Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Категория деятельности в психологии. Проблема выделения видов деятельности. Деятельностный подход в психологии.

 

Деятельность – одна из центральных категорий психологии и ключевое понятие деятельностного подхода, ставшего фундаментом отечественной психологической науки 20го века. Традиции в изучении проблемы деятельности заложены в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Деятельность - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого активно формируются психические образы действительности, реализуются и развиваются потребности, ценности и отношения человека. В более узком смысле, это направленная на определенные аспекты окружающей действительности, организованная и социально детерминированная активность отдельного субъекта или коллектива. С. Л. Рубинштейн: «…деятельность человека в целом – это прежде всего воздействие, изменение действительности; … это не только воздействие, изменение мира и порождение тех или иных объектов, но и общественный акт или отношение в специфическом смысле этого слова…»

 

Понимание деятельности как сложной системы, в которой формируются сознание и личность на всех этапах развития, является принципиально важным для отечественной психологии личности. Согласно теории деятельности Алексея Николаевича Леонтьева, деятельность человека носит сознательный характер, предполагает осознание цели и путей ее достижения, предвидение результата. Выделяются два основных плана психологического анализа деятельности: внешний (предметно – действенный) и внутренний (собственно психологический). Внешняя характеристика деятельности предполагает оперирование понятиями «субъект» и «объект», «условия» и «средства» и т.д. Внутренняя характеристика деятельности описывает побуждающие ее мотивы, цели, способы планирования и формы ее регуляции.



 

Предметное содержание деятельности (предметные компоненты) в деятельности субъекта образуют:

 

1) мотив – предмет, на который направлена деятельность, или предмет потребности;

 

2) цель – представление о результате действия (что должно быть достигнуто);

 

3) условия осуществления деятельности, среди которых важнейшими являются способы достижения цели;

 

4) цель, данная в определенных условиях, представляет собой задачу деятельности.

 

Структурные единицы деятельности составляют:

 

1) отдельная (особенная) деятельность, которая может быть выделена по критерию побуждающих ее мотивов;

 

2) действия – процессы, подчиняющиеся сознательно поставленным целям; могут быть относительно самостоятельными и входить в разные виды деятельности;

 

3) операции – способы осуществления действий, непосредственно зависят от условий достижения конкретных целей;

 

4) выполнение задач осуществляется с помощью действий и операций.

 

Действия бывают внешними и внутренними; двигательными, чувственными и мыслительными.

 

Согласно А. Н. Леонтьеву, понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. «Деятельности без мотива не бывает; «немотивированная» деятельность – это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом». Существует явление, которое Леонтьев назвал «сдвигом мотива на цель», когда действие перерастает в самостоятельную деятельность.

 

Различаются такие виды деятельности, как 1) предметно – практическая деятельность по производству материального продукта; 2) теоретико – мыслительная деятельность, оперирующая понятийными конструктами; 3) эстетическая деятельность (создание произведений искусства); 4) идеологическая или мировоззренческая деятельность, связанная с выделением ценностных ориентиров человеческого бытия.

 

По направленности различают деятельность, направленную на себя, на другого человека и на объекты внешнего мира.

 

Другая классификация строится в соответствии со стадиями онтогенетического развития: 1) игра, 2) учение; 3) трудовая деятельность.

 

Игра - это особый вид деятельности, результатом которой не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры имеют характер развлечения, преследуют цель отдыха. Типы игр: - индивидуальные и групповые, - предметные (включение каких-либо предметов) и сюжетные (по определенному сценарию), - ролевые (поведение человека ограничено определенной ролью) и игры с правилами (правила поведения участников). Есть и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные с правилами и т.д. Для детей игры имеют развивающее значение; у взрослых - игра не является ведущим видом деятельности, а служит средством общения и разрядки.

 

Цель учения - приобретение знаний, умений и навыков. Это средство психологического развития индивида.

 

Труд - процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

 

Условно можно выделить три направления исследований, в которых заложены контуры деятельностного подхода в психологии:

 

1) знаково-символическое направление в развитии психики (разрабатывалось Л. С. Выготским);

 

2) личностное направление: личность формируется в деятельности (разрабатывалось С. Л. Рубинштейном);

 

3) деятельность как самостоятельный предмет исследования (разрабатывалось А. Н. Леонтьевым).

 

Разрабатывая проблему развития психики, проблему происхождения сознания, Л. С. Выготский указывал на важную роль для психологии анализа практической деятельности людей. Сознание рассматривалось Л. С. Выготским в тесной связи с трудовой деятельностью.

 

Приоритет переноса философской категории «деятельность» на психологическую почву принадлежит С. Л. Рубинштейну. Именно С.Л. Рубинштейн впервые выделил предметную деятельность как предмет психологической науки. Он обратил внимание на тот аспект, что формирование идеального плана может осуществляться в САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека, результатом которой являются его развивающиеся психические свойства.

 

А. Н. Леонтьев обратился к проблематике деятельности значительно позже С. Л. Рубинштейна. Но именно ему принадлежит развернутая общепсихологическая теория деятельности. В своих работах он подчеркивал, что психическое отражение порождается именно в процессе развития чувственнопрактической деятельности и вне целостной ее системы не может быть понято. В тоже время данная линия исследований проводилась С. Л. Рубинштейном и его последователями. В работах С. Л. Рубинштейна мы находим общую схему психологического анализа деятельности и ее основных компонентов: мотивов, целей, действий, операций. Разрабатывая теорию личности как субъекта единства сознания и деятельности, С. Л. Рубинштейн делает следующие важные теоретические обобщения относительно основных особенностей деятельности.

 

1. Деятельность субъектна, т. е. принадлежит человеку, а не животному и не машине, не может быть деятельности бессубъектной (выделен субъект деятельности).

 

2. Деятельность осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов (выделены субъекты деятельности и совместная деятельность).

 

3. Деятельность предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е. всегда предметна, реальна, содержательна.

 

4. Деятельность сознательна и целенаправленна.

 

5. В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются, и прежде всего в ней они могут быть объективно исследованы.

 

Идеи, выдвинутые С. Л. Рубинштейном при разработке проблемы деятельности, развивались его учениками и последователями – К. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинским и др. Данное направление деятельностной проблематики в отечественной психологии получило название субъектно-деятельностного подхода. На современном этапе в разработку проблемы деятельности внесли большой вклад исследования Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, В. В. Давыдова, Е. А. Климова, В. Д. Шадрикова и др. Накоплен богатый опыт исследования человека как субъекта профессиональной деятельности (Б. Ф. Ломов, Е. А. Климов, В. Д. Шадриков).

 

^






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.