Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Библиотечные показатели в статистических отчётах

Показатели библиотеки 2012 - 2013 2013 - 3014 2014 - 2015
Нотные издания
Нотные учебные пособия и учебные издания по теории музыки.
Справочники издания
Издания на электронном носителе
Всего документов
Списано за год
Приобретено за год
Всего пользователей
Документов на 1 пользователя 24,5 21,11 20,75
Посещаемость -
Книговыдача -

Даже сравнение за такой небольшой период показывает, как изменяются показатели библиотеки. Количество документов уменьшается, но посещаемость и книговыдача растёт. Это связано с тем, что при рекомплектовании БФ списываются ветхие и невостребованные документы. При пополнении фонда учитываются конкретные пользовательские запросы пользователей, ведутся документы по фиксированию заказов на документы преподавателей. Так же имея данные по укомплектованности по отделам библиотеки, можно приобретать недостающие документы, укомплектовать отделы в соответствии с запросами пользователей.

В приложении данной работы есть таблицы (Приложение №), которые сравнивают требования в учебных пособиях по образовательным программам «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и наличие этих документов в фонде, книгообеспеченность этими документами учащихся. Выбор этих образовательных программ не случаен, дело в том, что политика руководства школы это полное обеспечения учащихся учебными пособиями по эти образовательным программам. Эти программы являются обязательными для всех учащихся, обучение производится по группам, годам обучения. По программе «Сольфеджио» работают два преподавателя, по «Музыкальной литературе» с 4 года обучения – 1 преподаватель. Из таблиц видно, что учащиеся обеспечены учебными пособиями по этим образовательным программам. Исключением является обеспечение документами, которые не пригодны для комплектования библиотечного фонда так как они содержат в себе рабочие тетради, подлежащие заполнению учащимися.



В своей деятельности библиотека испытывает большое количество трудностей. Эти трудности вызваны как внутренними проблемами учреждения, так и внешними факторами, которые влияют на деятельность библиотеки. Внутренние проблемы:

¾ Недостаточное финансирование;

¾ Непонимание значимости библиотеки со стороны руководства учреждения;

¾ Несознательность пользователей, которые часто допускают порчу документов библиотеки;

¾ Частые невозвраты, большое количество должников.

Внешние факторы:

¾ Отсутствие каких-либо регламентирующих документов для деятельности данного вида библиотек;

¾ Отсутствие разнообразного ассортимента нотно-музыкальных документов у издателей;

¾ Низкое качество выпускаемых нотно-музыкальных изданий;

¾ Несовершенство некоторых законов, например, об 4 части ГК РФ или ФЗ-44.

Внутренние проблемы заставляют библиотеку постоянно совершенствовать свою деятельность, предпринимать новые способы обслуживания пользователей, образования пользователей, повышать значимость библиотеки для всего учреждения.

Сохранность документов при низком финансировании выходит на первый план, если мы не можем приобрести новые документы, то можно постараться сохранить то, что мы имеем. Физическое качество документа влияет на отношение к нему пользователей. Старый изношенный документ редко оборачивается обложкой. Да и ребёнка трудно мотивировать, используя старый, рваный сборник нот, которые едва видно из-за старых пометок преподавателей.

Определённую трудность представляет определение экземплярности при приобретении в фонд новых документов. Что следует считать количество учащихся по образовательной программе или преподавателей, чтобы каждый преподаватель мог ознакомиться с новым сборником? Каждый случай подразумевает индивидуальный подход. Если это учебник по теории музыки (Сольфеджио или Музыкальная литература), то политика руководства учреждения ДШИ №11, заключается в 100 процентном обеспечение учащихся учебными пособиями. Но вот появляется учебное пособие (Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио: 1 класс: Учебник. Рабочая тетрадь. Задания. Аудиоприложение/ Ж. Металлиди, А. Перцовская,- Санкт-Петербург: Композитор, 2011 г.). Это издание внутри себя содержит рабочую тетрадь, которую учащийся должен заполнять. Должна ли библиотека школы обеспечивать учащегося таким учебным пособием, достаточно дорогостоящим, которое после учебного года использования становится не пригодным для дальнейшего использования? По нашему мнению - нет. Это издание не может войти в состав библиотечного фонда. Документы по другим образовательным программам, как показал опыт работы, нужно приобретать на количество преподавателей по образовательной программе, за исключением некоторых, наиболее востребованных и незаменимых документов. Для примера возьмём учебник Николаева А. Школа игры на фортепиано: под общей редакцией А. Николаева/Сост. А. Николаев, В. Натансон, Л. Рощина. -Москва: Музыка. – 1954 – 2010. Это учебное пособие используют почти все учащиеся школы так как он является основным учебным пособием по программе «Общий курс фортепиано». Используют его и учащиеся фортепианного отдела на начальной стадии обучения и далее, так как это учебное пособие содержит гаммы, которые исполняются на технических зачётах на протяжении всего курса обучения. Сейчас в фонде 160 экземпляров этого издания разных годов выпуска, если довести его численность до 400, то средств на приобретение других документов у библиотеки не останется. В этом случае удовлетворить пользовательские запросы помогает ксерокопирование. Ксерокопируя гаммы, мы не нарушаем закона об «Авторском праве». Так же приобретаем в фонд различные документы, которые выполнят аналогичные задачи:

¾ Частично заменят это издание, новые «Школы игры» или издания выполняющие аналогичные функции.

¾ Можно приобрести хрестоматии по «Общему курсу фортепиано».

Гораздо труднее решаются проблемы, связанные с внешними факторами. Не всегда эти решения помогают хоть что-то изменить, но это общие проблемы для библиотек этого вида.

Вывод.

Состав пользователей библиотеки определяет специализацию комплектования БФ – документы по музыкальному искусству образовательной направленности. Документы БФ должны быть предназначены для обеспечения образовательного процесса ДШИ – начальный уровень обучения по музыкальному искусству.

Состав библиотечного фонда полностью соответствует профессиональным и образовательным потребностям пользователей библиотеки. Комплектование БФ направлено на качественное удовлетворение информационных запросов пользователей по музыкальному искусству. Ядро фонда библиотеки составляют нотно-музыкальные документы образовательной направленности и классические музыкальные произведения, используемые в педагогической практике.

Большинство документов БФ это документы изданы до 2009 года, они имеют физический износ так интенсивно используются учащимися. Отделы БФ укомплектованы не одинаково, в некоторых отделах документов недостаточно или нет нужного ассортимента обеспечивающих пользовательские запросы должным образом. Необходимо постоянно вести работу по библиотечной статистике, для определения лакун, содержащихся в фонде и при комплектовании сотрудничать с преподавателями ДШИ, учитывая их педагогические потребности.

Особенности комплектования

На фонд любой библиотеки влияют специфические функции, задачи, поставленные перед конкретной библиотекой. Они влияют на него таким образом, что БФ приобретает свои особенные, отличительные черты. Мы думаем, что невозможно найти два совершенно одинаковых БФ по перечню, количеству документов. Каждый БФ является уникальным по своему составу, таким же уникальным, как и информационные потребности его пользователей. Два преподавателя по одной образовательной программе имеют различные информационные потребности в силу своих личностных качеств, различного образования, возраста, опыта работы. Такой эффект Л.Б. Хавкина назвала принципом индивидуализации фонда, Ю.В. Григорьев назвал принципом соответствия. [69, С.16] Вместе с тем фонд сохраняет общие, типичные для библиотек данного типа и вообще библиотек. В связи с этим в библиотеки есть некая типовая часть (например, во всех учебных библиотека есть учебные пособия, хрестоматии, учебники) и часть свойственная только этому фонду, которая формируется на основе специфики фонда, его территориальное положение (так, например, в музыкальных библиотеках ДШИ и ДМШ Санкт-Петербурга большинство изданий – это издания издательства «Композитор»). Возникает и обратная связь, когда фонд при включении в него и использовании документов, несущих информацию, влияет на развитие функций библиотеки, на окружающую среду, на пользователей библиотеки. Так преподаватели ДШИ №11, могут формировать свои образовательные программы на той музыкальной информации, которая содержится в БФ библиотеки ДШИ №11, они используют в образовательном процессе, учебные пособия, содержащиеся в фонде.

Каждой библиотеке присущи как общие черты, так и индивидуальные – всё это обуславливает все процессы, происходящие в библиотеке, они начинают обладать особенностями, присущими именно для определённой библиотеки. Особенность комплектования БФ обусловлена конкретным фондом и конкретной библиотекой. Комплектование библиотеки ДШИ №11 обладает своими специфическими особенностями.

«Комплектование фонда: совокупность процессов выявления, отбора, заказа, приобретения, получения и регистрации документов, соответствующим задачам библиотеки». [10, С.317] Из этого определения выделим процессы комплектования БФ: выявление, отбор, заказ, приобретение и регистрация документов.

Заказ, приобретение и регистрация документов – технологические процессы, как правило они регламентированы законодательными актами. Это могут быть как государственные законодательные акты, так и локальные. Библиотека ДШИ №11 является структурным подразделением бюджетного учреждения, поэтому эти процессы комплектования регламентированы ФЗ 44.

Выявление и отбор документов должны соответствовать задачам библиотеки. Основной задачей библиотеки ДШИ №11 является информационное обеспечение образовательного процесса через планомерное, систематическое комплектования БФ и его сохранение. В связи с реализацией новых концепций в сфере дополнительного образования, формирования образовательных программ предпрофессионального образования, необходимо привести БФ учреждения в соответствии с новыми требованиями. Особенной является тематика документов их читательское назначение.

Тематика комплектования фонда библиотеки определяется перечнем образовательных программ дополнительного образования, по которым в ДШИ №11 осуществляется обучение учащихся. В комплектовании фонда библиотека придерживается сбалансированного подхода к приобретению изданий по различным образовательным программам. Создание сбалансированной системы комплектования требует постоянной детальной деятельности по анализу фонда и выявления имеющихся в фонде лакун.

Процессы первичного и вторичного отбора невозможно осуществить без участия сотрудников образовательного учреждения их профессиональных предпочтений. Информационные потребности и предпочтения преподавателей по музыке «динамичны, трудно формализуемы и субъективны. Эти характеристики подтверждают правомерность выделения специалистов в области музыкального искусства в качестве особой категории потребителей информации». [53, C. 72] Особая категория и пользователи, которые являются учащиеся ДШИ, их информационные потребности формируются в первую очередь преподаватели и сам процесс обучения. Исходя из этого мы определяем количество экземпляров приобретаемых в фонд документов:

¾ По музыкальным образовательным программам по исполнительским дисциплинам, мы учитываем количество преподавателей по данному предмету. Чтоб каждый преподаватель мог выбрать произведения для своего класса учащихся;

¾ По образовательным программам по «Теории музыки», где образовательный процесс ведётся по группам количество документов, приобретаемых в фонд должен соответствовать количеству учащихся;

Специфичным, так же, является основной вид документа библиотеки ДШИ №11 – это нотный музыкальный документ образовательной направленности (учебное пособие, произведения педагогического репертуара, хрестоматии по музыкальным дисциплинам). Он обладает некоторыми особенностями, которые определяет особенность комплектования фонда любой музыкальной библиотеки:

¾ Особая классификация документов;

¾ Основной знак при помощи которого фиксируется музыка – нотные знаки, для их прочтения необходимо специальный профессиональный навык;

¾ Нотные – музыкальные издания практически не устаревают;

Издателями таких документов являются музыкальные издательства. Именно они являются основными источниками комплектования БФ ДШИ №11. Библиотека находится в тесном сотрудничестве с этими издательствами как «Композитор» Санкт-Петербург и «Композитор» Москва:

¾ получает ежемесячные рассылки с электронной версией каталогов этих издательств;

¾ получает сведения и рекламные издания о новинках документов, вышедших в свет;

Это сотрудничество помогает располагать достаточно полной информации по документопотоку по музыкальному искусству. Сайты этих издательств предоставляет информацию об изданиях. Не всегда это информация бывает полной, по которой возможно определить насколько необходимо то или иное издание. Для профессионала музыканта преимущественным является знакомство с документом «de visu».

Особенности комплектования заключаются в следующем:

¾ Тематика комплектования БФ ДШИ №11 определяется основными задачами библиотеки;

¾ Систематичность комплектования обеспечивает постоянный анализ БФ, выявление лакун и изучение информационных потребностей особой категории пользователей – музыкантов;

¾ В процессе первичного и вторичного отбора документов принимают участие сотрудники школы;

¾ Экземплярность приобретаемых в фонд документов определяется в зависимости от вида образовательной программы;

¾ Основным документов фонда является нотно-музыкальный документ образовательной направленности, особенности которого определяет типы и виды документов, приобретаемых при текущем комплектовании;

¾ Источниками комплектования являются специальные музыкальные издательства – основные издатели нотно-музыкального документа;

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.