Обратная связь
|
Основные направления в психологической науке и практике в XX-XXI вв. (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и др.)
Бихевиоризм. behavior - поведение. Его разрабатывали американские психологи Эдуард Ли Торндайк, Джон Уотсон и др. На развитие бихевиоризма громадное влияние оказало учение русских ученых Ивана Петровича Павлова и Владимира Михайловича Бехтерева о природе рефлексов.
Бихевиористы считали, что сознание человека, его мысли, чувства, переживания - слишком субъективны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому они не подлежат исследованию. Изучать можно лишь то, что можно точно наблюдать в поведении и фиксировать. Основная схема поведения была описана бихевиористами в символах «S-R: стимул - реакция». Реакция также может быть простой (например, отдергивание руки от огня) и сложной (например, прием пищи, написание текста, игра, речь). Такой подход исключал принципиальную разницу между психологией животных и человека, данные, полученные на животных, непосредственно переносятся на человека.
В дальнейшем исследователи признали, что между стимулом и реакцией у человека имеется промежуточный механизм - познавательные процессы: мышление, память, воображение. Эти идеи легли в основу необихевиоризма, основными представителями которого являются Эдуард Толмен, Беррес Фредерик Скиннер и др.
Центральными для психологии бихевиоризма и необихевиоризма на протяжении всей его истории были вопросы научения, т.е. того, каков процесс приобретения индивидуального опыта и каковы условия достижения наилучших результатов. Одно из современных течений бихевиоризма так и называется - теория социального научения. Его основатель Альберт Бандура считает, что научение у человека может происходить двумя основными путями: 1) прямым; непосредственным подкреплением; 2) когда он наблюдает за поведением других людей и того, к чему может вести такое поведение.
Во многом благодаря бихевиоризму психология стала объективной наукой, использующей точные методы выявления и измерения изучаемых явлений. Критика бихевиоризма связана с механистическим взглядом его представителей на человеческую психику, игнорированием собственно психических явлений - воли, эмоций, потребностей человека, его активности и вытекающими отсюда представлениями о жесткой детерминированности, обусловленности поведения и развития человека внешними обстоятельствами.
Психоанализ. Основателем этого направления стал австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд. Он был врачом, и первоначально психоанализ возник как метод лечения неврозов. Фрейд обратил внимание, что невротические болезни взрослых часто вызваны психическими травмами, полученными в детском возрасте и связанными с реальными или воображаемыми сексуальными домогательствами со стороны близких взрослых противоположного пола (например, отца, брата, дяди). Причем травмирующие воспоминания изгоняются, вытесняются из сознания, происходит это без какого-либо участия сознания человека, бессознательно. Фрейд заметил, что симптомы заболеваний исчезают, когда пациент отреагирует это воспоминание, т.е. вспомнит и как бы вновь переживет травмирующее событие. Обращение к детскому опыту для понимания переживаний взрослого человека было важнейшим открытием Фрейда. Наиболее эффективным оказался изобретенный Фрейдом метод свободных ассоциаций. При использовании этого метода пациент лежит на кушетке, а врач побуждает говорить все, что тому придет в голову. В дальнейшем к нему присоединилось также толкование сновидений. Влияние бессознательного проявляется и в творчестве человека.
Фрейд выделял две основные мотивационные силы, направляющие всю жизнь человеческого организма. Это инстинкты жизни (либидо) и инстинкты смерти, которые постоянно находятся в противоборстве. К первому относится сексуальность (или более широко - эрос). Ко второму - деструктивные, разрушительные силы, которые могут быть направлены вовне (агрессия, ненависть) и внутрь себя (мазохизм, самоубийство).
Психика, с точки зрения Фрейда, состоит из трех частей: ид, эго и супер-эго, или Оно, Я и сверх-Я. «Ид», или «Оно», - наиболее примитивная и недоступная сознанию часть психической жизни. Именно здесь находятся инстинкты. В отличие от ид эго, или «Я», руководствуется принципом реальности, служа своеобразным посредником между ид и внешним миром. Эго сдерживает импульсы, идущие от ид, находит косвенные, окольные пути их удовлетворения. Супер-эго, или сверх-Я развивается из эго в процессе усвоения ребенком тех норм поведения и ценностей, которые воспитывают у него родители. Три основные функции супер-эго - нравственное сознание, формирование идеалов и самонаблюдение.
Критика идей Фрейда связана прежде всего с его переоценкой роли сексуальности в развитии психики и придания решающего значения ранним детским переживаниям. На это указывали уже его ближайшие последователи. Так, Карл Густав Юнг расходился с Фрейдом в понимании сущности либидо. Он считал, что оно характеризует жизненную энергию в целом, в которой сексуальные импульсы составляют лишь часть. Юнг считал, что, помимо «личного бессознательного», описанного Фрейдом, существует и «коллективное бессознательное» (часть психики, содержащая опыт человечества). Оно существует в виде особых образований - архетипов, которые проявляются в мифах и сказках, общие темы которых проявляются у разных народов.
Одним из важнейших открытий Юнга является выделение психологических типов людей: экстравертов - направленных вовне и интровертов - направленных в себя.
Другой последователь Фрейда, Альфред Адлер, утверждал, что ребенок рождается на свет с определенным чувством неполноценности и неуверенности в себе, что обусловлено его беспомощностью и зависимостью от окружения. Это чувство является движущей силой и порождает стремление к превосходству, т.е. к самоутверждению.
Важнейшим ответвлением психоанализа является неофрейдизм. Неофрейдисты отрицали исключительную роль сексуальных факторов в развитии, придавая существенное значение социальным факторам: особенностям общения ребенка со взрослыми, прежде всего в первые годы жизни (Карен Хорни, Гарри Стэк Салливен), характеристикам социальной среды, ее ценностям (Эрих Фромм). Среди психоаналитиков, занимавшихся проблемами развития, особая роль принадлежит американскому психологу Эрику Эриксону. Он разработал оригинальную концепцию развития личности человека от рождения до смерти. С точки зрения Эриксона, в основе этого процесса - обретение идентичности, т.е. представления о собственной полноценности, тождественности самому себе во времени, способности управлять своим «Я» в различных ситуациях, чувствовать себя способным к решению тех задач, которые ставит перед ним жизнь.
Психоанализ бурно развивался и развивается. Он не только оказал влияние на множество направлений современной психологии, чрезвычайно велико его воздействие на философию, культуру, искусство, общественное сознание нашего времени.
^ Гуманистическая психология (humanus – человечный) возникла в 60-е годы нашего столетия в американской психологии. Это направление основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, творческие силы каждого человека, в то, что он способен сознательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Наиболее известными представителями этого направления являются Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. Основными положениями теории являются утверждения о том, что человек целостен; ценны не только общие, но и индивидуальные случаи; главной психологической реальностью являются переживания человека; человек открыт к самореализации; человек не детерминирован только внешними ситуациями.
В теории личности Абрахама Маслоу одно из центральных мест занимает проблема мотивации и самоактуализации. Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, ведущей к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как врожденное стремление человека быть тем, кем он может быть. Условием осуществления самоактуализации является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении.
Карл Роджерс выделил отдельную структру в личности – «Я-концепцию», это то, что воспринимается индивидом как "Я" или то, что человек имеет в виду, когда говорит "Я" или "мне". Основанием невроза служит рассогласование, неконгруэнтность истинного содержания личности (опыта) и его "Я-концепции", самости.
Роджерс в процессе психотерапевтической работы стремился к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Эти приемы получили название "клиент-центрированный" психотерапии. Основными условиями личностно-центрированного подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Эмпатия - ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества "как будто". Конгруэнтность – это быть самим собой, соответствие между Я-концепцией и опытом. Основной целью личностно-центрированной психотерапии является достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, которое выражается посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.
Одним из важнейших направлений отечественной психологии явилась разработанная Алексеем Николаевичем Леонтьевым теория деятельности. Деятельность рассматривалась Леонтьевым как активное взаимодействие с окружающей действительностью, выражающее отношение человека к миру и способствующее удовлетворению его потребностей. Психическое развитие человека во многом составляет процесс развития его деятельности.
Леонтьевым разработана теория ведущей деятельности как такой, которая становится центральной, основной на различных этапах развития и оказывает наибольшее влияние на формирование сознания, личности ребенка на этом этапе. Такой деятельностью для дошкольников является игра, а для младших школьников - учение.
В русле этого направления работали такие отечественные психологи, как П.Я. Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин и др.
Сегрей Леонидович Рубинштейн сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Деятельность для Рубинштейна - это прежде всего труд по преобразованию окружающего мира. В труде человек создает всю «очеловеченную» среду, культуру, свою собственную психику, изменяет и окружающий мир, и самого себя. Тем самым для изучения сознания необходимо не описывать те или иные его стороны, доступные лишь самосозерцанию, а анализировать, как в процессе конкретной деятельности происходят изменения в объектах. Этот метод психологического исследования Рубинштейн назвал методом единства воздействия и изучения.
Рубинштейн дал свой ответ и на вопрос о том, что определяет психические явления - влияние среды или внутренние факторы. Он возражал против абсолютизации роли среды, которая была в то время едва ли не господствующей идеологической установкой, охватывавшей не только психологию, но и все естественные науки. В противовес этому он выдвинул принцип, согласно которому внешние причины воздействуют на объект, в том числе и человеческую психику, через внутренние условия.
|
|