Программа эмпирического исследования
Проблема (проблемная ситуация). Целью данной дипломной работы является изучить и раскрыть особенности комплектования фонда библиотеки ДШИ. В качестве проблемы исследуются все факторы, влияющие на комплектования фонда: специфика нотно-музыкальных документов, которые составляют основу фонда библиотеки; особенности информационных потребностей пользователей; источники комплектования по музыкальному искусству; законодательные акты, влияющие на комплектование или их отсутствие.
Для получения эмпирических данных было предпринято исследование на базе библиотеки ГБОУ ДОД «Детская школа искусств №11». Так же исследовалось комплектование библиотек ДШИ и ДМШ города Санкт-Петербурга. Исследование исходило из следующих гипотез:
Гипотезы исследования.
1) Учебный нотно-музыкальный документ является фондообразующим для библиотеки ДШИ.
2) Комплектование фонда библиотеки ДШИ и ДМШ основано на общих правилах и законах комплектования библиотечного фонда, но имеет свою специфику комплектования, связанную с целевым читательским назначением и основными документами – нотно-музыкальными.
3) Нотно-музыкальный документ не устаревает морально.
4) Фонд библиотеки ДШИ является информационной основой для формирования образовательных программ учреждения.
5) Процессы комплектование библиотеки ДШИ и ДМШ не имеют методической основы, методической литературы по комплектованию музыкальной библиотеки.
6) Фонд библиотеки ДШИ является основным информационным источником по музыкальному искусству для учащихся ДШИ.
7) Профессиональные информационные потребности преподавателей ДШИ влияют на процессы комплектования фонда библиотеки ДШИ.
8) Информационные потребности пользователей-учащихся ДШИ определяют преподаватели и образовательные программы по дополнительному образованию.
9) Источниками комплектования библиотеки ДШИ являются специальные музыкальные издательства.
10) В целом фонд соответствует информационным потребностям, но существуют лакуны комплектования, связанные с низким финансированием и неравномерным комплектованием различных разделов библиотеки.
Цели исследования:
Собрать и проанализировать данные о современном состоянии библиотечного фонда ДШИ №11, об особенностях его комплектования. Изучить мнения пользователей о составе фонда, о его соответствии фонда информационным потребностям пользователей.
Задачи исследования:
1) Разработать исследовательский инструментарий.
2) Осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3) Осуществить анализ документов библиотеки ДШИ №11.
4) Осуществить детальный анализ пользователей библиотеки ДШИ №11.
5) Осуществить анализ фонда библиотеки ДШИ №11.
6) Исследовать личные предпочтения при выборе документов различными категориями пользователей.
7) Сравнить список документов, используемых в образовательных программах с документами, входящими в состав фонда библиотеки.
8) Выявить лакуны комплектования.
9) Провести интервью с сотрудниками библиотек ДШИ и ДМШ города Санкт-Петербурга и выявить проблемы, связанные с комплектованием фондов этих библиотек
10) Интерпретировать и оценить полученные данные.
Методы сбора информации – анкетирование, интервьюирование; проведение качественного анализа библиотечной документации.
Инструментарий исследования бланки анкет, вопросники интервью, отчеты библиотеки за период с 2012 по 2015 год.
Респонденты анкетирования-
1) преподаватели ДШИ (пользователи библиотеки)
2) учащиеся ДШИ (пользователи библиотеки)
Респонденты интервьюирования –
1) преподаватели ДШИ (пользователи б-ки) – специальные респонденты.
2) сотрудники ДШИ и ДМШ города Санкт-Петербурга – специальные респонденты.
Объём выборки при анкетировании –
1) преподаватели - 41 человек
2) учащиеся - 300 человек
Принцип выборки –
1) Среди преподавателей – сплошная (100%);
2) Среди учащихся – сплошная – (75%)
Объём выборки при интервьюировании
1) Среди преподавателей – 10 человек (24%);
2) Среди сотрудников библиотек – 23 (46%).
Процедура исследования
Работа над исследованием проходила с мая по декабрь 2015 года. Была разработана программа исследования: сформулированы цели и задачи обозначены гипотезы исследования, определены объекты интервьюирования в соответствии с высказанными гипотезами автором были разработаны 2 различных вида анкет (приложение №) и 2 вида опросников (приложение №) для интервьюирования. Для анкетирования были разработаны анкеты. Разработка двух видов анкет была обусловлена разными информационными потребностями разных категорий пользователей. В первом случае анкеты предназначались для опроса преподавателей ДШИ. Предполагалось, что все информационные запросы этой категории пользователи были связаны с их профессиональными потребностями. Была разработана последовательность вопросов анкеты для выявления связи формирования образовательных программ и их информационного обеспечения документами из фонда библиотеки. Предварительно были определены возможные критерии выбора документов пользователями. Для исследования также было необходимо понять, какими другими источниками информации пользуются преподаватели, насколько фонд библиотеки удовлетворяет информационные потребности этой категории пользователей. Так же, для исследования было важна информация о полноте комплектования фонда в разных отделах.
Во втором случае анкеты предназначались для опроса учащихся ДШИ. При разработке анкет для пользователей-учащихся был учтён тот факт, что эта категорию пользователей в основном будут представлять родители учащихся ДШИ, так как они обладают более полной информацией о использовании библиотечного фонда для музыкального образования детей. Для опроса были предложены вопросы по использованию фонда библиотеки для образовательных целей. Необходимо было выяснить, насколько фонд библиотеки ДШИ удовлетворяет запросы этой категории пользователей, что именно влияет на информационные запросы учащихся, взаимосвязь удовлетворения запросов и образовательной программы, по которой обучается пользователь.
С целью определения готовности методики, тестирования словесных формулировок, форм вопросов анкет, выявление возможных трудностей при заполнении анкет, было проведено пилотное анкетирование. Пилотаж анкет осуществлялся на мини-выборке. В первом случае выборка была 3 человека, во втором – 5. Среди респондентов в первом случае, были преподаватели ДШИ, во втором случае родители учащихся ДШИ. В процессе анкетирования было зафиксировано время, затраченное на заполнение анкеты. В первом случае это было 10 -12 минут, во втором 3 -7 минут. Отмечено детальное понимание вопросов, но особой заинтересованности не отмечено, ни в первом ни во втором случае. В основном отмечена положительная реакция на проведение анкетирования. Анализ результатов пилотажного анкетирования показал:
¾ все предусмотренные анкетой варианты ответов на вопросы были использованы респондентами;
¾ формулировки вопросов были достаточно понятны для респондентов;
Всё это свидетельствовало о готовности методики для проведения основного исследования.
Анкеты были растираживаны по количеству пользователей библиотеки: 41 и 300 экземпляров. Анкетирование проводилось как непосредственно в библиотеке ДШИ при посещении библиотеки респондентами, так и на рабочем месте для преподавателей и посещении места учёбы учащимися и их родителями. При завершении анкетирования были получен следующие результаты: для обработки были признаны годными 38 анкет заполненные преподавателями школы и 265 анкет заполнены учащимися старших классов ДШИ и родителями учащихся младших и средних классов ДШИ.
В первом случае было опрошено 100% преподавателей (объём выборочной совокупности соответствует 92% генеральной совокупности), 3 анкеты не были заполнены. Во втором опрошено 75% учащихся или их родителей (объём выборочной совокупности соответствует 88% генеральной совокупности), 35 анкет не были заполнены. Следовательно, можно говорить о репрезентативности полученных результатов. Произведена обработка и детальный анализ результатов анкетирования.
Также в ходе исследования было проведено 2 вида интервьюирования. Чтобы детализировать опрос, получить более развёрнутые, аргументированные ответы на вопросы, в интервью мы как бы продублировали вопросы анкеты. Чтобы сформировать более глубокий взгляд на проблему исследования, понять причины того или иного явления. Была проведена конкретная подготовка к интервьюированию, так как интервью планировалось с конкретными респондентами по заранее определенной теме.
Первый вид интервьюирования (приложение №) был направлен на выяснение уточнение критериев выбора документов при формировании образовательных программ преподавателями. Была проведена подготовительная работа к проведению интервью с конкретными респондентами по заранее определенной теме. Для того, чтобы интервьюирование привело к получению достоверной информации, вопросы для проведения интервью были направлены на получение общей не личной информации, направлены на выявление общих принципов влияющих на отбор документов в фонде. Автор работы, имея профессиональное библиотечное образование, опыт работы в конкретной библиотеки и статистические данные о работе библиотеки, а также имея непосредственный контакт с преподавателями и хорошие личные взаимоотношения, рассчитывает на искренность респондентов при ответе на вопросы при личном интервьюировании. Подразумевалось получение развёрнутых и профессионально обоснованных ответов на вопросы, которые помогли бы в дальнейшем при комплектовании фонда библиотеки. Вопросы были как ретроспективными, так и текущими. Было опрошено 10 преподавателей (объём выборочной совокупности соответствует 24% генеральной совокупности).
Во втором случае респондентами для интервьюирования являлись библиотекари ДШИ и ДМШ. Интервьюирование проводилось с целью выявления общих, характерных проблем и особенностей, общей практике комплектования библиотек этого типа (учебных библиотек ДШИ и ДМШ). Заранее были подготовлен опросник (приложение) и определены конкретные адреса и телефоны ДШИ и ДМШ. Интервьюирование проводилось как при непосредственном контакте, так и по телефону. Основная проблема была в том, чтобы получить достоверные сведения, так как достаточно трудно отвечать на вопросы без личной заинтересованности. Тем не менее, большинство респондентов выразило интерес к опыту и работе автора исследования и ответы были получены достаточно исчерпывающие. Для того, чтобы вопросы не вызывали трудностей восприятия со стороны личностных особенностей они были сведены к минимуму и носили строго профессиональный характер. Таким образом, было опрошено 23 библиотекаря ДШИ и ДМШ (объём выборочной совокупности соответствует 46% генеральной совокупности). Ив первом и во втором случае принцип репрезентативности был соблюдён.
Полученные сведения были подвергнуты подробному анализу. Во втором случае анализ носил статистический характер, мы не анализировали полученные данные, а пытались выявить общие черты, характерные для этого вида библиотек – учебные музыкальные библиотеки.
|