Для магистрантов заочной формы обучения Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра уголовно-процессуального права
ПРОБЛЕМЫ ДОПУСТИМОСТИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Учебно-методический комплекс
для магистрантов заочной формы обучения
направление подготовки 030500.68 Юриспруденция
магистерская программа
«Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза»
Челябинск
Автор:
Барыгина А.А., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала ФГБОУВПО Российская академия правосудия..
Рецензенты:
Даровских С.В. заведующий кафедры уголовного процесса и криминалистики Южно-уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
Ткачева Н.В., заместитель директора Уральский филиал ФГБОУВПО Российской академии правосудия по научной работе, кандидат юридических наук, доцент.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция. Программа предназначена для студентов заочной формы обучения.
Одобрен на заседании кафедры уголовно-процессуального права Уральского филиала Российской академии правосудия (протокол № 01 от 03 сентября 2013 г.).
Утвержден учебно-методическим советом Уральского филиала Российской академии правосудия (протокол № 02 от 26 сентября 2013 г.).
© Российская академия правосудия
Уральский филиал, 2013.
© Барыгина А.А., 2013.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.. 9
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 10
ПРОГРАММА КУРСА.. 11
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ.. 19
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ.. 51
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. 61
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА МАГИСТЕРСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ.. 73
ЛИТЕРАТУРА.. 73
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ: 94
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы допустимости доказательств в уголовном процессе - одна из учебных дисциплин уголовно-процессуального цикла, изучение которой является необходимым условием профессиональной подготовки юристов.
Настоящий учебно-методический комплекс разработан с учетом типовых профессиональных образовательных программ в нем, также учтены квалификационные требования к выпускникам вузов по направлению подготовки «Юриспруденция».
В ходе преподавания и самостоятельного изучения студентами дисциплины «Проблемы допустимости доказательств в уголовном процессе» на основе сочетания аудиторных занятий и самостоятельных форм обучения достигаются следующие цели:
образовательная - усвоение теоретических положений, принципов уголовно-процессуального права, особенностей правового регулирования деятельности суда, правоохранительных органов и граждан в сфере уголовного судопроизводства; применение в уголовной процедуре доказывания международных норм и стандартов;
практическая - уяснение смысла и содержания норм уголовно-процессуального права по вопросам общей теории доказательств; умение применять их к конкретным уголовно-процессуальным отношениям и действиям по доказыванию на различных стадиях уголовного процесса; составлять процессуальные документы, сопутствующие уголовно-процессуальной деятельности; приобретать практические навыки выполнения процессуальных действий и принятия решений на различных стадиях уголовного судопроизводства, направленных на проверку и оценку доказательств;
воспитательная - формирование правового мировоззрения будущих судей, работников органов юстиции, следователей, работников органов дознания в соответствии с конституционными принципами судопроизводства, основами правовой теории и практики, нравственными началами уголовного процесса. Привить студентам навыки правомерного поведения в процессе реализации своих прав в сфере уголовного судопроизводства, дать целевую установку на недопустимость совершения ими противозаконных действий, влекущих за собой наступление неблагоприятных для них последствий.
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла основных образовательных программ, и дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, таких как уголовное право, уголовный процесс, криминалистика. Дисциплина преподается после изучения вышеуказанных базовых дисциплин и позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки, относящиеся к особенностям собирания, проверке и оценке различных видов доказательств в уголовном судопроизводстве, особенностям признания доказательств недопустимыми, критериев признания доказательств недопустимыми, к статусу различных субъектов доказывания, особенностям доказательственной деятельности на досудебных и судебных стадиях уголовного процесса для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в правоприменительной деятельности:
а) общекультурных компетенций (ОК):
— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
— способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
— владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
— способности логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
— обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
б) профессиональных компетенций (ПК):
в правоприменительной деятельности:
— способности осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК—2);
— способности обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК—3);
— способности принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК—4);
— способности применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК—5);
— способности юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК—6);
— способности владеть навыками подготовки юридических документов (ПК—7);
в правоохранительной деятельности:
— готовности к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК—8);
— способности уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК—9);
— способности выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК—10);
— способности осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК—11);
— способности выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК—12);
— способности правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК—13);
в экспертно-консультационной деятельности:
— способности толковать различные правовые акты (ПК—15);
— способности давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам уголовного судопроизводства (ПК—16).
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
— назначение уголовно-процессуального доказывания и общие тенденции его развития;
— состязательные начала в уголовно-процессуальном доказывании;
— общую характеристику типов (форм) производства по уголовным делам (историю и современное состояние);
— научные основы теории доказательств;
— сущность и цели доказывания по уголовным делам в условиях состязательности;
— понятие доказательства, особенности формы и содержания доказательств;
— виды доказательств и их свойства;
— критерии допустимости доказательств;
— порядок признания доказательств недопустимыми;
— предмет и пределы доказывания;
— полномочия участников процесса в доказывании и их особенности в традиционном судопроизводстве и суде присяжных;
— особенности доказывания в стадии кассационного и надзорного производства по уголовным делам.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
— оперировать юридическими понятиями и категориями;
— принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК—4);
— применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК—5);
— анализировать юридические факты и возникшие в связи с этим правоотношения;
— юридически правильно квалифицировать юридические факты и обстоятельства (ПК—6);
— анализировать и правильно оценивать содержание различного вида доказательств, а также оценивать способы их получения;
— анализировать и правильно оценивать решения о признании доказательств недопустимыми;
— анализировать систему доказательств с точки зрения ее достаточности для принятия решения о виновности или невиновности подсудимого;
— составлять юридические документы (ПК—7);
— выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК—10);
— осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК—11);
— толковать различные правовые акты, Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Постановления и Определения Конституционного суда РФ (ПК—15);
— давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам уголовного судопроизводства (ПК—16).
В результате изучения дисциплины студент должен владеть:
— навыками решения задач;
— навыками участия в ролевых играх;
— навыками выступления на научных конференциях;
— навыками анализами судебной и следственной практики;
— навыками анализа судебной и следственной статистики;
— навыками изучения нормативных актов, Постановлений Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений и Определений Конституционного суда РФ;
— навыками изучения и анализа научных статей, монографий, диссертаций.
В целях формирования у студентов навыков применения на практике конституционных принципов уголовного судопроизводства по изучении вопросов доказывания, функциональных особенностей деятельности участников процесса, особенностей производства в традиционном судебном разбирательстве необходимо использовать ролевые игры(имитация производства следственных действий, направленных на собирание доказательств, и судебного разбирательства, разрешение участниками процесса конфликтных задач-ситуаций, связанных с доказыванием и принятием решений на разных этапах судопроизводства).
Одной из форм изучения дисциплины «Проблемы допустимости доказательств в уголовном процессе» наряду с лекциями, семинарами (в том числе и в виде ролевых игр) является самостоятельная работа - написание контрольного задания, решение задач, участие в научных конференциях, изучение нормативных и научных источников. Кроме того, студенты должны участвовать в консультациях и индивидуальных собеседованиях.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы (по учебному плану)
| Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
| Зачетные единицы [1] - общая трудоемкость
| 3 з.е. – 108 ч.
| Всего аудиторных занятий
из них:
|
| Лекции
|
| Семинарские (практические) занятия
|
| Контрольные задания
|
| Экзаменационная сессия
|
| Самостоятельная работа
|
| Форма итогового контроля
| Зачет
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)
для магистрантов заочной формы обучения
№№
п/п
| Разделы (темы) дисциплины
| Количество часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
| | | Лекции
| Семинары/ из них в акт. формах
| Формы интерактивных занятий
| Самостоятельная работа
студентов
| I.
| Раздел I. Общие критерии допустимости доказательств
| 1.
| Тема 1. Общие критерии допустимости доказательств в уголовном процессе России
|
|
| -
|
| 2.
| Тема 2. Система правил проверки допустимости доказательств
| -
| -
| -
|
| II.
| Раздел II. Оценка показаний участников уголовного судопроизводства
и критерии признания их недопустимыми
| 3.
| Тема 1. Понятие и виды показаний обвиняемого и подозреваемого; свидетеля и потерпевшего в уголовном судопроизводстве
| -
| -
| -
|
| 4.
| Тема 2. Общие критерии признания недопустимыми показаний различных субъектов в уголовном процессе и их оценка в судебных решениях
| -
| 2/2
| Семинар-дискуссия: круглый стол, заслушивание докладов
|
| III.
| Раздел III. Оценка допустимости заключения и показаний эксперта и специалиста
| 5.
| Тема 1. Заключение эксперта и специалиста: понятие, структура, значение
| -
| -
| -
|
| 6.
| Тема 2. Критерии признания заключения эксперта и специалиста недопустимым доказательством
| -
|
| -
|
| 7.
| Тема 3. Показания эксперта и специалиста. Особенности их оценки органами предварительного расследования и судом
| -
| -
| -
|
| VI
| Раздел VI. Оценка допустимости протоколов следственных и судебных действий и иных документов в доказывании по уголовным делам. Вещественные доказательства и их оценка
| 8.
| Тема 1. Понятие протоколов следственных и судебных действий как доказательств по уголовному делу и особенности их оценки
| -
|
|
|
| 9.
| Тема 2. Особенности оценки документов, используемых в доказывании по уголовным делам
| -
| -
|
| 10.
| Тема 3. Материалы оперативно-розыскной деятельности и особенности их использования в доказывании по уголовным делам
| -
| 2/2
| Разбор конкретных ситуаций
|
| 11.
| Тема 4. Критерии признания вещественных доказательств недопустимыми доказательствами по уголовному делу
|
|
| V.
| Раздел V. Порядок признания доказательств недопустимыми
|
| Тема 1. Порядок признания доказательств недопустимыми
| -
|
| -
|
| 13.
| Тема 2. Юридические документы: понятие виды, порядок составления
| -
| -
| -
|
|
| ВСЕГО:
|
| 12/4
|
|
|
ПРОГРАММА КУРСА
|