. Если рассмотреть систему принятия решений на уровне городской администрации, то можно выделить три функциональных уровня в самой системе управления:
1) политический, на котором определяются цели, задачи и стратегия городской политики;2) управленческий, связанный с распределением ресурсов и выполнением задач в определенной сфере;3) технический, где реализуются чисто исполнительские функции через административный процесс.Основными показателями результатов реализации муниципальных решений и одного из его видов - муниципальной программы - являются изменения социально-экономических показателей уровня удовлетворения потребностей населения в целом. При этом показатели результатов деятельности муниципальных служащих и показатели реализации муниципальных программ должны быть взаимоувязаны. Те и другие показатели могут иметь как абсолютные, так и относительные величины.Эффективность процесса принятия решений зависит от следующих факторов:а) какой информацией пользуются разработчики решения или лицо, индивидуально принимающее решение;б) какие политические интересы и социальные ценности являются для них наиболее важными;в) каково их отношение к изменениям и понимание своей ответственности за принятие данного решения.Кроме того, не меньшее значение приобрела в теории организаций проблема рациональности принимаемых решений. Все чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя. Так называемый тип интуитивного решения, сделанного лишь на основе ощущения того, что оно правильно. В данном случае не происходит сознательного взвешивания "за" и "против" по каждой альтернативе, более того, руководитель даже не нуждается в понимании ситуации, а просто делает выбор. Это своего рода "шестое чувство", природу чего мы до сих пор не понимаем, однако, вероятнее всего, здесь имеется связь с опытом руководителя, хотя решение и принимается на подсознательном уровне. Существует ряд руководителей, которые соглашаются с таким заявлением: "Почти все мои решения интуитивны, а те крупные решения, о принятии которых мне пришлось сожалеть, не были основаны на интуиции". Также еще одним условием эффективного решения является наличие развитой обеспечивающей системы, основанной на информационно-аналитических сетях.
|