ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Башкирский государственный педагогический университет
Им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)
Кафедра педагогики
«Согласовано»
_________________
Председатель УМК
Трофимова Е.В.
| «Утверждаю»
_______________
Руководитель ООП
Гайсина Г.И.
|
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
М2.Б.5 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Рекомендуется для
Направления 050400.68 Психолого-педагогическое образование
Программы Социальная педагогика
квалификация (степень) выпускника - магистр
1. Целью дисциплиныявляется:
Формирование общепрофессиональных компетенций:
- ОПК-1 (способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся);
- ОПК-2 (использует научно обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации);
- ОПК-6 (владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности);
ОПК-4 (умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении).
2. Трудоемкость учебной дисциплинысоставляет 2 зачетные единицы (72 часа), из них 26 часов аудиторных занятий, 19 часов самостоятельной работы и 27 часов – экзамен. В интерактивной форме проводятся 6 часов учебных занятий. На заочном отделении трудоемкость дисциплины составляет 72 часа, из них аудиторных занятий – 16 часов, СРС – 47 часов.
3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:дисциплинаотносится к профессиональному циклу базовой (общепрофессиональной) части ООП (М.2).
Для изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- общественно-исторические факторы развития образования;
- методологию и методы оценки особенностей и степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей социальной и образовательной средой;
- признаки и показатели уровня психического стресса, способы их интерпретации;
- способы исследования и оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка.
Уметь:
- применять этические нормы в организации профессиональной деятельности;
- оценивать особенности социальной и культурной среды в реальной ситуации развития;
- оценивать внешние и внутренние факторы риска нарушения образовательного пространства;
- выявлять, исследовать и интерпретировать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства, разрабатывать меры по их снижению и профилактике негативных последствий.
- оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития учащегося и разрабатывать научно обоснованные методы повышения их эффективности с учетом возрастных критериев и норм;
- апробировать и применять научно обоснованные методы и техники психических и педагогических обследований (мониторинг, наблюдение, анкетирование, опрос, глубинные интервью, беседа, комплексные и проективные тесты, приемы развития и др.);
- исследовать и оптимизировать межличностные контакты и общение, в том числе в поликультурной среде.
Владеть:
- современными компьютерными средствами и инновационными технологиями организации профессиональной деятельности (в том числе, информационными и сетевыми технологиями);
- современными научно обоснованными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения.
Сопряженно с данной дисциплиной реализуются «Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании», «Социальная психология образования», «Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды». Дисциплина «Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» является завершающей в базовой (общепрофессиональной) части и является предшествующей дисциплинам специальной части профессионального цикла ООП.
4. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- феноменологию и закономерности развития человека в разные возрастные периоды и закономерности психической регуляции;
- показатели становления гражданской и профессиональной зрелости человека;
- способы определения индивидуальных траекторий развития учащихся в учебно-воспитательном процессе;
Уметь:
- проектировать и организовывать совместную деятельность детей и взрослых (игровую, учебную, профессиональную);
- организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в преодолении индивидуальных трудностей поведения, обучения и развития учащихся;
- организовывать коллективную деятельность участников образовательного процесса.
Владеть:
- способами организации и оптимизации познавательной и исследовательской деятельности;
- средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;
- методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;
- принципами и навыками проектирования и организации исследования (обследования) в профессиональной области;
- современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики;
- методами активного обучения;
- современными (в том числе организационными и управленческими) методами и техникой психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.
5. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Трудоемкость в часах
| Семестры
| |
|
|
|
| | ОДО
| ОЗО
| | Аудиторные занятия:
|
|
|
|
|
|
| | Лекции (ЛК)
|
|
|
|
|
|
| | Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
|
|
| | Лабораторные работы (ЛБ)
|
|
|
|
|
|
| | Контроль самостоятельной работы студента (КСР)
|
|
|
|
|
|
| | Самостоятельная работа:
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| | Промежуточная аттестация экзамен (1ЗЕ)
|
|
|
|
|
|
| | ИТОГО:
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |
6. Содержание дисциплины
6.1. Содержание разделов дисциплины
№
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Основы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
| Педагогическая праксеология как общая теория педагогической деятельности. Сущность организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Законы и принципы организации профессиональной деятельности психолога и педагога. Нормативно-законодательная база профессиональной деятельности в сфере образования.
Управление как функция организации профессиональной деятельности. Теория и практика организации управления процессом психолого-педагогической деятельности.
Методологические ориентиры новых подходов к развитию системы образования. Стратегия самоорганизуемого образования. Самоменеджмент учителя.
| 2.
| Организация гуманистически ориентированного образовательного пространства
| Организация профессиональной диагностики и мониторинга образовательного пространства. Методы организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации. Организационно-управленческие принципы, методы и техники психологических и педагогических обследований, исследований и разработок.
Формирование системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении. Методы разрешения конфликтов. Тактика педагогической самоорганизации.
| 3.
| Комплексный подход к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса
| Технологические основы самоорганизуемого образования. Методы и технологии организации деятельности учащихся. Организация совместной деятельности детей и взрослых (игровой, учебной, профессиональной). Организация коллективной деятельности участников образовательного процесса. Совершенствование организации по видам деятельности. Основные факторы, определяющие деятельность учащихся.
Организация междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов в решении задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, в преодолении индивидуальных трудностей поведения, обучения и развития учащихся. Методы консультирования, профилактики и коррекции. Разработка индивидуальных траекторий развития учащихся. Методы активного обучения.
Проектирование дидактической системы интерактивного профессионального самообучения и самообразования.
| 6.2. Разделы дисциплины и виды учебных занятий
№
| Наименование раздела дисциплины
| Распределение трудоемкости (в часах) по видам учебных занятий
| ЛК
| ПЗ
| ЛБ
| СРС
| Всего
| 1.
| Основы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
|
|
|
|
|
| 2.
| Организация гуманистически ориентированного образовательного пространства
|
|
|
|
|
| 3.
| Комплексный подход к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
6.3. Лабораторный практикум не предусмотрен
6.4. Междисциплинарные связи дисциплины
№
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| №№ разделов дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
|
| +
| +
|
|
|
|
6.5. Требования к самостоятельной работе студентов:
Перечень примерных заданий для самостоятельной работы:
К типовым заданиям для самостоятельной работы студентов относятся:
· работа с научно-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления; реферирования, аннотирования, рецензирования и др.);
· анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам (по индивидуальному выбору студента);
· сравнение педагогических концепций, теорий;
· участие в теоретических дискуссиях, дебатах и др.
· реферирование источников по тематике учебного курса;
· сравнительный анализ трактовок сущности методологических подходов в различных источниках;
· анализ конкретных образовательных систем с целью выявления и описания реализуемых в них культурных практик.
Самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине
Вид самостоя-
тельной работы
| Задание
| Кол-во часов
| Форма контроля
| 1. Основы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
| Индивидуальные задания
| Разработайте нормативную модель организации в сфере образования
|
| Модель
| Работа с учебной литературой и нормативными документами
| Компетентностный подход при проектировании и реализации образовательного процесса
|
| Доклад
| Индивидуальные задания
| На основе анализа государственного образовательного стандарта второго поколения определить место внеучебной деятельности в новом базисном учебном плане
|
| Варианты Базисного учебного плана
| 2. Организация гуманистически ориентированного образовательного пространства
| Работа с научно-методическими материалами
| Сформировать копилку диагностических методик психологических и педагогических обследований
|
| Копилка диагностических методик
| Выполнить одно из заданий для творческого саморазвития
|
| Задание по выбору
| Индивидуальные задания
| Определить критерии и показатели воспитанности школьников
|
| Схема-таблица
| 3. Комплексный подход к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса
| Индивидуальные задания
| Разработать социальный проект
|
| Презентация
| Индивидуальные задания
| Разработать и обосновать индивидуальную траекторию развития ученика
|
| Защита
|
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
1.Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии.- М.: Академия, 2012 (16 экз.)
2. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении. – М.: Академия, 2009 (9 экз.).
3. Митяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение.- М.: Академия, 2011(10 экз.)
4. Социальный педагог в школе / авт.-сост. И.Ю.Фомичева. – Волгоград: Учитель, 2011 (9 экз.).
5. Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2008 (5 экз.).
б) дополнительная литература:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: Академия, 2009. (9 экз.).
2. Дик Н.Ф. Обучаем и воспитываем по-новому: инновационные формы внеучебной деятельности в 5-9-х классах / Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. (Библиотека директора и завуча школы) [Эл.ресурс].
3. Западный округ – игра на опережение. Руководство для управленцев и педагогов.- М.: Пушкинский институт, 2004. [Эл.ресурс].
4. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. – М.: Академия, 2008 (5 экз.).
5. Колесникова, И.А. Педагогическая праксиология: Учеб. пособие / И.А. Колесникова, Е.В. Титова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. [Эл.ресурс].
6. Коровина О.Ю. Организационная культура в сфере образования: Методические материалы.- Вологда, 2006. [Эл.ресурс].
7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М., 2000. (21 экз.).
8. Новиков А.М. Методология образования.- М.: «Эгвес», 2002.[Эл.ресурс].
9. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования: Учеб. пособие для студентов вузов / Р.В. Овчарова.- М.: Сфера, 2001. (9 экз). – 2000. (26 экз).
10. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М., Академия, 2009. (17 экз).
11. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. (30 экз).
12. Практическая психология образования [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. И.В. Дубровиной.- 4-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2006. (10 экз.).
в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные материалы и поисковые системы
Интернет-ресурсы:
1. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
2. Базы данных компании East View Publications (Ист-Вью)
3. Базы данных Gale Group – http://www.neicon.ru/res/gale.htm
4. Федеральный портал Российское образование – http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
5. Каталог образовательных интернет-ресурсов – http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
6. Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU –
http://elibrary.ru/defaultx.asp
7. Гуманитарная электронная библиотека –
http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
8. Научная онлайн-библиотека Порталус – http://www.portalus.ru/
9. Библиотека Гумер – http://www.gumer.info/
10. Служба Twirps.com – http://www.twirpx.com/about/
11. Электронная библиотека учебников. Учебники по педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/
12. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
13. Иванов И.П. Коллективная творческая деятельность –http://archive.1september.ru/upr/1999/upr41.htm
14. Коллективная творческая деятельность –http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Poteryaeva04/ktd.htm
15. Лебедев В. Коллективные творческие дела –
http://schools.techno.ru/ostrov/adult/podhod/ktd.htm
16. www.informika.ru
17. www.mon.gov.ru
18. www.rospsy.ru
19. http://www.psyjournals.ru
20. http://www.childpsy.ru
21. http://www.psyparents.ru
22. http://www.psychlib.ru
23. Базы данных Американской психологической Ассоциации - http://web.ebscohost.com
24. База диссертационных исследований - http://www.sciencedirect.com
25. Электронная библиотека РГБ: http://diss.rsl.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудитории; технические средства обучения; учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники нормативных документов по организации профессиональной деятельности в современной общеобразовательной школе, сборники тренировочных тестов, компьютерный класс, мультимедиа проектор.
9. Методические рекомендации по изучению дисциплины:
При реализации содержания программы предполагается в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» использовать разнообразные организационные формы, активные и интерактивные методы обучения для активизации познавательной деятельности магистрантов, развития их самостоятельности в процессе учения.
На лекционных занятиях раскрываются основные теоретические вопросы организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, с демонстрацией разнообразных методологических, теоретических и технологических подходов к рассматриваемым педагогическим проблемам и основные пути их решения. Они призваны пробудить интерес студентов к организации и самоорганизации профессиональной деятельности, к возможностям реализации собственных творческих способностей.
Семинарские занятия направлены преимущественно на развитие организационно-педагогического мышления на основе усвоенных знаний, на овладение организационными и проективными умениями, современными методами профессиональной диагностики, консультирования, коррекции и профилактики, а также методами активного обучения. Практические задания, используемые на семинарских занятиях, имеют целью разработку собственного педагогического видения, поиска оптимального подхода к решению профессионально-педагогических и психологических проблем воспитания и обучения.
Усилению практико-ориентированного характера учебного курса могут способствовать различные виды самостоятельной работы магистрантов, направленные на отработку умений организации и осуществления педагогического взаимодействия и решение задач самообразования. Кроме того, самостоятельная работа магистрантов связана с работой по анализу педагогической литературы с целью знакомства с актуальными проблемами организации профессиональной деятельности психолого-педагогического направления. Усвоение содержания учебного курса имеет целью формирование профессиональной компетенции психологов и социальных педагогов в организации профессионального взаимодействия в образовательном пространстве школы.
Изучение данной дисциплины создает теоретическую основу для последующего усвоения учебных дисциплин специальной части профессионального цикла ООП.
10. Требования к промежуточной аттестации по дисциплине.
В качестве промежуточной аттестации предполагается тестирование по каждому разделу дисциплины, подготовка творческих социальных проектов.
|