Обратная связь
|
Общее понятие о воле и произвольности в психологии. Волевые качества личности. Развитие воли в онтогенезе и проблема нарушений волевой регуляции.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности – активизация и торможение. Среди остальных функций воли выделяют выбор мотивов и целей в ситуации конфликта (селективная), инициирующую (побуждение к действию), ингибирующую (ослабление избыточной мотивации), контроль над выполнением внешних и внутренних действий.
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на три большие группы: произвольные, непроизвольные и волевые действия. Непроизвольные действия носят импульсивный характер, лишены отчетливого плана и осуществляются без участия воли. Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые предстоит выполнить. Мозговой основой произвольности являются пирамидные клетки передней центральной извилины, а так же префронтальных участков лобных долей. Волевые действия – это сознательное целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.
Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Сергей Леонидович Рубинштейн разделил их на простые и сложные. Простое производится почти автоматически, как только дан импульс. В сложном волевом действии можно выделить 4 основные стадии в развернутом виде: 1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели; 2) стадия обсуждения и борьба мотивов; 3) решение; 4) исполнение. Основа волевого действия — целеустремленная, сознательная действенность. Основой усложнения действий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится нами, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели. Алексей Николаевич Леонтьев полагал, что сложное волевое действие завершается победой социальных и идеальных мотивов над предметными и приводит к определенной перестройке в иерархии человеческих побуждений: культурно – обусловленное подчиняет себе «естественное».
Закрепившиеся у человека волевые качества обозначаются специальными терминами, такими как целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, выдержка, настойчивость и т.д. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить необходимый поступок. Обобщенная способность к преодолению различных затруднений, возникающих на пути к достижению поставленной цели, получила название «сила воли». Такие личностные черты, как выдержка и самообладание выражаются в умении сдерживать свои чувства и импульсивные побуждения. Целеустремленность – это сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата – сознательно поставленной цели. Настойчивость характеризует стремление человека достичь цели даже в самых сложных ситуациях. Инициативность заключается в способности предпринимать попытки реализации возникших у человека идей и замыслов. Преодоление собственной инертности – наиболее трудный момент волевого акта. Самостоятельность непосредственно связана инициативностью и проявляется в способности осознано принимать решения и в умении не подчиняться внешнему давлению и влиянию различных факторов, препятствующих достижению цели. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Указанные качества играют значительную роль как при возникновении побуждения к действию и принятии решения, так и на исполнительном этапе.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Вячеслав Андреевич Иванников, автор монографии «Психологические механизмы волевой регуляции», отмечает что формирование воли связано с появлением и развитием трудовой деятельности, что воля поэтому не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необходимых личностных качеств. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом.
Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные и инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.
В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение.
Развитие воли ребенка связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы общества. Чем выше уровень требований и большая четкость и постоянство их предъявлений - в пределах возрастных и индивидуальных возможностей человека, конечно, - тем значительнее и надежнее результаты воспитания. Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов - произвольного восприятия, произвольной памяти, произвольного внимания и пр.
Одним из основных проявлений нарушения волевой регуляции поведения является снижение силы волевых влечений, вплоть до абулии, при различных психических заболеваниях, а также при органическом поражении лобных областей мозга. Можно выделить следующие виды нарушения волевой регуляции деятельности: Апатия - отсутствие чувств, а нередко желаний и интересов; при апатии не наблюдается нарушения ориентировки в ситуации, но отсутствует эмоциональная оценка событий. Абулия - психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. Тяжелая абулия - симптом, часто сопровождающий кататоническую форму шизофрении, нередко возникает при поражениях лобного отдела мозга. Могущество воли (по Карлу Ясперсу) обнаруживается в ощущении собственной силы, способности управлять событиями и собой. Как защитный механизм могущество воли может проявляться в виде всемогущего контроля, при этом часто наблюдается обратное, т.е. безволие и бездействие. Расстройство контроля над импульсами обнаруживается в неспособности сопротивляться импульсам, побуждениям. Примерами таких нарушений являются клептомания, пиромания, трихотилломания.
Проблема нарушений произвольной регуляции движений и действий человека и обслуживающих их психических процессов, а также функциональных нарушений при локальных поражениях мозга исследовалась во многих работах советских психологов. Особое место среди них занимают исследования, выполненные в школе А. Р. Лурии. Эти исследования позволили выявить роль лобных отделов коры головного мозга в произвольной регуляции активности человека. Вместе с тем в ряде работ выяснилось, что нарушение операциональной стороны действий (например, речевых) приводит к затруднениям в побуждении речевого общения из-за конфликта между потребностью в общении и потребностью избежать неудачи вследствие дефекта речи. Подключение новых мотивов (например, мотива помощи другим) изменяет смысл речевого общения и облегчает побуждение больных к речевой деятельности (Ж. М. Глозман).
У детей с задержкой психического развития (В. В. Лебединский, В. И. Лубовский) волевые нарушения могут быть психогенного происхождения, когда в условиях бесконтрольности развития ребенка не формируется умение тормозить свои эмоции и желания или в условиях гиперопеки не формируется способность к волевым усилиям, к самостоятельному целепорождению.
Сусанна Яковлевна Рубинштейн показывает, что наибольшие нарушения волевой регуляции действий умственно отсталых детей наблюдаются при необходимости произвольного побуждения или торможения действий. Лубовский заметил, что у умственно отсталых детей нарушаются и речевая регуляция, и вербализация собственного опыта, его осознание. Оказалось, что хотя развитие речевой регуляции проходит те же этапы, что и в норме, но это развитие существенно сдвинуто во времени.
11 Понятие об индивидуально-типологических особенностях личности. Структура темперамента и характера. Акцентуации характера как проблема возрастной психологии и патопсихологии.
Наиболее полно общая схема индивидных свойств описана Борисом Герасимовичем Ананьевым, который разделял их на два больших класса: «индивидуально-типические свойства» и «возрастно-половые свойства». Индивидуально-типические свойства в свою очередь делятся на три группы: особенности индивида, связанные с функциональной асимметрией больших полушарий (левое полушарие - преобладание рациональности, правое - эмоциональности, соответственно мыслители и художники, по И.П. Павлову); конституциональные особенности (телосложение и биохимические свойства индивида); нейродинамические свойства человека. Два указанные выше класса индивидных свойств в школе Б.Г.Ананьева называют первичными и считают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности. Интегрируясь, индивидные свойства в конечном итоге воплощаются в темпераменте и задатках.
Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Темпераментом называют интегральное психическое свойство личности, системное единство ее характеристик, определяемых индивидуальным темпом, ритмом, интенсивностью и скоростью протекания психических процессов.
Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н.э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения имеющихся в нем «соков» или жидкостей. Такими необходимыми для жизни «соками» считались кровь, желчь, черная желчь и слизь (флегма), и предполагалось, что для здоровья необходимо их оптимальное соотношение.
Б.М. Теплов предложил трехфакторную структуру темперамента:
1) общая активность, которая проявляется во всех сферах жизни и может колебаться от вялости, инертности, пассивной невключенности в деятельность до стремительности осуществления действий, их высокой энергичности и продуктивности;
2) эмоциональность: частота и сила эмоциональных реакций в ответ на ситуации-стимулы. Определяет особенности возникновения, протекания и угасания эмоций, их знак (отрицательные или положительные эмоции) и модальность (страх, гнев, радость и т.д.);
3) особенности двигательной или моторной сферы, специфические характеристики мышечной и речевой моторики (быстрая или медленная речь, походка, движения и т.д.).
Характером называют совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающуюся и проявляющуюся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. В переводе с греческого характер означает «чеканка», «печать».
Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. В нем могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые, однако, не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Например, У. Шелдон в процессе исследований установил, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Если человек трусоват, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерные для инициативных людей, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность. Среди черт характера некоторые выступают как основные, ведущие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений. Наряду с ними существуют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут и не гармонировать с ними. В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые, в которых есть черты, противоречащие друг другу и обусловливающие разные формы поведения в похожих ситуациях.
Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.Е Личко, выглядит следующим образом: Гипертимный тип (подвижность, общительность, склонность к озорству), Циклоидный тип (частая смена настроения от приподнятого до подавленного с периодами примерно в две-три недели), Лабильный тип (крайне изменчивое, непредсказуемое настроение), Астеноневротический тип (повышенная мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность), Сензитивный тип (повышенная чувствительность, застенчивость, усердие), Психастенический тип (склонность к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей), Шизоидный тип (замкнутость, внешнее безразличие к окружающим людям, фантазии, особенные увлечения), Эпилептоидный тип (жестокость, властность, себялюбие), Истероидный тип (эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе), Неустойчивый тип (склонность и тягу к развлечениям, а также к безделью и праздности), Конформный тип (бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе).
В подростковом возрасте начинают складываться и закрепляться черты характера. Этот возраст, в отличии от дошкольного и младшего школьного возрастов, - время, когда формирование характера приобретает заметное место в общем процессе развития.
У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства отдельные черты характера чрезмерно усилены (акцентуации характера), появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости. Без какой либо серьезной причины он может «сорваться», нагрубить, проявить придирчивость, заносчивость, нетерпимость, без каких - либо внешних поводов, глубокий, активный, действенный интерес к чему либо может временно уступить место вялости, апатии, равнодушию. По - видимому, эти особенности характера подростка во многом определяются той «внутренней ломкой», теми изменениями в его организме и, в частности, в нервной системе, которые связаны с половым созреванием.
Значительное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера. Подросток способен не только к отдельным волевым актам, что характеризует младшего школьника, но и к осуществлению связанных единой целью цепи волевых действий, иначе говоря, к волевой деятельности.
Для анализа того, как формируется патологическое изменение личности, патопсихология использует данные, касающиеся формирования патологических черт характера. Так, например, А. Е. Личко пишет, что "...значительно чаще формирование приобретенной психопатии происходит, когда в преморбиде личность принадлежит к крайним вариантам нормы". Например, в основе формирования характера эпилептика лежит неудачная компенсация, переход от широкой к узкой деятельности, сокращение смысловых единиц деятельности. Больные не терпят малейших нарушений заведенного порядка. В ходе болезни аккуратность, педантичность становятся не просто неудачной компенсацией, а привычным способом действия, определенным отношением к окружающему миру, определенной социальной позицией, т.е. чертой характера.
Являясь крайними вариантами нормы акцентуации характера, выступают как фактор, повышающий риск развития психогенных нервно-психических расстройств или расстройств поведения. Подростки с акцентуациями характера составляют группу повышенного риска развития расстройств психического здоровья в связи с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды или психических травм.
12 Психология о проблемах личности и индивидуальности. Проблема периодизации и развития личности. Методы исследования. Личность в контексте психологического консультирования.
В психологии применительно к человеку используются понятия "индивид", "личность", "субъект деятельности", "индивидуальность". Разведение этих понятий сделано в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. П. Зинченко и др.
У человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки перспективу использования орудий труда и т.д. Этим младенец отличается от детеныша животного, то есть по сумме своих возможностей является человеком. Все это определяет принадлежность младенца к человеческому роду, что отражается в понятии индивид. То есть в понятии индивид человек воплощен как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens. Алексей Николаевич Леонтьев к индивидным свойствам относил физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность и природные задатки.
А.Н. Леонтьев, разводя понятие личности и индивида, писал: "Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается: сущность личности в "эфире" этих отношений... личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами".
Исходя из этого, личностью в психологии называют социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и воплощающее меру представленности общественных отношений в индивиде
В свою очередь совокупность индивидуальных черт личности формирует индивидуальность человека. Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств.
Структура личности не является застывшим, раз и навсегда сложившимся образованием. В ней наблюдаются существенные трансформации на разных стадиях индивидуального становления. Поэтому развитие личности, выделение и описание его этапов, факторов и механизмов составляют важнейшую исследовательскую проблему научной психологии. В различных периодизациях выделяются качественно разные критерии и ступени развития личности.
Учитывая разнообразие подходов, можно выделить два тесно взаимосвязанных аспекта онтогенетического развития, значимость которых признается в подавляющем большинстве научных направлений современной психологии:
1. социализация личности;
2. индивидуация и личностный рост.
1. Процесс онтогенетического развития человеческой психики может рассматриваться как постепенное освоение и присвоение индивидом устойчивых форм социокультурного опыта.
Для отечественной психологии развития наибольшее значение приобрело учение Л.С. Выготского о структуре и динамике детского возраста. Структура возраста, по Выготскому, включает в себя три компонента: социальную ситуацию развития ребенка, ведущий тип деятельности и основные психологические новообразования. В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть разрешено в особом, специфическом для данной возрастной стадии, типе ведущей деятельности. Разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста.
Выготский в работе «Проблема возраста» дал исчерпывающую критику существующих периодизаций, сформулировал принципы и критерии построения научной периодизации. Он указывал, что признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: показательным для суждения об общем развитии ребенка; легкодоступным для наблюдения и объективным. Все схемы периодизации он разделил на три группы по их теоретическим основаниям.
К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. К этой группе относится филогенетическая периодизация детства, предлагаемая Гетчинсоном.
Ко второй группе относят попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его периодизации. Типичным примером служит попытка Павла Петровича Блонского расчленить детство на эпохи появления и смены зубов.
Третья группа попыток периодизации детского развития и связана со стремлением выделить существенные особенности самого детского развития. Именно они позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется. Наиболее близко к построению периодизации такого типа подошел А. Гезелл, представивший динамику детского развития как процесс постепенного замедления роста.
В учении С. Холла, (в котором онтогенез психики рассматривается как процесс социализации, в целом повторяющий историческое развитие человечества) младенчество, детство, подростковый возраст, юность и др. возрастные этапы соотносятся со стадиями эволюции общества, такими как животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма. Иными словами, Холл распространил на психическое развитие человека биогенетический закон Э. Геккеля, первоначально сформулированный в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое и стремительное воспроизведение филогенеза.
У З. Фрейда развитие индивида трактуется как социально детерминированная трансформация первичных биологических влечений. Здесь основным критерием периодизации выступает направленность сексуальной энергии (либидо): на ранних этапах развития психики (стадия нарциссизма) либидо направляется на собственное Я, прежде всего, в его телесном аспекте (Я-либидо), тогда как по мере взросления эта биологическая энергия перенаправляется на внешние, сексуальные или замещающие таковые, объекты (Объект-Либидо). Другим критерием выделения возрастных стадий в психоанализе служит доминирующий способ удовлетворения либидо или канал разрядки внутри-личностного напряжения (эрогенная зона).
В зарубежной психологии 20го века сложилась особая традиция понимания развития личности как последовательной психической интеграции, индивидуализации (К.Г Юнг), раскрытия потенциала личности, ее самоактуализация (А. Маслоу), личностного роста (К. Роджерс). При этом личность трактуется как субъект, наделенный способностью свободно и ответственно выбирать направление своего развития, достигать единства внутриличностных противоположностей и реализовывать заложенные в нем творческие способности.
Своеобразный синтез идей социализации и личностного роста обнаруживается в эпигенетической теории Э. Эриксона.
Психическое развитие, по Эриксону, представляет собой единство двух параллельно протекающих процессов: формирования групповой «ден-тичности, связанной с включенностью индивида в определенную социальную группу, с характерным для этой группы мироощущением, и становления эго-идентичности, обеспечивающей субъекту чувство устойчивости и непрерывности собственного «Я». Эриксон, подобно Выготскому, полагал, что для любой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая ставится перед индивидом его социальным окружением. Решение каждой такой задачи определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития, а также духовной атмосферой семьи и общества (формирующей среды), являясь, вместе с тем, актом свободного самоопределения личности.
Методы изучения личности в психологии.
^ Метод беседы. Специфическая роль беседы как метода исследования личности вытекает из того, что в ней с наибольшей полнотой обнаруживается субъективная сторона личности - самосознание и самооценка свойств личности, переживания и эмоциональное отношение, выраженное в них и т.д. Метод характерологической беседы является особой формой естественного эксперимента. Естественный эксперимент Лазурского занимает особое место в системе методов исследования, промежуточное между методом наблюдения и искусственным экспериментом. Характерной особенностью естественного эксперимента является то, что он приближает исследование к естественным условиям; производится в обычной для испытуемого обстановке. Пользуясь методом естественного эксперимента, можно наблюдать испытуемого при определенных условиях в целенаправленно создаваемых ситуациях, организуя наблюдение по заранее намеченному плану. Наблюдение за поведением и реакциями испытуемого позволяет получить представление об особенностях личности в целом и отдельных ее свойствах.
^ Биографический метод - позволяет изучить этапы жизненного пути, особенности формирования личности, может быть дополнением при интерпретации данных, полученных экспериментальными методами.
Опросники как один из методов изучения личности применяются для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных характерологических или других черт. Можно выделить 2 вида опросников: одномерные - диагностируется одна какая-либо характеристика и многомерные - дают информацию о целом ряде различных свойств личности. Вопросы только закрытые. Опросники состоят из ряда шкал или факторов. В состав каждой шкалы входит набор вопросов или утверждений, направленных на выявление того или иного свойства. Примеры опросников: MMPI - основные шкалы (10): ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественности-женственности, паранойи, психастении, шизофрении, гипомании, социальной интраверсии + 3 контрольных (лжи, контроля достоверности). 6-PF - 16-факторный личностный опросник Кеттелла. ПДО (Патахарактерологический диагностический опросник) - выявление акцентуаций характера. Исследование экстраверсии-интроверсии и нейротизма по Айзенку. Исследование личностной и ситуативной тревожности (Спилбергер-Ханин). Экспресс-диагностика эмпатии. Оценка уровня притязаний и т.д.
^ Проективные методы. Группа методов, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную) ситуацию; например, интерпретировать содержание сюжета картинки (ТАТ), прореагировать на фрустрирующую ситуацию, встав на место героя в методе Розенцвейга, дать истолкование неопределенных очертаний (пятна Роршаха). Ответы на задания проективных методов не могут быть расценены как правильные или неправильные, возможен широкий диапазон решений, при этом предполагается, что характер ответов испытуемого определяется особенностями личности, которые проецируются на ответы. Для испытуемого цель проективных методов относительно замаскирована, что снижает его возможности произвести на экспериментатора желаемое впечатление. К проективным методам условно можно отнести метод анализа продуктов деятельности - изучение продуктов творческой деятельности (живопись, стихи, дневники).
В психологическом консультировании подход к теории личности, открывает широкую перспективу понимания проблем клиента и указывает эффективные методы их разрешения. Теория помогает консультанту формулировать динамичные гипотезы, разъясняющие клиенту проблемы, и позволяет чувствовать себя в безопасности при столкновении с хаотичным, дезорганизованным внутренним миром некоторых клиентов.
Каждая теория выполняет четыре основные функции: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств, способствует поиску новых фактов. Благодаря теоретической подготовке консультант может выдвигать гипотезы в своей практической работе и предвидеть результаты консультирования.
Теория личности - это совокупность гипотез, или предложений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Бихевиоризм - Скиннер основатель, направление теоретической и экспериментальной психологии, основывающееся на схеме "стимул - реакция". Гуманистическая психология - К. Роджерс. в качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Фундаментальным понятием теории Роджерса является "Я - концепция", или "самость", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я". Гуманистический психоанализ - Э. Фромм. Здесь личность - это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным (об этом упоминалось выше). Под приобретенными свойствами Фромм понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Диспозиционная теория личности - Г. У. Оллпорт. "Личность - это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует. Неофрейдизм - К. Хорни. Биологическая ориентированность, характерная для классического психоанализа, здесь заменяется на социокультурную. Решающим факторами развития личности являются социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важнейших тенденций детства - стремления к удовлетворению своих желаний и стремления к безопасности.
^
|
|