Обратная связь
|
Понятие и сущность консерватизма В консерватизме главной ценностью принимается сохранение традиций общества, его институтов,верований и даже «предрассудков»
В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции» (памфлетыЭдмунда Бёрка (1729-1797)). Противостоит либерализму, требующему экономических свобод и социализму,требующему социального равенства. В список учредителей консерватизма, помимо Бёрка, входят француз,иезуит Жозеф де Местр (1753-1821) и австрийский канцлер Клеменс Меттерних (1773-1859)
Следует отличать от ретроградства как от стремления вспять и враждебности к инновациям и оттрадиционализма. Современный консерватизм (неоконсерватизм) иногда оказывается даже более гибким иподвижным чем другие политические течения. Примеры - реформы Рональда Рейгана в США, реформыТэтчер в Великобритании.
Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных компонентов современныхполитических идеологий. Однако имеются большие трудности в определении ее основного содержания. Самтермин "консерватизм" произошел от латинского "conserve" - сохраняю, охраняю. Однако его идейное иполитическое значение с трудом идентифицируется, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, впроцессе развития произошла инверсия исторических значений либерализма и консерватизма.
Так, многие принципиальные положения классического либерализма - требование свободы рынка иограничение государственного вмешательства - сегодня рассматриваются как консервативные. В то жевремя идея сильной централизованной регулирующей власти государства, выдвинутая ранееконсерваторами традиционалистского типа, ныне стала важнейшим компонентом либерального сознания.Во-вторых, налицо внутренняя разнородность, гетерогенность политической идеологии консерватизма,включающей различные направления, объединенные общей функцией - оправдание и стабилизацияустоявшихся общественных структур.
Носителями идеологии консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные всохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. В структуре консерватизмавыделяется два идейных пласта. Один ориентируется на поддержание устойчивости общественнойструктуры в ее неизменной форме, другой - на устранение противодействующих политических сил итенденций и восстановление, воспроизводство прежних.
В этом контексте консерватизм выступает и как политическая идеология оправдания существующихпорядков.
Различные направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся:признание существования всеобщего морально-религиозного порядка и несовершенства человеческойприроды; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в ограниченных возможностях человеческогоразума; убеждение в необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихсяобщественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в некотором смысле носитвторичный характер, поскольку производна от иных идеологических форм, исчерпывающих наопределенном этапе выполняемые ими функции.
онсерватизм- политическая идеология, ориентирующаяся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь морально правовых ее оснований, воплощенных в нации, религии, траке, семье, собственности.
Ключевым в понимание консерватизмакак политической идеологии является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Возникнув в конце XVIII века в качестве негативной реакции европейской аристократии на Великую Французскую революцию и ее идеи, консерватизм сегодня ассоциируется с теми в политике, кто в наибольшей степени подпадает под понятие «правые». Кто прославляет унаследованные от прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка вещей.
В то же время было бы неверным отождествлять консерватизм с реакционностью. Реакционер — этот тот, кто стремится вернуть прошлое, тогда как консерватор заинтересован в сохранении настоящего, не исключая возможности изменений того, что созрело для изменения. В этой связи необходимо осмыслить следующую формулу консерватизма: «Одной рукой изменять то, что должно, другой сохранять то, что можно».
Сорвеменные разновидности консерватизма:
§ традиционализм;
§ либертаризм;
§ неоконсерватизм.
Вопрос № 28
Социализм — первая, низшая фаза, ступень коммунизма как общественно-экономической формации, которая после социалистической революции, переходного периода от капитализма к социализму, непосредственно приходит на смену капитализму в результате ликвидации эксплуататорских классов и утверждения общественной социалистической собственности на средства производства во всех секторах народного хозяйства. Социализм — общество, которое «только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 18). Отдельные страны и народы, опираясь на социалистическое содружество, переходят к социализму от докапиталистических форм общественной жизни, минуя капитализм.
Социализм — общественный строй, исключающий эксплуатацию человека человеком и планомерно развивающийся в интересах повышения благосостояния народа и всестороннего развития каждого члена общества.
Социализм — необходимый и неизбежный этап на пути становления и развития коммунистической формации. Её не может миновать или «перескочить» ни одна страна, ни один народ, ибо в результате завершения переходного периода от капитализма к социализму создаются лишь основы социализма, исключающие возможность начать непосредственный переход к высшей фазе этой формации — коммунизму. Необходимые для этого предпосылки и условия могут быть созданы только в результате сравнительно длительного развития социализма на собственной основе.
Этапы развития социализма
Развитие самого социализма включает в себя различные основные этапы, отражающие неодинаковые ступени его зрелости:
Начальный, ранний социализм, охватывающий период от построения основ социализма до вступления в полосу его зрелости;
Развитое социалистическое общество, постепенно перерастающее в коммунизм.
Несмотря на относительную длительность фазы социализма, ее нельзя рассматривать как особую общественно-экономическую формацию, ибо в основе и социализма и коммунизма лежит однотипный способ производства, существенно различающийся лишь уровнем своего развития.
Особенности социалистического строя
Социализм качественно отличается от переходного от капитализма к социализму периода по экономическому строю, социальной структуре, политической системе и духовной жизни общества. В условиях победившего социализма предприятия, основанные на общественной собственности, представляют собой уже не один из укладов, а все народное хозяйство; на базе ликвидации эксплуататорских классов и кооперирования крестьянства и кустарей складывается однотипная социально-классовая структура социалистического общества, включающая рабочий класс, кооперированное крестьянство и народную интеллигенцию, а на более поздних стадиях — бесклассовая структура общества; государство и коммунистическая партия на основе расширения их социальной базы и дальнейшего развития демократии постепенно перерастают в общенародные политические организации, непосредственно выражающие и защищающие волю и интересы не только большинства, но и всех членов общества, состоящего теперь уже лишь из трудящихся; в общественном сознании достигается безраздельное господство идеологии рабочего класса, подлинно научного, марксистско-ленинского мировоззрения и утверждается культура нового, социалистического типа; возникают и развиваются принципиально противоположные капитализму социальный тип личности и соответствующий образ жизни, наиболее характерными чертами которого являются свободный труд на благо общества, коллективизм, интернационализм, гуманизм и оптимизм.
В условиях социализма завершается создание всесторонне развитой материально-технической базы социализма и строится материально-техническая база коммунизма. Основу экономической системы социализма составляет социалистическая собственность на средства производства. Одной из важнейших отличительных черт социализма является планомерная организация производства и всей общественной жизни, обеспечивающая пропорциональное развитие отраслей народного хозяйства и всех других сторон жизни общества. Экономика социализма прямо ориентирована на удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей общества, обеспечивает неуклонное повышение благосостояния народа, создает все более благоприятные условия для всестороннего развития личности.
Принцип распределения социализма: от каждого по способностям, каждому по труду.
Уникальное достояние социализма — социально-политическое и идейное единство общества, которое развивается и укрепляется в ходе дальнейшего социалистического и коммунистического строительства. Социализм означает ликвидацию противоположности между городом и деревней, между работниками умственного и физического труда и обеспечивает постепенное преодоление существенных различий между ними; утверждается и упрочивается нерушимая дружба народов; складывается новый облик личности — гражданина, патриота, интернационалиста; все более гармоничными становятся взаимоотношения между личностью, коллективом и обществом, а отношения между членами общества все в более полной мере олицетворяют товарищеское сотрудничество и братскую взаимопомощь.
Социализм — общество подлинного демократизма, в котором по мере расширения социальной базы социалистической государственности пролетарская демократия закономерно перерастает во всенародную демократию. Конституционные основы демократизма общества победившего социализма в СССР были закреплены Конституцией СССР 1936 года, а общества зрелого социализма — Конституцией СССР 1977 года — Конституцией развитого социализма. Дальнейшее расширение, углубление и совершенствование социалистической демократии, привлечение трудящихся к активному и постоянному участию в решении государственных и общественных дел — генеральное направление развития политической системы социализма.
Коммунизм
Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленного переворота.
Базовые ценности при этом следующие:
§ общественная собственность на средства производства материальных благ;
§ классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения этой цели);
§ воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду;
§ забота об общественных интересах взамен индивидуализму, труд на общее благо («кто не работает, тог не ест»);
§ идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» против «равенства возможностей» в либерализме;
§ коммунистическая партия как главный механизм интеграции элементов социальной структуры (для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством, которое под ее руководством постепенно заменится системой общественного самоуправления).
Идеология радикализма
Радикализм (от лат. "radix" - корень) - социально-политические идеи и действия, направленные на кардинальные, решительные, "коренные" изменения существующих социально-политических институтов. Это означает: - разрыв с признанной и уже существующей традицией; - тотальный, быстрый темп перемен; - примат силовых методов в реализации политических идей. Как термин радикализм возник в Англии в середине XVIII века среди противников Билля об избирательной реформе 1832 г. Позднее это понятие стали применять по отношению к утилитаристу И.Бентаму и его последователям, названным "философскими радикалами". Однако ещё до появления самого термина, радикализм как требование решительной замены "неестественных" общественных условий новым ра-циональным порядком проявлялся во взглядах Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, основателя анархизма У. Годвина, но наиболее решительно, уже перейдя к революционному экстремизму, проявил себя в период Великой Французской революции. B XIX в. понимание радикализма расширилось, а сам он быстро распространился по Европе уже как широкое политическое, философское, религиозное, культурное, просветительское движение. В XIX - XX вв. радикализм стал идеологической платформой для целого ряда левых и правых политических сил. В последние десятилетия ХХ и в начале ХХI века радикализм стал базой для исламского фундаментализма. В основе радикализма лежит: а) негативное отношение к сложившейся социально-политической дей-ствительности; б) признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации (а именно, радикального способа) как единственно возможного. Формы проявления радикализма: - нигилизм; - экстремизм; - терроризм; - революционаризм. Радикализм - всегда оппозиционное направление и опора наиболее жёсткой, неконструктивной оппозиции. В обществе играет дестабилизирующую роль. В социально-политических процессах выполняет следующие функции: 1. Сигнально-информационная (свидетельствует о неблагополучии в обществе). 2. Функция разрядки социальной напряжённости путём "выброса" накопившегося недовольства. 3. Функция давления на власть. 4. Функция корректировки политического курса. 5. Функция стимулирования коренных политических изменений, инноваций. Как идейно-политическое течение и как метод решения локальных социально-политических и экономических задач радикализм является даже необходимым компонентом политической жизни (особенно в устойчивых системах, где либеральные, консервативные и радикальные компоненты сбалансированы). В переходных обществах расширяются причины для радикализма. Однако они неизбежно будут уменьшаться в процессе стабилизации общества. При этом политические власти могут ослабить или нейтрализовать последствия радикализма. Если этого не происходит, тогда радикализм может перерасти в экстремизм и терроризм. Теоретически различают: 1. "Радикализм мысли" (радикальные идеи). 2. "Радикализм формы" (его природа не в размышлениях, а в простоте готовых решений, которые почти всегда сводятся к разрушению без соединения). В политике различают: - правый - левый - анархистский радикализм - революционный - реформаторский При этом сам радикализм не связан непосредственно с какой-либо од-ной определённой идеологией - это всего лишь особого рода энергетическая политико-психологическая основа любой идейно-политической конструкции. Очень часто публично провозглашаемые радикализмом цели не соответствуют тем насильственным методам, которые он склонен использовать. Тогда он может прямо смыкаться с экстремизмом и перерастать в него, находя своё конкретное, практически-политическое выражение в разных формах политического терроризма (от "бомбистов" начала ХХ века в России до исламских террористов У. Бен Ладена в ХХI в.). В основе психологии радикализма лежит сильный политический темперамент охваченных им политиков, стремление добиться нужного результата как можно быстрее, "здесь и сейчас", любой ценой увидеть плоды своей политики при собственной жизни даже тогда, когда речь идёт о процессах, предполагающих смену нескольких поколений. В ряде общества (в том числе в России) радикализм рассматривается и выступает как неотъемлемый компонент социально-политической жизни, важнейшая политико-культурная традиция и проявляется на уровне социальных слоёв, элиты, контрэлиты, властвующих и оппозиционных групп, простых граждан.
Вопрос №30
|
|