Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ

С появлением государства и развитием политической организации общества возникает и развивается политическое сознание. Это та часть общественного сознания, которая имеет непосредственное отношение к политическим явлениям и процессам. Политическое сознание является одной из центральных категорий политологии, обозначает восприятие субъектом той части окружающей его действительности которая связана с политикой. Это совокупность взглядов, установок, которые выражают отношение людей к государству и партиям, политическим ценностям и целям, традициям и нормам политической жизни Таким образом, политическое сознание– это совокупность взглядов, оценок, эмоций, касающихся политики.

Политическое сознание выражается в трех аспектах:знания, оценка, эмоции – и имеет два измерения:гносеологическое (познавательная деятельность, через которую постигается сущность субъектов и объектов политики, управляющие ими законы связи политической сферы с другими областями жизни общества) и социологическое (роль и значение политического сознания в политической системе общества, его социальные функции, это субъективный компонент деятельности личности в политике). Данный аспект связан с выявлением носителей сознания определением их интересов и мотивов деятельности. Возникая и развиваясь в рамках осознания и реализации общезначимых политических интересов, политическое сознание выступает понятийным, оценочным, символическим и иным отображением реальных взаимодействий классов, социальных групп, граждан, борющихся за осуществление своих целей.

Познание политической жизни происходит на двух уровнях:эмпирическом (практическом) и теоретическом (политическая идеология). Различие между двумя уровнямисостоит в глубине и полноте отражения политики, ее реальностей: эмпирическому недоступны объективные закономерности политической жизни, их познание осуществляется политико-теоретическим сознанием. Обыденное политическое сознание нельзя отождествлять с ложными представлениями, полностью сотканными из иллюзий и заблуждений. Эмпирическое сознание служит базисом для теоретического, и им ассимилируются некоторые понятия и идеи политической теории.



Становление и развитие политического сознания происходит следующим образом:формирование системы потребностей и нужд общества; выполнение определенных ролей и актуализация потребностей; формирование системы ценностных ориентиров; идентификация родственной социальной группы; четкое осознание собственных интересов, потребностей в социально-политической сфере; адекватная оценка существующей возможности влиять на политическую деятельность, учитывая собственные субъективные интересы; принятие системы ценностей и установок, которые формируют последующие политические устремления.

Среди факторов, влияющих на формирование политического сознания, следует отметить и специфику политической культуры, деятельность институтов политической системы, психологическое давление с помощью средств массовой информации.

ВОПРОС №23

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Политическая культура– это часть духовной культуры общества, общепринятая система сложившихся у его членов политических взглядов, убеждений, традиций, нравственных норм и политических установок, регулирующих поведение людей в институтах политической системы и гражданского общества. Политическая культура – это совокупность ценностей установок, убеждений, ориентации и выражающих их символов, которая является общепринятой и служит регулированию политического поведения всех членов данного социума. Она состоит не только из политических идеалов, ценностей и установок, но и из действующих норм политической жизни.

Если анализировать политическую культуру на индивидуально-групповом уровне,она является культурой участия; в таком контексте возможно определение политической культуры как совокупности позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан.

Функциями политической культурыв обществе являются: идентификация, реализация потребности человека в понимании своей групповой принадлежности; ориентация, объяснение смысла политических явлений; адаптация и социализация посредством приобщения к навыкам политического поведения интеграция, направленная на сохранение ценностей и объединение вокруг заданных ценностей определенных групп; коммуникация, осуществляющая взаимодействие субъектов и институтов власти на основе стереотипов и символов.

С точки зрения понимания политической культуры как формы деятельностивзаимосвязи политического сознания и политического поведения культура участия включает в себя 4 компонента:

когнитивный(познавательный) – это представления о различных сторонах политической жизни общества;

аффективный(эмоционально-чувственный) – это чувства и переживания, которые испытывает субъект политики в связи с его участием в политической жизни общества;

аксиологический(оценочный) – это выработанные субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений хода политического процесса с позиций их соответствия или несоответствия поставленным целям социально-политическим ценностям, нормам, идеалам;

поведенческий– политическое поведение как способ реагирования на происходящие в общественной и политической жизни события.

Если понимать концепцию культуры как способ анализа существующей политической системы,на первый план выдвигается анализ культуры властвования. Тогда предметом анализа становятся качество составляющих политическую систему институтов власти и управления, объяснение и оценка моделей функционирования властных отношений. Это понятие отражает важные признаки политической системы совокупность ценностей и норм, определяющих характер и границы властного воздействия системы на граждан; уровень соответствия реального функционирования власти нормативному.

руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Для выделения различных видов власти широко распростра­нена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности — на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые).Эконо­мические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, день­ги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, по­лезные ископаемые и т.п.Социальные ресурсы — способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с эконо­мическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское об­служивание, социальное обеспечение и т.п.

Культурно-информационные ресурсы — знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Как считает известный американский социолог-прогнозист Олвин Тоффлер, в конце XX в. знания и информация становятся важнейшим ре­сурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах «знания, в силу своих преимуществ — бесконечности, общедоступности, демократичности, — подчинили силу и богатство и ста­яли определяющим фактором функционирования власти». В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и облада­ние информацией[55]. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социаль­ными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источ­ника власти в современном мире проявляется достаточно от­четливо.

Принудительные (силовые) ресурсы — это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибута­ми: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ис­точником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества — высших ценностей.

Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъекта­ми в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов.

Специфическим ресурсом власти является сам человек —де­мографические ресурсы. Люди — это универсальный, многофунк­циональный ресурс, который производит другие ресурсы. Чело­век — создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информа­ционные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений — будучи исполь­зована как средство реализации чужой воли. В целом же человек — не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Особенности различных элементов власти (субъекта, объекта, ресурсов и процесса) могут использоваться в качестве оснований ее типоло­гии. Наиболее содержательна классификация власти в обществе в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, культурно-информационную, прину­дительную.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные цен­ности. В обычные, относительно спокойные периоды общест­венного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными; это контроль над средствами дости­жения всех наших целей»[57].

С экономической властью тесно связана властьсоциальная.Если экономическая власть предполагает способность распреде­ления материальных благ, то социальная — распределения пози­ций на социальной лестнице — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства обладают большой соци­альной властью, с помощью социальной политики они могут вли­ять на общественное положение широких слоев населения, вы­зывая тем самым их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть — это прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения. Кроме того, это моральная, религиозная и некоторые другие виды власти, связанные с подчинением на ос­нове авторитета. В современном обществе из всех видов духовно­го влияния на первый план выдвигается научно-информацион­ная власть. Знания используются как при подготовке правитель­ственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльнос­ти и поддержки. Такое воздействие осуществляется через инсти­туты социализации (школа, другие образовательные учреждения), а также с помощью СМИ.

Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интере­сам, а нередко и воле, основанному на специальных методах об­мана.

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и озна­чает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следу­ет отождествлять с властью политической, хотя легальное исполь­зование силы в масштабах государства — важнейшая особенность последней. Насилие, физическое принуждение могут использо­ваться и неполитической властью, например в отношениях меж­ду рабами и рабовладельцами, между деспотом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки, между рэкетирами и торговцами и т.д.

Вопрос №24

известные политологи Г. Алмонд и С. Верба различают три типа политических культур. Первый тип - патриархальный. Для данного типа политической культуры характерно полное отсутствие у населения знаний о политике. В таких обществах нет специализированных политических ролей: власть вождей и шаманов представляет собой единство политико-экономико-религиозной роли, т.е. у членов данного общества политические ориентации неотделимы от экономических и религиозных ориентаций. Второй тип - подданнический тип политической культуры, ему свойственно пассивное политическое поведение, ориентация на господствующие в данном обществе ценности при слабом или полном отсутствии участия в политическом процессе. Подданный хорошо понимает государственную власть и умеет эффективно подчиняться ей. Третий тип - партисипаторная (участническая) культура. Для этого типа культуры характерно активное участие индивидов в политической жизни общества, ориентация на участие в принятии политических решений. Этот тип политической культуры называется также рационально-правовым. Г. Алмонд и С. Верба пишут, что в чистом виде ни патриархальный, ни подданнический, ни партисипаторный типы культуры не существует, это идеальные типы. В современном мире политическая культура представляет собой комбинации этих типов. В развитых демократических государствах, таких как США, Великобритания, политическая культура соответствует понятию гражданской культуры. Гражданская культура - это смешанная политическая культура, в ее границах многие граждане могут быть активными в политической жизни, однако многие другие играют пассивную роль подданных. Даже у тех, кто активно участвует в политике, традиционалистские, подданнические качества полностью не вытеснены. Г. Алмонд и С. Верба подчеркивают, что эти типы политической культуры - как активный, так и подданнический, - не только сохраняются, но составляют важную часть гражданской культуры. Политическая деятельность представляет собой лишь часть интересов гражданина, иногда не самую важную; существование других интересов ограничивает включенность индивида в политику, что само по себе делает общество менее конфликтным. Типологию политических культур разработал также американский политолог В. Разенбаум. Он заявляет, что ориентация относительно политической системы есть базовые компоненты политической культуры. В. Разенбаум предлагает следующую типологию: 1) ориентация относительно институтов государственного управления, т.е. оценка норм, символов, политических лидеров, а также того, как индивид реагирует на политические решения, принимаемые властями, вера в легитимность власти; 2) ориентация в политической системе: (а) политическая идентификация - принадлежность индивида к политическим образованиям, таким как государство, нация, партия, относительно которых индивид настроен позитивно или негативно; (б) политическая вера, готовность сотрудничать с различными группами, членство в группах; (в) "правила игры", т.е. как индивид относится к высказываемым политическим мнениям, концепциям принятия решений властей, политическим обязательствам для самого себя и других, субъективные предпочтения политических концепций; 3) ориентация в политической деятельности: (а) политическая компетентность, оценка собственных политических знаний, политическая активность, способы участия в жизни общества, частота голосований; (б) политическая действенность, вера в возможность индивида оказывать влияние на политику, способность осуществлять политические изменения через гражданские акции. Существуют и другие типологии политической культуры: поляризованная (фрагментарная) политическая культура и консенсуальная (единая) политическая культура. Поляризованная политическая культура расколота на политические субкультуры, они отличаются друг от друга непохожими базовыми ценностями, воззрениями, ориентациями и т.п. Политические субкультуры бывают вертикальными и горизонтальными. Вертикальные субкультуры различаются по социальным и демографическим характеристикам, это различие между массовой и элитарной субкультурами. Горизонтальные субкультуры - это субкультуры, основывающиеся на религиозных, этнических, региональных признаках. В. Разенбаум рассматривает фрагментированную политическую культуру, как культуру, в которой отсутствует согласие относительно путей развития общества. Этот тип политической культуры присущ большинству стран мира (страны третьего мира, Латинская Америка). В этих странах достижение консенсуса затруднено, а иногда и невозможно. По отношению к политическим режимам, политической идеологии различают либерально-демократический, авторитарный и тоталитарный типы политической культуры. Либерально-демократический тип политической культуры предполагает разнообразие мнений, возможность учета противоположных позиций, плюрализм политических партий и идеологий и др. Идеи, питающие либерально-демократическую политическую культуру, исходят из классического либерализма, где главными ценностями считаются - индивидуальная свобода, неприкосновенность частной собственности, правовое государство, гражданское общество, парламентаризм и т.п. Авторитарный тип политической культуры характеризуется концентрацией власти в руках одного человека или группы, командными методами руководства, безусловным подчинением, подавлением или ограничением прав и свобод граждан. Авторитаризм выступает под лозунгом установления общественного порядка, национального единства. Авторитаризм культивирует иерархические отношения в структурах власти, в экономике, культуре. Тоталитарный тип политической культуры означает установление сплошного контроля государства и других политических институтов общества над поведением и всей деятельностью людей. Тоталитаризм насаждает единую идеологию, систему ценностей и норм поведения для всех слоев и групп общества. В конце XX века идеи Г. Алмонда и С. Вербы были продолжены в исследованиях Д. Алзара, С. Шилтона и других. Д. Алзар высказал мысль, что американская политическая культура представляет собой синтез трех основных уровней культуры: индивидуалистической, моралистической и традиционной. Для индивидуалистической политической культуры характерно проведение параллелей между демократическими нормами и рыночными отношениями. Правительству предписываются три основные функции. Во-первых, поддержание порядка необходимого для нормального функционирования рынка, поощрения частной инициативы. Все американцы, по мнению Д. Алзара, в той или иной мере разделяют важнейшие установки индивидуалистической субкультуры, но у значительной части жителей страны нормы индивидуализма сочетаются с нормами других отличающихся субкультур. Моралистическая политическая субкультура рассматривает единение, сотрудничество всех членов общества как основу демократии. Целью политики объявляется благо всего народа, благо всего общества, ради чего допускается вмешательство правительства в частную жизнь. Моралистическая субкультура требует от каждого гражданина участия в политической жизни. От политиков же требуется строго следовать нормам морали. В моралистической субкультуре допускается тип политически нейтральной администрации, а отношение к бюрократии остается сдержанным. Традиционалистская политическая культура ориентируется на сохранение иерархической структуры общества, власть элиты, члены которой наследуют свои привилегии. Особое значение традиционалистская субкультура придает семейным связям и отношениям внутри местных сообществ, а партиям отводится второстепенная роль. Отношение к бюрократии негативное. Политолог Р. Инглхарт пишет, что пришло время изменить акценты в структуре социального анализа, отдав приоритет изучению культурных факторов, определяющих сущность и масштабы экономических изменений. Повышение роли и значимости культурных факторов заметно во всем мире - в католических странах от Польши до Латинской Америки, в исламском мире, в странах, исповедующих конфуцианство и буддизм. По своему воздействию на электорат религия, а следовательно, вся культурная жизнь значительно опережают классовые и другие факторы. Развитость политической культуры, как считает Р. Инглхарт, определяется, во-первых, уровнем доверия членов общества друг к другу, во-вторых, степенью их жизненной удовлетворенности, в-третьих, наличием поддержки в пользу революционных изменений. Взаимодействие между тремя составляющими носит взаимозависимый характер. Одного межличностного доверия недостаточно; для стабильного функционирования современной демократии необходима высокая приверженность населения к демократическим институтам. Последняя достигается при определенной степени жизненной удовлетворенности, уровне дохода. Успешное экономическое развитие рождает ощущение экономической безопасности, что блокирует поддержку населением призывов к революционным изменениям. П.В. Шарапов. Фрагмент из учебника "Культурология" (авт. коллектив)

 

Вопрос №25

Политическая идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, с большей или меньшей точностью отражающих политические явления и процессы, в соответствии с которыми формируется политическое сознание (мировоззрение) и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом.
Политическая идеология обосновывает главное содержание, основные цели и социальное назначение политики. Термин «идеология» (от греч. «идея» и «логос» – учение, понятие) впервые ввел в оборот французский ученый Дестют де Траси в своем четырехтомном труде «Элементы идеологии» в начале XIX в. Он назвал идеологию «наукой об идеях, о том, как они возникают, и о закономерностях человеческого мышления». А.Гельвеций, например, классифицировал идеи на три вида – полезные, вредные и нейтральные.
С тех пор в мировой политологии сложились различные суждения об идеологии. Во времена Просвещения понятие идеологии трактовалось как неадекватное реальности сознание, основанное на религиозных и других предрассудках, противостоящее рациональному познанию действительности. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали классовый характер идеологии и считали, что она служит средством подчинения трудящихся господствующему классу, камуфлирует его эксплуатацию. Вот почему устранение господства эксплуататоров будет означать конец идеологии как ложной, иллюзорной формы сознания и наступит время научной идеологии, которой и будет марксизм. Попытку социологического исследования идеологии предпринял немецкий социолог К. Маннгейм. Он, как и классики марксизма, считал идеологию классового тенденциозным сознанием. Вместе с тем ученый подчеркивал важнейшую черту идеологии – ее способность сплачивать людей и мобилизовывать их на защиту своих интересов.
Неомаккиавеллисты (Р.Моска, Р.Михельс, В.Парето) гиперболизировали политическую идеологию, характеризировали ее как «служанку власти», не имеющую в политике сколько-нибудь серьезного самостоятельного значения. В середине XX в. идеологи индустриального общества (Дж. Гэлбрейт, Р.Арон, Д.Белл, З.Бжезинский, Р.Дарендорф, и др.) заявили о «конце идеологии». Они выдвинули теорию «деидеологизации», согласно которой уровень информированности общества растет, и потребность в идеологии как бы отпадает. Эта теория, однако, вскоре была опровергнута всем ходом общественного развития.
В современной политологии под идеологией понимают выраженную в теоретической форме систему идей и взглядов, в которых отражаются интересы определенных слоев и которые служат закреплению или изменению существующих общественных отношений.
Политическая идеология имеет достаточно сложную структуру. В содержании идеологии выделяют: 1) концептуальный; 2) программно-политический и 3) актуализированный структурные компоненты.
Концептуальный компонент структуры идеологии основывает в теоретической, логически упорядоченной форме общественные идеалы и ценности определенного слоя. Это могут быть идеалы, объясняющие существующий порядок общественной жизни и указывающие пути его совершенствования (например, консервативная, либеральная идеология). Но могут быть и социальные утопии, имеющие мало общего с реальностью (анархистская идеология и др.). В программно-политической части идеологии намечаются пути и способы реализации коллективных ценностей и интересов с помощью воздействия на государственную власть и ее использования. Этот структурный элемент идеологии выражается в форме программ политических партий, выдвижения лозунгов и требований, т.е. она ориентированна на практическую деятельность.
Актуализированный компонент идеологии отражает степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что воплощается в практических делах и поступках. Данный элемент идеологии характеризуется довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок – от легкой смены политических позиций до восприятия своих политических привязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров.
Политическая идеология конкретизируется в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил.
Политическая идеология разрабатывается особым слоем людей – теоретиками, интеллектуальными представителями класса, нации, народа. Практическое же воплощение ее принципов и норм осуществляется через психологический настрой элит и рядовых граждан.
Особую роль политическая идеология приобретает в период революционных потрясений, когда в политические действия вовлекаются огромные массы населения. Вне зависимости от политической идеологии, она выполняет определенные функции в обществе. Важнейшая функция политической идеологии – легитимизация власти определенных политических сил и режимов.
Политическая идеология выполняет также следующие функции:
· нормативная или ориентационная – задает систему смыслов и ориентацией человеческой деятельности;
· мобилизирующая – мобилизирует общество, социальные группы на реализацию поставленных целей;
· интеграционная – сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного “мы”;
· критическая – способствует критическому осмыслению действительности;
· когнитивная – дает знания об обществе и в то же время, отражает противоречия породившего данную идеологию общества;
· компенсаторная или амортизационная – способствует ослаблению социальной напряженности, вселяет надежду на благополучное изменение существующего бытия.
· прогностическая – определяет ближайшие и конечные цели.
Таким образом, политическая идеология одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика. Важнейшими гарантиями конструктивной роли идеологии является их базирование на общественных ценностях и национальных интересах.

 

Вопрос №26

Либерали́зм (от лат. liberalis — свободный) — философское и общественно-политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека[1].

Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в современном либерализме признаются свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах. В экономическом отношении принципами либерализма являются неприкосновенностьчастной собственности, свобода торговли и предпринимательства.[2][3][4][5][6] В юридическом отношении принципами либерализма являютсяверховенство закона над волей правителей и равенство всех граждан перед законом вне зависимости от их богатства, положения и влияния

Основы либерализма]

 

Свобода, ведущая народ, Эжен Делакруа, 1830, Лувр

Либерализм зародился во многом как реакция на бесчинства абсолютных монархов и Католической церкви. Либерализм отверг многие положения, бывшие основой предшествующих теорий государства, такие как божественное право монархов на власть и роль религии как единственного источника истины. Вместо этого либерализм предложил следующее[7].

· обеспечение данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, на личную свободу, на собственность).Интеллектуальная собственность относится к частной собственности, если она не является общечеловеческим достоянием, и если это не противоречит свободе слова (некоторые либертарианцы отвергают концепцию интеллектуальной собственности, как форму монополизации свободного рынка);

· обеспечение гражданских прав;

· установление равенства всех граждан перед законом;

· установление свободной рыночной экономики;

· обеспечение ответственности правительства и прозрачности государственной власти.

Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии неукоснительного соблюдения прав меньшинств и отдельных граждан.

Некоторые современные течения либерализма более терпимы к государственному регулированию свободных рынков ради обеспечения равенства возможностей добиться успеха, всеобщего образования и уменьшения разницы в доходах населения. Сторонники таких взглядов полагают, что политическая система должна содержать элементы социального государства, включая государственное пособие по безработице, приюты для бездомных и бесплатное здравоохранение. Всё это не противоречит идеям либерализма.

Согласно либерализму, государственная власть существует только для блага граждан, и политическое руководство страной может осуществляться только на основе общественного консенсуса. В настоящее время наиболее соответствующей либеральным принципам политической системой является либеральная демократия.

Формы либерализма

Политический либерализм

Экономический либерализм

Культурный либерализм

Социальный либерализм






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.