Преподаватель: Львов Леонид Васильевич., к.п.н. Форма контроля: зачет
Вопросы для подготовки к зачету
1. Раскройте сущность и содержание системы методологических подходов.
2. Раскройте содержание характеризующих признаков методов научного исследования.
3. Укажите различия между методологическим подходом и методом исследования (исследовательским методом).
4. Раскройте содержание новизны как основного параметра диссертационного исследования:
5. Раскройте содержание теоретической значимости как основного параметра диссертационного исследования.
6. Раскройте содержание и область применения трансдисциплинарного системного подхода.
7. Раскройте сущность и возможности принципа дополнительности Н. Бора на философском уровне методологии.
8. Поясните следующие методы построения понятийно-категориального аппарата: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование.
9. Раскройте содержание практической значимости как основного параметра диссертационного исследования.
10. Раскройте диалектику абстрактного и конкретного в научно-теоретическом исследовании.
11. Разграничьте содержание понятий практическая и научная проблемы.
12. Раскройте возможности применения статистических методов обработки результатов исследования.
13. Раскройте содержание системы с детерминированной самоорганизацией.
14. Раскройте содержание системы с управляемой самоорганизацией.
15. Раскройте содержание системы как саморазвивающиеся целостности.
16. Раскройте содержание методологических подходов общенаучного уровня исследования.
17. Поясните различие между аспектным и объектным способом выделения предмета исследования.
18. Поясните, в чем заключается гносеологическая природацели исследования.
19. Поясните, в чем заключается интерпретаторская, объяснительная, предсказательная и критериальная функции модели.
20. Раскройте следующие свойства терминологической системы: непротиворечивость, согласованность, целостность, научность, полнота.
21. Раскройте сущность понятийно-терминологический анализа как метода исследования.
22. Раскройте предназначение понятийно-категориального аппарата (терминологической системы) в процессе исследования.
23. Раскройте содержание генезиса научной проблемы как самостоятельной задачи любого исследования.
24. Раскройте содержание типовых задач научного исследования.
25. Раскройте содержание основных видов изложения результатов исследования.
26. Раскройте состав магистерской диссертации.
Задания для студентов заочной формы обучения
Задание1
1. Раскройте сущность и содержание системы методологических подходов.
2. Раскройте содержание следующих характеризующих признаков методов научного исследования:
- объективность (основанность на достоверном знании, соответствующем познавательному предмету);
- общезначимость (всеобщность, интерсубъективность, универсальность сферы применения);
- воспроизводимость (инвариантность получаемых на его основе результатов любым субъектом, в любой сходной ситуации);
- целесообразность (полная определенность и заданность принципов интеллектуального движения, осознанность применения известных способов познания в противоположность неосознанным исканиям путем проб и ошибок);
- необходимость (гарантированность получения предполагаемого результата в отличие от ненаучной особенности случайного, непреднамеренного достижения поставленной цели);
- эффективность (запланированность социальной ассимиляции, использования и внедрения результатов, выявленных на основе метода).
3. Применительно к направлению Вашего исследования обоснуйте актуальность — как отражение необходимости и своевременности решения исследуемой проблемы для дальнейшего развития теории и практики, характеризует противоречия, которые возникают между социальными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения которые могут дать наука и практика в настоящее время.
Задание 2
1. Укажите состав магистерской диссертации включающий:
-
2. Докажите тезис о том, что метод построения модели является интегративным и позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в исследовании.
3. Применительно к направлению Вашего исследования обоснуйте:
Проблему научного исследования (научная проблема) как осознанное противоречие между запросами практики к теории и ограниченными возможностями теории (в силу ее неполноты) в ответе на эти запросы.
Обоснуйте последовательность выделения проблемы
- излагается характеристика состояния теории исследуемого объекта;
- учитывая запросы практики к теории, даётся характеристика «белых пятен» в ней;
- приводится, если это возможно, краткая совокупная характеристика выявленной проблемы.
Объект исследования - некоторая сфера реальности, представляющая собой целостную систему.
Поясните, почему основанием для выбора объекта исследования служит несовершенство его теории, т.е. её недостаточные объяснительные и прогностические возможности. Таким образом, целью всякого научного исследования является совершенствование теории избранного объекта реальности.
Задание 3
1. Укажите различия между методологическим подходом и методом исследования (исследовательским методом).
2. Второй рабочий цикл посвящается верификации( проверке) рабочей гипотезы (гипотетической теории). Укажите, что Вы включите в этот этап своего исследования.
3. Применительно к направлению Вашего исследования обоснуйте:
Тему исследования, вместо того, чтобы, выбрав сначала объект исследования, на основе анализа запросов практики к теории и состояния теории определить предмет, проблему и тему исследования. Исследование вполне может быть посвящено опубликованной, но не решённой ранее проблеме.
Цель исследования по своей гносеологической природе состоит в решении его проблемы, т.е. в получении некоего нового научного знания. Формулирование цели состоит в том, чтобы кратко и содержательно раскрыть искомый результат, искомое решение проблемы.
Задачи исследования представляют собой детализированную и «привязанную» к конкретным условиям цель исследования с ориентацией на его гипотезу.
Обоснуйте, какой из трех вариантов проектирования задач исследования Вы выбрали:
- цель исследования конкретизируется в виде структурно-временных компонентов исследования, отражающих его этапы;
- в качестве отдельных задач выступают структурно-логические компоненты исследования;
- комбинированный вариант.
- Сформулируйте на основе типовых задач задачи Вашего научного исследования:
- построение историографии научной проблемы.
- систематизация понятийно-категориального аппарата относительно исследуемого феномена.
- выбор и реализацию теоретико-методологических подходов исследования;
- выявление закономерностей и принципов реализации исследуемого феномена или разработанной конструкции.
- обоснование авторского способа решения проблемы исследования.
- проверка результативности (верификация) авторского способа решения проблемы.
Задание 4
1.Обоснуйте свою позицию, в том, что методология – это:
1) система определенных способов и применяемых в той или иной сфере деятельности;
2) учение об этой системе общая теория метода, теория в действии.
2. Укажите на отличительные признаки Вашего научного исследования:
1) это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
2) это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
3) оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;
4) ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
3. Применительно к направлению Вашего исследования обоснуйте:
Научно обоснованное предположение для объяснения о явления, о способе решения проблемы - гипотезу научного исследования.
Поясните процедуру выдвижения гипотезы:
- создаётся теория исследуемого объекта, отличающаяся от уже имеющейся теорий какими-то новыми элементами (какие они Вас?). Полученные «добавки» в своей совокупности и представляют собой гипотезу;
- установите отклонения реального поведения объекта от норм его поведения, соответствующего имеющейся уже теории, и на этой основе строятся предположения, дополняющие теорию, корректирующие её;
- проработайте несколько вариантов (не менее трех) гипотезы;
- исключите запрещённые варианты - те, которые выходят за границы реального, т.е. принадлежат виртуальному полю;
- отберите наиболее вероятную гипотезу – рабочую гипотезу.
Задание 5
1.Теоретико-методологические подходы как важнейший атрибут любого исследования, определяют комплекс стратегических направлений исследования, что обеспечивает решение целого ряда проблем, среди которых:
- (назвать)
2. Поясните, в чем именно заключаются важнейшие методологические функции систематизации понятийно-категориального аппарата:
- обеспечивает дедуктивную систематизацию научного знания;
- способствует объяснению и систематизации эмпирических и теоретических знаний;
- направляет развитие знания через уточнение понятий, углубление и расширение их объема.
3. Применительно к направлению Вашего исследования заполните таблицу и обоснуйте
Цель
исследования
| Метод теоретического
поиска
|
| Источник
накопления информации
| Метод изучения
теоретических источников
|
| Степень развития
проблемы
| Метод изучения состояния проблемы
Метод обработки данных эксперимента
|
| Способ обработки
и анализа данных
| Метод качественного
анализа
|
| Форма причинности
результатов
| Метод детерминизма
|
| Уровень
исследования
| Метод теоретического
исследования
|
|
Задание 6
1. Раскройте содержание четырех основных аналитических процедур работы с понятиями.
2. Обоснуйте возможность проектирования вида саморазвивающейся системы применительно к объекту Вашего исследования:
- динамическая система – тип закрытой системы, изменяющей свое состояние в результате некоторых воздействий, при описании этих систем учитываются отношения между их состоянием в разные отрезки времени воздействиями на состояния в разные отрезки времени;
- целенаправленная система – тип закрытой системы, представляющей описание состояния объектов поведение которых (процессы, алгоритмы, функции) точно определяются заранее поставленной целью, а изменение структуры при этом не происходит;
- спонтанно самоорганизующаяся система – тип открытой системы, которая непрерывно взаимодействует с внешней средой, изменяя при этом свою структуру по одному из вариантов, между периодами смены структуры по случайному закону, устойчивость системы обеспечивается адаптационными механизмами;
3. Применительно к Вашему исследованию обоснуйте применение на философском уровне методологии принципа дополнительности Н. Бора
Задание 7
1. Раскройте содержание основных параметров-характеристик диссертационного исследования:
· новизна — общенаучный критерий;
· теоретическая значимость — критерий качества научного исследования;
· практическая значимость — критерий качества научного исследования.
2. Раскройте содержание и область применения трансдисциплинарного системного подхода.
3. Обоснуйте содержание теоретико-методологического пространства Вашего исследования как систему методологических подходов на четырех уровнях. Запишите результаты в таблицу.
Уровень методологического анализа
| Методологические подходы
| Философский
|
| Общенаучный
|
| Конкретно научный
|
| Технологический (методический)
|
|
Задание 8
1. Раскройте содержание следующие свойства понятийно-категориального аппарата как системы:
• непротиворечивость;
• согласованность;
• целостность;
• научность;
• полнота.
2. Раскройте возможности применения метода теоретического анализа и синтеза в Вашем исследовании.
· элементный анализ - это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе декомпозиции, расчленения целого;
· анализ по единицам предполагает расчленение процесса с сохранением целостности его элементарных структурных элементов, каждый из которых удерживает важнейшие признаки целостного процесса;
· на основе синтеза предмет воссоздается как субординированная система связей и взаимодействий с выделением наиболее существенных из них.
3. Применительно к Вашему исследованию заполните таблицу и проанализируйте на соответствие
Разделы
проблемы
исследования
| Пункты
гипотезы
| Задачи
исследования
| Положения,
выносимые на защиту
| Выводы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ….
| ….
| ….
| ….
| ….
| n
| n
| n
| n
| n
|
Задание 9
1. Раскройте содержание методов:
· абстрагирования;
· идеализации;
2. Поясните, каким образом осуществляется реализация моделирования, в процессе следующих этапов:
а) постановка задачи;
б) создание модели;
в) ее исследование;
г) перенос знания.
3. Применительно к направлению Вашего исследования конкретизируйте четыре основных свойства системы:
система есть совокупность элементов (назовите их);
· наличие существенных связей между элементами и (или) их свойствами;
· наличие определенной организации, что проявляется в снижении термодинамической энтропии (степени неопределенности) системы по сравнению с энтропией системноформирующих факторов, определяющих возможность создания системы (назовите эти факторы);
· существование интегративных свойств, т. е. присущих системе в целом, но не свойственных, ни одному из ее элементов в отдельности – эмерджентности (назовите эти свойства).
Задание 10
1. Поясните, каким образом теоретико-методологические подходы как важнейший атрибут любого исследования, обеспечивает решение следующих проблем:
а) упорядочение терминологического пространства науки;
б) определение новых особенностей и свойств изучаемого объекта;
в) выявление закономерностей и принципов его развития;
г) обозначение неподдающихся изучению и слабоизученных сторон рассматриваемой проблемы;
д) определение перспектив развития изучаемого направления и в связи с этим науки в целом.
2. Выполните сравнительный анализ понятий закономерность и принцип научного исследования. Обоснуйте свою позицию.
3. Охарактеризуйте три этапа конструирования логики исследования:
· логика первого этапа: актуальность – противоречие - проблема - тема - объект - предмет - научные факты - исходная концепция - ведущая идея и замысел - гипотеза - задачи исследования;
· логика второго - собственно исследовательского: отбор методов - проверка гипотезы - конструирование предварительных выводов - их опробование и уточнение - построение заключительных выводов;
· логика заключительного этапа исследования включает апробацию: обсуждение выводов, их представление общественности; оформление работы: отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т. д..; внедрение результатов в практику.
Задание 11
1. Теоретико-методологические подходы определяют комплекс стратегических направлений исследования, что обеспечивает решение целого ряда проблем, среди которых:
-
2. Вторая стадия моделирования осуществляется на основе креативного моделирования, которое включает применительно к Вашему исследованию:
- актуализацию представлений о типе объекта, проект которого создается, а также о научном опыте его массового использования;
- выявление и исключение несущественных особенностей объекта, которые могут быть связаны со спецификой работы данного ученого и его личностными качествами;
- добавление тех свойств, характеристик и т.д., которые являются важными для области будущей реализации модели.
2. Поясните, в чем именно заключаются важнейшие методологические функции систематизации понятийно-категориального аппарата:
• обеспечивает дедуктивную систематизацию научного знания;
• способствует объяснению и систематизации эмпирических и теоретических знаний;
• направляет развитие знания через уточнение понятий, углубление и расширение их объема.
3. Применительно к направлению Вашего исследования заполните таблицу и обоснуйте
Цель
исследования
| Метод выявления путей совершенствования практики
|
| Источник накопления
информации
| Метод изучения реального процесса
|
| Степень развития
проблемы
| Метод поиска новых путей решения проблемы
Метод обработки данных эксперимента
|
| Способ обработки
и анализа данных
| Метод количественного
анализа (статистические и
нестатистические)
|
| Форма причинности
результатов
| Метод детерминизма
|
| Уровень
исследования
| Метод эмпирического
исследования
|
|
Задание 12
1. Раскройте содержание методов:
· конкретизации;
· восхождение от абстрактного к конкретному.
2. Сформулируйте на основе типовых задач задачи Вашего научного исследования:
· построение историографии научной проблемы.
· систематизация понятийно-категориального аппарата относительно исследуемого феномена.
· выбор и реализацию теоретико-методологических подходов исследования;
· выявление закономерностей и принципов реализации исследуемого феномена или разработанной конструкции.
· обоснование авторского способа решения проблемы исследования.
· проверка результативности (верификация) авторского способа решения проблемы.
3. Обоснуйте возможность проектирования вида саморазвивающейся системы применительно к объекту Вашего исследования:
· система с детерминированной самоорганизацией – тип открытой системы, которая сама способна выбирать направление изменения своей структуры в пределах задаваемых внешними условиями, а внутри себя система самоорганизуется спонтанно;
· система с управляемой самоорганизацией – тип открытой системы, где изменения структуры происходит под воздействием центрального компонента, управляющего механизма, осуществляющего выработку решений, мониторинг, коррекцию на основе известной цели;
· система как саморазвивающиеся целостности – тип открытой системы, для которой не существует однозначных направлений (программ) развития, однако каждый выбор нового направления изменения структуры является ограничением и в этот момент система становится временно целеустремленной.
Задание 13
1. Применительно к направлению Вашего исследования конкретизируйте следующие основные свойства системы:
· наличие определенной организации, что проявляется в снижении термодинамической энтропии (степени неопределенности) системы по сравнению с энтропией системноформирующих факторов, определяющих возможность создания системы (назовите эти факторы);
· существование интегративных свойств, т. е. присущих системе в целом, но не свойственных, ни одному из ее элементов в отдельности – эмерджентности (назовите эти свойства).
2. Применительно к направлению Вашего исследования актуальность — как отражение необходимости и своевременности решения исследуемой проблемы для дальнейшего развития теории и практики, характеризует противоречия, которые возникают между социальными потребностями (спросом на научные идеи и практические рекомендации) и наличными средствами их удовлетворения которые могут дать наука и практика в настоящее время.
Обоснуйте актуальность на:
· теоретико-методологическом уровне;
· методико-практическом уровне.
3. Применительно к Вашему исследованию заполните таблицу и проанализируйте на соответствие
Пункты
гипотезы
| Задачи
исследования
| Положения,
выносимые
на защиту
| Выводы
|
|
|
|
|
|
|
|
| ….
| ….
| ….
| ….
| n
| n
| n
| n
|
Задание 14
1. Обоснуйте, какие несовершенства теории послужили основанием для выбора объекта Вашего исследования.
2. Охарактеризуйте логику заключительного этапа Вашего исследования: обсуждение выводов, их представление общественности; оформление работы: отчеты, доклады, книги, диссертации, рекомендации, проекты и т. д..; внедрение результатов в практику.
3. Применительно к направлению Вашего исследования заполните таблицу и обоснуйте
Цель
исследования
| Метод теоретического
поиска
|
| Источник
накопления информации
| Метод изучения
теоретических источников
|
| Степень развития
проблемы
| Метод изучения состояния проблемы
|
| Способ обработки
и анализа данных
| Метод качественного
анализа
|
| Форма причинности
результатов
| Метод вероятности
|
| Уровень
исследования
| Метод теоретического
исследования
|
|
Задание 15
1. Раскройте сущность трансдисциплинарного подхода (В.Г. Буданов, Л.П. Киященко, В.С. Мокий, Г.В. Телегина) как метода научного исследования.
2. Перечислите и обоснуйте отличительные признаки Вашего научного исследования:
1) это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
2) это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
3) оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;
4) ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
3. Докажите, что необходимость систематизации понятийно-категориального аппарата в Вашем научном исследованиях связана с выполнением следующих методологических функций:
• дедуктивной систематизацией научного знания (выявив основные понятия, исследователь может по правилам дедукции вывести из них другие утверждения и теоретические положения, в том числе и те, которые допускают эмпирическую интерпретацию);
• объяснением и систематизацией эмпирических и теоретических знаний (описывая существенные свойства объектов, понятия интерпретируют знания, полученные в теории и на практике, тем самым, устанавливая между ними связи и систематизируя их);
• направляет развитие знания через уточнение понятий, углубление и расширение их объема.
Укажите основные понятия Вашего научного исследования.
Задание 16
1. Раскройте следующие методы построения понятийно-категориального аппарата Вашего исследования: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование.
2. Раскройте содержание следующих характеризующих признаков методов научного исследования:
· объективность (обоснованность на достоверном знании, соответствующем познавательному предмету);
· общезначимость (всеобщность, интерсубъективность, универсальность сферы применения).
3. Обоснуйте содержание теоретико-методологического пространства Вашего исследования как систему методологических подходов на двух уровнях. Запишите результаты в таблицу.
Уровень методологического анализа
| Методологические подходы
| Конкретно научный
|
| Технологический (методический)
|
|
Задание 17
1. Выделите противоречие Вашего исследования как несоответствие между должным и сущим. Структурируйте противоречие на трех уровнях:
· социально-экономическом (-управленческом, - юридическом);
· теоретико-методологическом;
· методико-практическом.
2. Раскройте Ваши результаты, полученные при моделировании:
· расширение представления о классе объектов, содержащем построенную модель (границы применимости);
· сведения об условиях дальнейшего ее использования в процессе исследования проектирования;
· оценка качества изобретения, положенного в ее основу;
· выявление преимущества построенной модели перед существующими аналогами;
· концептуальная модель результат – закономерности;
· нормативная модель результат – общие и специфические принципы и требования.
3. Раскройте возможности применения статистических методов применительно к Вашему исследованию.
Задание 18
1. Применительно к Вашему исследованию разграничьте практическую и научную проблемы Практическая проблема - это противоречие, лежащее сугубо в плоскости практической деятельности. Проблемная ситуация - это появление практических вопросов, на которые теория соответствующего объекта не может ответить в силу своей неполноты, является отражением противоречия, а следовательно движущей силой исследования.
2. Раскройте возможности применения статистических методов обработки результатов применительно к Вашему исследованию.
3. Применительно к Вашему исследованию заполните таблицу и проанализируйте на соответствие
Разделы
проблемы
исследования
| Пункты
гипотезы
| Задачи
исследования
| Положения,
выносимые
на защиту
|
|
|
|
|
|
|
|
| ….
| ….
| ….
| ….
| n
| n
| n
| n
|
Задание 19
1. Раскройте современные взгляды на проблему критериев истинности в науки.
2. Раскройте содержание следующих характеризующих признаков методов научного исследования:
· воспроизводимость (инвариантность получаемых на его основе результатов любым субъектом, в любой сходной ситуации);
· целесообразность (полная определенность и заданность принципов интеллектуального движения, осознанность применения известных способов познания в противоположность неосознанным исканиям путем проб и ошибок).
3. Применительно к направлению Вашего исследования заполните таблицу и обоснуйте
Цель
исследования
| Метод теоретического
поиска
|
| Источник
накопления информации
| Метод изучения
теоретических источников
|
| Степень развития
проблемы
| Метод изучения состояния проблемы
|
| Способ обработки
и анализа данных
| Метод качественного
анализа
|
| Форма причинности
результатов
| Метод вероятности
|
| Уровень
исследования
| Метод теоретического
исследования
|
|
Задание 20
1. Разграничьте содержание понятий практическая и научная проблемы.
2. Применительно к направлению Вашего исследования конкретизируйте следующие основные свойства системы:
· наличие определенной организации, что проявляется в снижении термодинамической энтропии (степени неопределенности) системы по сравнению с энтропией системноформирующих факторов, определяющих возможность создания системы (назовите эти факторы);
· существование интегративных свойств, т. е. присущих системе в целом, но не свойственных, ни одному из ее элементов в отдельности – эмерджентности (назовите эти свойства).
3. Применительно к Вашему исследованию заполните таблицу и проанализируйте на соответствие
Разделы
проблемы
исследования
| Задачи
исследования
| Положения,
выносимые
на защиту
| Выводы
|
|
|
|
|
|
|
|
| ….
| ….
| ….
| ….
| n
| n
| n
| n
|
Задание 21
1. Раскройте диалектику абстрактного и конкретного в научно-теоретическом исследовании.
2. Первая стадия моделирования осуществляется на основе креативного моделирования, которое включает применительно к Вашему исследованию:
- актуализацию знаний об объекте, модель которого будет построена, и опыта оперирования с ним на практике;
- выделение самых важных характеристик данного объекта, его свойств, компонентов, структурных узлов и т.д. в соответствии с целью исследования;
- синтезирование нового объекта из выделенных аспектов с учетом основных признаков оригинала, так, чтобы построенная модель сохранила его первоначальные характеристики.
3. Опишите состав Вашей магистерской диссертации:
· титульный лист;
· задание на выполнение работы;
· содержание (оглавление);
· введение;
· основной текст;
· заключение;
· список источников;
· аннотацию;
· перечень принятых терминов;
· перечень принятых сокращений;
· приложения.
Задание 22
1. Раскройте следующие методы построения понятийно-категориального аппарата Вашего исследования: абстрагирование, индукция, дедукция, классификация.
2. Охарактеризуйте логику второго этапа Вашего исследования: отбор методов - проверка гипотезы - конструирование предварительных выводов - их опробование и уточнение - построение заключительных выводов.
3. Обоснуйте содержание теоретико-методологического пространства Вашего исследования как систему методологических подходов на четырех уровнях. Запишите результаты в таблицу.
Уровень методологического анализа
| Методологические подходы
| Философский
|
| Общенаучный
|
| Конкретно научный
|
| Технологический (методический)
|
|
Задание 23
1. Выполните сравнительный анализ понятий метод и методологический подход научного исследования. Обоснуйте свою позицию.
2. Раскройте содержание следующих характеризующих признаков методов научного исследования:
· необходимость (гарантированность получения предполагаемого результата в отличие от ненаучной особенности случайного, непреднамеренного достижения поставленной цели);
· эффективность (запланированность социальной ассимиляции, использования и внедрения результатов, выявленных на основе метода).
3. Применительно к Вашему исследованию заполните таблицу и проанализируйте на соответствие
Разделы
проблемы
исследования
| Пункты
гипотезы
| Задачи
исследования
| Положения,
выносимые на защиту
| Выводы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ….
| ….
| ….
| ….
| ….
| n
| n
| n
| n
| n
|
Задание 24
1. Раскройте основные результаты Вашего исследования: актуальность, теоретическая и практическая значимость, научная новизна, достоверность полученных результатов
Новизна — общенаучный критерий, который отражает те новые знания, которые были получены ученым в ходе проводимого исследования.
Теоретическая значимость — критерий качества научного исследования, характеризующий те изменения, которые произошли или могут произойти в теории под влиянием полученных в работе результатов.
Практическая значимость — критерий качества научного исследования, характеризующий влияние полученных результатов на исследуемое явление, организацию различных видов деятельности, социальной и экономической эффективностью от внедрения научной работы в практику.
2. Раскройте следующие методы построения понятийно-категориального аппарата Вашего исследования:
· анализ,
· синтез,
· сравнение,
· абстрагирование.
3. Обоснуйте необходимость применения системы методологических подходов для формирования теоретико-методологического пространства Вашего исследования четырех уровнях. Запишите результаты в таблицу.
Уровень методологического анализа
| Методологические подходы
| Философский
|
| Общенаучный
|
| Конкретно научный
|
| Технологический (методический)
|
|
Задание 25
1.Раскройте содержание целевого изучения терминов Вашего исследования:
· выявление основных терминов и соответствующих им понятий – укажите их,
· выделение базовых терминов, выявление сложившейся практики их использования,
· фиксация всех неточностей и нелогичности терминов и их определений – укажите их.
2. Охарактеризуйте логику первого этапа Вашего исследования: актуальность – противоречие - проблема - тема - объект - предмет - научные факты - исходная концепция - ведущая идея и замысел - гипотеза - задачи исследования;
3. Обоснуйте содержание теоретико-методологического пространства Вашего исследования как систему методологических подходов на двух уровнях. Запишите результаты в таблицу.
Уровень методологического анализа
| Методологические подходы
| Философский
|
| Общенаучный
|
|
Задание 26
1. Применительно к Вашему исследованию обоснуйте применение на философском уровне методологии принципа дополнительности Н. Бора
2. Раскройте Ваши результаты, полученные при моделировании:
· расширение представления о классе объектов, содержащем построенную модель (границы применимости);
· сведения об условиях дальнейшего ее использования в процессе исследования проектирования;
· оценка качества изобретения, положенного в ее основу;
· выявление преимущества построенной модели перед существующими аналогами;
· концептуальная модель результат – закономерности;
· нормативная модель результат – общие и специфические принципы и требования.
Задание 27
1. Выполните сравнительный анализ понятий метод и методологический подход научного исследования. Обоснуйте свою позицию.
2. Поясните, в чем именно заключаются важнейшие методологические функции систематизации понятийно-категориального аппарата:
• как он обеспечил дедуктивную систематизацию научного знания;
• как способствовал объяснению и систематизации эмпирических и теоретических знаний;
• как направлял развитие знания через уточнение понятий, углубление и расширение их объема.
3. Применительно к направлению Вашего исследования заполните таблицу и обоснуйте
|