Снятие вольт-амперных характеристик нелинейных ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ………………………………………………………………………………… 3
Содержание отчета и требования к его оформлению………………………………………4
Лабораторная работа №1
Снятие вольт-амперных характеристик нелинейных элементов и проверка опытом расчета нелинейных цепей……………………………………………………………………………4
Лабораторная работа №2
Изучение законов Кирхгофа в применении к многоконтурной цепи…………………..9
Лабораторная работа №3
Последовательное и параллельное соединение в схемах из резисторов………………..12
Лабораторная работа №4
Преобразование треугольника резисторов в эквивалентную звезду……………………17
Лабораторная работа №5
Резонанс напряжений……………………………………………………….……………..21
Лабораторная работа №6
Резонанс токов……………………………………………………………………….…….22
Лабораторная работа №7
Трехфазная цепь при соединении приемников звездой………………………………...24
Лабораторная работа №8
Трехфазная цепь при соединении приемника треугольником………………………….25
Лабораторная работа №9
Опытная проверка расчета тока в диагонали мостовой схемы по методу эквивалентного генератора…………………………………………………………………………………..28
Лабораторная работа № 10
Построение петли магнитного Гистерезиса……………………………………………..29
Лабораторная работа № 11
Исследование полупроводникового диода………………………………
Лабораторная работа № 12
Исследование входных и выходных характеристик биполярного транзистора …………
Лабораторная работа № 13
Исследование фоторезистора и фотоэлемента с внешним фотоэффектом ………………
Лабораторная работа № 14 Исследование работы мостового выпрямителя
Лабораторная работа № 15Исследование тиристорных регуляторов напряжения
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие составлено применительно к лаборатории электротехники, радиотехники и электроники, рассчитанной на одну учебную группу. Для проведения лабораторных работ используются 8 лабораторных стенда. Лабораторные занятия проводятся «фронтальным методом», т. е. студенты учебной группы выполняют одновременно одну и ту же работу. Приведенные в учебном пособии теоретические сведения охватывают минимум материала, необходимый для подготовки и выполнения лабораторной работы.
Коллоквиум по проверке готовности студентов к выполнению лабораторной работы проводится в начале каждого занятия. Хорошая подготовка к лабораторной работе – непременное условие ее эффективности, т.к. проведение любого эксперимента имеет смысл только в том случае, если экспериментатор отчетливо представляет себе цель эксперимента и характер ожидаемых результатов. Перед выполнением работы в лаборатории необходимо внимательно ознакомиться с измерительными приборами, установленными на стенде, и с объектами исследования, смонтированными на съемной испытательной панели, предназначенной для данной работы. В ходе выполнения лабораторных работ студенты должны научиться:
· читать схемы наиболее распространенных электронных устройств, различать условные обозначения основных полупроводниковых приборов;
· ознакомиться с устройством и внешним видом полупроводниковых приборов, интегральных микросхем и важнейших измерительных электронных устройств;
· научиться определять экспериментально характеристики полупроводниковых приборов, работать с электронными измерительными приборами, осциллографом, генератором и некоторыми другими устройствами;
· получить представление о возможностях использования полупроводниковых приборов и устройств при решении определенных практических задач.
Перед началом выполнения каждого пункта рабочего задания необходимо выбрать нужный для данного эксперимента прибор и соответствующие пределы измерения. Результаты измерений необходимо заносить в заготовленные дома таблицы. После снятия показания приборов, относящихся к данной серии измерений выполнение определенного пункта задания
После снятия показания приборов, относящихся к данной серии измерений (выполнение определенного пункта задания), необходимо построить график соответствующих кривых зависимости (характеристик) и показать их преподавателю.
После этого можно разобрать электрические цепи и отключить измерительные приборы.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
• перед началом проведения курса лабораторных работ студенты проходят вводный инструктаж по технике безопасности;
• перед выполнением лабораторных работ студент должен дома изучить основные теоретические положения, подготовить бланк отчета, нарисовать схему установки и необходимые таблицы;
• выполнять лабораторную работу на одном стенде должны не ме-нее двух человек одновременно;
• перед началом работы на стенде необходимо убедиться, что все выключатели стенда находятся в положении «Выключено»;
• категорически запрещается включать стенд без разрешения пре-подавателя;
• при проведении опытов на испытательной панели стенда, нахо-дящейся под напряжением, все переключения и регулировки с помощью переключателей и переменных резисторов, включение и выключение тумблеров и тому подобные операции должны производиться одним че-ловеком и только одной рукой. Вторая рука должна быть свободной и не должна касаться аппаратуры стенда;
• на испытательной панели 1 стенда, находящейся под напряжени-ем, запрещается производить какие-либо переключения при помощи со-единительных проводов. Перед любым изменением исследуемой цепи ис-пытательная панель должна быть обесточена. Для этого соответствующие выключатели должны быть поставлены в положение «Выключено»;
• при проведении опытов с использованием электронных приборов (генератора, осциллографа, электронного вольтметра и т. п.) необходимо остерегаться одновременного касания руками, карандашами и другими предметами испытательной панели, находящейся под напряжением, и корпуса прибора, соединенного с клеммой прибора «⊥».
При использовании в опыте нескольких электронных приборов од-новременно необходимо корпусы приборов соединить между собой через эти клеммы;
• при обнаружении каких-либо повреждений или неисправностей электрического оборудования стенда или испытательной панели, а также при появлении дыма, искрения или специфического запаха перегретой изоляции необходимо немедленно обесточить стенд и сообщить об этом преподавателю или лаборанту;
преподаватель проверяет готовность студента на рабочем месте;
Содержание отчета и требования к его оформлению
1. Отчет по лабораторной работе выполняется в соответствии с требованиями действующих ГОСТов и Стандартов учебного заведения.
2. Отчет включает в себя разделы, отражающие все этапы выполнения работы.
2.1. Номер, название и цель работы.
2.2. Расчетное задание.
Задание выполняется перед лабораторной работой и является одним из основных элементов допуска к работе. Каждый этап расчета должен иметь свой подзаголовок. Приводятся расчетная схема (при необходимости), исходные данные, расчетные формулы, результаты расчетов в виде таблиц, необходимые графики и диаграммы, выполненные в масштабе.
2.3. Экспериментальная часть.
Включает в себя электрические схемы и результаты измерений, сведенные в таблицы; при необходимости дается обоснование выбираемых пределов измерения приборов, расчет цен деления. Каждый этап, опыт должен иметь свой подзаголовок.
2.4. Обработка результатов эксперимента.
Приводятся таблицы результатов расчетов по экспериментальным данным, все формулы, по которым делались эти расчеты, построенные по результатам экспериментов и расчетов диаграммы и графики, анализ результатов, ответы на все вопросы данного раздела руководства.
По указанию преподавателя в отчете даются ответы на контрольные вопросы, приведенные в работе. В отчете должные быть указаны группа, фамилия студента дата выполнения отчета.
3. Графическая часть отчета (схемы, таблицы, диаграммы, графики) выполняются карандашом с применением соответствующих чертежных инструментов.
3.1. Принципиальные электрические схемы вычерчиваются в соответствии с требованиями ГОСТа. Для лучшего понимания, чтения схемы ее главный элемент (например, якорь машины постоянного тока) рекомендуется вычерчивать более крупно, чем вспомогательные (реостаты, амперметры, и т.д.). В местах электрических соединений проводов ставят точки. Условные буквенные обозначения элементов схемы должны соответствовать ГОСТ.
3.2. Векторные диаграммы строятся в масштабе с соблюдением величин и углов и обязательным указанием масштабов (например, MU = 10 В/см). Все векторы должны иметь буквенные обозначения в соответствии с ГОСТом; на топографических диаграммах напряжений векторы обычно не обозначаются, достаточно обозначить точки (вершины многоугольника напряжений) буквами в соответствии с буквенными обозначениями узловых точек на электрической схеме.
3.3. При построении графиков необходимо придерживаться требований ГОСТа. Так как задачей лабораторных исследований является выяснение общих закономерностей, все шкалы графиков должны начинаться с нуля. На осях графиков дается равномерная шкала с круглыми значениями оцифрованных делений. При необходимости (например, при построении амплитудно-частотной характеристики усилителя) одна из шкал может иметь логарифмическую разметку.
На рабочем поле графика с сеткой, соответствующей оцифрованным делениям шкал, указываются экспериментальные точки, максимально близко к которым проводится плавная кривая. Если на одном графике строится несколько различных кривых в функции одной и той же величины, для каждой из них вне рабочего поля графика (обычно слева от него) дается своя шкала. При построении семейства характеристик, отличающихся друг от друга значением какого-либо параметра, эти значения указываются на кривых.
4. Отчет по работе выполняется индивидуально каждым студентом и подписывается им с указанием даты выполнения. Правильно выполненный отчет по предыдущей работе является одним из условий допуска к последующей работе.
Лабораторная работа № 1
Снятие вольт-амперных характеристик нелинейных
|