Обратная связь
|
Типология политических систем
Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, по характеру взаимодействия со средой они делятся на открытые и закрытые.
Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, они не восприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть находят ресурсы развития внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны.
Открытые системы активно обмениваются с внешним миром, успешно усваивают ценности других систем, они подвижны и динамичны.
Французский социолог и политолог Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политических систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим, он выделил пять основных типов:
· либеральные демократиис опорой на либерализм в принятии государственных решений;
· коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения;
· традиционныеполитические системы, управляемые олигархами, с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;
· становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными режимами управления;
· авторитарно-консервативные системы, цель которых - сохранение существующего социального и экономического неравенства.
Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл в основу классификации положили комплексный критерий - «стратегия управления», который интегрально включает в себя экономические, культурные, политические характеристики, что обуславливает определенные результаты функционирования той или иной политической системы. Этими учеными выделяются два крупных класса стран: индустриальныхи доиндустриальныхнаций, имеющих различные стратегии социально-экономического развития. Индустриальные страны, в свою очередь, делятся на демократические (консервативные и социал-либеральные) и авторитарные (радикальные и консервативные) системы, различающиеся своей индустриальной структурой и способом мобилизации граждан. Доиндустриальные страны подразделяются на неотрадиционные (зона Тропической Африки), популистские (новые освободившиеся режимы Азии и Латинской Америки) и авторитарные (режимы с технократической стратегией мобилизации населения типа Тайваня, Южной Кореи, Бразилии).
Наиболее распространенным в западной политологии является следующая типология политических систем:
1. Политические системы англо-американского типа. Они отличаются однородной светской политической культурой, ориентированной на либеральные ценности, и сильно разветвленной ролевой структурой, представленной автономными политическими партиями, общественными организациями и т. п. С. Липсет считал, что американская политическая система основана на антиэтатизме, индивидуализме, секуляризированной политической культуре. Особенность последней состоит в том, что она плюралистична и гомогенна одновременно. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразие позиций, но при этом основные цели и средства политики разделяются всем населением. Характерными чертами политической системы являются развитость разделения функций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократизированность, высокая стабильность.
2. Политические системытоталитарноготипа характеризуютсянавязанной государственной властью политической культурой, ценностями и образцами политического поведения. Политическая культура имеет классовый или националистический характер. Существование других субкультур невозможно. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности личности и сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции всех репрессивных органов. Политическая активность носит принудительный характер.
3. Континентально-европейская системаотличается «раздробленностью политической культуры», наличием изолированных друг от друга субкультур, то есть систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Фрагментарность политической культуры порождают нестабильность, поэтому в европейских странах часто бывают правительственные и парламентские кризисы. Имеются в виду политические системы, сложившиеся во Франции, Германии и Италии. Страны Скандинавии занимают промежуточное положение между европейско-континентальной и англо-американскими системами.
4. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой, местной политической культуры. Люди мало восприимчивы к глобальной политической культуре и ориентируются на местную политическую подсистему (племя, клан, деревню). Множественность таких подсистем затрудняет достижение согласия и компромисса.
Индийский политолог П. Шаран предложил типологию систем, основанную на принципе развития: системы, ориентированные на традиции, статус-кво и на перемены.
Марксизм различает политические системы по типу общественно-экономической формации: рабовладельческие, феодальные, буржуазные и пролетарские (социалистические).
Наиболее актуальной применительно к нашей российской действительности является типология, основанная на характере распределения власти и взаимоотношений политической системы и общества. Базовыми моделями систем, классифицируемых по характеру распределения власти, являются авторитарные и плюралистические системы.
Авторитарный тип властвования в наиболее последовательном виде означает сосредоточенность власти в едином центре, что исключает коллективность, самостоятельность на местах, существование действенной оппозиции, самостоятельность средств массовой информации. Опыт ряда стран третьего мира показал, что авторитаризм может оказаться достаточно эффективной формой политической модернизации. Но политическая практика свидетельствует, что он может утвердиться там, где устойчиво доверие к власти, развито законопослушание, сильны элементы традиционного отношения к власти.
Плюралистическая система является противоположностью авторитаризму и предполагает существование множественности противовесов любой власти, исключает господство устойчивого неизменного большинства. Плюрализм проявляется в разделении властей в государстве, многопартийности, децентрализации.
Существует множество и других типологий политических систем. Одна из относительно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких классификаций - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Критерием их разграничения служит политический режим - характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).
Таким образом, взаимоотношения между элементами и институтами политической системы общества не остаются неизменными. Многообразна и типология самих политических систем. Содержание и механизмы функционирования политических систем обусловлены типом экономических отношений, характером социальной структуры общества, историческими и национальными традициями народа.
вопрос №10
4.1. Стабильность и изменчивость в политических системах Политические системы, будучи по сути своей явлениями и результатами политической жизни, подвержены различным изменениям. Даже те системы, которые производят впечатление внешней неподвижности, претерпевают внутренние изменения, которые, вследствие их медленного протекания и до определенного времени скрытого характера, трудно заметить. Преобразования, как быстрые, так и медленные, выступают как существенная характеристика политических систем. Корни динамизма политических систем лежат в сосуществовании множества групп и социальных классов, отношения между которыми, вследствие различия, а иногда и противоположности их интересов, являются, как правило, конфликтными. Каждая из конфликтующих групп ориентирует свои политические действия на достижение специфических целей, используя для этого те средства, которые считает наилучшими и наиболее эффективными. читать далее 4.2. Путь реформ Мы уже отмечали, что реформы вносят изменения в социальные системы, не затрагивая их глубинных структур, и представляют собой осторожный превентивный шаг наиболее проницательных слоёв господствующих классов и групп. Широкий процесс реформ, не решая основные проблемы общества, может оказать определяющее воздействие на формирование социального климата, отдаляющего возможность революционного взрыва. Классической иллюстрацией к изложенному материалу может служить ряд реформ капитализма в крупных промышленно-развитых странах в нашу эпоху, значительно отдаливших перспективу революционного социализма. Понятно, что современный капитализм не разрешил таких структурных проблем системы, как периодические кризисы, безработица или высокий уровень концентрации и централизации экономической власти, однако, не вызывает сомнения, что проведённые в XX в. реформы способствовали тому, что социалистическая революция в ряде стран была, по крайней мере, отодвинута. читать далее 4.3. Революционные процессы - часть 1 Революционные процессы представляют собой преобразование общества в целом и свержение господствующих классов и групп; они осуществляются на основе нового проекта общественного развития, в свою очередь порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп. Социальные революции обладают характеристиками, позволяющими говорить о них как о чрезвычайно сложном явлении. Они приводят к резкому разрыву с институциональным механизмом передачи высшей власти в политической системе. Организация и отношения социальных классов изменяются существенным образом. читать далее 4.3. Революционные процессы - часть 2 В социальных революциях могут выделяться следующие этапы: вызревание, взрыв, победа и институционализация. На этапе вызревания, продолжительность которого может быть различной, легитимность существующего социального порядка редко снижается, ибо последний постепенно охватывается кризисом. Обманутые надежды широких масс могут привести их на край отчаяния. Правительственная элита всё более рассматривается как привилегированная группа, безразличная к проблемам всего общества. Со своей стороны, интеллектуалы подвергают существующую систему радикальной критике, используя для этого органы массовой информации. читать далее 4.4. Контрреволюция Контрреволюция – это политическое движение, руководимое отстранёнными от власти группами, их представителями или людьми, порвавшими с революцией, целью которого является свержение новой элиты, для чего обычно используется вооружённое насилие. Состав контрреволюционных движений может быть не однородным, что часто приводит к внутренним расколам. Общей целью различных контрреволюционных групп является возвращение власти и утерянных позиций. До начала своих действий контрреволюционеры должны решить три важнейшие проблемы: финансирования, набора и снабжения своих сил. Для этого они могут использовать средства эмигрантов, своевременно переведённые за границу, а также поддержку стран, заинтересованных в ликвидации революционного режима.
Вопрос №11
|
|