Порядок владения, пользования и распоряжения общим имуществом супругов Семейное законодательство содержит специальные правила, определяющие порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в совместной собственности супругов (ст. 35 СК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 35 СК РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по обоюдному согласию супругов. Правомочия по управлению общим имуществом супругов могут осуществлять как оба супруга одновременно, так и один из них на основе предварительного соглашения. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга (п. 2 ст. 35 СК РФ). В этом случае законодателем установлена презумпция наличия согласия другого супруга, которая заключается в том, что при совершении сделки с общим имуществом одним из супругов согласие второго супруга предполагается. В нормальной семье так обычно и происходит.
Презумпция наличия согласия означает, что супруг, заключающий сделку, не обязан представлять доказательства о согласии на ее совершение другого супруга. Иное могло бы привести к усложнению гражданского оборота в целом, где для совершения каждой мелко-бытовой сделки требовалось каждый раз получать согласие другого супруга.
Когда же сделка совершается одним супругом без предварительной договоренности с другим супругом, супруг, чьи интересы нарушены, вправе обратиться в суд с требованием о признании сделки недействительной. Бремя доказывания недобросовестности другой стороны в сделке возлагается на истца.
Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только при наличии двух условий:
1) об этом имеется требование супруга, интересы которого ущемлены;
2) если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки (ч. 2 п. 2 ст. 35 СК РФ).
Устанавливая такой порядок защиты нарушенных прав супругов, закон исходит из интересов третьих лиц. Наличие в законе специальных оговорок призвано обеспечить стабильность гражданского оборота.
Презумпция согласия не распространяется на те сделки, которые могут существенным образом сказаться на материальном благополучии всех членов семьи либо в значительной мере затронуть имущественные интересы другого супруга. Это касается сделок, связанных с распоряжением недвижимостью, а также сделок, требующих нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке (например, аренда здания сроком более одного года).
Для совершения этих сделок требуется получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга (п. 3 ст. 35 СК РФ).
В этом случае несоблюдение требования об обязательном получении нотариально удостоверенного согласия может повлечь за собой признание сделки недействительной при обращении супруга, чьи имущественные права были нарушены, в суд в течение одного года с момента, когда он узнал либо должен был узнать о совершении сделки (ч. 2 п. 3 ст. 35 СК РФ).
6.3 Договорный режим имущества супругов
Понятие и правовая природа брачного договора
Под договорным режимом следует понимать порядок, действующий в отношении имущества, нажитого супругами во время брака, который, в отличие от законного режима, установлен самими супругами в договоре.
Впервые заключение брачного договора в Российской Федерации стало возможным с 1 января 1995 года - с даты введения в действие первой части нового Гражданского кодекса РФ, поскольку в п.1 ст.256 ГК РФ было определено, что «имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества».
Таким образом, императивное регулирование отношений супругов по поводу имущества было заменено диспозитивным, и супруги получили возможность сами устанавливать правовой режим своего имущества. Именно эта возможность и была не чем иным, как брачным договором, хотя собственно это название он получил позже - лишь с принятием нового Семейного кодекса, введенного в действие с 1 марта 1996 года.
Детальное регулирование договорного режима имущества супругов содержится в главе 8 СК. Ст. 40 СК определяет брачный договор как соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
Определим правовую природу брачного договора.
Поскольку согласно действующему российскому законодательству брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, определить свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов, имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака (п. 1 ст. 42 СК), следовательно, предметом брачного договора в нашей стране могут быть отношения, составляющие предмет разных отраслей права - гражданского (отношения по поводу принадлежащего супругам имущества) и семейного (отношения по поводу предоставления содержания).
В свете изложенного брачный договор можно рассматривать как гражданско-правовой лишь в той мере, в какой он регулирует отношения, составляющие предмет гражданского права,- видоизменяет законный или устанавливает договорный режим имущества супругов, определяет права и обязанности супругов по управлению и распоряжению их имуществом, предусматривает правила раздела в случае расторжения брака - иными словами, определяет правоотношения собственности супругов. В той части, в которой брачный договор определяет семейные правоотношения – алиментные, личные, - он не может считаться гражданско-правовой сделкой, о нем следует говорить как об особом, семейно-правовом соглашении.
В связи с этим, поскольку брачный договор одновременно является институтом и гражданского, и семейного права, его необходимо признать договором suigeneris.[29]
В соответствии с правовой природой брачного договора в нашей стране должен решаться вопрос о применении к брачному договору норм гражданского законодательства. В той части, в которой он определяет правоотношения собственности супругов (гражданские правоотношения), гражданское и семейное законодательство должны соотноситься как общее и специальное. Но в той части, в которой брачный договор определяет семейные правоотношения, должен действовать принцип субсидиарного применения гражданского законодательства, в широком его понимании: к отношениям, не урегулированным семейным законодательством, гражданское законодательство применяется постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений (ст.4 СК).
Ст.40 СК РФ не содержит указания на безвозмездность брачного договора. В силу п.3 ст.423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное, т.е. речь идет о презумпции возмездности договора. Таким образом, брачный договор может как содержать условия о встречном предоставлении при передаче одним из супругов другому имущества, так и не содержать их, т.е. быть как возмездным, так и нет.
Субъекты брачного договора
Участниками договора могут быть супруги или лица, вступающие в брак. Закон четко не устанавливает, с какого момента гражданин может быть отнесен к категории лиц, вступающих в брак.
Исходя из смысла норм гл. 3 СК РФ, вступающими в брак можно считать лиц после подачи ими заявления в органы ЗАГСа, поскольку лица, имеющие такое намерение, но не подавшие соответствующего заявления, определяются в ст. 13 СК РФ как «желающие вступить в брак».
Особые требования к субъектному составу договора делают невозможным его заключение между фактическими супругами. Хотя, следуя принципу свободы гражданско-правового договора, фактические супруги могут оформить соглашения, направленные на регулирование их имущественных отношений: об установлении режима раздельной или долевой собственности на приобретаемое имущество (необходимо помнить о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 244 ГК общая совместная собственность возникает только в силу закона и, следовательно, не может возникнуть в силу договора, а значит, фактические супруги не могут своим соглашением установить для себя режим общей совместной собственности на имущество, приобретенное в фактическом браке), а также о регулировании обязательственных отношений между ними. Однако это не будет брачным договором в точном значении слова. Такой договор должен подчиняться общим положениям гражданского права. Вместе с тем к нему могут быть применены нормы о брачном договоре по аналогии закона. Более того в связи со значительной распространенностью фактических браков целесообразно прямо разрешить таким супругам заключать брачное соглашение, в том числе и с условием распространения на их имущество режима общей совместной собственности супругов.
|