Основные функции маркетинга в системе управления здравоохранением Изучение теории зарождения и практики маркетинговой деятельности в здравоохранении позволило нам выделить следующие три основные функции маркетинга в системе управления здравоохранением:
1. Исследование рынка медицинских товаров и услуг:
• изучение потребителей;
• анализ деятельности организации здравоохранения;
• изучение медицинского товара или услуги;
• анализ внешней и внутренней среды деятельности организации здравоохранения.
2. Организация производства (разработки) новых медицинских товаров или услуг:
• управление качеством и конкурентоспособностью произведенной продукции.
3. Организация реализации произведенных медицинских товаров и услуг:
• организация системы товародвижения;
• организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта произведенных медицинских товаров и услуг.
Социально-экономическая сущность маркетинга тесным образом связана не только с маркетинговыми концепциями, но также и с видами маркетинга.
Ибо конкретное наполнение маркетинга зависит от многих факторов, а именно:
- От характера организации
- От состояния рынка
- От особенности товара или услуги
Чем разнообразнее деятельность фирмы, тем сложнее маркетинг: Поэтому одним из существенных факторов, от которого зависит маркетинговая деятельность, является спрос потребителей и его сбалансированность.
Отсюда, вероятно следует, что разным состояниям спроса соответствует разное состояние маркетинга.
спрос чрезмерный — в этом случае целесообразен демаркетинг Задача же маркетолога будет заключаться в том, чтобы спрос сбалансировать с предложением, а именно - снизить спрос.
Для этого целесообразно отказываться от рекламы, необходимо увеличивать цену, отказаться от всяких скидок цены и каких-либо премий за приобретенные блага
Обычно подобное состояние спроса в сфере здравоохранения наблюдается по особо модным и новым услугам, причем в тех условиях, когда медицинские учреждения еще не в состоянии расширять предложения по данным услугам.
спрос отрицательный - этому рыночному параметру соответствует конверсионный маркетинг. Конкретно в сфере здравоохранения подобная ситуация достаточно часто возникает. Например, большая часть населения с небольшой охотой, особенно превентивно, осуществляет поход к стоматологу, так как боится этих медицинских услуг.
Задача маркетолога в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать и исправить положение, а именно, изменить негативное отношение к данной медицинской услуге. Достижение данного результата может быть осуществлено за счет переделки самого товара, услуги, создания широкого комплекса новых обезболивающих средств, а также за счет снижения цены самой услуги.
нерациональный спросом -такие как наркотики, табачные изделия, алкоголь. В этом случае целесообразно осуществлять противодействующий маркетинг.
Смысл его действий предполагает проведение широкой компании разъяснительной работы, которая бы побудила отказаться от вредных привычек, одновременно с этим целесообразно проводить щеке экономико-административных мер, которые связываются с поднятием цен и ограничением доступности к данным товарам
Этот подход может рассматриваться в любой концепции маркетинга
скрытый спрос — а именно, спрос только еще формирующийся. В этом случае целесообразен развивающийся маркетинг, который был бы в состоянии превратить потенциальный спрос в уже реально предъявляемый.
Для этого целесообразно разрабатывать новый товар, услугу, которые бы отвечали новым потребностям, создавать имидж продукта, ориентированный на конкретные потребительские группы.
падающий спрос - то здесь целесообразен ремаркетинг.
Например, малым спросом пользуется ряд медицинских УСлуг. Здесь целесообразно придать товару новые свойства, а также проникнуть на новый рынок.
Спрос на рынке характеризуется нерегулярностью и колебаниями, (это могут быть сезонные колебания, дневные и даже в течение суток). В этом случае целесообразно использовать синхромаркетинг, который бы сгладил гребни рыночных колебаний.
Полноценный спрос В этих условиях целесообразно осуществлять :. поддерживающий маркетинг. Он должен удерживать существующий уровень спроса с учетом усиления конкуренции и изменения предпочтений потребителей.
Отсутствие спроса - население может быть не заинтересовано в определенных услугах или безразлично к ним. Например, в 70-е годы студенты не были заинтересованы в изучении иностранного языка.
Задача маркетинга отыскать способы увязки присущих услуге выгод с естественными потребностями и интересами человека. В этом случае следует активно использовать стимулирующий маркетинг.
Вид маркетинга в зависимости от состояния спроса
Тип (вид) маркетинга
1. Демаркетинг
2. Конверсионный
3. Противодействующий
4. Развивающийся
5. Ремаркетинг
6. Синхромаркетинг
7. Поддерживающий
8. Стимулирующими
| Состояние спроса
1.Чрезмерный (избыточный)
2. Отрицательный
3. Нерациональный
4. Скрытый (формирующийся)
5. Падающий
6. Колеблющийся
7. Полноценный
8.Отсутствие (безразличие потребителя)
|
Маркетинг услуг.
Маркетинг услуг — это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специфических потребностей клиентов. Ключевыми понятиями в маркетинге услуг являются целевой рынок, польза для клиента и продвижение услуг. Специфика маркетинга услуг заключается в том, что он начал применяться относительно недавно, и самый сложный его аспект — создание благоприятных условий для их продажи. Отрасли сферы услуг чрезвычайно разнообразны. По своим целям они могут быть коммерческими или некоммерческими.
Государственная система здравоохранения в России — это одна из веду отраслей сферы производства услуг.
Основные различия по потреблению услуг разными сегментами рынка (разделенного на группы потребителей) заключаются в: 1) спросе на услуги; 2) объеме требуемых услуг; 3) сложности самих услуг в зависимости от потребностей и тяжести заболеваний в разных половозрастных группах.
Использование маркетинга в сфере услуг по прогнозам будет существенно возрастать в связи с:
- децентрализацией и снижением регулирования;
- появлением и ростом конкуренции среди ЛПУ, предоставляющих услуги;
- ростом числа специалистов, имеющих предпринимательскую подготовку-
С учетом того, что ОМС и ДМС также относятся к сфере услуг, проанализируем коммерческий и некоммерческий (социальный) вид маркетинга, применяемого при том или ином виде страхования (табл. 1).
Социально-экономическая сущность 2 видов страхования:
ДМС — дополнительное коммерческое страхование - основная цель — получение максимальной прибыли;
ОМС — составная часть государственного некоммерческого социального страхования, пои этом главная задача — обеспечение социальных гарантий государства населению по получению бесплатной квалифицированной помощи в случае возникновения различных патологических состояний.
Маркетинг услуг в настоящее время из-за значительного роста их доли в валовом внутреннем продукте становится крайне необходимым элементом управления. В связи с проведением в Российской Федерации вертикальной и горизонтальной децентрализации в здравоохранении, а также возникновением различных форм собственности появляются альтернативные государственным ЛПУ поставщики медицинских услуг, что также требует применения принципов маркетинга для более эффективного использования имеющихся ресурсов и продажи услуг населению.
Таблица 1. Основные различия между коммерческим (в условиях ДМС) и некоммерческим (в условиях ОМС) видами маркетинга
Некоммерческий (социальный) маркетинг
| Коммерческий маркетинг
| 1. Связан с идеями, организациями, территориями, а также услугами
| 1. Связан главным образом с услугами
|
| 2. Используется для обмена (в условиях смены
общественно-экономической формации), внедрения рыночных механизмов хозяйствования
на обеспечение социальных гарантий в области здравоохранения
| 2. Обмениваются денежные средства
| на услуги
|
|
|
| 3. Цели многокомпонентные, и результат не
может оцениваться только с чисто финансовой точки зрения
| 3. Цели касаются в основном сбыта услуг,
| получения прибыли
|
| 4. Преимущества не связаны с выплатами потребителей услуг
| 4. Преимущества обусловлены платежами
| потребителей
| 5- От системы ОМС требуют обслуживания всех, в том числе экономически невыгодных групп потребителей
| 5. Ориентирован на обслуживание только
| прибыльных сегментов рынка
|
| 6 Две категории клиентов: потребители услуг и плательщики взносов (страхователи)
| 6. Одна категория клиентов: потребители
| (они же, как правило, страхователи)
| .7- Льготы по налогообложению
| 7. Отсутствие налоговых пьгот
|
|