Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Соотношение учебных изданий в библиотеке с другими типами изданий

Глава 3. Специфика комплектования фонда библиотеки Детской школы искусств

Библиотека Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 11» как база исследования

 

Базой исследования данной квалификационной работы является библиотека ДШИ №11 посёлка Металлострой, административной единицы Санкт-Петербурга. Детская школа искусств была открыта в 1958 году, школа стала 18 в списке открытых музыкальных школ города. Посёлок Металлострой это рабочая окраина, административно он находится в Колпинском районе Санкт-Петербурга, территориально посёлок соседствует с другими посёлками: Сапёрный, Понтонный, Усть-Ижора, Колпино. ДШИ №11 была первой музыкальной школой Колпинского района, в ней обучались дети со всего Колпинского района. Музыкальное образование детей, живущих в отдалённых от центра города районах, символизировало то, как в то время ценилась доступность эстетического воспитания, какое место в обществе занимало музыкальное образование, как важно, чтобы каждый ребёнок гармонично, всесторонне развивался. Учредителем Санкт-Петербургского государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей«ДШИ № 11» является город Санкт-Петербург в лице Комитета по управлению городским имуществом и администрации Санкт-Петербурга. В школе велось и ведётся обучение на различных инструментах, обучение осуществляется по программам:

¾ Инструментальное исполнительство, народные инструменты – баян;

¾ Инструментальное исполнительство, народные инструменты – аккордеон;



¾ Инструментальное исполнительство, народные инструменты – гитара;

¾ Инструментальное исполнительство, народные инструменты – домра;

¾ Инструментальное исполнительство, струнные смычковые инструменты – виолончель;

¾ Инструментальное исполнительство, струнные смычковые инструменты – скрипка;

¾ Инструментальное исполнительство, духовые инструменты – гобой;

¾ Инструментальное исполнительство, духовые инструменты – кларнет;

¾ Инструментальное исполнительство, духовые инструменты – саксофон;

¾ Инструментальное исполнительство, духовые инструменты – флейта;

¾ Инструментальное исполнительство, духовые инструменты – тромбон;

¾ Инструментальное исполнительство, духовые инструменты – труба;

¾ Инструментальное исполнительство, духовые инструменты – туба;

¾ Инструментальное исполнительство, ударные инструменты;

¾ Инструментальное исполнительство, фортепиано;

¾ Дошкольное музыкальное образование.

Образовательные программы, перечисленные выше, включают в себя теоретические дисциплины: «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Музыкальный Петербург», «Слушание Музыки». И практические курсы: «Хор» и «Общий курс фортепиано».

В школе обучается 400 детей и преподают 41 преподаватель по музыкальным дисциплинам. Кроме бюджетных групп в школе предоставляются платные услуги по музыкальному развитию детей дошкольного возраста. В школе создан единственный в Санкт-Петербурге детский духовой оркестр. В оркестре происходит постоянная ротация участников. Поэтому большое количество учащихся смогло получить ценный исполнительский опыт и сейчас являются музыкантами-профессионалами. Школа действительно является первой ступенью музыкального образования. Существует преемственность поколений в школе, многие преподаватели являются выпускниками школы разных лет. Школа обладает достаточной материально – технической базой для выполнения своих уставных целей, в том числе и библиотекой.

Библиотека ДШИ №11, по всей видимости была организована сразу после образования школы, но документы об этом отсутствуют. Самые первые записи о приобретение в фонд библиотеки нотно-музыкальных изданий датируются 1963 годом. Первыми приобретениями были документы по музыкальным теоретическим дисциплинам – сольфеджио и музыкальная литература. Ядро фонда формировалось избранными произведениями и полными собраниями сочинений композиторов-классиков, «Школами игры» на различных музыкальных инструментах, хрестоматиями и различными учебными пособиями. Работа в библиотеки велась в основном работниками без библиотечного образования, поэтому кроме инвентарной книги, в библиотеке не велось никаких библиотечных документов. Тем не менее в библиотеке имелось достаточное количество и разнообразие документов для обеспечения информационных запросов пользователей. Сформировано устойчивое ядро библиотечного фонда, которое отвечает требованиям для обеспечения учебного процесса по музыкальному искусству. Фонд документов более 8 тысяч единиц хранения. Документы в фонде библиотеки в основном имеют плохое физическое состояние, множество ветхих изданий. На некоторой части изданий нет даже обложки и утеряны некоторые страницы, тем не менее они являются очень востребованными пользователями. Поэтому ведётся систематическое восстановление документов, переплёт (при помощи брошюровальной машинки), замена ветхих и утерянных листов (путём ксерокопирования). Большинство документов фонда (68%) (Рис.1) – учебные издания: школы игры, хрестоматии, учебные пособия, учебники.

 

Рисунок 1

Соотношение учебных изданий в библиотеке с другими типами изданий

За последние 4 года в работе библиотеки произошли существенные изменения:

¾ Разработаны и приняты «Правила пользования библиотекой ДШИ №11;

¾ Полностью организована работа с документами: ведётся работа с дневником библиотеки, единой книгой суммарного учёта, инвентарной книгой, тетрадью учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных.

¾ Библиотека получила в своё распоряжение различную оргтехнику: компьютер, многофункциональное устройство;

¾ В библиотеке появился доступ в интернет;

¾ Разработана новая система расположения документов в фонде;

¾ Для библиотеки приобретена интегрированная библиотечно-информационная система ИРБИС - современное средство для автоматизации малых и средних библиотек

¾ Разработан систематический каталог;

¾ Ведётся работа над электронным каталогом библиотеки;

¾ Постоянно ведётся статистическая работа в фонде.

Документы библиотеки имеют систематическую расстановку по функциональному назначению, документы систематизированы в отделы. Каждый отдел соответствуют отделам музыкальной школы:

¾ Фортепианный отдел;

¾ Отдел струнных инструментов (скрипка, виолончель);

¾ Отдел народных оркестровых инструментов (баян, аккордеон);

¾ Отдел народных струнных инструментов (гитара, домра);

¾ Отдел деревянных духовых инструментов (саксофон, гобой, флейта);

¾ Отдел медных духовых инструментов (труба, валторна, туба, тромбон);

¾ Отдел ударных инструментов;

¾ Теоретический отдел (сольфеджио, музыкальная литература, музыкальный Петербург):

¾ Справочный отдел;

¾ Вокально-хоровой отдел;

¾ Методический отдел.

Внутри отделов издания тоже систематизируется по определённой системе, по структуре издания:

¾ Учебные издания (хрестоматия, учебные издания, школы игры);

¾ Полные собрания сочинений и избранные произведений музыкантов классиков (например, Бах, Бетховен, Чайковский);

¾ Сборники разных жанров или отдельных музыкальных направлений (например, джазовые произведения);

Далее документы систематизируются: учебные пособия и сборники по классам:

¾ Младшие классы

¾ Средние классы;

¾ Старшие классы.

Далее, внутри классов или сборников по видам музыкальных произведений, по характеру изложения:

¾ Этюды;

¾ Произведения крупной формы;

¾ Ансамбли;

¾ Вариации;

¾ Полифонические произведения;

Данная расстановка фонда соответствует главной задаче фонда музыкальной библиотеки – раскрытие состава документов фонда для пользователей и удовлетворение информационных потребностей пользователей именно этой библиотеки для образовательного процесса. В издательствах и общедоступных музыкальных библиотеках применяется несколько другая классификация нотно-музыкальных документов. Систематизация, применяемая в библиотеке музыкальной школы №11 опробована на практике и является характерной и оптимальной для данного вида библиотек, так как главная задача библиотек музыкальных школ обеспечение образовательного процесса по музыкальному искусству.

В библиотеки из-за недостаточного финансирования нет фонда периодических изданий, хотя рынок периодических изданий по музыкальному искусству достаточно разнообразен и может быть востребован пользователями.

При комплектовании библиотеки учитываются различные информационные потребности пользователей, но в основном учитывается обеспечение пользователей документами необходимыми для обучения различным музыкальным дисциплинам. Приоритетом в комплектовании является соответствие того или иного нотно-музыкального документа программе по которой ведётся обучение в школе. В процесс отбора документов для дальнейшего приобретения подключены преподаватели. В каждом отделе школы определены ответственные преподаватели, которые опрашивают коллег, принимают заявки и исследуют каталоги книготорговых организаций для передачи этих сведений библиотекарю. Эта система позволяет сделать комплектование новыми документами более компетентным с точки зрения профессионального преподавания музыки, но имеет свои существенные недостатки, которые ведут к ошибкам комплектования фонда. Сталкиваются профессиональные интересы библиотекаря и преподавателей музыки. При рекомплектовании фонда используется аналогичный механизм, только отбор документов для вывода из фонда производится во время каникул. Для каждого преподавателя определён день, когда он работает в библиотеке с целью отбора документов своего отдела для списания. Эта система тоже имеет ряд существенных недостатков.

Источниками комплектования библиотеки ДШИ являются определённые музыкальные издательства, так как документы, предлагаемые этими издательствами, отвечают всем требованиям государственных закупок:

¾ оптимальная цена;

¾ оптимальное тематическое соответствие;

¾ широкий ассортимент учебных изданий по музыкальному искусству.

Это конкретные издательства:

¾ «Композитор» - Санкт-Петербург;

¾ «Музыка» - Москва;

¾ «Дека+» - Москва;

¾ «Союз художников» - Санкт-Петербург.

Так как библиотека является структурным подразделением государственного, бюджетного учреждения, при заказе документов, приобретении их в фонд соблюдаются все технологические процедуры, предусмотренные законом о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Бюджетное финансирование предусматривает чёткое выполнение всех процедур, другим образом приобретение документов физически сделать невозможно. Так как сумма, выделяемая для комплектования библиотеки, не превышает 100 тысяч, а также в фонд приобретаются нотно-музыкальные документы можно воспользоваться подпунктов 44-ФЗ о единственном поставщике. Многие музыкальные издательства располагают пакетом документов, используя которые можно применить подпункт о единственном поставщике. [40]

Для своей полноценной деятельности любая библиотека должна иметь законодательное и методическое основание. Библиотека ДШИ № 11 имеет положение на основании которого осуществляется деятельность библиотеки. В основании этого положения положена два основных закона: «Закон о библиотечном деле» и «Закон об образовании». Эти законы устанавливают основные права и обязанности как работников, так и пользователей библиотеки, определяют направления работы библиотеки, функции. Но эти законодательные акты не предусматривают специализацию данной библиотеки и особенности пользователей библиотеки. На практике нет никаких нормативов или законодательных актов, которые могли бы помочь при комплектовании фонда библиотеки музыкальной школы. Например, нормативов книгообеспеченности учащихся, нормативов для определения денежных средств из бюджета школы направленных на комплектование фонда библиотеки, нормативов по исключению документов из фонда, нормативов по обновлению библиотечного фонда. Существуют нормы для общедоступных библиотек, библиотек ВУЗов, но их необходимо адаптировать к реальным условиям и специализации библиотеки ДШИ. Отсутствуют методическое руководство и методическая литература для библиотек ДШИ и ДМШ. Поэтому библиотекарю и сотрудникам музыкальной школы опытным путём приходится разрабатывать различные правила и системы комплектования библиотеки. Эти правила и системы имеют множество недостатков. Эти недостатки не позволяют сделать процесс комплектования оптимальным и соответствующим современным экономическим, образовательным и другим требованиям.

В последнее время на государственном уровне принято множество документов об дополнительном образовании, об авторском праве, об контрактной системе закупок. [11], [40] Всё это создаёт новые требования к деятельности библиотеки, создаёт новые ограничения. Так, например, в библиотеке полностью прекращено ксерокопирование нотно-музыкальных документов, из-за недостаточного финансирования этого процесса и соответствия деятельности библиотеки закону об авторском праве.

В целом фонд библиотеки музыкальной школы можно считать достаточно укомплектованным для осуществления образовательного процесса и отвечающим информационным потребностям пользователей. Фонд имеет ряд специфических особенностей характерных для этого вида библиотек:

¾ Основной состав фонда – учебные издания;

¾ Основной документ хранения – нотно-музыкальный документ, имеющий свои особенности: особенности классификации, особенности фиксирования информации при помощи нотных знаков, особенности старения информации в документе – она не устаревает, так как является постоянно актуальной.

¾ Пользователи библиотеки являются учащимися и сотрудниками школы и это строго определено в «Правилах пользования» библиотекой;

¾ Существует специальная расстановка документов в фонде позволяющая максимально раскрыть состав библиотечного фонда для пользователей;

¾ Комплектование и рекомплектование библиотечного фонда происходит с участием преподавателей ДШИ;

¾ Систематический и электронные каталоги имеют свои особенности, документы, отражённые в каталоге должны иметь подробную аннотацию, содержание и другие специальные реквизиты нотно-музыкального документа: жанр музыки, составители сборников, автора обработки и другие специфические особенности нотно-музыкального документа;

¾ Источниками комплектования являются специализированные музыкальные издательства.

Всё процессы, проходящие в библиотеки ДШИ №11 направлены на решение основных целей и задач учебной, музыкальной библиотеки:

¾ Библиотека осуществляет библиотечно-информационное обслуживания пользователей, которыми являются преподаватели и учащиеся ДШИ №11, обеспечивает право на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, которыми располагает библиотека;

¾ Библиотека обеспечивает учебно-образовательный процесс путём библиотечного и информационно-библиографического обслуживания пользователей;

¾ Библиотека обеспечивает помощь в деятельности преподавателей по формированию образовательных программ по дополнительному образованию;

¾ В библиотеке осуществляется совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий, которые дают возможность наиболее полного и быстрого доступа к документам библиотеки;

¾ При помощи комплектования библиотечного фонда осуществляется сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.