Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Недобросовестная конкуренция

 

Защита от недобросовестной конкуренции с 1900 года считается частью системы охраны промышленной собственности. На Брюссельской дипломатической конференции (1900 г.) по пересмотру Парижской конвенции по охране промышленной собственности признание необходимости защиты от недобросовестной конкуренции впервые было отражено путем включения в текст Конвенции статьи 10 bis. В последующем при проведении ряда конференций по пересмотру текста Парижской конвенции ст. 10 bis изложена в следующей реакции (Стокгольмский акт 1967 г.):

(1) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

(2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

(3) В частности, подлежат запрету:

1. Все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

2. Ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента.

3. Указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров».

Требование обеспечения защиты от недобросовестной конкуренции содержится в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), согласно которому члены Всемирной торговой организации обязаны соблюдать статью 10 bis Парижской конвенции.



Введение в заблуждение может возникнуть в результате рекламы или стимулирования сбыта и может, в частности, произойти в отношении:

способа изготовления продукта;

пригодности продукта или услуги к конкретному применению;

качества, количества или иных характеристик продуктов или услуг;

географического происхождения продуктов или услуг;

условий, на которых продукты или услуги предлагаются или предоставляются;

цены продуктов или услуг или способа ее расчета.

Дискредитация может являться результатом рекламы или компании по стимулированию сбыта и может произойти в отношении:

способа изготовления продукта;

пригодности продукта или услуги к конкретному применению;

качества или количества или иных характеристик продуктов или услуг;

условий, на которых продукты или услуги предлагаются или предоставляются;

цены продуктов или услуг или способа ее расчета.

Обеспечить эффективную защиту от недобросовестной конкуренции призвано национальное законодательство страны. В Республике Беларусь меры по защите от недобросовестной конкуренции предусмотрены Гражданским кодексом [1] и законом Республики Беларусь от 2.12.2002 г. "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»", в котором имеется специальная глава «Недобросовестная конкуренция» [9]. В законе дано определение недобросовестной конкуренции — «это любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат настоящему закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации».

Законом запрещаются или признаются неправомерными все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, в том числе:

незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации;

введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров;

незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением;

введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами.

Запрещаются и признаются неправомерными утверждения, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или предпринимательскую деятельность конкурента в результате распространения в средствах массовой информации или иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, производственных возможностях, товарах конкурента; заявлений, порочащих деловую репутацию хозяйствующего субъекта.

Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товара конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки.

Законом также запрещаются другие действия: призывы и обращения к бойкотированию и созданию препятствий предпринимательской деятельности и установлению деловых связей, распространение ложных заявлений и сведений о собственном товаре, действия, направленные на дезорганизацию предпринимательской деятельности конкурента, в том числе на получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую тайну конкурента.

 

Рационализаторские предложения

Рационализация (от лат. rationalis — разумный) — это действия, направленные на усовершенствование, улучшение машин, оборудования, технологии, применяемых материалов, организации производства и т.п.

Так же как и изобретение, рационализаторское предложение носит творческий характер. Различия между ними состоят в характере изменений, вносимых в определенный объект.

Рационализаторским предложением признается техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее создание или изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала, а также новое для предприятия организационное решение, дающее экономию трудовых, сырьевых, топливоэнергетических и других материальных ресурсов или иной положительный эффект.

Новым техническое решение признается, если до подачи заявления по установленной форме данное или такое же решение:

1) не использовалось на предприятии, в организации или учреждении, которому оно подано;

2) не было известно предприятию в степени, достаточной для его практического осуществления;

3) не предусмотрено обязательными для предприятия, организации или учреждения нормативами (стандартами, нормалями, техническими условиями и т.п.).

Для признания предложения рационализаторским, оно должно быть подано в письменном виде до его использования. Исключением являются случаи, когда решение использовалось по инициативе автора в течение не более 3 месяцев до подачи заявления. Рационализаторское предложение должно представлять собой результат самостоятельной работы автора (соавтора), подавшего предложение. Представленные материалы (описание, чертежи, схемы, эскизы) должны содержать данные, достаточные для практического осуществления предложения.

Не признаются рационализаторскими предложения:

ставящие лишь задачу или только определяющие эффект, который может быть получен от применения предложения, без указания конкретного решения;

снижающие надежность, долговечность и другие показатели качества продукции или ухудшающие условия труда, качество работ;

созданные специалистами в порядке выполнения конкретного служебного задания или договорных работ.

Однако предложения специалистов могут признаваться рационализаторскими, если они относятся:

а) к разрабатываемыми этими специалистами проектам (рабочим чертежам или техническому проекту) — после их утверждения;

б) к конструкции — после приемки серийного (головного) образца;

в) к технологическому процессу — после приемки его в эксплуатацию в установленном порядке.

Предложения специалистов, не относящиеся к разрабатываемым ими проектам, конструкциям, технологиям, могут признаваться рационализаторскими. Обязательным условием является улучшение технико-экономических характеристик проектов, конструкций и технологических процессов.

Для признания предложения рационализаторским автор подает письменное заявление. В заявлении указывается наименования предложения, приводится описание сущности предложения, в необходимых случаях прилагаются чертежи, схемы, эскизы. В заявлении должны быть перечислены все соавторы, творческим трудом которых создано предложение, и приведены сведения о них.

В разделе «Описание предложения» должны быть изложены недостатки существующей конструкции изделия, технологии производства и применяемой техники или состава материала, устраняемые предложением, цель предложения, содержание предлагаемого технического решения, включая данные, достаточные для его практического осуществления, а также сведения об экономическом или ином положительном эффекте.

Усовершенствование конструкции изделия может характеризоваться, например, изменениями в конструктивном выполнении деталей, узлов, блоков и т.п., в их взаимосвязи, взаиморасположении и соотношении, в геометрических формах.

Усовершенствование технологии производства может характеризоваться, например, изменениями в приемах проведения технологических операций, их последовательности, параметрах режимов (температура, давление и т.п.), а также изменениями в применяемых машинах, приборах, оборудовании, приспособлениях, участвующих в процессе. При этом к технологии производства, в частности, могут относиться способы измерения, контроля, испытания, монтажа, добычи или переработки сырья.

Усовершенствование состава материала может характеризоваться, например, изменениями в ингредиентах, входящих в его состав, и их количественном соотношении.

К заявлению в необходимых случаях должны быть приложены графические материалы (чертежи, схемы, эскизы и т.п.), технико-экономические расчеты и сообщены дополнительные сведения о предложении, если оно подавалось ранее или подается одновременно на другие предприятия. Заявление и прилагаемые к нему материалы должны быть подписаны всеми соавторами.

В заявлении на организационное решение излагается необходимость его проведения, раскрываются сущность предложения и экономический или иной положительный эффект.

Заявление на рационализаторское предложение подается тому предприятию, организации или учреждению, к деятельности которого относится предложение, независимо от того, работает ли автор на этом предприятии, в организации или учреждении.

Зарегистрированное на предприятии заявление направляется на заключение тем подразделениям и службам, к деятельности которых оно непосредственно относится (цех, стройучасток, отделы главного механика, энергетика, конструктора, технолога и т.п.).

В заключении должно быть подтверждено наличие в предложении технического решения, дана оценка его новизны и полезности. Эти данные излагаются в разделе заявления «Заключение по предложению» и подписываются должностными лицами, составившими заключение.

По предложению могут быть приняты следующие решения:

§ признать предложение рационализаторским и принять к использованию;

§ провести опытную проверку предложения;

§ предложение отклонить.

Решение принимается руководителем предприятия (как правило, главным инженером) или руководителем соответствующего подразделения, на которое это возложено приказом по предприятию. В случае проведения опытной проверки предложения о принятом решении автору сообщается в течение 15 дней со дня ее окончания.

До вынесения решения о признании предложения рационализаторским или о его отклонении автору предоставляется право дополнять или изменять описание, чертежи, схемы или эскизы, не меняя сущности предложения.

Решение об отклонении предложения должно содержать мотивы отклонения (например, не содержит технического решения, не дает положительного эффекта, не ново для предприятия). Если автор не согласен с решением об отказе в признании предложения рационализаторским или в принятии его к использованию, то он вправе обжаловать отказ руководителю организации, принявшей данное решение.

После вынесения решения о признании предложения рационализаторским и принятии его к использованию в течение месячного срока каждому из соавторов предложения выдается удостоверение рационализатора.

Право автора подать заявление на аналогичное предложение на другое предприятие регулируется договором между администрацией предприятия и автором рационализаторского предложения.

Факт использования рационализаторского предложения подтверждается актом. Акт должен быть составлен не позднее месячного срока с начала использования.

Размер вознаграждения за рационализаторское предложение и порядок его выплаты определяются предприятием, а также на основании договора между предприятием и автором (соавторами).

 

Коммерческая тайна

 

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальная информация в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Положение о коммерческой тайне утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.1992г. № 670, которое определяет экономические и правовые основы защиты коммерческой тайны.

Коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования [10].

Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами.

Постановлением [10] определено, что информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:

· иметь действительную или потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;

· не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;

· обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;

· не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;

· не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.

Информация, охраняемая как коммерческая тайна не может включать:

· учредительные документы, а также документы, дающие право на занятия предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;

· сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

· документы о платежеспособности;

· сведения о численности и состава работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.

Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования. Содержание и объем этой информации, а также порядок ее защиты определяются руководителем субъекта хозяйствования, который доводит их до работников либо лиц, имеющих доступ к таким сведениям.

Работники субъекта хозяйствования и лица, заключившие гражданско-правовые договоры, имеющие доступ к коммерческой тайне субъекта хозяйствования, принимают обязательство сохранять коммерческую тайну и без разрешения, выданного в установленном порядке, не разглашать сведения, ее составляющие, при условии, что эта информация ранее не была известна работникам или иному лицу, получившему к ней доступ, либо не была получена от третьей стороны без обязательства соблюдать в отношении ее конфиденциальность.

Данное обязательство дается в письменной форме при приеме на работу, заключении гражданско-правового договора либо в процессе его исполнения.

Указанные лица вправе передать конфиденциальную информацию третьим лицам в случае привлечения их к деятельности, требующей знания такой информации, только в том объеме, который необходим для реализации целей и задач субъекта хозяйствования.

Передача информации, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования, может осуществляться иным лицом по решению либо с согласия руководителя субъекта хозяйствования безвозмездно или за плату.

В этом случае, если соглашением не установлено иное, лицо, которому передана информация, составляющая коммерческую тайну, может использовать ее без права разглашения третьим лицам.

Передача третьим лицам информации, являющейся коммерческой тайной, влечет за собой установленную законодательством ответственность при условии, что сведения содержались в тайне, что они были в установленном порядке вверены разгласившему их лицу без согласия на разглашение и что разглашением был причинен ущерб.

Руководитель субъекта хозяйствования несет персональную ответственность за создание необходимых условий для обеспечения сохранности коммерческой тайны.

Нарушение руководителем установленного порядка охраны коммерческой тайны субъекта хозяйствования может повлечь ответственность в соответствии с законодательством.

Государственные органы, наделенные контролирующими функциями, имеют право в пределах своей компетенции знакомиться с информацией, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования.

Должностные лица этих органов несут установленную законодательством ответственность за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну субъекта хозяйствования.

Иные органы, организации, в том числе средства массовой информации, правом истребования у субъекта хозяйствования информации, составляющей коммерческую тайну, не обладают.

Защита коммерческой тайны субъекта хозяйствования осуществляется в судебном порядке.

Государство гарантирует право субъекта хозяйствования на коммерческую тайну и ее защиту.

Не допускается несанкционированный доступ к информации, охраняемой как коммерческая тайна, и квалифицируется как коммерческий (промышленный) шпионаж, осуществленный с целью получения материальной выгоды или иных коммерческих преимуществ путем:

· хищение носителей информации;

· прослушивания напрямую или через средства связи разговоров;

· прямого выхода на источник информации с использованием оптических средств;

· перехвата сообщений (электронная почта, факс, телекс и др. средства);

· через компьютерные сети;

· иным умышленным целенаправленным способом.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.